Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники налогового права




Источники налогового праваэто внешние конкретные фор­мы его выражения, т. е. правовые акты представительных и ис­полнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

Содержанием источников налогового права являются право­вые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового кон­троля и отношения, связанные с привлечением к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют опре­деленные особенности вступления в законную силу. Согласно общему правилу акт налогового законодательства может всту­пить в силу при одновременном наличии следующих двух уело-'"*" вий процедурного характера: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования; не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему на­логу. С учетом соблюдения двух названных условий в самом акте устанавливается конкретная дата вступления в законную силу.

Особые правила вступления в законную силу установлены относительно актов налогового законодательства, вводящих новые налоги или сборы. Кроме названных двух условий акты, предусматривающие введение новых налогов или сборов, долж­ны соответствовать дополнительному требованию: эти акты вступают в законную силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока со дня их официального опубликования.

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «законы, устанав­ливающие новые налоги или ухудшающие положение налогопла­тельщиков, обратной силы не имеют». Это положение получило развитие в НК РФ, согласно п. 2 ст. 5 которого акты законода­тельства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за наруше­ние налогового законодательства, устанавливающие новые обя­занности или иным образом ухудшающие положение участников налоговых правоотношений, обратной силы не имеют.

В НК РФ нашла развитие и норма ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось пра­вонарушением. Если после совершения правонарушения ответ­ственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Применительно к налоговому праву данная норма озна­чает, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняю­щие или смягчающие ответственность за нарушение законода­тельства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав субъектов налоговых правоотно­шений, имеют обратную силу. Также могут иметь обратную силу акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов или сборов, устраняющие обязанности субъектов налоговых правоотноше­ний или иным образом улучшающие их положение. Норматив­ные акты, содержащие названные нормы, приобретают обрат­ную силу только при условии прямого указания на это обстоя­тельство в самом налоговом законе. Придание закону обратной силы означает его распространение на отношения, возникшие до его вступления в законную силу.

Интересной спецификой источников налогового права, отлича­ющей налоговое законодательство от иных нормативных право­вых актов, является действие в качестве переходного закона. Переходный период налогового закона предполагает, что в слу­чае изменения налоговых норм не в пользу фискально-обязан­ных лиц, для отдельных субъектов сохраняется ранее действо­вавший правовой режим.

В правовой системе Российской Федерации, как и любого государства, особое место занимает Конституция. Высшая юри­дическая сила Конституции РФ в иерархии источников налого­вого права обусловлена свойствами Основного Закона, отлича­ющими его от актов текущего законодательства.

Конституционные нормы могут непосредственно регулиро­вать отношения налоговой сферы, но чаще всего это регулиро­вание осуществляется посредством развития конституционных основ в текущем налоговом законодательстве.

Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового права — обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57).

Конституция РФ содержит концентрированное нормативное выражение правовых начал налоговых отношений. Основной Закон не может и не должен стремиться к всеохватывающему детальному регулированию, поскольку сущность этого акта главным образом выражается в стабильности и долгосрочности. Однако сказанное не означает достаточности объема конститу­ционного регулирования налоговой деятельности.

Предназначение Конституции РФ как основного правового акта обусловливает определение ею главных задач и основных направлений налоговых отношений в государстве. Конкретиза­ция правового регулирования налогообложения осуществляется иными источниками налогового права, специализирующимися на регулировании отношений в сфере установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также отно­сительно привлечения к ответственности за совершение нало­гового правонарушения.

Посредством развития конституционных основ налогообло­жения в процессе федерального, регионального и муниципаль­ного правотворчества осуществляется совершенствование меха­низма правового регулирования налоговых отношений, реали­зуются общеправовые принципы в налоговом праве.

Структура федеральных нормативных правовых актов о на­логах и сборах включает НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.-

НК РФ занимает ведущее место в системе источников нало­гового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные феде­ральные, региональные и муниципальные нормативные право­вые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.

НК РФ является правовым актом, обобщившим ранее при­нятые законы о налогах и сборах, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения.

В настоящее время НК РФ состоит из двух частей. Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в Российской Федерации; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налого­вой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их со­вершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Вторая часть НК РФ регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.

В систему источников налогового права также входят налого­вые законы общего действия и законы о конкретных налогах. К законам общего действия относятся нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус налоговых органов, какой-либо группы налогоплательщиков или налогообложения опреде­ленного вида имущества. Необходимость принятия федеральных законов о налогах и сборах предусмотрена целым рядом статей НК РФ. Например, ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязан­ность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

К законодательным актам, на основании которых взыскива­ются налоги, предъявляются повышенные требования. Соглас­но ст. 17 НК РФ налог считается установленным только в том случае, если определены налогоплательщики и такие элементы налогообложения, как объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления нало­га; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их ис­пользования налогоплательщиком.

Нормы, регулирующие налоговые отношения, содержатся не только в специальных налоговых законах, но и в законах нена­логового характера.

Законами неналогового характера могут устанавливаться сбо­ры. Обязательным условием действительности подобных актов высту­пает соответствие их требованиям части первой НК РФ.

В систему источников налогового права федерального уров­ня входят также подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. К числу ор­ганов, наделенных правом налогового нормотворчества отно­сятся Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финан­сов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государствен­ный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ и др. РФ.

Необходимо учитывать, что не все нормативные акты органов исполнительной власти относятся к актам законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ Министер­ство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Го­сударственный таможенный комитет РФ и органы государствен­ных внебюджетных фондов наделены полномочиями по изданию приказов, инструкций и методических указаний по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами. Названные документы представляют собой акты внутриведомственного характера, по­этому обязательны для применения соответствующими структур­ными подразделениями этих органов. Объектом внутриведом­ственных нормативных актов являются не отношения, образую­щие предмет налогового права, а служебные взаимосвязи в названных органах. Приказы, инструкции и методические указа­ния не устанавливают (и не могут устанавливать) каких-либо прав или обязанностей для фискально-обязанных лиц, поэтому для частных субъектов налоговых отношений носят рекоменда­тельный характер и могут применяться только по их усмотрению.

Налоговое законодательство особо оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ при наличии хотя бы одного из сле­дующих обстоятельств:

- издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением уста­новленного порядка издания таких актов;

- отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, пла­тельщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо налоговую компетенцию налоговых органов, таможенных орга­нов, органов государственных внебюджетных фондов;

- изменяет содержание обязанностей участников налоговых отношений, объем которых установлен НК РФ;

- запрещает разрешенные НК РФ действия налогоплательщи­ков, плательщиков сборов, налоговых агентов или их предста­вителей;

- запрещает разрешенные или предписанные НК РФ действия налоговых органов, таможенных органов, органов государствен­ных внебюджетных фондов, их должностных лиц;

- разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

- изменяет установленные НК РК основания, условия, после­довательность или порядок действий участников налоговых от­ношений; 1

- изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.