КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика отдельных видов обязательного государственного страхования
Обязательное страхование может быть двух видов: обязательное в силу указания закона, но не требующее участия государства в качестве одной из сторон; обязательное в силу закона и требующее участия государства в качестве страховщика или страхователя. Первый вид страхования осуществляется посредством заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. Обязательное страхование, осуществляемое без включения в субъектный состав государства и, следовательно, не предполагающее движения бюджетных денежных средств, относится к сфере гражданско-правового регулирования. Предмет финансового права образуют правоотношения по обязательному государственному страхованию, поскольку требуют участия государства в качестве страховщика или страхователя; осуществляются посредством движения бюджетных денежных средств; в большей степени урегулированы императивными нормами, т. е. соответствуют основному методу финансового права — методу властных предписаний. Вместе с тем гражданско-правовые отношения в сфере страхования могут вызывать к жизни. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета. Денежные средства на обязательное государственное страхование выделяются федеральным органам исполнительной власти. Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных нормативных правовых актов о таком страховании либо на основании договоров, заключаемых в силу требований законодательства. В настоящее время обязательное государственное страхование достаточно часто осуществляется на основании договоров страхования, заключаемых страхователями — федеральными органами государственной власти и страховщиками — специализированными страховыми компаниями. Заключая с федеральным органом государственной власти договор страхования, страховщик тем самым принимает на себя обязательство по предоставлению застрахованным лицам (выгодоприобретателям) установленного законодательством страхового обеспечения. И хотя такое обязательство возникает из гражданско-правового договора, страховщик, осуществляя выплату страховых сумм, действует от имени государства, т. е. выполняет одновременно и публичную финансовую функцию, реализуя за счет бюджетных средств обязанности государства по социальному обеспечению, компенсации причиненного жизни и здоровью вреда и т. д. Вместе с тем принятие на себя страховщиком данной функции не освобождает государство от обязанности обеспечивать надлежащее финансирование расходов на обязательное государственное страхование. Использование в обязательном государственном страховании договора в качестве инструмента гражданско-правового регулирования не изменяет в конечном счете финансово-правовую природу прав и обязанностей, которые связывают государство и иных лиц, подлежащих обязательному страхованию за счет бюджетных средств. В процессе осуществления обязательного государственного страхования происходит распределение бюджетных денежных средств и, следовательно, возникают финансово-правовые отношения. Субъектами финансово-правовых отношении по обязательному государственному страхованию выступают страхователи -федеральные органы исполнительной власти, а также страховщики - государственные страховые или иные государственные организации. Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам по тарифам, отраженными законами или иными нормативными правовыми актами о страховании. Рассмотрим подробнее некоторые виды обязательного государственного страхования. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регулируется одноименным Федеральным законом. Объектами данного вида страхования выступают жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц. Страхователями по обязательному государственному страхованию военнослужащих и приравненных к ним лиц являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, военные сба-ры, а также иные виды деятельности, требующие наличия предусмотренного субъектного состава. Страховщиками по обязательному государственному страхованию военнослужащих и приравненных к ним лиц могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление данного вида финансовой деятельности и заключившие со страхователями соответствующие договоры. Данный вид страхования осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям из государственных бюджетов. Государством установлен особый порядок лицензирования деятельности страховщиков, осуществляющих страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц. Во-первых, лицензии на осуществление обязательного государственного страхования выдаются страховым организациям федеральным органом по надзору за страховой деятельностью при условии их соответствия установленным законодательством РФ требованиям по защите государственной тайны. Во-вторых, к деятельности по обязательному государственному страхованию допускаются страховые организации, уставный капитал которых сформирован без участия иностранных инвестиций и которые имеют практический опыт работы в области личного страхования не менее одного года и показатели финансовой надежности, установленные федеральным органом по надзору за страховой деятельностью, гарантирующие финансовую обеспеченность взятых на ответственность страховых обязательств. Кроме установления повышенных требований к организационным и финансовым условиям страховщика государством РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции предусмотрены повышенные меры контроля за их деятельностью. Дополнительный контроль за деятельностью страховщиков осуществляется наблюдательными советами (комитетами), состоящими из полномочных представителей страхователей и страховщиков. Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц являются: гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии); досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Размеры страховых сумм военнослужащим и приравненным к ним в обязательном государственном страховании лицам, а в случае их гибели (смерти) — выгодоприобретателям определяются исходя из окладов месячного денежного содержания этих военнослужащих и приравненных к ним лиц, включающих в себя месячные оклады по занимаемой должности и месячные оклады по воинскому (специальному) званию. При этом военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, размеры страховых сумм определяются исходя из минимального месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада по воинскому званию, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. При исчислении страховых сумм учитываются оклады месячного денежного содержания, установленные на день выплаты страховых сумм. Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, — 25 окладов каждому выгодоприобретателю; в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов: инвалиду I группы — 75 окладов; инвалиду II группы — 50 окладов; инвалиду III группы — 25 окладов. Если в период прохождения службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения со службы, после окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы вследствие указанных причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между количеством окладов, причитающихся по вновь установленной группе инвалидности, и количеством окладов, причитающихся по прежней группе инвалидности; в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого увечья — 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — пять окладов; в случае досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, — 5 окладов. Обязательное государственное медицинское страхование установлено Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Согласно указанному Закону РФ медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Относительно неработающего населения страхователями при обязательном медицинском страховании выступают органы исполнительной власти субъектов РФ. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования образованы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Особенностью правового регулирования обязательного медицинского страхования является его реализация в форме договора. Договор медицинского страхования представляет собой соглашение между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым организация обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованным лицам медицинской помощи или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования. Публично-правовой характер финансовых правоотношений по обязательному государственному медицинскому страхованию предполагает, что субъекты данного вида страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством РФ. Обязательное государственное страхование судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов предусмотрено Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», федеральными законами от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». За счет средств федерального бюджета подлежат обязательному государственному страхованию жизнь и здоровье судьи, народного заседателя, присяжного заседателя, судебного исполнителя, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, сотрудника федерального органа государственной охраны, сотрудника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Если субъектом РФ образованы иные не входящие в систему общегосударственного контроля контролирующие органы, то жизнь и здоровье сотрудников этих органов подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств соответствующих региональных бюджетов. Жизнь и здоровье судей, а также должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов подлежат обязательному государственному страхованию в сумме, равной 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы застрахованного лица. Страховые суммы выплачиваются органами государственного страхования в случаях: гибели (смерти) застрахованного лица в период работы (службы) либо после увольнения, ухода или удаления в отставку, если она наступила вследствие причинения судье, должностным лицам правоохранительных или контролирующих органов телесных повреждений или иного вреда их здоровью в связи с их служебной деятельностью; причинения судье, должностным лицам правоохранительных или контролирующих органов в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью. Страховая сумма по данному случаю равна 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы лица, здоровью которого был причинен вред; причинения судье, должностным лицам правоохранительных или контролирующих органов в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью. В подобной ситуации страховая сумма выплачивается в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы лица, здоровью которого был причинен вред. Если телесные повреждения или иной вред здоровью, причиненные судье, сотрудникам правоохранительных или контролирующих органов повлекли невозможность заниматься далее профессиональной деятельностью, им ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между их среднемесячной заработной платой и назначенной им в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. В случае гибели (смерти) застрахованных по данному виду страхования лиц, вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью в связи с их служебной деятельностью нетрудоспособным членам их семей выплачивается ежемесячная компенсация. Этот вид страхового возмещения рассчитывается как разница между приходившейся на долю погибшего застрахованного лица частью заработной платы и назначенной его иждивенцам пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Данное правило обязательного государственного страхования распространяется в том числе и на судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов, которые были уволены, ушли или были удалены в отставку. Кроме обязательного государственного страхования жизни и здоровья рассматриваемых лиц государство защищает принадлежащее им имущество. Согласно действующему страховому законодательству ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судьям, должностным лицам правоохранительных или контролирующих органов или членам их семей, подлежит возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду. Гарантией целевого использования бюджетных денежных средств, выделенных на обязательное государственное страхование, в законодательстве перечислены обстоятельства, наличие которых препятствует застрахованным лицам получить возмещение из государственных фондов. Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций является приговор ил», постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) судьи, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которым установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью застрахованного лица. Обязательное государственное страхование сотрудников внешней разведки установлено и регулируется Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке». За счет средств федерального бюджета подлежат обязательному государственному страхованию все сотрудники кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации. Страховая выплата установлена в размере 15-кратного денежного содержания сотрудника внешней разведки. В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью сотрудника органа внешней разведки или здоровью члена его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности. В случае утраты сотрудником внешней разведки или членом его семьи трудоспособности ему выплачивается единовременное пособие, размер которого зависит от степени потери трудоспособности и может достигать пределов от годового до семилетнего содержания. Аналогичный порядок обязательного государственного страхования установлен для лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации. Страховая защита лица, оказывающего конфиденциальное содействие органам внешней разведки, но являющегося гражданином Российской Федерации, устанавливается Президентом РФ. Обязательное государственное страхование должностных лиц таможенных органов предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и детально регламентировано Инструкцией о порядке проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета РФ от 20 августа 1997 г. № 5032. Объектом обязательного государственного страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем и трудоспособностью сотрудников таможенных органов. Данный вид страхования осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые выделяются в законодательно установленном порядке Государственному таможенному комитету РФ. Страховщиком выступает государство в лице Военно-страховой компании. Выплата страховых сумм должностным лицам таможенных органов производится в случаях: гибели (смерти) застрахованного в период службы в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из них вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, полученных при исполнении должностных обязанностей, — в размере 12,5-кратного годового денежного довольствия на день возникновения страхового случая; получения застрахованным лицом инвалидности в связи с исполнением должностных обязанностей в период службы либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов Российской Федерации на день подачи документов для освидетельствования в учреждения государственной медико-социальной экспертизы: инвалиду I группы — в размере 7,5-кратного годового денежного довольствия; инвалиду II группы — в размере 5-кратного годового денежного довольствия; инвалиду III группы — в размере 2,5-кратного годового денежного довольствия; получения застрахованным лицом в связи с исполнением должностных обязанностей на день получения телесного повреждения: тяжкого — в размере годового денежного довольствия; менее тяжкого — в размере полугодового денежного довольствия. Страховая сумма по данному виду страхования выплачивается независимо от выплат по другим видам страхования и выплат в порядке возмещения вреда. Военно-страховая компания производит выплату страховых сумм не позднее 15 банковских дней со дня получения всех необходимых документов, подтверждающих факт страхового случая и его связь с исполнением должностных обязанностей. Гарантией целевого расходования государственных денежных средств является установленный перечень обстоятельств, при наличии которых страховые суммы не выплачиваются: нахождение застрахованного вне расположения таможенного органа Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных страховым законодательством; совершение застрахованным деяний, направленных на возникновение страхового случая; добровольное приведение застрахованным себя в состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения; совершение застрахованным предусмотренного уголовным законодательством общественно опасного деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда, если это деяние находится в прямой причинной связи со страховым случаем; самоубийство или покушение сотрудника таможенного органа на самоубийство, если указанные действия не были вызваны доведением застрахованного до самоубийства. Противоправность действий сотрудника таможенного органа устанавливается на основании решения суда или органа, проводившего расследование по данному случаю. Самостоятельным видом обязательного государственного страхования выступает обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данный способ защиты имущественных интересов установлен Федеральным законом от 24 июля 1998 г № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»' с последующими изменениями. Объектом обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица: выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Требования обязательного страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний распространяются на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если какие-либо ограничения не предусмотрены федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Страхователем по данному виду государственной защиты имущественных интересов может быть любое юридическое лицо (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории России и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховщиком выступает Фонд социального страхования РФ, специально образованный для выполнения данного направления финансовой деятельности государства. Правовой статус страховщика по рассматриваемому виду обязательного государственного страхования имеет ряд законодательно установленных ограничений, обусловленных публичным характером финансовых отношений в сфере государственной страховой деятельности. Так, Фонд социального страхования РФ обязан осуществлять необходимые меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая формирование резервов средств на осуществление указанного вида социального страхования. Деятельность страховщика подвергается более строгому финансовому контролю со стороны государства. Государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда социального страхования РФ осуществляется Счетной палатой РФ, а в части использования ассигнований из федерального бюджета дополнительно контролируется Министерством финансов РФ. Кроме государственного финансового контроля деятельность Фонда социального страхования РФ не реже одного раза в год проверяется специализированной аудиторской организацией, имеющей лицензию на аудит страховых организаций. Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования РФ отдельными строками. Названные денежные средства являются федеральной собственностью и не подлежат изъятию. Особенностью обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является процесс установления страховых тарифов. Страховые тарифы устанавливаются ежегодно федеральным законом, проект которого обязано подготовить Правительство РФ и внести его на рассмотрение в Государственную Думу. По отдельным видам обязательного страхования государство вступает в финансовые правоотношения не в качестве страховщика, а в качестве страхователя. Так, в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»2 с последующими изменениями при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваются за счет средств федерального бюджета. Страховщиком по данному виду обязательного страхования может быть только страховая организация, имеющая лицензию на проведение страхования урожая сельскохозяйственных культур. В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв, который формируется за счет отчислений от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур. В целях защиты средств федерального бюджета, направляемых в качестве страховых взносов в страховые организации, законодательством установлено, что страховщики, осуществляющие страхование сельскохозяйственных культур с участием средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рисков по этому виду страхования. При этом доля рисков, подлежащая перестрахованию, устанавливается в императивном порядке Правительством РФ. Компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая выделяется из бюджетных средств в виде субсидий. Главным распорядителем выделяемых на эти цели средств федерального бюджета является Министерство сельского хозяйства РФ. Неиспользованные субсидии подлежат возврату в федеральный бюджет. Контроль за правильностью исчисления субсидий осуществляют исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.
Тема 9 «Правовое обеспечение рынка ценных бумаг»
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |