КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Государственное управление в Республике Казахстан и административное право
Государственное управление в Республике Казахстан и административное право План 4.1 Понятие. Предмет и задачи системы государственного управления. 4.2 Структура системы государственного управления. 4.3 Понятие, предмет, метод, система административного права РК. 4.4 Административное правонарушение. 4.5 Административная ответственность 4.1 Государству принадлежит особое место в системе целенаправленного, организующего и регулирующего воздействия на общественные процессы. Как ведущий субъект социального управления, государство выступает единственной универсальной организацией политической власти в обществе, охватывающей все население страны в пределах определенной территории. Государство несет властную силу, способную обеспечить реализацию поставленных целей, организацию общественной жизни, регулирование поведение людей в обществе. Государственное управление имеет целенаправленный характер и обеспечивает решение специфических задач. Цель государственного управления состоит в повседневном исполнении, претворении в жизнь Конституции, законов, указов Президента и других нормативных правовых актов. Государственная власть управляет обществом при помощи системы органов. Важнейшие из них органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Государственное управление выражает интересы всего общества, обеспечивает координацию развития всех отраслей управления. Для выполнения управленческих функций создается специальный аппарат, осуществляющий от имени государства управление в обществе. Задачи, стоящие перед государственными органами, определяют содержание работы этих органов. Через государственное управление реализуются внутренние и внешние функции государства. Принципы государственного управления - это основополагающие руководящие начала, выражающие сущность и внутреннюю согласованность структурных элементов государственного управления. Выделяют конституционные принципы (единство государственной власти и управления, законность, приоритет прав, свобод законных интересов граждан перед интересами государства, равноправие граждан на участие в государственном управлении и др.); отраслевые (отражают специфические особенности управления в отдельных отраслях экономики, социальной сферы, политического строительства). Функции государственного управления тесно связаны с функциями государства и выражают способы, а также организационные формы их осуществления. К ним относятся такие функции, как организация системы управления; планирование (прогнозирование, программирование); кадровое обеспечение; регулирование; контроль. Формы государственного управления - внешнее проявление сущности и характера деятельности органов государства в соответствующей сфере общественной практики. Их принято делить на правовые и неправовые. Орган государственного управления - это звено государственного аппарата, функционально осуществляющее на основе и во исполнение законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность. Правовое положение органов государственного управления регулируется: Конституцией Республики Казахстан, законами, указами, регулирующими те или иные сферы деятельности, подзаконные акты. 33.Государственная служба ее принципы, правовой статус государственных служащих в Республике Казахстан. Надежность, результативность деятельности любого государственного органа во многом зависят от рабочих в нем людей – государственных служащих. Практически компетенция каждого органа государства реализуются в действиях его работников. Поэтому люди, работающие в органах государственного управления, являются государственные служащими, а выполняемая ими работа есть государственная служба. Согласно закону РК «О государственной службе» от 23 июля 1999г. Государственная служба – деятельность государственных служащих по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. Вообще же государственная служба является видом социальной деятельности людей, органически связана с государством, оказывает важную роль в жизни нашего общества. Детальное рассмотрение понятия государственной службы в собственном смысле слова позволяет точнее уяснить ее характер как деятельности непроизводительной и отграничить от других форм деятельности людей. Таким образом, государственная служба представляет собой самостоятельный вид трудовой деятельности людей в рамках государства. Она урегулирована нормами права, осуществляется на профессиональной основе, за вознаграждение, работниками государственных органов в целях реализации задач и функций государства. Государственная служба базируется как на общих принципах организации деятельности государства, так и на специальных принципах, определяющих ее содержание. Ст.3 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. Закрепляет следующие принципы государственной службы: ¾ законность; ¾ казахстанский патриотизм; ¾ единство системы государственной службы, независимо от разделения государственной службы, независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви; ¾ приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства; ¾ общедоступность, то есть равное право граждан республики на доступ к государственной службе и продвижение по государственной службе, в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой; ¾ добровольность поступления граждан на государственную службу; ¾ профессионализм и компетентность государственных служащих; ¾ равная оплата труда за выполнение равнозначной работы; ¾ обязательность исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и служащих нижестоящих государственных органов; ¾ подконтрольность и подотчетность государственных служащих; ¾ учет общественного мнения и гласность, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; ¾ правовая и социальная защищенность государственных служащих; ¾ поощрение государственных служащих за добросовестное, инициативное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности; ¾ личная ответственность за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих полномочий; ¾ непрерывность повышения квалификации государственных служащих. Государственный служащий – гражданин РК, занимающий в установленном законодательном порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства. Статья 7 Закона определяет их правовой статус, согласно которому, политические государственные служащие занимают политические должности. К политическим относятся должности, занимаемые политическими государственными служащими: ¾ назначаемые Президентом РК, их заместители; ¾ назначаемые и избираемые палатами Парламента РК и Председателями палат Парламента, их заместители; ¾ являющие представители Президента и Правительства в соответствии с Конституцией; ¾ возглавляющие (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители. 4.2 По характеру компетенции органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и внутриотраслевой компетенции. Органы общей компетенции осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности, обеспечивают экономическое, социально-культурное развитие (акиматы областей, городов, районов, сельских округов). Органы отраслевой компетенции осуществляют свои функции в отношении порученных им сфер отраслевой деятельности, например, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан. Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления, например, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (территориальные органы министерств). Система органов государственного управления, как правило, строится применительно к административно - территориальному делению страны и с учетом некоторых других факторов и обстоятельств. Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти РК - Правительство РК. Центральные исполнительные органы РК - министерства, агентства, комитеты (например, Комитет национальной безопасности), центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства (например, Национальная комиссия по ценным бумагам). Местные исполнительные органы - акиматы областей, городов, районов, сельских округов, а также органы непосредственного управления объединениями, учреждениями, организациями (администрация предприятий, учреждений организаций). Высшим исполнительным органом Республики Казахстан является Правительство. В соответствии с Конституцией РК, Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом РК, а также подотчетно Парламенту. Правительство образуется Президентом Республики. В состав Правительства входят члены Правительства: Премьер-министр, его заместители, министры и иные должностные лица республики. Премьер-министр назначается Президентом РК с согласия Парламента. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту РК Премьер-министром республики в десятидневный срок после его назначения. Порядок деятельности Правительства определяется Конституционным Законом РК «О Правительстве РК» от 18.12.95 г. Правительство РК наделяется полномочиями, отнесенными к компетенции исполнительной власти. Это - разработка основных направлений социально-экономической политики, безопасности; обеспечение общественного порядка, обороноспособности; руководство центральными и местными исполнительными органами; подготовка и представление Парламенту республиканского бюджета, обеспечение его исполнения и отчет об этом; управление государственной собственностью; внесение в Мажилис проектов законов и обеспечение их выполнения; выработка мер по проведению внешней политики. Правительство издает постановления. Министерство является центральным исполнительным органом республики, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством межотраслевую координацию (например, Министерство государственных доходов). В структуре министерства образуются департаменты, главные управления (управления), комитеты, которые осуществляют непосредственное управление порученными сферами деятельности министерства. Агентство - центральный исполнительный орган РК, не входящий в состав Правительства. Оно образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики по предложению Премьер-министра Республики. Агентство осуществляет руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции (например, Агентство РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Агентство РК по инвестициям и т.д.). Государственная служба характеризует исполнительную власть с внутренней стороны. Согласно Закону РК «О государственной службе» от 23.07.1999г. государственная служба - это деятельность граждан в государственных органах, направленная на осуществление государственного управления. Государственная служба в РК основывается на принципах законности; казахстанского патриотизма; приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства; профессионализма и компетентности государственных служащих и т.д. Государственный служащий - это гражданин РК, занимающий оплачиваемую из государственного бюджета должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства. Выделяют такие категории государственных служащих, как служащие, занимающие политические, административные должности, а также служащие милитаризированной и гражданской службы. Поступление на государственную службу осуществляется в формах назначения, избрания, конкурса. Основания прекращения государственной службы подразделяются на общие, предусмотренные законодательством о труде, и дополнительные, установленные ст.ст. 26,27 Закона РК «О государственной службе». 4.3 Самостоятельной отраслью в системе казахстанского права является административное право. В самой общей форме можно сказать, что административное право - управленческое право. Оно реализует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, и обслуживает сферу государственного и муниципального управления. Оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права РК. Административное право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления, в ходе формирования структур исполнительной власти, установления их компетенции, определения обязанностей, прав и ответственности государственных служащих, а также при осуществлении охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан. Административные правоотношения - это общественные отношения в сфере государственного управления. Их субъектами являются органы государственного управления и местного самоуправления, государственные служащие, предприятия, учреждения, организации, граждане, иностранцы, лица без гражданства. Особенности административных правоотношений состоят в том, что это всегда властеотношения (отсутствует юридическое равенство сторон), в них всегда присутствует государственный интерес (поскольку они складываются в сфере государственного управления). Административные правоотношения можно классифицировать по таким критериям как: 1) по составу участников: а) внутриаппаратные, б) внеаппаратные; 2) в зависимости от характера юридической связи между сторонами: а) вертикальные (каждая из сторон имеет властные полномочия, но объем их не одинаков), б) горизонтальные (предшествуют вертикальным, в них стороны юридически равноправны). Административное правонарушение - это правонарушение, посягающее на установленный порядок государственного управления или общественный порядок, государственную или частную собственность, права и свободы граждан, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Состав административного правонарушения - это совокупность элементов, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. Его образуют следующие элементы: 1 объект - то, на что направлено посягательство, общественные отношения в сфере государственного управления, охраняемые законом; 2) объективная сторона - акт внешнего поведения, действие или бездействие, его последствия, а также причинная связь между деянием и наступившими последствиями; 3) субъект - физическое лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста, а также юридические лица; 4) субъективная сторона - психическое отношение нарушителя к содеянному, вина в форме умысла или неосторожности. Административная ответственность является формой юридической ответственности за совершенное административное правонарушение. Устанавливается как законом, так и подзаконными актами. За совершение административного правонарушения предусмотрены административные взыскания, применение которых не влечет таких последствий как судимость или увольнение. Основанием применения мер административной ответственности является факт совершения правонарушения (наличие всех признаков состава правонарушения). Статья 45 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусматривает следующие виды административных взысканий: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предметов, явившихся орудиями или непосредственными объектами административного правонарушения, а также доходов, денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения; лишение специального права; лишение лицензии, специального квалификационного аттестата (свидетельства) либо приостановление его (ее) действия на определенный вид деятельности, либо совершения определенных действий; приостановление либо запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения; административный арест; административное выдворение за пределы РК иностранцев и лиц без гражданства. Применение любого из указанных взысканий означает привлечение лица к административной ответственности, имеющей последствия в течение одного года, после чего гражданин считается не привлекавшимся к административной ответственности. Кроме мер административных взысканий законом предусмотрена возможность применения мер административно-правового воздействия во внесудебном порядке, в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Например, проверка знаний правил дорожного движения и принудительные меры медицинского характера. Меры административного принуждения проявляются в деятельности исполнительных органов и должностных лиц, с целью охраны общественного порядка, обеспечения интересов общественной безопасности, прав и интересов граждан. Среди них выделяют административно-предупредительные меры, административно - пресекательные и административно - восстановительные меры.
Рекомендуемая литература 1. Государственная служба в Республике Казахстан. Алматы: Юрист, 2004. 2. Жетписбаев Б.А. Административная ответственность в Республике Казахстан. Учеб. пособие, Алматы: Жеты жаргы, 2000. 3. Зеркин, Д.П. Основы теории государственного управления: курс лекций / Д,П. Зеркин, В. Г. Игнатов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. 4.. Кодекс РК «Об административных правонарушениях» от 30.01.2001. 5. Таранов А.А. Административное право Республики Казахстан, Академичекий курс, Каз. Гос. Юрид. Академимя, Алматы: Норма, 2002. 6. Татарян А.А. Казахстанское административное право, учеб. Пособие, Алматы, 1997. 7. Уваров В.Н. Теория государственного управления. Уч. пособие, Алматы: КазГЮА, 2001.
Контрольные задания для СРС (о.- 1,10,14; д. - 11,12,36,38,41,55,56) 1. Государственное управление в РК. 2. Правовые основы государственной службы. 3. Административная ответственность и основные виды административных взысканий.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |