Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности прохождения гос. службы в системе правоохранительных органов




Правовое положение федеральных министерств.

Фед министерства является фед органом исполнит власти, осуществляющем функции:

1) по выработке гос политике

2) Министерства на основании и исполнении К РФ, фед законов, актов президента и правительства РФ самостоятельно осуществляют по регулирование в установленной сфере деятельности

3) министерства по вопросам совой компетенции вносит президенту и правительству РФ проекты законодательных и иных НПА

4) министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в eго ведении фед служб и агентств

5) возглавляется входящим в состав Правительства РФ министром Российской Федерации (федеральный министр);

6)в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ;

7)осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов

36. Система гос. службы РФ: понятие виды, принципы, регулирование

Деление государственной службы на виды обусловлено федеративным устройством РФ, принципом разделения властей, особенностями отраслей и сфер государственной деятельности.

В соответствии с принципом федерализма различаются:

• а) федеральная государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации (п. "т" ст. 71 Конституции РФ);

• б) государственная служба субъектов РФ, находящаяся в их ведении (см. п. 3 ст. 2 Закона об основах государственной службы).

В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся лишь кадры судебных и правоохранительных органов (кстати, судьи не являются лицами, замещающими государственные должности государственной службы со всеми вытекающими из этого последствиями, в частности, на них не распространяется действие Закона об основах государственной службы).

Актом, специально посвященным регламентации основных вопросов федеральной государственной службы, является Закон об основах государственной службы. Однако правовая основа федеральной государственной службы не ограничивается только этим законом. Она осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законодательными и иными правовыми актами. Более того, закон не подменяет во всем ранее изданные правовые акты, регулирующие государственную службу в федеральных органах государственной власти ряда специализированных отраслей и сфер управления. В соответствии с этим законом могут приниматься федеральные законы, устанавливающие особенности государственной службы в отдельных государственных органах.

Законом об основах государственной службы регламентируется широкий круг вопросов, связанных с организацией федеральной службы, ее прохождением, социальной защитой государственных служащих и т. д.

Как отмечалось, Конституция РФ в прямой форме не затрагивает вопроса о государственной службе в субъектах РФ. Но, относя к ведению РФ лишь федеральную службу, тем самым предрешает, что государственная служба в субъектах находится в их ведении. Однако, во-первых, вопросы государственной службы не во всех субъектах РФ получили специальную регламентацию, подобно федеральной государственной службе; во-вторых, государственная служба здесь осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными правовыми актами; в-третьих, отдельные вопросы государственной службы в субъектах РФ регламентируются их конституциями и иными правовыми актами; в-четвертых, Конституция РФ не исключает издания федеральными органами актов по вопросам государственной службы в субъектах РФ. Например, на государственных служащих субъектов РФ распространяется, за установленными исключениями, действие трудового законодательства, находящегося, как известно, в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В таком же ведении находится установление общих принципов организации органов государственной власти, которому могут сопутствовать вопросы государственной службы в соответствующих органах.

Закон РФ об основах государственной службы является, в сущности, "стержневым", ибо содержит по определенным вопросам нормы, которые обязаны соблюдаться при регламентации и функционировании государственной службы также в субъектах РФ. Например, понятие служащего, квалификационные требования к нему, ограничения при прохождении им государственной службы и т. д.

Следовательно, решение кадровых вопросов относится не только к правоохранительным органам, о чем имеется прямое указание в Конституции РФ, но и к другим органам субъектов РФ.

Однако, с точки зрения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий, по общему правилу, государственная служба субъектов РФ находится в их ведении.

В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей. За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, которая также является государственной. Но вопрос о принадлежности органов прокуратуры к той или иной власти остается проблематичным. Включение статей о прокуратуре в главу Конституции РФ "Судебная власть" является механическим, то есть не имеющим концептуальной основы.

Государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. В специальном смысле к государственной относится служба в различных специализированных отраслях и сферах - военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных, налоговых органах, налоговой полиции и др. Характерным для регулирования этих и подобных им видов службы является то, что оно обычно является системным, охватывающим службу в органах всех уровней или отрасли (сферы) в целом.

 

Закон об основах государственной службы закрепляет следующие принципы:

1. Верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

4. Разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

Равного доступа к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Требования к кандидату на государственную должность обусловливаются характером должностных обязанностей.

6. Обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством.

Однако государственный служащий не должен безоговорочно выполнять незаконные акты вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. На этот счет Законом об основах государственной службы установлены правила, которыми он должен руководствоваться. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом: а) своему непосредственному руководителю; б) руководителю, издавшему распоряжение и в) вышестоящему руководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие - руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

7. Единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.

8. Гласности в осуществлении государственной службы.

9. Профессионализма и компетентности государственных служащих.

Ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

11. Внепартийности государственной службы. В системе государственной службы не допускается создание организаций политических партий и движений. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей не связаны решениями общественных объединений и обязаны руководствоваться законодательством.

12. Отделения религиозных объединений от государства. На служебную деятельность государственных служащих не могут влиять религиозные объединения, ибо они отделены от государства.

13. Социальной защищенности государственных служащих. Им гарантируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и т. д. Государственным служащим на отдельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообложению, оплате транспорта, жилья и др.

14. Стабильности кадров государственной службы. Положение государственного служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, необоснованных организационных импровизаций.

В числе принципов государственной службы не оказалось принципа законности. Его не могут подменить те принципы, которые сформулированы в контексте законности, выражая ее отдельные требования (например, о верховенстве Конституции РФ, обязательности решений вышестоящих органов для государственных служащих). Между тем принцип законности является универсальным, он не должен иметь для кого-либо каких-либо исключений. Органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы, а также подзаконные акты, изданные в пределах компетенции и в соответствии с законодательством.

37. Понятие, виды и правовое положение государственных служащих (обязанности, права и ответственность, запреты и ограничения).Государственный служащий: понятие, виды

Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.

Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:

а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе; б) деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер; в) служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности - правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить; г) осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством; д) законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы; е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на служебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавливаются нормативными актами; ж) предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности; з) для них предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

В целом содержание правового положения государственных служащих характеризуется их:

а) общегражданскими правами и обязанностями; б) обязанностями и правами по занимаемой государственной должности государственной службы.

Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения возможны с их согласия. Например, государственные служащие, замещающие государственные должности, не могут заниматься предпринимательской деятельностью: у гражданина есть выбор - быть государственным служащим или заниматься предпринимательской деятельностью.

Служебные обязанности и права предоставляются государственным служащим для успешного осуществления служебной деятельности по занимаемой государственной должности.

Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.

В свою очередь общие служебные права и обязанности могут быть подразделены на две подгруппы.

Первую составляют обязанности и права, относящиеся к существу служебной деятельности. Например, добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения служебных обязанностей.

Вторую подгруппу составляют служебные права и обязанности, сопутствующие статусу государственных служащих. Так, они обязаны не совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государственной службы; имеют право знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного дела, требовать приобщения к личному делу своих объяснений. Обязанности и права этой подгруппы не влияют на содержание служебной деятельности.

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав. Установлена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ); за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоинство.

Прохождение - один из аспектов службы, которая, кроме того, включает ее осуществление, систему подбора, подготовки кадров, материальное обеспечение и др. В действующем законодательстве под прохождением государственной службы понимается система юридических фактов, порождающих издание индивидуальных актов субъектами исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего. Прохождение - динамика служебного статуса лица, занимающего государственную должность, его карьера.

Основные элементы прохождения службы, образующие ее содержание: 1) поступление (прием) на государственную службу; 2) аттестация и повышение квалификации; 3) присвоение чинов (персональных званий, разрядов, дипломатических рангов и т. д.); 4) перевод на другую должность; 5) поощрение; 6) привлечение к ответственности; 7) прекращение службы.

Прохождение государственной службы отражается в личном деле служащего, которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа строевого подразделения. При переводе лица на новое место службы дело передается туда. Ведение нескольких личных дел на одного государственного служащего, сбор и внесение в личное дело сведений о его политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.

Указом Президента Российской Федерации о порядке ведения личных дел от 1 июня 1998 г. установлен перечень документов, которые приобщаются к личному делу служащего. Это:

а) заявление о согласии на замещение государственной должности Российской Федерации или о вступлении на федеральную государстаенную службу...

б) копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы...;

в) медицинское заключение установленной формы;

г) копии решений о назначении лица на государственную должность Российской Федерации или государственную должность федеральной государственной службы, об освобождении лица от замещаемой должности, а также о переводе лица на другую должность;

д) сведения о доходах лица, замещающего государственную должность Российской Федерации и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности;

е) справка о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации или государственной должности федеральной государственной службы...;

ж) данные об ознакомлении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность федеральной государственной службы, с документами его личного дела...

з) копии решений о присвоении лицу квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания);

и) копии решений о поощрении федерального государственного служащего, а также копии решений о наложении на него дисциплинарного взыскании до его снятия или отмены.

Кроме того, в личном деле могут находиться материалы проверок и некоторые иные документы.

Кадровая служба государственной организации обязана обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в личных делах, а также ознакомление служащих с документами их личных дел не реже одного раза в год, а также по их просьбе.

Личные дела хранятся кадровой службой в течение 10 лет со дня прекращения лицом государственной службы.

В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах.

В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службы выделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники милиции, ФСБ и т. д.).

В зависимости от групп должностей различают:1) высшие должности гражданской службы;2) главные должности гражданской службы;3) ведущие должности гражданской службы;4) старшие должности гражданской службы;5) младшие должности гражданской службы.

В зависимости от характера осуществляемых функций служащие могут быть руководителями, специалистами, техническими исполнителями.

В зависимости от обладания полномочиями государственно-властного характера существуют представители власти, должностные лица, технические исполнители.

Элементы административно-правового статуса государственного служащего: 1) права; 2) обязанности; 3) ограничения, связанные с государственной службой.

38. Гос. гражданская служба РФ: понятие, принципы, регулирование.

Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Виды государственной службы: государственная гражданская, военная, правоохранительная.

Государственная гражданская служба РФ (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ – должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Категории должностей:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Принципы гражданской службы:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Прохождение государственной службы – это система взаимосвязанных, взаимообусловленных юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственных служебных отношений.

Элементы прохождения государственной службы:1) поступление на государственную гражданскую службу;

2) аттестация государственных служащих и перемещение по службе;3) поощрение и льготы государственных служащих; 4) юридическая ответственность государственных служащих;5) прекращение государственной службы.

Поступление на государственную службу

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должностям государственной службы (гражданской службы) в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ; 8) представления заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; 9) непредставления установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Документы, предоставляемые на государственную гражданскую службу:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненная и подписанная анкета установленной формы;

3) паспорт;

4) трудовая книжка, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Испытание при поступлении на государственную гражданскую службу не устанавливается:

1) для беременных женщин – гражданских служащих; 2) для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

4) для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с ликвидацией или реорганизацией государственного органа, или сокращения должностей гражданской службы;

5) в иных случаях, предусмотренных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.