Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место административного права в системе права РФ




Являясь неотъемлемой частью системы российского права, административное право тесно связано с другими его отраслями. Прежде всего, оно близко примыкает к государственному праву, источником которого является Конституция, определяет основы деятельности всех органов государства, в том числе и органов государственного управления.

Тесно соприкасается административное право с гражданским правом. Обе отрасти права нередко связаны с регулированием имущественных отношений, нуждающихся в административно-правовом обеспечении. Вместе с тем, если имущественные отношения, регулируемые административным правом, являются, как правило, отношениями власти и подчинения, то для участников гражданско-правового имущественного отношения характерно равенство сторон.

Административное право тесно связано с трудовым правом. Обе отрасли регулируют общественные трудовые отношения. Однако, если административное право регулирует отношения, связанные с организацией и прохождением государственной службы, муниципальной службы, то трудовое право - отношения в сфере производственной деятельности, труд рабочих и служащих.

Взаимосвязано административное право и с уголовным правом - нормы уголовного права применяются в целях борьбы с общественно опасными деяниями - преступлениями, и наказанием преступников, а нормы административного права - с менее опасными проступками - административными правонарушениями.

Также административное право связано с земельным, финансовым и другими отраслями права (например, регулирует отношения в бюджетной сфере, в сфере управления финансами, кредитами и т.п.).

 

Нормы административного права Формы (способы) реализации норм

Любая отрасль права состоит из юридических норм, являющихся их организованной совокупностью. Первичным, основополагающим элементом административного права являются административно-правовые нормы.

Административно-правовые нормы - это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере реализации административной власти, рассчитанные на неоднократное применение и использование определенным кругом субъектов, реализация которых при неисполнении обеспечивается административным принуждением.

Особенности норм административного права:

1. В большинстве своем носят императивный характер;

2. Не содержат классической «триады» в своей структуре. Любая норма должна содержать правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы). Также в структуру включается санкция, но это применимо только к нормам, регулирующим ответственность за правонарушения.

3. По общему правилу должны быть закреплены в источниках административного права, но содержатся также в источниках других отраслей права.

Формы (способы) реализации норм:

1. Исполнение - активная деятельность по выполнению;

2. Соблюдение - воздержание от неправомерных действий (бездействие);

3. Использование - субъект сам решает исполнить или нет;

4. Применение - юридически властный акт органа государственного управления, должностное лицо. Действие компетентного лица по поводу закрепленной уже административно-правовой нормы и переноса ее на конкретный субъект.

Виды административно-правовых норм

По целевому назначению:

· регулятивные - содержащие правила нормальной деятельности;

· охранительные - призваны обеспечить защиту, охрану отношений.

По содержанию:

· материальные - определяют права и обязанности субъектов правоотношений;

· процессуальные - закрепляют порядок процедуры реализации прав и осуществление обязанностей.

По методу воздействия на субъектов правоотношений:

· обязывающие (предписывающие);

· запрещающие;

· управомочивающие (дозволительные);

· поощрительные.

По территориальным пределам действия:

· федеральные;

· субъектов РФ;

· муниципальных образований;

· локальные (в пределах одной организации).

По юридической силе:

· законодательные;

· подзаконные.

По уровню обобщенности правила, закрепленного в норме:

· общие;

· специальные (приоритет отдается специальным нормам, когда они имеют одинаковую юридическую силу).

По субъектам (адресатам):

· внеаппаратные;

· внутриаппаратные.

По сроку действия:

· бессрочные (постоянные);

· срочные (временные) - установлен срок действия.

Источники административного права

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм.

Источниками административного права являются акты государственных органов, их должностных лиц, иных субъектов административной власти, обладающих надлежащими полномочиями, в которых содержатся административно-правовые нормы. Важнейшей особенностью отрасли является их разнообразие и множественность, а также отсутствие (за исключением КоАП РФ) кодифицированных источников. Источники права должны быть определенным, надлежащим образом оформлены и имеют статус официальных документов.

Признаки источника:

· это правовая форма;

· это государственно - официальные способы выражения обязательных предписаний;

· это официальное закрепление норм административного права;

· это придание правилам поведения общеобязательного легитимного характера;

· это инкорпорационные и кодификационные предписания;

· это предписания компетентных субъектов.

Классификация источников

По содержанию:

· чистые (КоАП РФ);

· смешанные - в которых соседствуют нормы административного права и других отраслей права.

По территориальным пределам действия:

· общероссийские (федеральные);

· субъектов РФ;

· муниципальные;

· локальные.

По субъектам, их издающих:

· субъектов законодательной власти;

· Президента РФ;

· субъектов исполнительной власти;

· субъектов судебной власти;

· иных государственных органов;

· субъектов местного самоуправления;

· субъектов с делегированными полномочиями.

Система источников административного права:

1. Конституция РФ.

2. Законодательные акты, принимаемые на двух уровнях: федеральном (федеральные конституционные законы и федеральные законы) и на уровне субъекта РФ (Конституции, Уставы субъектов РФ, законы субъектов Федерации).

3. Нормативные Указы Президента РФ.

4. Нормативные Постановления Правительства РФ.

5. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, а также ранее принятые акты комитетов, комиссий, служб и т.п.).

6. Нормативные акты глав исполнительной власти субъектов РФ (высших должностных лиц субъектов РФ).

7. Нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ (Правительств, Администраций и т.п.).

8. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

9. Акты судебной власти (постановления и определения Конституционного суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ).

10. Акты СССР (не отмененные и применяемые в части, не противоречащей законодательству РФ).

11. Нормативные акты органов местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

12. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 15 Конституции РФ - указывает на то, что международно-правовые договоры и нормы международного права включаются в правовую систему РФ и в случае коллизий устанавливается приоритет норм международного права).

13. Локальные акты (акты руководителей различных социальных структур внутриорганизационного характера).

Структура административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения - урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации административной власти.

Они являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому обладают всеми общими признаками (носят общественный характер и основаны на законе).

Но есть и свои особенности:

* это организационные отношения;

* субъекты данных отношений, как правило, заранее определены нормами административного права;

* в этих отношениях одна из сторон всегда субъект административной власти;

· обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства, с государственным и муниципальным управлением;

· обязанности и права сторон четко и жестко установлены нормами права;

· возникают, изменяются или прекращаются в строго очерченных границах управленческой деятельности;

· данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон (как властной, так и подвластной);

· в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель (деликвент) несет ответственность перед государством;

· разрешение споров между сторонами происходит альтернативно (как в административном, так и в судебном порядке);

Структура административно-правовых отношений

Под структурой административного правоотношения следует понимать способ, форму внутренней взаимосвязи элементов, образующих содержание данного, конкретного юридического отношения. Структура показывает как, каким образом связаны между собой те субъективные права и обязанности, из которых состоит данное административное правоотношение.

Элементы:

* субъекты – участники, которых правовая норма наделяет правами и обязанностями;

* объекты - то, по поводу чего возникают отношения;

* юридические факты, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей образующих содержание правоотношения.

Объект административных правоотношений (две точки зрения):

1. Единственный объект любого правоотношения – волевое, сознательное поведение, действие участников.

2. Различают:

* объекты имущественных правоотношений (предметы материального мира);

* объекты неимущественных отношений (действие, поведение людей).

Следует учитывать наличие прямого (непосредственного) объекта и более отдаленного объекта управления. Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяние. А через его поведение оказывается влияние на процессы, на материальные предметы, информацию и т.д.

Субъектом правоотношений является участник общественных отношений, которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Обладает двумя признаками:

1. Социальным - участвует в общественных отношениях в качестве обособленного, персонифицированного субъекта;

2. Юридическим - способность быть носителем прав и обязанностей, участвовать в конкретных правоотношениях.

В административном праве выделяют две группы субъектов: индивидуальные субъекты и коллективные.

Субъекты в административных правоотношениях делятся на:

1. Действующие в публичных интересах (государственные органы, их должностные лица, ОМС, муниципальные служащие и т.п.).

2. Преследующие частные интересы (физические лица).

Основания возникновения, изменения и прекращения административного правоотношения

Основания возникновения, изменения и прекращения административного правоотношения - комплекс различных по содержанию взаимосвязанных юридических явлений, взаимодействие которых влечет за собой развитие (динамику) административных правоотношений.

Различают три категории оснований динамики административно-правовых связей:

1. Нормативные основания - соответствующие нормы права, регулирующие данный вид общественных отношений.

2. Правосубъектные основания - определяют способность лица к участию в том или ином виде административно-правовых отношений.

3. Юридико-фактические основания - определенные факты реальной действительности, с наличием которых правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей правосубъектного лица.

Первые два основания обычно предполагаются (предпосылки), а юридико-фактические основания - собственно основания возникновения, изменения или прекращения соответствующих административных правоотношений.

Юридический факт - факт реальной действительности, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Виды юридического факта:

· правообразующий;

· правоизменяющий;

· правопрекращающий.

Юридические факты по содержанию делятся на:

1. Юридические события - это явления, развитие которых происходит независимо от воли человека.

Выделяют две группы:

· абсолютные события - явления, которые как в своем возникновении, так и в последующем развитии не имеют непосредственной связи с волевой деятельностью человека (землетрясение, пожар от удара молнии, течение времени и др.).

· относительные - возникают в результате деятельности человека, но протекают (развиваются) независимо от этих действий, а иногда вопреки его воли (пожар от непотушенной сигареты).

Юридические события приобретают правовое значение потому, что с их наличием закон связывает определенные юридические последствия.

2. Юридические действия - это волевые действия субъекта, с которыми закон связывает определенные правовые последствия.

По характеру различают правомерные и неправомерные юридические действия.

Правомерны е - действия, которые соответствуют требованиям закона, не противоречат ему.

Неправомерные - действия, которые нарушают действующие правовые предписания (это дисциплинарные или административные правонарушения). К числу неправомерных относится и бездействие (например, непринятие мер по обеспечению охраны общественного порядка).

Для административного права характерно и наличие широко круга актов, как формы юридических действий.

Юридический акт - правомочное юридическое действие, направленное на возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений.

Индивидуальные юридические акты административно-правового характера - приказ о назначении на должность - возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Виды административно-правовых отношений

Существует значительное разнообразие административных правоотношений.

В зависимости от целей:

· регулятивные;

· охранительные (деликтные - связанные с правонарушениями).

По содержанию:

· материальные;

· процессуальные.

По составу участников (по кругу субъектов):

· внутриаппаратные;

· внеаппаратные (субъект управленческих связей взаимодействует с гражданами, с негосударственными предприятиями, государственными учреждениями и т.п.).

Взаимодействия участников между собой:

· субординационные (прямое подчинение);

· координационные (нет прямой зависимости, есть подчинение третьему лицу).

· реординационные (нижестоящие уровни осуществляют управление вышестоящими).

По юридическому характеру взаимодействия их участников:

1. Вертикальные - возникают между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них равенства сторон. Осуществление в их рамках прямого управляющего воздействия и приоритет юридически выраженной воли одной стороны.

2. Горизонтальные - те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны (связаны с административным договором). Для них характерно юридическое равенство сторон. Совместные акты министерств и ведомств.

Тема 5: Субъекты административного права
Коллективные субъекты

Это организованные, обособленные группы людей, наделенные правами вступать в отношения с другими субъектами персонифицировано, как единое целое.

Основные черты:

· наличие общего интереса;

· функционально дифференцирован;

· действует на законном основании;

· имеет собственный механизм управления;

· определены роли каждого.

 

Коллективное образование в административно-правовых отношениях с одной стороны действует от своего имени, на него возлагаются обязанности, ему предоставляются права, а с другой стороны обезличивает конкретных людей. Изменения в личном составе не влияют на правовой статус субъекта и на его правовое положение.

По форме собственности и принадлежности к определенной системе делятся на:

· государственные;

· общественные;

· религиозные;

· иные (арендные, акционерные, смешанные, иностранные).

 

В группе самостоятельных организаций по целям деятельности и особенностям правового статуса различают:

· государственные органы;

· предприятия;

· учреждения;

· иные организации.

 

По аналогии среди общественных и религиозных можно различить:

· самостоятельные организации;

· органы сложных (объединений) организационных структур.

 

В зависимости от системы организационной самостоятельности и вытекающих обязанностей выделяют 3 класса:

· организации;

· структурные подразделения организации;

· трудовые и административные коллективы.

Функциональная дифференциальная деятельность - важный признак организации. Объединяется деятельность групп, возникших внутри организации в связи с общностью выполнения задач. Есть: управленческие (бухгалтерские) и производственные по территории отдельной связи.

Структурные подразделения - это элемент организации, выполняющий определенную часть ее дел. Это организованная группа людей, между которыми распределены обязанности.

Признаки структурных подразделений:

· назначаемый руководитель;

· собственно коллектив

· юридический акт, на основании которого оно создано.

Трудовые и административные коллективы наделены государством административной правосубъектностью, которой обладают и в других отраслях права.

Особенности:

1. Трудовой и административный коллектив призваны выражать и защищать интересы всех его членов.

2. В трудовом коллективе нет иерархических связей, все члены равны.

3. Создаются на основе официального признания и не требую т регистрации.

Тема 5: Субъекты административного права
Административно-правовой статус государственных и муниципальных коллективных субъектов

Содержание административно-правового статуса государственных и муниципальных коллективных субъектов.

Первая особенность административной правосубъектности состоит в том, что она закрепляет различие в правовом положении субъектов, одновременно являясь общеустановленной для всех.

Вторая особенность в том, что существует связь с управленческой деятельностью с участием в ней в качестве субъекта или объекта управления. Для коллективных образований административного права, правосубъектность носит первичный характер, так как легализация данной организации при ее регистрации является предпосылкой для возникновения у этих коллективов различных видов правосубъектности.

 

В административно-правовом статусе коллективных субъектов выделяют три основных блока:

1. Целевой - цели, задачи, функции, закрепленные юридически, ради чего он создается. Все задачи, которые ставятся перед государственным коллективным субъектом делятся на три группы:

· производственные задачи;

· экономико-экологические задачи;

· социальные задачи.

2. Структурно-организационный - это сложная самостоятельная система и в нее входят:

· нормативное регулирование порядка образования, реорганизации и до ликвидации;

· нормативное регулирование их подчиненности;

· нормативное регулирование установления и изменения их организационных структур;

· нормативное регулирование права на организационное самоопределение;

· нормативное регулирование процедур деятельности;

· нормативное регулирование права на официальные символы.

3. Компетенционный блок - является частью административно-правового статуса коллективных субъектов и состоит из совокупности властных полномочий относительно определенных предметов ведения (это полномочия в определенной сфере управления).

Элементы компетенции:

1. Права и обязанности связанные с осуществлением власти с участием в управленческих отношениях, в том числе право издавать определенные акты.

2. Подведомственность - это правовое закрепление круга объектов, предметов дел, на которые распространяется властные полномочия данного коллектива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.