КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место административного права в системе права РФ
Являясь неотъемлемой частью системы российского права, административное право тесно связано с другими его отраслями. Прежде всего, оно близко примыкает к государственному праву, источником которого является Конституция, определяет основы деятельности всех органов государства, в том числе и органов государственного управления. Тесно соприкасается административное право с гражданским правом. Обе отрасти права нередко связаны с регулированием имущественных отношений, нуждающихся в административно-правовом обеспечении. Вместе с тем, если имущественные отношения, регулируемые административным правом, являются, как правило, отношениями власти и подчинения, то для участников гражданско-правового имущественного отношения характерно равенство сторон. Административное право тесно связано с трудовым правом. Обе отрасли регулируют общественные трудовые отношения. Однако, если административное право регулирует отношения, связанные с организацией и прохождением государственной службы, муниципальной службы, то трудовое право - отношения в сфере производственной деятельности, труд рабочих и служащих. Взаимосвязано административное право и с уголовным правом - нормы уголовного права применяются в целях борьбы с общественно опасными деяниями - преступлениями, и наказанием преступников, а нормы административного права - с менее опасными проступками - административными правонарушениями. Также административное право связано с земельным, финансовым и другими отраслями права (например, регулирует отношения в бюджетной сфере, в сфере управления финансами, кредитами и т.п.).
Нормы административного права Формы (способы) реализации норм
Любая отрасль права состоит из юридических норм, являющихся их организованной совокупностью. Первичным, основополагающим элементом административного права являются административно-правовые нормы. Административно-правовые нормы - это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере реализации административной власти, рассчитанные на неоднократное применение и использование определенным кругом субъектов, реализация которых при неисполнении обеспечивается административным принуждением. Особенности норм административного права: 1. В большинстве своем носят императивный характер; 2. Не содержат классической «триады» в своей структуре. Любая норма должна содержать правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы). Также в структуру включается санкция, но это применимо только к нормам, регулирующим ответственность за правонарушения. 3. По общему правилу должны быть закреплены в источниках административного права, но содержатся также в источниках других отраслей права. Формы (способы) реализации норм: 1. Исполнение - активная деятельность по выполнению; 2. Соблюдение - воздержание от неправомерных действий (бездействие); 3. Использование - субъект сам решает исполнить или нет; 4. Применение - юридически властный акт органа государственного управления, должностное лицо. Действие компетентного лица по поводу закрепленной уже административно-правовой нормы и переноса ее на конкретный субъект. Виды административно-правовых норм По целевому назначению: · регулятивные - содержащие правила нормальной деятельности; · охранительные - призваны обеспечить защиту, охрану отношений. По содержанию: · материальные - определяют права и обязанности субъектов правоотношений; · процессуальные - закрепляют порядок процедуры реализации прав и осуществление обязанностей.
По методу воздействия на субъектов правоотношений: · обязывающие (предписывающие); · запрещающие; · управомочивающие (дозволительные); · поощрительные. По территориальным пределам действия: · федеральные; · субъектов РФ; · муниципальных образований; · локальные (в пределах одной организации). По юридической силе: · законодательные; · подзаконные. По уровню обобщенности правила, закрепленного в норме: · общие; · специальные (приоритет отдается специальным нормам, когда они имеют одинаковую юридическую силу). По субъектам (адресатам): · внеаппаратные; · внутриаппаратные. По сроку действия: · бессрочные (постоянные); · срочные (временные) - установлен срок действия. Источники административного права Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. Источниками административного права являются акты государственных органов, их должностных лиц, иных субъектов административной власти, обладающих надлежащими полномочиями, в которых содержатся административно-правовые нормы. Важнейшей особенностью отрасли является их разнообразие и множественность, а также отсутствие (за исключением КоАП РФ) кодифицированных источников. Источники права должны быть определенным, надлежащим образом оформлены и имеют статус официальных документов. Признаки источника: · это правовая форма; · это государственно - официальные способы выражения обязательных предписаний; · это официальное закрепление норм административного права; · это придание правилам поведения общеобязательного легитимного характера; · это инкорпорационные и кодификационные предписания; · это предписания компетентных субъектов. Классификация источников По содержанию: · чистые (КоАП РФ); · смешанные - в которых соседствуют нормы административного права и других отраслей права. По территориальным пределам действия: · общероссийские (федеральные); · субъектов РФ; · муниципальные; · локальные. По субъектам, их издающих: · субъектов законодательной власти; · Президента РФ; · субъектов исполнительной власти; · субъектов судебной власти;
· иных государственных органов; · субъектов местного самоуправления; · субъектов с делегированными полномочиями. Система источников административного права: 1. Конституция РФ. 2. Законодательные акты, принимаемые на двух уровнях: федеральном (федеральные конституционные законы и федеральные законы) и на уровне субъекта РФ (Конституции, Уставы субъектов РФ, законы субъектов Федерации). 3. Нормативные Указы Президента РФ. 4. Нормативные Постановления Правительства РФ. 5. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, а также ранее принятые акты комитетов, комиссий, служб и т.п.). 6. Нормативные акты глав исполнительной власти субъектов РФ (высших должностных лиц субъектов РФ). 7. Нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ (Правительств, Администраций и т.п.). 8. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ. 9. Акты судебной власти (постановления и определения Конституционного суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ). 10. Акты СССР (не отмененные и применяемые в части, не противоречащей законодательству РФ). 11. Нормативные акты органов местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями (ст. 132 Конституции РФ). 12. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 15 Конституции РФ - указывает на то, что международно-правовые договоры и нормы международного права включаются в правовую систему РФ и в случае коллизий устанавливается приоритет норм международного права). 13. Локальные акты (акты руководителей различных социальных структур внутриорганизационного характера). Структура административно-правовых отношений Административно-правовые отношения - урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации административной власти. Они являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому обладают всеми общими признаками (носят общественный характер и основаны на законе).
Но есть и свои особенности: * это организационные отношения; * субъекты данных отношений, как правило, заранее определены нормами административного права; * в этих отношениях одна из сторон всегда субъект административной власти; · обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства, с государственным и муниципальным управлением; · обязанности и права сторон четко и жестко установлены нормами права; · возникают, изменяются или прекращаются в строго очерченных границах управленческой деятельности; · данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон (как властной, так и подвластной); · в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель (деликвент) несет ответственность перед государством; · разрешение споров между сторонами происходит альтернативно (как в административном, так и в судебном порядке); Структура административно-правовых отношений Под структурой административного правоотношения следует понимать способ, форму внутренней взаимосвязи элементов, образующих содержание данного, конкретного юридического отношения. Структура показывает как, каким образом связаны между собой те субъективные права и обязанности, из которых состоит данное административное правоотношение. Элементы: * субъекты – участники, которых правовая норма наделяет правами и обязанностями; * объекты - то, по поводу чего возникают отношения; * юридические факты, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей образующих содержание правоотношения. Объект административных правоотношений (две точки зрения): 1. Единственный объект любого правоотношения – волевое, сознательное поведение, действие участников. 2. Различают: * объекты имущественных правоотношений (предметы материального мира); * объекты неимущественных отношений (действие, поведение людей). Следует учитывать наличие прямого (непосредственного) объекта и более отдаленного объекта управления. Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяние. А через его поведение оказывается влияние на процессы, на материальные предметы, информацию и т.д. Субъектом правоотношений является участник общественных отношений, которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Обладает двумя признаками: 1. Социальным - участвует в общественных отношениях в качестве обособленного, персонифицированного субъекта; 2. Юридическим - способность быть носителем прав и обязанностей, участвовать в конкретных правоотношениях. В административном праве выделяют две группы субъектов: индивидуальные субъекты и коллективные. Субъекты в административных правоотношениях делятся на: 1. Действующие в публичных интересах (государственные органы, их должностные лица, ОМС, муниципальные служащие и т.п.). 2. Преследующие частные интересы (физические лица). Основания возникновения, изменения и прекращения административного правоотношения Основания возникновения, изменения и прекращения административного правоотношения - комплекс различных по содержанию взаимосвязанных юридических явлений, взаимодействие которых влечет за собой развитие (динамику) административных правоотношений. Различают три категории оснований динамики административно-правовых связей: 1. Нормативные основания - соответствующие нормы права, регулирующие данный вид общественных отношений. 2. Правосубъектные основания - определяют способность лица к участию в том или ином виде административно-правовых отношений. 3. Юридико-фактические основания - определенные факты реальной действительности, с наличием которых правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей правосубъектного лица. Первые два основания обычно предполагаются (предпосылки), а юридико-фактические основания - собственно основания возникновения, изменения или прекращения соответствующих административных правоотношений. Юридический факт - факт реальной действительности, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Виды юридического факта: · правообразующий; · правоизменяющий; · правопрекращающий. Юридические факты по содержанию делятся на: 1. Юридические события - это явления, развитие которых происходит независимо от воли человека. Выделяют две группы: · абсолютные события - явления, которые как в своем возникновении, так и в последующем развитии не имеют непосредственной связи с волевой деятельностью человека (землетрясение, пожар от удара молнии, течение времени и др.). · относительные - возникают в результате деятельности человека, но протекают (развиваются) независимо от этих действий, а иногда вопреки его воли (пожар от непотушенной сигареты). Юридические события приобретают правовое значение потому, что с их наличием закон связывает определенные юридические последствия. 2. Юридические действия - это волевые действия субъекта, с которыми закон связывает определенные правовые последствия. По характеру различают правомерные и неправомерные юридические действия. Правомерны е - действия, которые соответствуют требованиям закона, не противоречат ему. Неправомерные - действия, которые нарушают действующие правовые предписания (это дисциплинарные или административные правонарушения). К числу неправомерных относится и бездействие (например, непринятие мер по обеспечению охраны общественного порядка). Для административного права характерно и наличие широко круга актов, как формы юридических действий. Юридический акт - правомочное юридическое действие, направленное на возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. Индивидуальные юридические акты административно-правового характера - приказ о назначении на должность - возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых. Виды административно-правовых отношений Существует значительное разнообразие административных правоотношений. В зависимости от целей: · регулятивные; · охранительные (деликтные - связанные с правонарушениями). По содержанию: · материальные; · процессуальные. По составу участников (по кругу субъектов): · внутриаппаратные; · внеаппаратные (субъект управленческих связей взаимодействует с гражданами, с негосударственными предприятиями, государственными учреждениями и т.п.). Взаимодействия участников между собой: · субординационные (прямое подчинение); · координационные (нет прямой зависимости, есть подчинение третьему лицу). · реординационные (нижестоящие уровни осуществляют управление вышестоящими). По юридическому характеру взаимодействия их участников: 1. Вертикальные - возникают между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них равенства сторон. Осуществление в их рамках прямого управляющего воздействия и приоритет юридически выраженной воли одной стороны. 2. Горизонтальные - те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны (связаны с административным договором). Для них характерно юридическое равенство сторон. Совместные акты министерств и ведомств. Тема 5: Субъекты административного права Это организованные, обособленные группы людей, наделенные правами вступать в отношения с другими субъектами персонифицировано, как единое целое. Основные черты: · наличие общего интереса; · функционально дифференцирован; · действует на законном основании; · имеет собственный механизм управления; · определены роли каждого.
Коллективное образование в административно-правовых отношениях с одной стороны действует от своего имени, на него возлагаются обязанности, ему предоставляются права, а с другой стороны обезличивает конкретных людей. Изменения в личном составе не влияют на правовой статус субъекта и на его правовое положение. По форме собственности и принадлежности к определенной системе делятся на: · государственные; · общественные; · религиозные; · иные (арендные, акционерные, смешанные, иностранные).
В группе самостоятельных организаций по целям деятельности и особенностям правового статуса различают: · государственные органы; · предприятия; · учреждения; · иные организации.
По аналогии среди общественных и религиозных можно различить: · самостоятельные организации; · органы сложных (объединений) организационных структур.
В зависимости от системы организационной самостоятельности и вытекающих обязанностей выделяют 3 класса: · организации; · структурные подразделения организации; · трудовые и административные коллективы. Функциональная дифференциальная деятельность - важный признак организации. Объединяется деятельность групп, возникших внутри организации в связи с общностью выполнения задач. Есть: управленческие (бухгалтерские) и производственные по территории отдельной связи. Структурные подразделения - это элемент организации, выполняющий определенную часть ее дел. Это организованная группа людей, между которыми распределены обязанности. Признаки структурных подразделений: · назначаемый руководитель; · собственно коллектив · юридический акт, на основании которого оно создано. Трудовые и административные коллективы наделены государством административной правосубъектностью, которой обладают и в других отраслях права. Особенности: 1. Трудовой и административный коллектив призваны выражать и защищать интересы всех его членов. 2. В трудовом коллективе нет иерархических связей, все члены равны. 3. Создаются на основе официального признания и не требую т регистрации. Тема 5: Субъекты административного права Содержание административно-правового статуса государственных и муниципальных коллективных субъектов. Первая особенность административной правосубъектности состоит в том, что она закрепляет различие в правовом положении субъектов, одновременно являясь общеустановленной для всех. Вторая особенность в том, что существует связь с управленческой деятельностью с участием в ней в качестве субъекта или объекта управления. Для коллективных образований административного права, правосубъектность носит первичный характер, так как легализация данной организации при ее регистрации является предпосылкой для возникновения у этих коллективов различных видов правосубъектности.
В административно-правовом статусе коллективных субъектов выделяют три основных блока: 1. Целевой - цели, задачи, функции, закрепленные юридически, ради чего он создается. Все задачи, которые ставятся перед государственным коллективным субъектом делятся на три группы: · производственные задачи; · экономико-экологические задачи; · социальные задачи. 2. Структурно-организационный - это сложная самостоятельная система и в нее входят: · нормативное регулирование порядка образования, реорганизации и до ликвидации; · нормативное регулирование их подчиненности; · нормативное регулирование установления и изменения их организационных структур; · нормативное регулирование права на организационное самоопределение; · нормативное регулирование процедур деятельности; · нормативное регулирование права на официальные символы. 3. Компетенционный блок - является частью административно-правового статуса коллективных субъектов и состоит из совокупности властных полномочий относительно определенных предметов ведения (это полномочия в определенной сфере управления). Элементы компетенции: 1. Права и обязанности связанные с осуществлением власти с участием в управленческих отношениях, в том числе право издавать определенные акты. 2. Подведомственность - это правовое закрепление круга объектов, предметов дел, на которые распространяется властные полномочия данного коллектива.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |