Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет исследования





Объект — определенная реальность (а также ее различные стороны, характеристики и отношения), на которую направлено исследование.

Определяя объект исследования необходимо ответить на вопрос «Что исследуется? Какой процесс или явление?».

Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Так, объект психологического исследования - это определенная психологическая реальность, на которую направлена познавательная деятельность исследователя. Объект педагогического исследования очевидно находится в рамках целенаправленного учебно-воспитательного процесса.

Объект исследования может изучаться под различными углами зрения. Разработка программы исследования как раз и направлена на фиксацию определенного угла зрения, под которым может рассматриваться объект. При выполнении конкретной научной работы выделяют определенные стороны, свойства, характеристики, особенности объекта, которые представляют интерес в плане изучения данной проблемы. Иными словами, выделяется предмет исследования.

Например,

- тема исследования «Психодрама как средство формирования коммуникативных умений у подростков», объект сформулирован как «коммуникативный опыт подростков»;

- тема «Развитие ценностных ориентаций у старшеклассников». Объект – «нравственное воспитание старших школьников»;

- тема «Проект как средство развития познавательного интереса у старшеклассников на уроках мнформатики». Объект – процесс развития познавательного интереса у учащихся.

- тема «Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению». Объект исследования – «профессиональное самоопределение школьников»

Резюмируя сказанное, для избежание дальнейших возможных ошибок по трактовке понятия «объект исследования» устанавливаем его определение - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Объектом в пед.исследованиях являются:

учебно-воспитательный процесс;

учебно-организационный процесс;

управленческий процесс.

Эти процессы могут быть в дошкольном учреждении, школе, ВУЗе …и т.д.

 

Предмет — это свойства, стороны, отношения, особенности, процессы объекта, которые выделяются для изучения.

Предмет исследования его можно сформулировать следующим образом: «Как рассматривается объект, какие отношения, свойства, функции объекта раскрывает данное исследование?».

В одном и том же объекте может быть выделено множество предметов исследования. Однако точное определение предмета исследования означает и установление границы поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленении и объединения в одну систему.



Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать все, притом новое об объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношений.

Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что находится в границах объекта.

Необходимо отметить, что именно предмет определяет тему исследования.

Например,

- в работе «Психодрама как средство формирования коммуникативных умений у подростков» объектом исследования является «коммуникативный опыт подростков», предметом - «процесс развития коммуникативных умений у учащихся ** класса средствами психодрамы»;

- тема исследования «Развитие творческой активности младших школьников средствами игровой технологии». Объект исследования – развитие творческой активности школьников в учебно-воспитательном процессе. Предмет исследования – процесс развития творческой активности младших школьников в игровой технологии;

- Объект – творческая активность учащихся. Предмет – развитие творческой активности старшеклассников средствами учебно-исследовательской работы.

Итак, «предмет исследования» - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет определяет тему исследования (формулировки практически совпадают).

Предметом могут выступать:

1. прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса и управления образовательным учреждением;

2. содержание образования;

3. формы и методы педагогической деятельности;

4. диагностика учебно-воспитательного процесса;

5. пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания;

6. характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и учащимися;

7. особенности и тенденции развития педагогической науки и практики.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1750; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.