КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретическая и практическая значимость
Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Теоретическая значимость — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Чаще всего Теоретическая значимость сводится к так называемому элементу новизны. Элементы новизны могут присутствовать как в теоретических положениях (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.), так и в практических результатах (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т.д.) и отражает возможные перспективы использования полученных результатов для дальнейшей работы, для решения других проблем. Следует отметить, что, когда речь идет о курсовой или дипломной работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих научных работ новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведенная работа может представлять собой моделирование известных в науке (обществе) решений. Когда же речь идет о кандидатской диссертации, требование получения нового знания для общества является обязательным. Что может составить новизну дипломного или курсового исследования? 1. Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его благодаря этому в научно установленный факт. Например, феномен Розы Кулешовой и эксперимент А.Н.Леонтьева по формированию неспецифической цветовой чувствительности. Феномен Розы Кулешовой заключается в том, что, по свидетельству очевидцев, она могла пальцами рук читать печатный текст. А.Н.Леонтьев решил проверить эти свидетельства экспериментальным путем. 2.Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале. В данном случае новое знание получают за счет особенностей экспериментальной выборки испытуемых, на которой проводится исследование особенностей, например, этнических, социокультурных, профессиональных, возрастных. 3.Переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике. 4.Изучение известного в науке психического явления более совершенными методами. Например, переход при измерении времени реакции от одной десятой к одной сотой доле секунды благоприятен для получения новых результатов. 5.Сопоставление, сравнительный анализ протекания психических процессов. Например, непроизвольного, произвольного внимания, памяти у нормальных и психически больных людей, волевых процессов у наркоманов и алкоголиков. 6.Измененные условия протекания психического процесса. Например, мышление в условиях невесомости и обычных условиях. Примеры. 1.Теоретическая значимость исследования «Исследовательское обучение одаренных подростков» определена следующим образом: «Полученные результаты расширяют представления о процессах организации образовательной деятельности одаренных детей». 2. Теоретическая значимость исследования «Особенности эмоциональных состояний креативных детей» определена следующим образом: Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: - Установлено соответствие между классами эмоциональных явлений и сферой потребностей личности. - Выделены критерии построения методики диагностики состояния эмоциональной сферы для детей первого и второго периодов детства. - Определены особенности эмоциональной сферы детей с различным уровнем креативности".
Практическая значимость исследования – обоснование того, где и как могут быть использованы материалы работы: в решении на их основе той или иной практической задачи; в проведении дальнейших научных исследовании; в использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов, в школьной практике…. Практическая значимость работы может состоять в разработке системы коррекционной работы, программы формирования какого-либо качества, методики диагностики отдельных качеств, свойств, состояний, в разработке психолого-педагогических рекомендаций и т.д. Описывая практическую значимость исследования, необходимо обозначить раздел практической деятельности, в котором полезно применить результат исследования для исправления конкретного недостатка. Например, «Разработанная и апробированная программа развития общеучебных умений учащихся может быть использована учителями общеобразовательных школ для коррекции неуспеваемости младших школьников». «Разработанные автором рекомендации по эффективному использованию игровой педагогической технологии могут быть использованы в практике работы учителей начальной школы» Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практике общеобразовательной школы»
Практическая значимость результатов исследований зависит от · числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедрения (район, область, страна); · степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершающий); · предполагаемого социально-экономического эффекта от внедрения.
Ее можно классифицировать по уровням: 1. Практическая значимость исследования очень высокая: а) результаты исследования важны для всей области дидактики, теории и воспитания, школоведения и других областей; б) в результатах исследования заинтересованы очень широкие круги потребителей; в) масштаб внедрения общегосударственный; г) внедрение полученных результатов в практику экономически целесообразно; д) результаты исследования готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебники, предписания к деятельности учителя. 2. Практическая значимость исследования низкая: а) результаты исследования важны для решения второстепенны частнометодических вопросов; б) в результатах исследования не представляют интереса для большинства пользователей; в) масштаб внедрения – отдельные школы, классы; г) внедрение полученных результатов в практику экономически нецелесообразно; д) результаты исследования не готовы к внедрению.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 46603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |