КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Слайд 3
СТОЛКНОВЕНИЕ ТЕПЛОХОДА «ПЕТР ВАСЕВ» С ПАССАЖИРСКИМ ПАРОХОДОМ «АДМИРАЛ НАХИМОВ» В ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 г. неподалеку от Новороссийска столкнулись два судна Черноморского пароходства: теплоход «Петр Васев» и пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». Имея огромную пробоину в правом борту, «Адмирал Нахимов» в считанные минуты получил большой крен и затонул. Погибли 423 человека - пассажиров и экипажа. Пароход «Адмирал Нахимов», вместимостью 17053 рег.т, пассажировместимостью 1096 человек, был построен в 1925 г. в Германии. В 1957 г. судно было капитально отремонтировано на верфях ГДР. С тех пор оно неоднократно проходило ремонты и до-кования, последний раз - в январе-апреле 1986 г., и имело документы на годность к плаванию до конца 1986 г. Пароход был оборудован и оснащен в соответствии с требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море и других международных документов. Командовал судном капитан дальнего плавания, имевший 20-летний капитанский опыт. Следует упомянуть и о втором помощнике капитана парохода «Адмирал Нахимов», на чьей вахте разворачивались трагические события и кто внес свой весьма заметный негативный вклад в создание аварийной ситуации. Второй помощник, ровесник капитана, почти четверть века проплавал помощником капитана, в основном на пассажирских судах, в том числе 6 лет на пароходе «Адмирал Нахимов». Во время катастрофы он погиб. Но без анализа его действий, предшествовавших столкновению, картина событий была бы не полной. «Адмирал Нахимов» с 884 пассажирами и 346 членами экипажа в 22ч 00мин вышел из Новороссийска в Сочи. В то же время на подходе к Новороссийску находился теплоход «Петр Васев», следовавший из Канады с грузом ячменя 28638 т. «Петр Васев» - балкер валовой вместимостью 18604 рег.т, построенный в 1981 г. в Японии, был оборудован современными средствами судовождения, в том числе системой автоматической радиолокационной прокладки (САРП), оснащен в соответствии с международными требованиями. Судно находилось в хорошем техническом состоянии. Командовал судном капитан дальнего плавания, имевший четырехлетний капитанский стаж. Пройдя Пенайские банки, пароход «Адмирал Нахимов» лег на курс 160°, следуя 12-узловым ходом. В это же время теплоход «Петр Васев» следовал курсом 36° полным маневренным ходом 11,5 уз. Следовательно, суда сближались на пересекающихся курсах так, что «Адмирал Нахимов», имевший теплоход «Петр Васев» на своей правой стороне, должен был уступить ему дорогу. Но капитан через своих помощников и береговой пост регулирования движения договорился о том, что теплоход «Петр Васев» пропустит пароход «Адмирал Нахимов», уступит ему дорогу. Когда суда впервые связались между собой по радиотелефону, они находились одно от другого в расстоянии более 7 миль и сближались со скоростью примерно 20 уз. Незадолго до этого капитан парохода «Адмирал Нахимов», проинструктировав вахтенного помощника, покинул мостик и ушел к себе в каюту. Такая беспечность опытного капитана не может не вызвать недоумения. Нельзя было уходить с мостика. Тем не менее за последние 25 мин., до самого момента столкновения, капитан ни разу не вышел на мостик, не поинтересовался развитием ситуации сближения. Второй помощник тем временем, неоднократно вызывал теплоход «Петр Васев», требуя подтверждения, что тот уступит дорогу «Адмиралу Нахимову». За 7 минут до столкновения, когда дистанция между судами сократилась до 2 миль, он, получив очередное согласие теплохода «Петр Васев» уступить дорогу, но видя его бездействие и быстрое сближение, повернул на 5° влево, через 1 мин — ещё на 5° влево и ешё через 2 мин - на 10° влево («от опасности»), т.е. сделал то, что Правилами МППСС рекомендовано не делать («...Следует избегать ряда последовательных небольших изменений курса и/или скорости»). Если бы он, перестав надеяться на противозаконную привилегию, в любой из моментов, даже в последний наиболее неблагоприятный - за 3 минуты до столкновения - вместо поворота влево на небольшой угол повернул бы вправо, уступая дорогу теплоходу «Петр Васев», и проинформировал его об этом, столкновение было бы предотвращено. Не столкнулись бы суда и в том случае, если бы на «Адмирале Нахимове» вместо небольших поворотов сразу положили руль лево, приведя теплоход «Петр Васев» на кормовые курсовые углы. Ведь наступил момент, когда пароход «Адмирал Нахимов» обязан был начать действовать решительно! Даже если исходить из заведомо неверной предпосылки о том, что в результате договоренности суда поменялись обязанностями, то, видя, что судно, обязанное (вернее обещавшее) уступить дорогу, не делает этого, можно было предотвратить столкновение одними своими действиями, для этого имелось ещё достаточно времени и пространства. Может возникнуть мысль о том, что именно командование парохода «Адмирал Нахимов» виновато в столкновении. Нет. Оно внесло свою весомую долю в трагедию, но виновато, по крайней мере, не больше, чем командование теплохода «Петр Васев». Недаром суд определил равную меру наказания обоим капитанам. Рассмотрим действия капитана теплохода «Петр Васев». Подтвердив договоренность, капитан должен был быть особенно внимателен и осторожен. Это должно было выразиться, прежде всего, в существенном увеличении дистанции кратчайшего сближения при расхождении по сравнению со «стандартной» ситуацией. Система же автоматической радиолокационной прокладки показала, что указанная дистанция для конкретных условий сближения явно не достаточна. Нужно добавить, что с момента первого контакта между судами по радиотелефону в 22ч 47мин до 23ч 00мин, т.е. половину времени сближения и большую часть до точки столкновения, на теплоходе «Петр Васев» не наблюдали визуально «Адмирала Нахимова», огни которого маскировались береговыми огнями. Когда же он был обнаружен, то вскоре выяснилось, что пеленг меняется медленно. Неопределенность ситуации подчеркивалась и неоднократными запросами с «Адмирала Нахимова» о действиях теплохода «Петр Васев» и о том, пропустит ли последний пароход «Адмирал Нахимов». Но капитан теплохода «Петр Васев» видел перед собой только экран САРП, ситуацию на экране которого он продолжал упрямо расценивать как безопасную даже тогда, когда ЛОД пошел к центру, а пеленг перестал меняться! В 23ч 05мин, после очередного обращения парохода «Адмирал Нахимов», капитан теплохода «Петр Васев» дал команду уменьшить ход до среднего. Это в дистанции между судами немногим более 2 миль! Его бездействие можно объяснить только явлением, хорошо известным в недавнем прошлом как «радиолокационный гипноз», неспособностью связать воедино действия, разворачивающиеся на экране РЛС и в действительности. Если бы он оторвался от экрана САРП и, визуально наблюдая быстрое сближение судов, понял, наконец, опасность ситуации, то мог бы ещё предупредить столкновение только одними своими действиями. Но капитан этого явно не понимал. В 23ч 07мин, за 5 мин до столкновения, он уменьшил ход до малого, а ещё через полминуты дал команду: «Стоп». И только в 23ч 09мин, в дистанции около 1 мили, он дал команду: «Малый назад» и через 1 мин (после крика по радиотелефону вахтенного помощника с парохода «Адмирал Нахимов»: «Немедленно работайте назад»!) команду: «Средний», и тут же «Полный назад!». С этого момента столкновение стало неотвратимым. Многотонный гребной винт продолжал вращаться по инерции на передний ход. Только через 1,5 мин удалось его остановить и выполнить пуск двигателя на задний ход. Но это уже не могло повлиять на ход дальнейших событий. Теплоход «Петр Васев» почти под прямым углом врезался в правый борт парохода «Адмирал Нахимов». Последний продолжал двигаться вперед, разворачивая бульб теплохода «Петр Васев» в своем корпусе, расширяя огромную пробоину. Вернемся мысленно снова на капитанский мостик теплохода «Петр Васев» Напомним, что его капитан при первом же радиотелефонном контакте сообщил, что пропустит пароход «Адмирал Нахимов»: уступит ему дорогу. Повторим, что сделать это, учитывая не стандартную ситуацию, противоречащую Правилам, когда взаимные обязанности судов поставлены «с ног на голову», следовало гораздо раньше, так же как и выбрать большую безопасную дистанцию кратчайшего сближения, чем в обычных условиях расхождения по Правилам. Но даже изменив вдруг «договоренности» и посчитав, что «Адмирал Нахимов» должен уступить ему дорогу, но не делает этого, капитан теплохода «Петр Васев» мог, а в условиях стремительно нараставшей опасности обязан был предпринять меры по предотвращению столкновения. И в 23ч 05мин и в 23ч 07™ было ещё не поздно, резко повернув вправо (влево поворачивать было нельзя из-за возможного и в этом случае наиболее вероятного поворота «Адмирала Нахимова» вправо или уменьшения им скорости), разрядить ситуацию. Времени и пространства ещё хватало. Вместо этого капитан теплохода «Петр Васев» начал понемногу сбавлять ход: средний ход, малый ход, стоп, малый назад..., т.е. как и пароход «Адмирал Нахимов», делая именно то, от чего Правила предостерегают. При этом капитан теплохода «Петр Васев» в указанное время обязан был действовать независимо от того, считал он свое судно уступающим дорогу или «привилегированны». Даже в 23ч 09мин ещё оставался шанс на то, чтобы избежать столкновения. Капитан теплохода «Петр Васев» обязан был знать, что при значительном поступательном движении судна двигатель сразу назад может не «пойти». А это при тормозном пути, практически равном расстоянию, оставшемуся до «Адмирала Нахимова», резко повысило вероятность столкновения. Если бы вместо малого назад был дан передний ход (что было гораздо легче сделать, чем выполнить пуск двигателя на задний ход), а руль переложен право на борт, то суда, скорее всего, не столкнулись бы. Это показывает простой расчет, учитывающий задержки с пуском двигателя, реакцию судна и его угловую скорость на циркуляции. Такой расчет, который должен в считанные секунды уметь делать в уме любой опытный судоводитель, мог бы подсказать капитану теплохода «Петр Васев» единственный возможный маневр последнего момента. Если даже допустить чрезмерную задержку с разворотом, то и в этом случае последствия столкновения, если бы оно произошло, не были бы столь драматичными: ведь суда столкнулись бы под острым углом. Но, судя по поведению капитана и его действиям, он, оторвавшись, наконец, от экрана САРП, под влиянием быстро надвигающейся опасности потерял способность здраво анализировать обстановку, принимать обдуманные решения. С этого момента катастрофа стала неотвратимой. Виновники аварии сделали столько профессиональных ошибок, нарушили столько правил, рекомендаций и общеизвестных приемов управления судами, что их подробный разбор занял бы слишком много места. Поэтому, суммируя эти ошибки, назовем лишь главные. Первая ошибка — это неверное использование радиотелефона для договоренности о порядке расхождения. Сегодня радиотелефон - это, помимо прочего, средство информации судоводителей о своих действиях, соответствующих МППСС-72. И никогда, ни при каких обстоятельствах (!) радиотелефон не должен использоваться для согласования действий судоводителей, противоречащих Правилам. Вторая ошибка - это несвоевременные и нерешительные действия обоих судов. Преступная беспечность капитана парохода «Адмирал Нахимов» и маниакальная приверженность капитана теплохода «Петр Васев» экрану в ущерб визуальному наблюдению не требуют специальных пояснений. Анализ катастрофы Первопричина (предпосылка к катастрофе) - неоправданный риск капитана теплохода «Петр Васев». Причины, приведшие к катастрофе. 1. Игнорирование капитаном теплохода «Петр Васев» рекомендаций Поста управления движением судов п. Новороссийск -беспрепятственно пропустить пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», выходящий из Цемесской бухты. Хорошая морская практика рекомендует давать возможность судну, выходящему в море, беспрепятственно выйти на чистую от навигационных опасностей воду. Теплоходу «Петр Васев» не следовало сближаться с пароходом «Адмирал Нахимов» и, тем более, не нарушать МППСС, а сбавить ход или остановиться, сохраняя дистанцию до уходящего вдоль побережья на юг пассажирского судна, по крайней мере, не ближе 2-х миль. 2. Попытка капитана теплохода «Петр Васев» пройти на близком расстоянии от парохода «Адмирал Нахимов», полагаясь на показания САРП, пренебрегая визуальной оценкой ситуации сближения. Капитан балкера не учел ограничений САРП, которая рассчитана на оценку ситуации сближения судов, не меняющих параметры движения. В противном случае погрешности показаний САРП увеличиваются. В данном случае оценка взаимного сближения судов происходила при изменении курсов и скоростей обоими судами. 3. Договоренность при расхождении судов отступить от требований МППСС. Четкое исполнение обоими судами Правил повышает безопасность расхождения судов, отступление от Правил создает неопределенность при взаимном маневрировании и повышает риск, ведущий к аварийному случаю. 4. Отсутствие капитана парохода «Адмирал Нахимов» на мостике, несмотря на сложные условия выхода из бухты, темное время суток, приближение к бухте встречного судна. 5. Нерешительные и неверные действия вахтенного 2-го помощника парохода «Адмирал Нахимов», противоречащие требованиям МППСС и главе VIII Кодекса ПДНВ-95. 6. Запоздалые и неверные действия последнего момента капитаном теплохода «Петр Васев», для уменьшения последствий столкновения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |