Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слайд 3




СТОЛКНОВЕНИЕ ТЕПЛОХОДА «ПЕТР ВАСЕВ» С ПАССАЖИРСКИМ ПАРОХОДОМ «АДМИРАЛ НАХИМОВ»

В ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 г. неподалеку от Ново­российска столкнулись два судна Черноморского пароходства: теп­лоход «Петр Васев» и пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». Имея огромную пробоину в правом борту, «Адмирал Нахимов» в считанные минуты получил большой крен и затонул. Погибли 423 человека - пассажиров и экипажа.

Пароход «Адмирал Нахимов», вместимостью 17053 рег.т, пассажировместимостью 1096 человек, был построен в 1925 г. в Германии. В 1957 г. судно было капитально отремонтировано на верфях ГДР. С тех пор оно неоднократно проходило ремонты и до-кования, последний раз - в январе-апреле 1986 г., и имело доку­менты на годность к плаванию до конца 1986 г. Пароход был обо­рудован и оснащен в соответствии с требованиями Международ­ной конвенции по охране человеческой жизни на море и других международных документов.

Командовал судном капитан дальнего плавания, имевший 20-летний капитанский опыт. Следует упомянуть и о втором помощ­нике капитана парохода «Адмирал Нахимов», на чьей вахте раз­ворачивались трагические события и кто внес свой весьма замет­ный негативный вклад в создание аварийной ситуации. Второй помощник, ровесник капитана, почти четверть века проплавал помощником капитана, в основном на пассажирских судах, в том числе 6 лет на пароходе «Адмирал Нахимов». Во время катастро­фы он погиб. Но без анализа его действий, предшествовавших стол­кновению, картина событий была бы не полной.

«Адмирал Нахимов» с 884 пассажирами и 346 членами эки­пажа в 22ч 00мин вышел из Новороссийска в Сочи. В то же время на подходе к Новороссийску находился теплоход «Петр Васев», сле­довавший из Канады с грузом ячменя 28638 т. «Петр Васев» - бал­кер валовой вместимостью 18604 рег.т, построенный в 1981 г. в Японии, был оборудован современными средствами судовождения, в том числе системой автоматической радиолокационной проклад­ки (САРП), оснащен в соответствии с международными требова­ниями. Судно находилось в хорошем техническом состоянии. Ко­мандовал судном капитан дальнего плавания, имевший четырех­летний капитанский стаж.

Пройдя Пенайские банки, пароход «Адмирал Нахимов» лег на курс 160°, следуя 12-узловым ходом.

В это же время теплоход «Петр Васев» следовал курсом 36° полным маневренным ходом 11,5 уз. Следовательно, суда сбли­жались на пересекающихся курсах так, что «Адмирал Нахимов», имевший теплоход «Петр Васев» на своей правой стороне, должен был уступить ему дорогу. Но капитан через своих помощников и береговой пост регулирования движения договорился о том, что теплоход «Петр Васев» пропустит пароход «Адмирал Нахимов», уступит ему дорогу.

Когда суда впервые связались между собой по радиотелефо­ну, они находились одно от другого в расстоянии более 7 миль и сближались со скоростью примерно 20 уз. Незадолго до этого ка­питан парохода «Адмирал Нахимов», проинструктировав вахтен­ного помощника, покинул мостик и ушел к себе в каюту. Такая беспечность опытного капитана не может не вызвать недоумения. Нельзя было уходить с мостика. Тем не менее за последние 25 мин., до самого момента столкновения, капитан ни разу не вышел на мостик, не поинтересовался развитием ситуации сближения.

Второй помощник тем временем, неоднократно вызывал теп­лоход «Петр Васев», требуя подтверждения, что тот уступит доро­гу «Адмиралу Нахимову». За 7 минут до столкновения, когда дистанция между судами сократилась до 2 миль, он, получив оче­редное согласие теплохода «Петр Васев» уступить дорогу, но видя его бездействие и быстрое сближение, повернул на 5° влево, через 1 мин — ещё на 5° влево и ешё через 2 мин - на 10° влево («от опасно­сти»), т.е. сделал то, что Правилами МППСС рекомендовано не делать («...Следует избегать ряда последовательных небольших изменений курса и/или скорости»). Если бы он, перестав надеять­ся на противозаконную привилегию, в любой из моментов, даже в последний наиболее неблагоприятный - за 3 минуты до столкно­вения - вместо поворота влево на небольшой угол повернул бы впра­во, уступая дорогу теплоходу «Петр Васев», и проинформировал его об этом, столкновение было бы предотвращено.

Не столкнулись бы суда и в том случае, если бы на «Адмирале Нахимове» вместо небольших поворотов сразу положили руль лево, приведя теплоход «Петр Васев» на кормовые курсовые углы. Ведь наступил момент, когда пароход «Адмирал Нахимов» обязан был начать действовать решительно!

Даже если исходить из заведомо неверной предпосылки о том, что в результате договоренности суда поменялись обязанностями, то, видя, что судно, обязанное (вернее обещавшее) уступить доро­гу, не делает этого, можно было предотвратить столкновение од­ними своими действиями, для этого имелось ещё достаточно вре­мени и пространства.

Может возникнуть мысль о том, что именно командование парохода «Адмирал Нахимов» виновато в столкновении. Нет. Оно внесло свою весомую долю в трагедию, но виновато, по крайней мере, не больше, чем командование теплохода «Петр Васев». Не­даром суд определил равную меру наказания обоим капитанам.

Рассмотрим действия капитана теплохода «Петр Васев». Под­твердив договоренность, капитан должен был быть особенно вни­мателен и осторожен. Это должно было выразиться, прежде всего, в существенном увеличении дистанции кратчайшего сближения при расхождении по сравнению со «стандартной» ситуацией. Сис­тема же автоматической радиолокационной прокладки показала, что указанная дистанция для конкретных условий сближения явно не достаточна.

Нужно добавить, что с момента первого контакта между су­дами по радиотелефону в 22ч 47мин до 23ч 00мин, т.е. половину вре­мени сближения и большую часть до точки столкновения, на теп­лоходе «Петр Васев» не наблюдали визуально «Адмирала Нахи­мова», огни которого маскировались береговыми огнями. Когда же он был обнаружен, то вскоре выяснилось, что пеленг меняется медленно. Неопределенность ситуации подчеркивалась и неоднок­ратными запросами с «Адмирала Нахимова» о действиях тепло­хода «Петр Васев» и о том, пропустит ли последний пароход «Ад­мирал Нахимов». Но капитан теплохода «Петр Васев» видел пе­ред собой только экран САРП, ситуацию на экране которого он продолжал упрямо расценивать как безопасную даже тогда, когда ЛОД пошел к центру, а пеленг перестал меняться!

В 23ч 05мин, после очередного обращения парохода «Адмирал Нахимов», капитан теплохода «Петр Васев» дал команду умень­шить ход до среднего. Это в дистанции между судами немногим более 2 миль! Его бездействие можно объяснить только явлением, хорошо известным в недавнем прошлом как «радиолокационный гипноз», неспособностью связать воедино действия, разворачива­ющиеся на экране РЛС и в действительности. Если бы он оторвал­ся от экрана САРП и, визуально наблюдая быстрое сближение су­дов, понял, наконец, опасность ситуации, то мог бы ещё предупре­дить столкновение только одними своими действиями. Но капи­тан этого явно не понимал.

В 23ч 07мин, за 5 мин до столкновения, он уменьшил ход до малого, а ещё через полминуты дал команду: «Стоп». И только в 23ч 09мин, в дистанции около 1 мили, он дал команду: «Малый на­зад» и через 1 мин (после крика по радиотелефону вахтенного по­мощника с парохода «Адмирал Нахимов»: «Немедленно работай­те назад»!) команду: «Средний», и тут же «Полный назад!».

С этого момента столкновение стало неотвратимым. Многотон­ный гребной винт продолжал вращаться по инерции на передний ход. Только через 1,5 мин удалось его остановить и выполнить пуск двигателя на задний ход. Но это уже не могло повлиять на ход даль­нейших событий. Теплоход «Петр Васев» почти под прямым углом врезался в правый борт парохода «Адмирал Нахимов». Последний продолжал двигаться вперед, разворачивая бульб теплохода «Петр Васев» в своем корпусе, расширяя огромную пробоину.

Вернемся мысленно снова на капитанский мостик теплохода «Петр Васев» Напомним, что его капитан при первом же радиоте­лефонном контакте сообщил, что пропустит пароход «Адмирал Нахимов»: уступит ему дорогу. Повторим, что сделать это, учиты­вая не стандартную ситуацию, противоречащую Правилам, когда взаимные обязанности судов поставлены «с ног на голову», следо­вало гораздо раньше, так же как и выбрать большую безопасную дистанцию кратчайшего сближения, чем в обычных условиях рас­хождения по Правилам. Но даже изменив вдруг «договоренности» и посчитав, что «Адмирал Нахимов» должен уступить ему дорогу, но не делает этого, капитан теплохода «Петр Васев» мог, а в усло­виях стремительно нараставшей опасности обязан был предпри­нять меры по предотвращению столкновения.

И в 23ч 05мин и в 23ч 07™ было ещё не поздно, резко повернув вправо (влево поворачивать было нельзя из-за возможного и в этом случае наиболее вероятного поворота «Адмирала Нахимова» впра­во или уменьшения им скорости), разрядить ситуацию. Времени и пространства ещё хватало. Вместо этого капитан теплохода «Петр Васев» начал понемногу сбавлять ход: средний ход, малый ход, стоп, малый назад..., т.е. как и пароход «Адмирал Нахимов», де­лая именно то, от чего Правила предостерегают. При этом капи­тан теплохода «Петр Васев» в указанное время обязан был действо­вать независимо от того, считал он свое судно уступающим дорогу или «привилегированны».

Даже в 23ч 09мин ещё оставался шанс на то, чтобы избежать столкновения. Капитан теплохода «Петр Васев» обязан был знать, что при значительном поступательном движении судна двигатель сразу назад может не «пойти». А это при тормозном пути, практи­чески равном расстоянию, оставшемуся до «Адмирала Нахимова», резко повысило вероятность столкновения. Если бы вместо мало­го назад был дан передний ход (что было гораздо легче сделать, чем выполнить пуск двигателя на задний ход), а руль переложен право на борт, то суда, скорее всего, не столкнулись бы.

Это показывает простой расчет, учитывающий задержки с пуском двигателя, реакцию судна и его угловую скорость на цир­куляции. Такой расчет, который должен в считанные секунды уметь делать в уме любой опытный судоводитель, мог бы подска­зать капитану теплохода «Петр Васев» единственный возможный маневр последнего момента. Если даже допустить чрезмерную за­держку с разворотом, то и в этом случае последствия столкнове­ния, если бы оно произошло, не были бы столь драматичными: ведь суда столкнулись бы под острым углом.

Но, судя по поведению капитана и его действиям, он, оторвав­шись, наконец, от экрана САРП, под влиянием быстро надвигаю­щейся опасности потерял способность здраво анализировать обста­новку, принимать обдуманные решения. С этого момента катаст­рофа стала неотвратимой.

Виновники аварии сделали столько профессиональных ошибок, нарушили столько правил, рекомендаций и общеизвестных приемов управления судами, что их подробный разбор занял бы слишком мно­го места. Поэтому, суммируя эти ошибки, назовем лишь главные.

Первая ошибка — это неверное использование радиотелефона для договоренности о порядке расхождения. Сегодня радиотеле­фон - это, помимо прочего, средство информации судоводителей о своих действиях, соответствующих МППСС-72. И никогда, ни при каких обстоятельствах (!) радиотелефон не должен использовать­ся для согласования действий судоводителей, противоречащих Правилам.

Вторая ошибка - это несвоевременные и нерешительные дей­ствия обоих судов.

Преступная беспечность капитана парохода «Адмирал Нахи­мов» и маниакальная приверженность капитана теплохода «Петр Васев» экрану в ущерб визуальному наблюдению не требуют спе­циальных пояснений.

Анализ катастрофы

Первопричина (предпосылка к катастрофе) - неоправданный риск капитана теплохода «Петр Васев». Причины, приведшие к катастрофе.

1. Игнорирование капитаном теплохода «Петр Васев» реко­мендаций Поста управления движением судов п. Новороссийск -беспрепятственно пропустить пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», выходящий из Цемесской бухты. Хорошая морская практика рекомендует давать возможность судну, выходящему в море, беспрепятственно выйти на чистую от навигационных опас­ностей воду. Теплоходу «Петр Васев» не следовало сближаться с пароходом «Адмирал Нахимов» и, тем более, не нарушать МППСС, а сбавить ход или остановиться, сохраняя дистанцию до уходяще­го вдоль побережья на юг пассажирского судна, по крайней мере, не ближе 2-х миль.

2. Попытка капитана теплохода «Петр Васев» пройти на близ­ком расстоянии от парохода «Адмирал Нахимов», полагаясь на по­казания САРП, пренебрегая визуальной оценкой ситуации сближе­ния. Капитан балкера не учел ограничений САРП, которая рассчи­тана на оценку ситуации сближения судов, не меняющих параметры движения. В противном случае погрешности показаний САРП уве­личиваются. В данном случае оценка взаимного сближения судов происходила при изменении курсов и скоростей обоими судами.

3. Договоренность при расхождении судов отступить от тре­бований МППСС. Четкое исполнение обоими судами Правил по­вышает безопасность расхождения судов, отступление от Правил создает неопределенность при взаимном маневрировании и повы­шает риск, ведущий к аварийному случаю.

4. Отсутствие капитана парохода «Адмирал Нахимов» на мо­стике, несмотря на сложные условия выхода из бухты, темное вре­мя суток, приближение к бухте встречного судна.

5. Нерешительные и неверные действия вахтенного 2-го по­мощника парохода «Адмирал Нахимов», противоречащие требо­ваниям МППСС и главе VIII Кодекса ПДНВ-95.

6. Запоздалые и неверные действия последнего момента ка­питаном теплохода «Петр Васев», для уменьшения последствий столкновения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.