Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет земельного права

ТЕМА 1. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Проверка соответствия заключаемых договоров требованиям законодательства о защите прав потребителей, выявление условий, ущемляющих права потребителей.

Договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

1. наименование государственного или муниципаль­ного образовательного учреждения, негосударст­венной образовательной организации-исполните­ля и место его нахождения (юридическим адрес).

2. фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потреби­теля;

3. сроки оказания образовательных услуг;

4. уровень и направленность основных и дополни­тельных образовательных программ, перечень (ви­ды) образовательных услуг, их стоимость и поря­док оплаты;

5. другие необходимые сведения, связанные со спе­цификой оказываемых образовательных услуг;

 

Землепользование - важная сфера человеческой деятельности, в процессе которой возникает необходимость в правовом регулировании земельных правоотношений, являющихся объектом изучения в рамках дисциплины «Земельное право». Каждая отрасль права и законодательства, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет, на который направлены внимание и усилия общества, законодателей и правоприменителей, а также предполагает методы, с помощью которых осуществляются познание и правовое регулирование.

Обусловленность земельного права. Многие века человек использовал землю в определенной степени бездумно и расточительно, природные ресурсы казались ему неисчерпаемыми. Люди покоряли природу, пытались подчинить ее себе, не ждали от нее милостей. Постепенно природа начала мстить: массовая вырубка лесов привела к образованию оползней, оврагов, смыву почвы; в результате сброса загрязняющих веществ в водоемы резко понизились питьевые качества воды; индустриализация, урбанизация, увеличение количества автотранспорта лишают атмосферу необходимого количества кислорода; следствием химизации и интенсификации сельского и иных отраслей хозяйства являются остатки вредных веществ в продуктах питания.

В наиболее развитых промышленных странах давно бьют тревогу по поводу надвигающегося (по мнению оптимистов) или уже состоявшегося (по оценкам пессимистов) глобального экологического кризиса, причем не только в масштабе одной или нескольких стран, но и в масштабе всей планеты - Земли. Не последнее место в чрезвычайной экологической ситуации занимает состояние земельных ресурсов и связанной с ними природной среды.

Основания для подобного вывода имеются: пригодные для использования по сельскохозяйственному назначению земли не только не прибывают, но наоборот - убывают; налицо исчерпаемость полезных ископаемых, которых, если верить разведанным данным, хватит лишь на обозримое будущее в пределах 100 лет. Отсюда проистекает необходимость поиска новых сельскохозяйственных угодий и источников энергии; с этим же связан достаточно болезненный надвигающийся новый передел мира - захват земель, раздел добываемых из недр нефти и газа. Если добавить к этому неуклонное ухудшение качества земель, особенно черноземов (в России - почти 40 % мировых запасов), повсеместное загрязнение Мирового океана, уничтожение южноамериканской сельвы и сибирской тайги - легких планеты, утончение и прорыв озонового слоя Земли, ежемесячное безвозвратное исчезновение одного или нескольких видов живых существ, то станет понятно, что тревога по поводу сохранения биоразнообразия Земли, условий выживания человека небезосновательна: необходимо пересмотреть отношения человека и природы, принципы организации взаимодействия общества и окружающей природной среды.

Земельные и экологические проблемы актуальны и для нашей страны. Их следует решать быстро и компетентно, учитывая международный опыт. Согласно ежегодным государственным докладам «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации», составляемым и публикуемым с 1992 г., в состоянии, близком к экологическому бедствию, находится почти 10 % территории России.

Земельный участок, являясь частью природы, природных ресурсов, окружающей среды, становится вместе с тем объектом собственности — частной, муниципальной, государственной, предметом гражданского имущественного оборота, своеобразным видом недвижимости, требующим учета, индивидуального оформления, регистрации, законной, в том числе судебной, защиты от различных посягательств. Десятки миллионов граждан, получающие и использующие земельные участки на правах собственников и арендаторов, нуждаются в закреплении и стабилизации своего правового статуса.

Ощутимыми трудностями становятся нехватка пригодных для поселения и проживания земель в крупных городах, уменьшение плодородия почв и в первую очередь российских черноземов, недопустимое загрязнение земель и окружающей среды в местах производства, складирования и уничтожения химического оружия и других отравляющих веществ, обезвоживание, а кое-где и подтопление земель, провалы поверхности в местах активной добычи минеральных ресурсов. Возникшие перед человечеством, конкретными странами, каждым поселением проблемы обусловливают возникновение новой науки и учебной дисциплины под названием «Земельное право».

Возможности земельного права. Основное направление решения земельных проблем лежит в сфере экономики, и именно поэтому сочетание экономики и рационального землепользования - один из основных принципов земельного права. Создание действующих экономических механизмов, внедрение рыночных отношений, разумное распространение их на земельные и иные природные ресурсы, государственный земельный контроль имеют ярко выраженную социальную направленность, поскольку охрана земель и природной среды в целом направлена на поддержание человеческого социума, благосостояния людей.

Не меньшая роль принадлежит праву: оно может либо тормозить, либо продвигать земельные отношения (как и любые другие), быть их стимулятором или обременителем. Социальная обусловленность земельного права не вызывает сомнений: оно всегда носит волевой характер, но одновременно тесно связано с уровнем развития науки и техники, степенью и состоянием достижений и оборотных сторон научно-технического прогресса, «обузданием» его негативных проявлений. Поэтому земельное право нельзя ставить во главу угла, оно не всесильно, его возможности должны осознаваться и использоваться по назначению, не во вред обществу.

Многое здесь зависит от жизненных позиций граждан - как изучающих экологию и земельное право, так и не имеющих о них представления. Формирование глобального мироощущения, увязка планетарных проблем с местными задачами позволяют понять, какое место занимает человек на земле и в окружающей его среде, порождают желание участвовать в исправлении трагической экологической и земельной ситуации, в спасении земной цивилизации и собственного участка и дома.

Цель учебной дисциплины «Земельное право» заключается в том, чтобы связать общие знания других отраслей права со спецификой земельных отношений, перевести философию выживания на язык правового поведения, уяснить законодательные предписания, проконтролировать их реализацию, принять посильное участие в функционировании природоресурсного и природоохранного механизма.

Познав законы природы и совместив их с земельным законодательством, следуя принципу «не навреди», выполняя свои обязанности - как общечеловеческие, так и возложенные национальным правом, люди способны на многое, но они не в их силах остановить прогресс: прекратить распахивать сельскохозяйственные угодья, производить продукты питания, обогревать и освещать свое жилище.

Стоящие перед Россией и провозглашенные в Конституции цели построения правового демократического социального государства, обеспечения достойной жизни и свободного развития человека предполагают помимо прочего наделение ее граждан земельными участками, т.е. создание природных условий жизни, труда, отдыха, предпринимательства, процветания.

Земля - не только незаменимая территория для ведения сельского и лесного хозяйства, но и пространственный базис для всех без исключения производств, строительства и иных видов человеческой деятельности. С этих позиций земельное право необходимо всем независимо от возраста, социального положения, места проживания и рода занятий: земельная проблема является всеобщей, актуальной для каждого, ее решение требует компетентности и конкретных знаний, приложения их на практике, социального действия как всего общества, так и каждого его члена, и оптимизма.

Признаки земельного права. Оригинальность и самостоятельность любой отрасли права в общей системе права обычно увязывается с наличием специфического предмета правового регулирования, т.е. специфических общественных отношений, на упорядочение которых направлены нормы права (при наличии специфического метода регулирования, о чем подробно будет сказано ниже). Общие правила использования и охраны земель обладают всеми признаками, присущими другим отраслям права. Они носят волевой характер, т.е. создаются людьми по их усмотрению. Некомпетентный, импровизаторский подход и отсутствие научной обоснованности при создании предписаний группами людей в лучшем случае приводят к неэффективности права, в худшем - к столкновению их с волей других людей, действительностью, экономическими условиями жизни.

Земельные правовые нормы направлены на упорядочение, реализацию общественных отношений в данной области; регулирование (от лат. regula — правило) означает воздействие на что-либо с целью внести ясность, порядок, правильность в систему, движение, деятельность или развитие какого-либо явления. Таким образом, земельное право, как и другие отрасли права, является регулятором и способом решения возникших в обществе сложных проблем, нуждающихся в упорядочении, подчас с помощью силового, принудительного (либо поощрительного) механизма.

Общие правила поведения, предусмотренные земельным правом, рассчитаны на неопределенное количество случаев, носят обязательный характер, обеспечиваются организационно-правовым аппаратом государства.

Земельное право обладает необходимыми признаками, позволяющими считать его самостоятельной отраслью системы права. Регулируемые общественные правоотношения в указанной области затрагивают жизненно важные для человека проблемы взаимодействия общества, людей и земель, охраны и рационального использования земельных и иных природных ресурсов. Они обладают спецификой, возникают, изменяются и прекращаются. Такого рода отношения не регулируются никакой другой отраслью права.

Земельные правоотношения носят производственный, социальный характер, возможно даже более рельефно выраженный, чем в иных отраслях права. Это связано с тем, что, во-первых, для производства сельскохозяйственной продукции земля ничем не может быть восполнена и заменена, а во-вторых, наибольшим загрязнителем земель и окружающей среды является производственная сфера деятельности человека, главного участника антропогенного загрязнения среды и ее важнейшего компонента - земли.

Определяющее воздействие человека на землю и окружающую среду, собственно и подвергаемое правовому регулированию, во многом зависит от социальных факторов: состояния технологической и государственной дисциплины, нравственного и правового климата в обществе, включенности земельного и экологического фактора в систему моральных и материальных ценностей общества, так как сами цели использования и охраны земли и окружающей среды предполагают прежде всего обеспечение природного благополучия людей, создание условий для достойной жизни.

Институты, система и принципы земельного права. Как и многие иные учебные дисциплины, земельное право состоит из Общей и Особенной частей, согласно которым осуществляются построение и освоение курса. В Общей части изучаются такие институты земельного права, как управление использованием и охраной земель исходя из признанных законом субъектов и объектов земельных отношений, мониторинг земель, землеустройство, государственный земельный кадастр, охрана земель, правомочия собственников и иных землеобладателей, возникновение, ограничение и прекращение прав на землю, земельный контроль.

Под землеобладателями при этом для удобства ведения учебного процесса понимается обобщенное понятие, объединяющее понятия собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев, обладателей сервитута, предусмотренных в ч. 3 ст. 5 ЗК РФ.

В Особенной части земельного права рассматриваются еще более специфические институты земельного права, распределяемые соответственно семи категориям земель: земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности и иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земля запаса.

Указанные традиционные и иные институты земельного права вместе с нормами земельного права образуют его систему. В отличие от системы права система земельного законодательства состоит из иерархии актов законодательства, включающей Конституцию, федеральные конституционные законы, ЗК и иные федеральные законы, законы субъектов РФ и т.д., являющихся источниками земельного права.

В характеристику отрасли права, законодательства и учебной дисциплины входят их принципы - основополагающие положения, отражающие их специфику, участвующие в регулировании общественных отношений. Принципы земельного права являются базой правовых институтов земельного права, пронизывают их, отражаясь на конкретных нормах. На основе принципов могут приниматься административные, судебные и арбитражные решения.

Основными принципами земельного права считаются:

1) понимание земли как природного объекта и как объекта права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как компонента окружающей среды перед использованием в качестве недвижимости;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека;

4) участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю, в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

6) приоритет сохранения земель особо охраняемых территорий, сельскохозяйственного назначения, лесов первой группы, занятых объектами культурного наследия и иных особо ценных земель;

7) платность использования земли;

8) деление земель по целевому назначению на категории с определением дифференцированного правового режима использования и охраны земель.

Содержание указанных и иных принципов земельного права раскрывается в учебнике в ходе рассмотрения институтов и норм земельного права.

Развитие земельного права. Земельное право признается частью природоресурсного и экологического права, которые включают регулирование отдельных элементов нашего «природного дома». Природоресурсное право призвано обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов, прежде всего земли, а также недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсы составляют окружающую человека природную среду.

Природоресурсное право возникло раньше экологического: прежде общество ставило на первое место задачи природопотребления, поэтому природоресурсные отрасли получили более раннее и полное развитие. В начале XX в. земельное право начало отпочковываться от гражданского права и уже в 1910-х гг. в ряде учебных заведений России преподавалось отдельно от него. В 1920-е гг. с социализацией, обобществлением, а затем и национализацией земель земельное право приобрело статус самостоятельной отрасли советского права.

Во второй половине XX в. стали очевидными непознота, недостаточность лишь природоресурсного подхода: невозобновляемость земель и многих других природных ресурсов, их взаимосвязь обусловили необходимость абстрагирования от каждого из них, перехода к общему явлению и феномену - окружающей среде. Все это повлекло за собой включение регулирования общественных отношений в части охраны и использования земли и иных природных ресурсов в регулирование охраны окружающей среды. Земельное и иные отрасли природоресурсного права становятся подотраслями экологического права.

Другие отрасли российского права также в определенной степени направлены на регулирование земельных отношений. Трудно найти отрасль права и законодательств, которая в той или иной мере не обслуживала бы земельное право. Таковы конституционная, гражданская, финансовая (налоговая, бюджетная), административная, трудовая, процессуальная и иные отрасли права. И даже семейное право тоже в какой-то мере регулирует использование и охрану земель, поскольку они служат базой семейного, фермерского, крестьянского хозяйства, могут быть предметом брачного договора, подлежат специфическому разделу в случаях расторжения брака или распада фермерского хозяйства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О сроках обучения | Соотношение земельного и иных отраслей прав
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.