Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Средневековая Европа и особенности ее информационных процессов

Публицистика средневековья и ренессанса

Занятие 3.

1. Пражурналистские коммуникационные процессы Средневековья.

2. Книги, летописи, хроники, рукописи как информационные средства.

3. Библия как важнейший фактор информационных процессов средних веков в христианском мире. Религия, инквизиция. Информация.

4. Роль университетов в развитии коммуникационных процессов.

5. Первые рукописные газеты.

Римская империя пала в V в. н.э. и с ней ушла в прошлое античность. Римляне, спасаясь от варваров, создали на побережье Средиземного моря Венецию - город-государство на воде, где, как могли, сохраняли достижения античной культуры.

К концу V в. Западная и Северная Европа были захвачены варварскими племенами. Начался процесс разрушения античной культуры, смены одной культурной парадигмы другой. В результате Европа утратила тот потенциал культуры, который накопила Античность. И создала новую цивилизацию - христианскую. Это новые традиции, идеалы, нормы, оценки, ценности - новая парадигма. Она родилась усилиями культурной части населения кельтов и германцев и вобрала в себя остатки разрушенной античной культуры определили характер культуры новой цивилизации. Главная движущая происходивший перемен - в противоборстве религий - зародившегося и преследовавшегося христианства и язычества. В 313 г. н.э. Константин I объявил христианство государственной религией. Служители нового культа разрушали святыни язычников. Горели статуи, предметы культа, произведения искусства, библиотеки. Император Феодосий Великий (346-395) чтобы окончательно утвердить христианство в Риме, приказал сжечь храм Сераписа и знаменитую библиотеку в Александрии, одном из ведущих эллинических городов мира, запретил олимпийские игры как бесовские. На смену античному просвещенному рационализму пришел иррациональный теологический мистицизм и догматизм христианства. То же самое произошло и с информационными процессами. "Ночь разума", "кончина мира", "сумерки богов" - так определял великий французский писатель Анатоль Франс переход от античности к Средневековью. Из античных произведений искусства сохранилось только то, что укрылось от этого повального уничтожения. Была утрачена грамотность большинством населения. Однако была преодолена в Средневековье национальная и религиозная замкнутость. Возникли мировые религии.

Если сравнивать особенности коммуникационной среды Античности и Средневековья, то Античность - эпоха большей или меньшей демократии, относительного плюрализма мнений, состязательности в политике, полемики ораторов. Греческий гуманизм. Информационные и коммуникационные процессы были сравнительно свободны.

Средние же века - нетерпимость к инакомыслию, к другому мнению, чудовищная жестокость в подавлении инакомыслия, фанатизм. Фанатизм и догматизм в религии (идеологии) и политике. В этот период вызрело и противоядие против фанатизма - скептическая мысль, которая вносит насмешку, разумное начало и остужает пыл страстей. Важную роль в массовых коммуникационных процессах рационалистического характера сыграли свободные европейские средневековые города с их развитой коммерческой и производственной сферой, потребностью в обмене коммерческой и политической информацией, независимым статусом и непокорным духом. Здесь родилась смеховая культура - предтеча сатирического жанра в журналистике.

Средние века - период между Античностью и Новым Временем. С 5 по 15 в. - тысяча лет. Выделяют три периода:

Раннее средневековье (с 5 по 10-11 вв.);

его особенности: вторжение варваров; принятие христианства европейцами (4 в. н.э.); создание новых мелких государственных образований (королевства, графства, аббатства, прочие уделы); грабежи и опустошения Священной Римской империи.

Высокое (классическое) средневековье (с 10-11 по 14 в.);

его особенности: прекращение опустошений; подъем городов и общеевропейской экономики; утрата черт варварства, возрождение духовной жизни; рост роли христианской церкви; развитие литературы: "Песнь о Роланде", "Роман о розе"; возвращение античных авторов, прежде всего Аристотеля; создание средневековой схоластики.

Позднее средневековье (14-15 вв.);

его особенности: формирование европейской культуры; великий голод в Европе; эпидемии чумы; столетняя война; рост культуры, строительство дворцов, рост бытового комфорта; создание предпосылок для Ренессанса.

Христианское сознание - основа менталитета средневековья. Идеалы христианства: любовь, прощение, искупление грехов, милосердие. Но реально именем Иисуса Христа были замучены и сожжены тысячи инакомыслящих. Гуманность и мудрость идей Христа и жестокость его земных последователей - особенность Средневековья. Первые века средневековья - страх, полуграмотное толкование христианских заветов, ожидание конца света и страшного суда. Это парализовывало даже деловую активность людей, культура развивалась медленно. Вся жизнь шла возле храма. Даже время было церковное - колокол отбивал каждый час. Все известия люди получали в храме. Обучение, воспитание - в храме. Регламентация поведения - тоже в руках церкви. Так Парижский собор - своеобразный идеологический съезд церковнослужителей - в 1212 г. издал специальный указ, запрещающий женщинам собираться, чтобы петь и танцевать - лучше пахать, чем водить хороводы. Вообще в разные годы Средневековья даже народная музыка была под запретом.

Библия - мировоззренческая основа общественного сознания, воспитания, коммуникационных и информационных процессов. Библию читали и слушали как сегодня свежие газеты. Культура средневековья - бескнижная, "догутенбергова". Она опиралась на устные проповеди и увещевания, а не на печатное слово. Она опиралась на сознание безграмотного человека. Культура сказок, мифов, молитв, волшебных заклятий. В этом контексте понятно, что достигнутая в античности "гласность" в политических, внутриполитических и прочих делах была потеряна. Массовость, оперативность, достоверность, доступность в информационных процессах - тоже.

Господствующим жанром в риторике средневековья было церковное красноречие, основанное на догматизме и схоластике. Церковная проповедь адресовалась всем - от вельможи до последнего бедняка. Это стало основной формой массового устного общения и одним из инструментов массовой пропаганды. Просвещенные богословы использовали опыт древних ораторов и философов. Более того, они приспособили труды древних - Аристотеля - для своих нужд.

Риторика средневековья особая - появился абсолютный авторитет в виде религиозной догмы. Все суждения соотносились со Священным писанием. Это вносило элементы схоластики и избавляло от поиска углубленной аргументации. Этот пропагандистский отпечаток можно встретить до сих пор. Поклонение авторитетам, обилие цитат и славословий, бездоказательность речей - особенность идеологической пропаганды и агитации.

Важное значение для развития риторики сыграли еретические движения, направленные против догматов церкви (Ян Гус, Джордано Бруно и другие). Крупным богословским оратором был Иоанн Златоуст (ум. 407 г.), византийский проповедник; Фома Аквинский (1225-1274) - его труды - основа теории церковного красноречия. Внешняя красивость, напыщенность, внушение, а не убеждение - главные принципы церковной риторики. Новым в этой области работы оратора с аудиторией было умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение.

Наиболее популярны были проповеди Бертольда Регенбургского. Они привлекали тысячи людей. Проповедовал в поле с высокой деревянной башни, специально воздвигнутой, на нее водружали знамя, чтобы видеть направление ветра и знать, откуда лучше слушать. По средневековым источникам, его хорошо было слышно, что приписывали чуду.

В его проповедях на нравоучительных примерах показывалась польза слушания проповедей, он выступал своеобразной брачной "газетой" (бедной даме нашел мужа, спросив, прихожан, собрал приданое), воскресил молитвой умершую от ощущения своей греховности женщину. Проповедника отождествляли со святым, видели вокруг его головы свечение.

В средние века с появлением университетов (12 в.) появилась новая форма информационного процесса - университетская лекция (она читалась по книге; лектор - чтец, lectio - чтение) была шагом вперед по сравнению с проповедью, ибо подчинялась законам знания, обращалась к фактам и явлениям реальной жизни. С развитием книгопечатания была заменена устным выступлением с изложением учебного материала (XVI в.) и стала новым жанром риторики, сохранившимся до сих пор. В 10-11 вв. после завоевания арабами Испании и Сицилии пришли вновь в Европу античные и исламские авторы. Религия поставила себе на службу учения древних, в первую очередь Аристотеля, чьи взгляды господствовали в науке и общественном сознании вплоть до Х1Х в.

Еще один вид коммуникационных процессов того времени - средневековый театр - возрожден в форме литургической драмы Римской католической церковью. Это путь расширения ее влияния, приспособление языческих и народных праздников к церковным нуждам. Происходила театрализация церковных служб, шествий, использованием различных видов искусств. Особое значение придавалось музыке - языку разговора с Богом. Ставились специальные церковные пьесы. Разыгрывались библейские истории. Потом это было перенесено на площади, за пределы храмов, Службы стали строже. Появилась светская драма на библейские сюжеты (14 в.). Эти пьесы длились один-два дня и раз в месяц исполнялись членами христианской общины. Историзм, реализм, логика в них были неважны. Простые стихи, понятные простолюдинам-актерам. Но кое-что делали максимально точно. Например, распятие. Некоторые актеры чуть не умирали при распятии или повешении, сгорали, изображая дьявола - такое странное сочетание символизма и реализма.

Позднее это трансформировалось в уличные представления светского характера: карнавальные повозки (артисты выступали на площадях на подмостках или с повозок); или декорации располагались по кругу. Были популярны пьесы-моралите - длинные и скучные действа, где изображались, например, смерть, обжорство, добрые дела, другие пороки и добродетели. Мораль в них давалась прямолинейно и назидательно.

Создавались новые формы информационных процессов, новые художественные стили, которые рождал новый городской образ жизни. Смеховая культура средневекового города - важнейшая особенность коммуникационных процессов Средневековья. Анекдоты, сатирические баллады, саркастические и фривольные песни, высмеивающие богатых, порочных, жадных, лицемерных. Это прежде всего стихи и песни школяров, лирика вагантов и бродячих певцов. Они разносили вести о важных событиях, высмеивание вельмож, клириков, лживость монахов, повествовали о героях, войнах, бедствиях. Смеховая культура города 9-11 вв. играла роль важнейшего "независимого" светского средства массовой информации средневековья.

Незнание населением латыни, на которой писались книги, в том числе и Библия, произносились проповеди - было тормозом в процессах массовой коммуникации и информации, распространении знаний и основ веры.

В 9 в. в Туре (Франкское государство) синод предписал епископам переводить слова проповеди на понятный язык. Билингвизм (латынь и родной язык), а также языковой барьер в распространении информации - важнейшая особенность средневековой информационной среды. "Мужицкий язык" – так называли национальные языки, языки народов Европы. Латынь хорошо передавала абстракции, народная речь - конкретно-образные, наглядные представления. В 13 в. произошел прорыв в письменность живого слова, звучавшего на площадях и даже в деревне. Это привело к расцвету проповедей как информационного жанра. Монахи нищенствующих орденов стали использовать народный язык в проповеди. В них вводить сценки из народной жизни, анекдоты - Exempla (пример). Это стало особым литературным жанром. Все это привело к расцвету городской литературы. Стали популярны фаблио - занимательные, веселые, сатирические стихотворные новеллы. В них выражались умонастроения народа. Появление смеховой культуры города и сатирических форм коммуникационных процессов не случайны. Насмешка - оружие против любого фанатизма, в том числе и религиозного, способ психологического противостояния бесчинствам инквизиции. По мнению Белинского, Вольтер именно силой насмешки погасил костры инквизиции. И сегодня сатирический жанр можно считать инструментом борьбы с косностью и нетерпимостью к инакомыслию.

Средневековый город с его активной деловой жизнью, развитой торговлей, ремеслами был заинтересован в распространении разнообразной информации, в первую очередь коммерческой и политической (ибо политика влияет на ход коммерции). Поэтому уже в 14-15 вв. в крупных торговых центрах Европы стали появляться рукописные листки новостей, В Англии - "News Letters", "gazzeta" (от названия мелкой венецианской монетки) - в Венеции. В Японии существовали в допечатное время "газеты" - оттиски с обожженых глиняных табличек-досок. Самая древняя "Иомиури Каварабан" (в переводе "читать и передавать оттиск") известна за 1615 г. Потребность в информации вызвала к жизни появление специалистов по сбору и распространению письменной информации, появились специальные цехи писателей новостей (Novellanti - в Риме, Scrittori d'avviso - в Венеции). Но все это можно отнести лишь к пражурналистским явлениям. Они характеризуются непостоянством распространения "изданий", которые адресуются узкой аудитории и идут к ней очень долго. Отсутствует печатная техника, быстро тиражирующая газеты и журналы. Журналистика появилась значительно позднее, когда для этого созрели социально-экономические и технические условия.

Тема 3. КНИГОПЕЧАТАНИЕ КАК ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ (2 часа)

1. Книга как форма массовой информации.

2. Отработка технологии книгопечатного дела, первые типографии.

3. Печатные газеты, обретение ими массовости.

4. Первые периодические издания.

У журналистики есть социально-экономические и технические факторы развития. К техническим можно отнести изобретение технологии массового изготовления бумаги и книгопечатание.

Книгопечатание. Книга как форма распространения информации существует с античных времен. У греков книги состояли из дощечек, покрытых воском. В зависимости от количества страниц их называли триптих, диптих, полиптих - от количества страниц. Писали заостренной палочкой - стилем (отсюда - "стиль письма"). Существует два типа книг - книга-свиток (Александрийская библиотека состояла из книг-свитков, сделанных на папирусе; библиотека в Пергаме - из книг-свитков, выполненных на тонкой коже - пергамене) и книга-кодекс (кодекс - в переводе дерево, бревно, в память о деревянном греческом полиптихе). Современные книги имеют форму кодекса - скрепленных у "корешка" страниц.

Многие выражения в книгопечатании пришли к нам из древности. "Тетрадь" - пергамен перегибали и делали записные книжки. 4 листа перегибали 4 раза и получали 16 страниц - тетрада. Отсюда 16 и 32 страничные тетради в современной книге, которые скрепляют в книжный блок в форме кодекса.

В Древнем Риме кодекс - подшивка документов, грамот. Поэтому кодекс - свод законов. Книги Римского сената были сделаны в виде кодекса. Древнейшие кодексы - пергамены Библии (4-5 в.)

Феодальная культура Византии и Западной Европы унаследовала от античности рукописную пергаментную книгу. В течение многих веков переписчиками и иллюстраторами были монахи. На Западе раньше всех (с 6-8 вв.) центрами переписки книг стали ирландские монастыри. Это делали в скрипториях, в кельях. Писали медленно, в порядке исполнения монастырского устава, тростниковой палочкой (каламом) или птичьим пером (на смену каламу птичье перо пришло в 11-12 вв.). Лист расчерчивали диском или стержнем свинца едва заметные линии (каноны), чтобы строчки были ровными и были расположены на одинаковом расстоянии. Прежде чем писать, перо затачивали, кончик раздваивали. Лист разглаживали с помощью лощилки - пористой и шероховатой пемзы - выравнивали края.

Первые буквы абзацев выписывали особо и выделяли красным цветом (красный - по-латыни "рубер". Отсюда - рубрика, красная строка).

Возможность с помощью пера чередовать тонкие линии с нажимом привела к появлению из латинского письма нескольких шрифтов - вычурной ломаной готической письменности (с 12 в.). В книгу приходит цвет, используются разноцветные чернила, появляются иллюстрации.

Возникает искусство переплета. Первый известный нам переплетчик - монах Дагеус, живший в 6 в. в Ирландии. Переписывались в монастырях лишь одобренные церковью книги.

Само по себе изобретение печатного станка является важнейшим фактором возникновения журналистики. Оно оказало огромное влияние на все сферы человеческой деятельности, и в особенности на журналистику, поскольку без печатного станка она невозможна принципиально, только печатный станок делает её массовой и оперативной. Без этих качеств журналистики как специфической формы общественной деятельности не существует.

Человечество шло к изобретению печатного станка очень долго, несколько тысячелетий. Идея печатного оттиска заложена ещё в тавре или клейме, которым скотоводы метили своих лошадей или коров, а также в личных печатях вождей древнейших цивилизаций. Одним тавром или печатью можно было отметить тысячи голов скота, огромное количество товаров. Археологи до сих пор не могут расшифровать текст, запечатленный на так называемом диске из Феста, который был найден на острове Крит. На глиняный диск спиралеобразно нанесены с помощью штемпелей-печаток знаки. При наличии штемпелей таких дисков можно было сделать множество. Фактически этот диск является первым образцом печатания связного текста. Следующий этап – печатание монет. Если верить Геродоту, первым этот шаг сделал лидийский царь Гигос в 7 в. до н.э.

До изобретения книгопечатания существовало несколько способов воспроизведения книг. Первый - ксилография. Это печатание с клише, выгравированном на дереве. Первый такой печатный текст был оттиснут предположительно в Корее между 701 и 751 гг. Есть сведения, что печатание с клише, сделанного из одного куска дерева размером в страницу, возникло в Китае в 6-8 вв. К середине Х в. ксилография распространилась на Ближнем Востоке. В Европе печатание с досок рисунчатых заглавных букв и других изображений практиковалось с 12 в.

Страной изобретения книгопечатания считается Китай. Там в 1040–1048 гг. кузнец по имени Пи Шен использовал своеобразный наборный процесс, вырезая иероглифы на брусочках глины, обжигая их, составляя из них текст на металлической пластине и прикрепляя их к этой пластине смолой. Однако глиняные литеры быстро изнашивались и не давали четкого отпечатка. Этот способ не нашел распространения, так как китайское письмо сложное и состоит из множества иероглифов. Но этот станок недалеко ушел от печатания монет. Его возможности были ограничены и связаны со спецификой китайской письменности, насчитывающей около 40 тысяч знаков, каждый из которых обозначает отдельное слово. Писец, знавший не более 3 – 5 тысяч знаков, не мог размножать от руки философские или литературные произведения, так как не все понимал в них. И вот для распространения трудов Конфуция Ли Бо или Бо Цзюйи был придуман следующий способ: текст копировался на деревянную доску (вырезались иероглифы), а с доски, намазанной краской, переносился на лист бумаги. Таким образом можно было до бесконечности размножать один текст, но, чтобы напечатать другой текст, нужно было вырезать иероглифы на новой доскеВ 1392 г. корейцы достигли больших успехов, применив для размножения текстов медные литеры. В 1403 г. император Тай Тзунг в целях улучшения народного образования приказал печатать корейские книги с помощью таких литер.

Идея печатания возникла, разумеется, раньше изобретения Гутенберга. Европа была знакома с книжными шедеврами Востока. Ксилографирование (печатание с досок) имело довольно широкое распространение в средние века. Что же печатали? Гравюры с религиозными сюжетами (текст вписывался от руки) и игральные карты, привезенные крестоносцами с Востока и получившие в средневековой Европе очень широкое распространение. Несколько позже ксилографированием стали размножать календари и некоторые университетские учебники (например, пособие по латинской грамматике Элия Доната).


История же европейского книгопечатания восходит к XV столетию, когда появились прообразы печатных изданий. Эти первые книги, в основном примитивные иллюстрации с небольшими текстовыми пояснениями для малограмотного потребителя – «Библия бедных» («Biblia pauperum»), «Зерцало спасения человеческого» («Speculum humanae salvationis») или «Искусство умирать» («Ars moriendi»), представляли собой оттиски с цельных досок (ксилография).

Ксилографические книги имели широкое хождение, но собственно к книгопечатанию имели косвенное отношение, так как печатание с досок не могло обеспечить большое количество экземпляров, а деревянная форма быстро изнашивались. Однако стоит отметить, что способом ксилографии книги издавались вплоть до 1530 г.

 

 

Изобретение книгопечатания, т.е. печатания с набора, состоящего из отдельных литер, принадлежит немецкому типографу из Майнца – Иоганну Гутенбергу. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, а вернее способ печатания текста с помощью подвижных литер самостоятельно, и его станок был более совершенным, чем китайский. Он соединил в себе принцип штемпелевания (критский диск) и оттиска с досок, или ксилографии (Китай).
Гутенберг родился в городе Майнце в 1400 году (дата условная). Первые сведения о нем относятся к 1434 году. В это время он жил в Страсбурге, в монастыре Аргобасте, занимаясь вместе с местными жителями изготовлением зеркал. Не известно, были это зеркала в прямом значении этого слова или же речь идет об омониме этого немецкого слова. Слово Spiegel означало в те времена не только зеркало, но и лубочную книгу с картинками. Одна из самых распространенных книг догутенберговской эпохи называлась «Зеркало человеческого спасения», она и дала название себе подобным. Значительную часть жизни он провел в Страсбурге, где занимался шлифовкой полудрагоценных камней и зеркал, хотя некоторые исследователи истории книги полагают, что под зеркалами могли пониматься и ксилографические «Зерцала». Скорее всего, именно в Страсбурге он в общих чертах разработал идею своего изобретения.

Настоящая фамилия майнцского первопечатника – Генсфляйш, но он предпочел взять фамилию матери. В 1448 г. Гутенберг появился в Майнце, где, взяв в долг 150 гульденов, продолжил работу над отливкой литерного набора и конструированием печатного станка. Год появления первого печатного издания остается предметом дискуссий – называются даты от 1445 до 1447. Первые издания, приписываемые Иоганну Гутенбергу, представляли небольшие листовки-календари и учебники. На них нет указаний имени Гутенберга и места издания, поэтому существуют различные версии относительно точной атрибуции и датировки.

Из ранних гутенберговских изданий сохранились так называемый «Фрагмент о Страшном суде» – напечатанный с двух сторон лист, представляющий собой отрывок из «Сивиллиной книги», латинская грамматика Элия Доната (экземпляры которой хранятся в Парижской библиотеке). В целом первые оттиски отмечены низким качеством печати и свидетельствуют о том, что Гутенберг еще искал свою модель шрифта и экспериментировал с набором текста.

Наиболее известным деянием Гутенберга стало издание так называемой 42-строчной Библии (называемой так по количеству строк на странице), появление которой связано с одним из самых громких скандалов в истории книжного дела. В 1450 г. в Майнце Иоганн Гутенберг, заняв немалую сумму денег у Иоганна Фуста, начал работу над выпуском своей Библии. Изготовление оборудования и отливка шрифтов потребовали времени, и в 1452 г. Гутенберг вновь прибег к финансовой помощи Фуста, взяв его в дело в качестве компаньона.

В 1456 г. двухтомная 42-строчная Библия была завершена, по праву став подлинным шедевром книгопечатания. Она же принесла ему немало разочарований, связанных с судебной тяжбой по поводу выплаты долга. В судебном процессе «Фуст против Гутенберга» Петер Шеффер, бывший переписчик книг и ученик Гутенберга, стал на сторону Фуста. В итоге Гутенбергу пришлось расстаться со своей типографией и покинуть Майнц.

Типографская фирма Фуста и Шеффера в отличие от Гутенберга, выпускавшего свои книги анонимно, стала использовать издательский знак, впервые поставив его в 1457 г. в «Майнцской Псалтыри». Петер Шеффер, один из самых талантливых художников-шрифтовиков инкунабульного периода, женившись на дочери Фуста, вскоре стал единственным владельцем типографии и прославился качеством своей продукции.

Своеобразным толчком к распространению книгопечатания в Европе стало разрушение Майнца и изгнание его жителей в 1462 г. Адольфом фон Нассау. Многие из подмастерьев и учеников Гутенберга разбрелись по городам Европы, основывая там типографии и обучая мастерству книгоиздания новые поколения первопечатников.

Еще до разрушения Майнца книгопечатание появилось в Страсбурге, где Иоганн Ментелин в 1460–1461 гг. выпустил латинскую Библию в двух томах, а в 1466 г. – так называемую 49-строчную Библию, первую Библию на немецком языке, которая, несмотря на слабый перевод, имела хождение до появления лютеровской Библии. Зять Ментелина, Адольф Руш, впервые ввел в Германии шрифт «антиква» и, занимаясь типографским делом, стал одним из настоящих подвижников немецкого гуманизма.

В Италии первый печатный станок был установлен в бенедектинском монастыре св. Схоластики в Субиако, предместье Рима, усилиями немецких печатников Конрада Свейнгейма и Арнольда Паннарца в 1465 г. Именно они разработали антикву, которая стала шрифтовой основой для итальянского книгопечатания. Несмотря на материальные затруднения Паннарц и Свейнгейм до 1472 г. смогли выпустить 36 книг. Вскоре книгопечатание появилось в Риме, где работал немецкий типограф Ульрих Ган, впервые в Италии выпустивший книгу с гравюрными иллюстрациями, затем – в Венеции, Милане, Неаполе, Флоренции.

Если до появления печатного станка Гутенберга в Европе существовало около 30000 книг, то к 1500 году их число приближалось к 9 миллионам. Доступ к письменной информации получили и те, кто не принадлежал к церковной элите. Печатное слово стало первым средством массовой информации и обусловило появление «типографского и индустриального человека». Распространение книгопечатания, по мнению Маршалла Маклюэна, привело к торжеству визуально-линейного восприятия, к развитию и формированию национальных языков и государств, к промышленной революции и индустриализации, к эпохе Просвещения и научной революции.

Однако процесс появления печатных периодических изданий растянулся более чем на полтора века, хотя потребность в получении оперативной информации была высока. Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего XVI столетия, и продолжали свое хождение наряду с печатными и в XVII веке.


Самое знаменитое венецианское издательство – типография Альда (1469 год), основанная Альдом Пием Мануцием. Она просуществовала до 1597года, то есть 100 лет, выпустив в свет 952 книги. Альд Мануций произвел революцию в издательском деле, предложив в 1501 году новый шрифт и уменьшенный формат изданий. Книги, украшенные типографским знаком Мануция, получили название «альдины». Изданные в этой типографии труды античных авторов стали важным вкладом в европейскую культуру.

Первая книга на английском языке была напечатана в 1474 г. в городе Брюгге. Эту книгу («Собрание повествований о Трое») перевел с французского и издал английский первопечатник Уильям Кэкстон. Вернувшись в Англию в 1477 г., он основал первую английскую типографию, и первой книгой, напечатанной в Англии, стала «Изречения философов». Всего отпечатано около 90 книг, среди которых – полное издание «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера, и «Смерть Артура» Т. Мэлори.

Что касается Франции, то в конце 15 столетия во Франции уже насчитывалось 50 типографий.

А книгопечатание быстро распространялось в Европе. Примерно за 40 лет в 260 городах континента открылись не менее 1100 типографий, которые выпустили в свет около 40000 изданий общим тиражом в 10 – 12 млн. экз. Эти первые книги, изданные в Европе по 31 декабря 1500г., называют инкунабулами.

 

Печатный станок - детище эпохи Возрождения, когда в недрах феодальных отношений стали зарождаться капиталистические отношения. "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством..." – считал Ф.Энгельс. Время изобретения - 15 в. - стало порогом новой информационной эры человечества. Книга стала дешевле и начала играть более активную роль в истории общества. Теперь она выпускалась не в сотнях, а в тысячах совершенно одинаковых экземпляров. Произошла унификация орфографии и графических форм письма, возникли единые национальные языки.

Победное шествие печатного станка по Европе началось еще при жизни Гутенберга. В 1465 г. появилась первая типография в Италии. В 1468 г. - в Швейцарии, в 1470 г. - во Франции, в 1473 г. - в Бельгии и Венгрии, Польше, в 1476 г. - в Англии, в 1482 г. - в Австрии и Дании. в 1483 г. - в Швеции, в 1487 г. - в Португалии.

За 40 лет в 260 городах Европы возникло не менее 1100 типографий, которые выпустили в свет около 40 тыс. изданий общим тиражом в 10-12 млн. экз. Эти книги, изданные в Европе до 31 декабря 1500 г., носят название "инкунабул" (от слова "колыбель").

В 1466 г. Ментелин, ученик Гутенберга издал "Библию" на немецком языке. Потом появились "Библии" на других национальных языках, это подготовило почву для борьбы с латинской католической экспансией.

Половина изданий инкунабульного периода - книги религиозного характера, также труды классиков античной литературы, истории, философии в оригинале и в переводе - Вергилий и Гомер, Эзоп, Плиний Старший, Аристотель, средневековой литературы - Бокаччо и Данте Алигьери, английского поэта 14 в. Чесера.

В книгах стали появляться иллюстрации - гравюры. Многие годы шел поиск наиболее адекватной технологии воспроизведения изображений - ксилографические гравюры конкурируют с гравюрами на металле.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Древнегреческий театр (8-6 вв. до н.э.), литературу Греции и Рима - в известной мере также можно отнести к пражурналистским явлениям | Изобретение бумаги и развитие бумажного производства стало важной предпосылкой распространения книгопечатания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.