Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рукописные издания 15-16 вв

Читайте также:
  1. Официально-документальные издания
  2. Периодические издания
  3. Причины укрепления второго издания крепостничества.
  4. Рекламно-подарочные издания и сувениры.
  5. Электронные издания

 

Усложнение экономической и политической жизни Европы в конце XVI – начале XVII вв., расширение торговых и культурных контактов между европейскими странами требовали создания новой системы обмена информацией. Налаженные морские и сухопутные коммуникации, интенсивное использование речных систем, строительство каналов создали условия для относительно быстрой передачи новостей из одного региона в другой. В XVI–XVII вв. во многих странах Европы появились государственные почтовые службы, ускорившие процесс обмена информацией.

Необходимость получения оперативной информации, как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод».

Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок.

Венецианские газеты представляли собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала новости о различных событиях, происходивших в Италии (исключая саму Венецию) и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались «аввизи» (avvisi – от итал. «avviso» – сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г.

Периодичность рукописных газет была еженедельной. Не сохранилось достаточных сведений о первых журналистах, создававших венецианские avvisi. Есть свидетельства о том, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей – «аввизатори» («avvisatori» – от итал. «вестник, приносящий новости»), однако в конце XVI начале XVII вв. эту профессию трудно было отнести к разряду престижных.

Рукописные венецианские газеты имели достаточно широкое хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий в Германии, где итальянский опыт использовали представители аугсбургского банкирского дома Фуггеров. Финансовая империя Фуггеров, имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшая европейских монархов, обладала хорошо разветвленной сетью торговых агентов в промышленных центрах Европы. Торговые агенты служили корреспондентами, собирая для Фуггеров информацию делового, политического и общего характера. Эти сообщения, определенным образом скомпонованные и аккуратно переписанные, стали «газетами» банкирского дома Фуггеров («Fuggerzeitungen») и имели хождение в Европе между 1568 и 1605 гг.



Рукописные газеты Фуггеров не продавались свободно, а поставлялись только избранному кругу получателей, в который входили члены семьи Фуггеров, а также клиенты банкирского дома. Замкнутый характер распространения фуггеровских «газет» не позволяет считать их прямыми предшественниками первых европейских газет, так как одним из характерных признаков газеты является свободный доступ к ее получению. Однако сам феномен долгосрочности их существования, несомненно, заслуживает внимания.

Все таки, несмотря на то, что печатный станок был уже изобретен, в 15 столетии новости были главным образом рукописными. Хотя, уже на самом раннем этапе формирования буржуазной журналистики определяются основные тенденции ее развития, окончательно оформившиеся в эпоху империализма. Буржуазная журналистика с самого начала имела, как мы уже знаем, ярко выраженный коммерческий характер и была тесно связана с зарождавшимся тогда же банковским и промышленным капиталом. Распространение информации в 15 – 16 веках становится весьма солидным и выгодным делом и превращается из любительского занятия в профессию. Довольно широко торговля новостями была распространена не только в Венеции (венецианские рукописные газеты назывались «аввизи», самый ранний комплект датируется 1566 г.), но также и в Германии. Лейпциг, Нюрнберг, Страсбург, Аугсбург, Франкфурт были не только крупнейшими торговыми и университетскими центрами Германии, но и информационными. Лютер назвал Нюрнберг «оком и ухом Германии».

Большой известностью пользовалось бюро Фугеров, распространявшее рукописные ведомости новостей. Торговый дом Фугеров (газеты имели хождения в Европе между 1568 и 1605 гг.) в Лейпциге имел обширные коммерческие связи практически со всеми европейскими государствами, королевскими дворами, владетельными князьями, торговыми корпорациями и даже римской курией. Этим объясняется высокий уровень информированности Фугеров. Владельцы и служащие фирмы были в курсе всех событий коммерческой и политической жизни Европы. Информация стала у Фугеров таким же товаром, как и все прочее, чем они торговали. Особый штат писцов переписывал все новости, прибывшие в Лейпциг, и рассылал свою продукцию подписчикам, вносившим ежегодно особую плату за этот товар. Бюро Фугеров является прообразом информационного агентства. Это значит, что уже в 15 веке были заложены основы и выработан принцип деятельности этого важнейшего распространителя информации.

В Германии эпохи Возрождения большое распространение имели рукописные информационные листки, названные Лютером, как мы уже знаем, «летучими листками». Наиболее интересные из них владельцы типографий перепечатывали на станках и распродавали на ярмарках. О чем же писали в «летучих листках»? Главным образом о религиозных распрях (речь идет об эпохе Реформации), политических событиях, а также об эпидемиях, всевозможных «чудесах», катастрофах, исцелениях, и др. новостях. Ценилась информация как таковая, а не анализ событий. Элемент сенсационности уже на той стадии развития журналистики был важнейшим условием коммерческого успеха. Стиль, язык автора, как и сама его личность, ещё не существовали как значимые элементы журналистского творчества. Оно было весьма примитивным, поэтому язык «летучих листков» был весьма беден. Это характерно для новостей, издававшихся с целью наживы. Что же касается первых проявлений политической журналистики, проповедей Мюнцера и «Писем тёмных людей» Гуттена, то они уже представляют собой образец публицистического мастерства. Но основная масса рукописной индустрии в Германии являла собой весьма несовершенные в плане языка и стиля творения, не говоря уже о том, что доверять объективности и правдивости авторов было просто опасно. Названия некоторых из этих листков дают определенное представление об их содержании: «Потрясающая ведомость о небывалом наводнении, случившемся в городе Берне. Вести из Франции и т.д. Напечатано в Нюрнберге Никласом Кнорром» или «Достоверная новейшая ведомость из Маастрикта (следует перечисление городов) содержит в себе описание геройской вылазки, перестрелки, стычек, штурмов и других любопытных происшествий от начала осады вплоть до 11 июля текущего 1579 года. Получено из города Ахена 12 июля от хорошего приятеля. Отпечатано в Кельне в 1579 г.» или «Новейшая ведомость об анабаптистах в Мюнстере. Виттенберг. Иосиф Клер. 1535г.». (Саламон Л. Всеобщая история прессы. Спб.,1907, стр 10).

Рукописные ведомости распространялись ординарцами, также как и специальные письма, которые составляли - для богатых купцов, вельмож, университетов и монастырей, - осведомители. Содержание этих людей в различных частях Европы и более дальних местах оплачивалось владетельными людьми или организациями. Этих осведомителей можно сравнить с нынешними собственными корреспондентами. Им нередко удавалось организовать вокруг себя нечто типа корреспондентского пункта, который собирал, обрабатывал и доставлял с помощью ординарца информацию хозяину. Институт ординарцев был предшественником такого важного канала коммуникации как связь. В 15 веке Сен-Галлевское купечество с помощью своих ординарцев наладило регулярную почтовую связь между Линдау, Равенсбургом, Ульмом и Нюрнбергом. Потом эта связь распространилась на Лион и другие города Франции, Нидерландов, Италии. Известия из Венеции до Нюрнберга шли 20 дней.

Ординарцы просуществовали до тех пор, пока почтовое сообщение не было монополизировано государством. Конечно, централизация власти и государственный контроль всячески содействовали развитию журналистики.

Рукописные новости распространялись практически во всех странах Европы. Но происхождение их было главным образом немецкое или голландское. В Германии они появились ранее, чем в Англии или Франции. Здесь же появились и первые газеты, в том виде, как представляет их современный читатель: отпечатанные на станке, выходящие регулярно (ежедневно или еженедельно).

Технический предпосылки развития печати стали складываться в Европе с 30-40 гг. 15 в. Уже в 1510 г. в Париже было 10 типографий. В Европе печатались календари, сборники известий - непосредственные предшественники газет и журналов.

Решающими оказались социально-экономические причины. Рубеж 16-17 вв. - время складывания капиталистических отношений, развития международной торговли. Это породило необходимость распространения коммерческой и торговой информации, различных сведений о внутреннем положении и международных отношениях стран. Выход на арену истории класса буржуазии с ее экономическими интересами, а потом и политическими притязаниями сопровождалось становлением и развитием журналистики. Именно буржуазия впервые использовала печатную технику для издания газет, распространяющихся за деньги. Первые печатные газеты:

17 в. Германия - "Aviso-relation, oder Zeitung - 1609 г.

Англия - "Weekly News" - 1622 г.

Франция - "Gazette" - 1631 г. создана при участии Ришелье.

 

Первые газеты, рассчитанные на купцов, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных сообщениях и т.д. Эти издания отвечали запросам молодой буржуазии. "Gazette" печатала и политические новости.

Английская буржуазная революция 17 в. породила издания брошюрного типа ("памфлеты"). Во второй половине 17 в. появились журналы, затем - ежедневные газеты.

Накануне Великой Французской революции народилась политическая пресса.

Публицистика западноевропейского средневековья чрезвычайно разнообразна как в жанровом, так и в тематическом аспектах. Разнообразие это объясняется большим временным диапазоном самого понятия «средневековье», а также национальным своеобразием различных культурных традиций Западной Европы.


Мир средневековья формировался внутри античной цивилизации в период идеологического противостояния набиравшего силу христианства и античных религиозных культов. Эта борьба определила основную направленность публицистики 3 – 4 вв.


Последняя попытка античности отстоять свою культурную традицию произошла в середине 4 столетия, когда император Юлиан (вошедший в историю под именем Юлиана Отступника) попытался реставрировать античную религию. Полемические произведения самого Юлиана, эпистолография знаменитого ритора Либания – то немногое, что сохранилось из антихристианской публицистики этого периода. Период упадка европейской культуры 6 – 8 вв. получил название «темных веков». В этот период накал политической и религиозной жизни отразился во многих жанрах средневековой христианской литературы – в проповедях, посланиях, видениях, поучениях, мираклях, обличениях, диалогах, церковных историях и т. д. Во второй половине 6 в. выделился такой мастер церковного красноречия, как папа Григорий 1 Великий. В его «Диалогах» встречаются образцы как морально-дидактической, так и политической публицистики.

Спецификой средневековой публицистики являлась постоянная апелляция к Авторитету – к Священному Писанию, трудам отцов церкви или сочинениям Аристотеля. У средневекового публициста всегда за спиной находился авторитет, направлявший руку пишущего, а потому текст создавался как бы от лица иного, более компетентного источника.

Начиная с 9 в. наблюдается постепенное смещение направленности средневековой публицистики в сторону чисто политических проблем. Так, известный французский публицист Пьер Дюбуа состоял на королевской службе, защищая политику Филлипа Красивого от претензий со стороны папы Бонифация 8. В памфлетах Дюбуа (основная часть которых появилась между 1300 и 1307 гг.) много интересных мыслей о лишении папы светской власти, об отделении государства и общества от церкви, о федерации европейских государств под эгидой французского короля, об уничтожении войн и о посредничестве в разрешении международных споров. Дюбуа требовал реформы права, выдвигал идею всеобщего просвещения, даже женского. Избранный в генеральные штаты, он поддержал короля в борьбе с тамплиерами и призвал Филлипа принять императорский титул. Дюбуа предстает в своих памфлетах как весьма оригинальный идеолог, убежденный в действенной силе своих концепций.


Английская публицистика 15 в. выдвинула такую яркую фигуру, как Джон Фортескью, политические памфлеты которого оказались в самом центре династической борьбы за корону. Писал он, как и большинство британских литераторов его времени, на латыни и на английском. Многие его памфлеты построены на противопоставлении идеи абсолютной и ограниченной королевской власти, причем английскому варианту ограниченной монархии отдавалось предпочтение по сравнению с абсолютистским правлением во Франции.

В эпоху Возрождения начало меняться общественное положение литератора, произошло ускорение информационных процессов. Помимо памфлетов, депеш и различных образцов эпистолографии, циркулировавших в политической и интеллектуальной среде того времени, появился такой политический жанр, как «реляции», т. е. сообщения о каких-либо военных или дипломатических событиях, носящий преимущественно документальный характер. Расцвет этого жанра в Италии пришелся на рубеж 15 – 16 вв.


В ренессанской публицистике выделилась сатира, примером которой может служить «дурацкая литература», представленная в немецкой литературной традиции именами Себастьяна Бранта и Томаса Мурнера. В карнавальной традиции сатирическому осмеянию подвергались различные аспекты общественной, политической, социальной и частной жизни. Высшее свое воплощение эта литература получила в творчестве Эразма Роттердамского «Похвальное слово глупости» (1509), в котором великий нидерландский гуманист от имени Мории (глупости) подверг тотальной критике практически все стороны современного ему общества.

Комплекс новых идей, предложенный Ренессансом, был отражен в мощном потоке публицистических трактатов. Здесь и филологические трактаты Лоренцо Валлы, содержавшие критику переводов Нового Завета, и политические труды Никколо Макиавелли, хладнокровно отделившего политику земную от политики божественной и создавшего прагматические принципы государственного управления (получившие название «макиавеллизм») («Государь», 1513).


В первой половине 16 в. ведущим публицистом Европы стал Пьетро Аретино, прозванный «бичом королей». Укрывшись от преследования папских властей в Венеции, Аретино в многочисленных памфлетах, письмах, посланиях, пародиях держал всю знать Италии как бы в осаде: сюда же присылались ему подарки чужеземных князей, которые пользовались его пером или боялись его. Аретино весь свой расчет строил на неограниченной и абсолютной публичности; в определенном отношении он – праотец журналистики. Периодически он собирал свои письма и статьи, до этого долго ходившие по рукам, и печатал их сборниками.

Итак, все приведенные выше примеры принято называть «дожурналистскими явлениями». Это вполне исчерпывающее определение. Журналистика и информация не идентичные понятия, первое не исчерпывается вторым, оно гораздо шире. Если для формирования литературы как самостоятельного вида творчества и общественной деятельности достаточно создания письменности (а для устного творчества и это не обязательно), то для выделения журналистики в оригинальную форму этого мало. Недостаточно и просто передачи информации. Необходим определенный уровень развития общественных отношений, экономики, науки и техники, который рождает эту специфическую форму социальной деятельности и творчества, делает её незаменимой.

Но между такими важными этапами развития журналистики, как сбор и продажа информации и размножение её с помощью печатного станка, был ещё организационно-оформительский этап. Лицо газеты формировалось довольно долго. Младенческие черты «летучих листков» практически целый век преображались в юношескую физиономию первых газет. Здесь главная заслуга принадлежит уже не купцам и ординарцам, а интеллектуалам.

Одним из таких людей был австриец Михаил фон Айнцинг, использовавший печатный станок и слово с просветительской целью. Айнцинг решил систематизировать всю отрывочную информацию о перипетиях знаменитого Кельнского спора, доходившую до читателей через рукописные листки новостей. Он изложил суть дела и историю его развития в нескольких статьях и собрал их в одну брошюру под названием «Relatio historica», «О происшествиях Кельнского съезда». Брошюра была отпечатана в кельнской типографии и распродана на ярмарке во Франкфурте. Она имела очень большой успех в силу актуальности темы, и благодаря доходчивости и ясности изложения. Этот успех ободрил М. Фон Айнцинга, и он продолжил свою журналистскую деятельность. Теперь он писал уже не только о Кельнском съезде, но и других политических событиях. Так, его брошюра 1588 года уже представляет собой обзор текущих политических событий. «Relatio» (отчеты) Айнцинга выходили в свет накануне ярмарок и получили своё второе название «ярмарочные ведомости». Четкая периодичность и общественно-политическое содержание «Relatio» вплотную приблизили их к газете. У Айнцинга появилось много последователей. «Ярмарочные отчеты» стали распространяться буквально по всей Германии. Среди их издателей можно назвать священника Конрада Лаутенбаха (псевдоним Якобус Франкус) и Маурера.

Кроме рукописных газет, в информационном потоке 16 –17 вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «реляции» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3)большой акцент делался на иллюстративный ряд. «Книги новостей» не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего 17 столетия.

Итоги. Книгопечатание – важнейший фактор в формировании журналистики. 15 век – империя Гутенберга. Венеция – столица итальянского книгопечатания (знаменитое издательство – типография Альдов, которая просуществовала 100 лет. За 40 лет в 260 городах континента открылись 1100 типографий. Зарождение буржуазной журналистики. Две стороны журналистики – коммерческая и идеологическая. Буржуазная журналистика с самого начала имеет коммерческий характер. Торговый дом Фугеров. «Летучие листки» в Германии эпохи Возрождения. Проповеди Мюнцера и Гуттена – образец политической публицистики. Ведомости распространяются ординарцами (прообраз собственных корреспондентов). Немецкое и Голландское происхождение рукописных новостей.
Организаторско-оформительский этап журналистики. Заслуга интеллектуалов, первый просветитель – австриец Айнцинг, он издает «Ярмарочные ведомости», отчасти аналог газеты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Рукописные издания 15-16 вв

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.137.187
Генерация страницы за: 0.007 сек.