КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобализация информации
В начало Журналистика и техника Практика: разнообразие и общность Дифференциация и специализация Концентрация и монополизация Журналистика и экономика Глобализация информации МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Несмотря на весьма серьезные национальные особенности функционирования средств массовой информации и коммуникации, существуют общие, мировые тенденции развития журналистики. В современных условиях важное значение приобретают: · учет последствий глобализации информации и возможность сочетания ее с региональным интересом; · взаимосвязь и взаимозависимость журналистики и экономики как на уровне предприятий СМИ, так и на макроуровне; · новые формы концентрации капитала и монополизации средств массовой информации; · дальнейшая дифференциация и специализация СМИ; · существенные изменения в практической журналистике за рубежом, произошедшие в последние десятилетия; · влияние инновационной политики государств и национальных приоритетов в науке и технике на техническое обеспечение СМИ и многие другие. Учет основных тенденций развития современной зарубежной журналистики позволит правильно скорректировать национальную политику в области СМИ.
Новейшие достижения в производстве журналов, газет, функционировании радио и телевидения, компьютеризация технологических, информационных и коммуникационных процессов позволяют с достаточно высокой степенью вероятности утверждать, что мы вступаем в новое информационное общество. Как и предсказывали футурологи, научно-техническая революция не обошла стороной средства массовой коммуникации, которые сейчас претерпевают глубочайшие изменения. Последние годы ознаменованы бурно протекающими и неоднозначными процессами, которые получили название глобализации информационного пространства. Это явление связано прежде всего с новейшими достижениями в технике коммуникации и электронике. Практически мгновенное донесение информации до зрителей, слушателей и читателей позволяет сделать свидетелями и участниками событий миллионы людей. Причем мы становимся невольными участниками событий, происходящих за тысячи верст от нас. В связи с этим встает вопрос – к каким социальным последствиям это может привести? Уже сейчас компьютерные сети охватывают весь мир, и есть реальная возможность для пользователя получить нужную информацию выбранного вами агентства или источника из любой страны, из любой точки земного шара. Вторжение научно-технического прогресса в журналистику и издательское дело привело к необратимым последствиям, глубину и значение которых трудно переоценить. Широкое внедрение электронно-вычислительной техники, трансграничная передача данных, формирование глобальной компьютерной сети – все это и многое другое предопределяет новую технологию журналистского труда, новые тенденции сбора, анализа и распространения информации. Для примера возьмем американскую базу данных НЕКСИС, обслуживающую банки, коммерческие предприятия и журналистов. Она содержит полные тексты 8 млн. статей из 125 газет, журналов и других источников. Ее журналистские файлы включают в себя тексты статей, публиковавшихся на страницах четырех основных ежедневных газет США, текущие обзоры российской прессы и сообщения телеграфных агентств Соединенных Штатов, Великобритании, Японии, Китая. Эти файлы еженедельно пополняются примерно сорока тысячами статей[113][1]. Глобализация информационного пространства имеет и ряд социальных последствий. Давно ли мы приветствовали так называемый новый информационный порядок? Собравшиеся в 1976 году главы государств и правительств неприсоединившихся стран высказались за расширение сотрудничества и укрепление международной безопасности, создание национальных и региональных систем подготовки журналистов, развитие обмена между неприсоединившимися странами в целях повышения доли их участия в международном обмене информацией, ограничения деятельности печатных монополий. Казалось бы, ничего необычного. Просто развивающиеся страны озабочены положением, при котором они оттеснены на задворки информационной среды и вынуждены довольствоваться теми крохами информации, которые передают им мировые агентства. Но в 1981 году в Таллуаре состоялась иная конференция, выступившая с так называемой «Таллуарской антидекларацией». Дело в том, что протекающие в массмедиа сложные процессы рассматривались здесь с точки зрения «плюрализма Запада», смысл которого сводится к простой формуле: распространяет информацию тот, у кого она есть и у кого есть деньги на ее распространение[114][2]. Естественно, за последние годы в мире многое произошло, серьезно изменив информационную картину планеты. Как отмечала профессор Санкт-Петербургского государственного университета С.М. Виноградова[115][3], среди множества исследований в области информации особое место принадлежит докладу Комиссии Шона Макбрайда «Много голосов – один мир», опубликованному в 1980 году. В докладе была представлена информационно-коммуникационная картина, сложившаяся в 1970-е годы. Этот доклад получил глобальный резонанс. В начале 90-х годах многих авторов вновь заинтересовало то, насколько «сработали» выводы и прогнозы, содержащиеся в докладе Макбрайда, в контексте событий, характерных для массово-коммуникационных процессов, развернувшихся в 80-х годах нашего столетия. Исследуя «движение Макбрайда», Л. Зассман (США) рассматривает присущую этому движению «гегелевскую диалектику». Согласно диалектике самого Зассмана, противоположности – «старый порядок» со свойственной ему гегемонией Запада (1946 – 1976 годы) и «новый порядок», отразивший устремления «третьего мира» и СССР (1976–1981 годы), «снимаются» в новом «новом порядке», в рамках которого условия игры диктует техника, объединившая телефон, телефакс, персональную ЭВМ со спутниковыми, оптиковолоконными и компьютерными сетями. Возникает своеобразный механизм саморегуляции: государство и конкуренция сдерживают частные коммерческие интересы, а индивидуальные «малые» средства информации, в свою очередь препятствуют формированию государственной монополии; коммуникационные технологии открывают всем и каждому доступ к информации, расширяют возможности кросс-культурного взаимодействия в мировом масштабе. С. Бим (США) приводит большой объем статистических данных, позволяющих выяснить, сохранилось ли информационное неравенство, зафиксированное докладом Макбрайда. Исследование демонстрирует, что в целом информационно-коммуникационная оснащенность ранее отсталых регионов улучшилась: увеличилось, хотя и незначительно, количество газет, возросла численность радиоприемников и телевизоров. Но сдвиги эти носят, как правило, догоняющий характер: индустриальные державы продолжают оставаться далеко впереди (хотя и здесь не обошлось без сюрпризов: в 1988 году на Бермудах было 904 телевизора на 100 человек, тогда как в США – 812). В свое время основатели ЮНЕСКО предложили считать «свободное распространение идей при помощи слова и изображения» существенным фактором развития сотрудничества между народами. Но, к сожалению, этот принцип был неосуществим в условиях холодной войны. В связи с изменениями на международной арене, произошедшими в 1980-х годах, ЮНЕСКО был выработан новый подход к средствам массовой информации, который соответствует потребностям современного устройства мира и новых демократических государств. В ноябре 1989 года на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была единогласно принята «новая стратегия коммуникации», цель которой состоит в «обеспечении свободного потока информации на международном, а также национальных уровнях и ее более широкого и сбалансированного распространения без каких-либо препятствий свободе слова». ЮНЕСКО активно поддерживает действия межправительственных и неправительственных организаций, занимающихся защитой основных свобод: свободы слова и свободы печати. В 1990 году при ЮНЕСКО был создан Сектор культуры и коммуникации, который начал работу над 42 проектами для развивающихся стран, среди которых профессиональная подготовка журналистов, помощь молодым демократиям в создании собственных программ, выпуске газет и журналов. «Новая стратегия коммуникации» состоит в увеличении объема коммуникации в демократических и развивающихся странах. В связи с нарождающейся «эрой мультимедиа» ЮНЕСКО предоставляет международному сообществу арену, где могут быть опробованы возможности и действенность новых средств коммуникации и новых информационных технологий. Цели, которые ставит при этом ЮНЕСКО в области дистанционного обучения и непрерывного образования, очень высоки: образование и воспитание в духе ненасилия, терпимости, уважения прав человека и международного взаимопонимания. ЮНЕСКО и Международный союз электросвязи провели изучение телекоммуникационных тарифов - важного фактора в организации свободного обмена информацией, т.к. в случае высоких тарифов современные информационные супермагистрали могут оказаться заблокированными. ЮНЕСКО внесла свой вклад в создание Международной сети обмена информацией по проблеме свободы слова, дающей возможность пользователям сети Интернет ежедневно получать сведения о нарушениях свободы печати и случаях нападения на журналистов. Существуют и другие ключевые вопросы по проблемам коммуникации в деятельности ЮНЕСКО. Это свободный доступ информации на рынки, защита авторских прав, гарантии независимости, которые многие издатели электронных сетей хотели бы иметь, формы финансирования при переводе архивов прессы в цифровую систему и т.д. Распространение информации всегда связано с демократизацией общества. Именно ЮНЕСКО, призванная способствовать обеспечению свободы информации, прилагает все усилия, чтобы эта свобода нашла свое практическое воплощение. Вместе с тем, на пути полного и всестороннего обеспечения свободы слова и свободы печати стоят преграды, вызванные современными политическими реалиями. В повестку научно-практических задач, в частности, встал вопрос о регулировании информационных потоков. Это регулирование в ряде случаев подменяется приданием информации определенного идеологического и политического характера, что происходит «всегда, когда высшим императивом является интерес не истины, а отдельных партийно-политических образований, государств, блоков и групп стран, интересы которых подаются как интерес якобы всего международного сообщества»[116][4]. Развал Советского Союза и всей системы социализма привели в движение механизм перестройки информационных отношений. Информация стала товаром со всеми вытекающими отсюда последствиями. Начался резкий поворот от поддержки «нового международного информационного и коммуникационного порядка» к концепции «свободного потока информации». Это в свою очередь привело к активной экспансии мощных информационных монополий стран Запада и США в развивающиеся страны, страны Восточной и Центральной Европы, в бывшие республики СССР. Информационная экспансия имеет разные формы в зависимости от политико-экономической ситуации и особенностей страны. Первыми на прилавках киосков появились крупные издания Запада. Затем на телеэкранах замелькали заморские кадры. Правда, по-разному и в различных объемах. В Польше при правительстве премьер-министра Сухоцкой сейм принял Закон о радио и телевидении, подписанный президентом Валенсой. Этот закон демонополизировал польскую телерадиовещательную систему. Высшим контрольным органом польских радио и телевидения является Национальный совет по радио и телевидению, который несколько напоминает французский образец. Он состоит из девяти членов, двух из которых назначает президент, четверых избирает сейм, троих назначает сенат. Такая система управления радио и телевидением показала свою жизненность. Подобным был закон и в ЧСФР «до развода», т.е. до распада федерации. В Чешской республике основным направлением изменения РТ стала приватизация. В январе 1993 года первая общечешская телесеть была продана СП «Central European Television for 21st Century». 70% акций принадлежит Организации Центральноевропейского Экономического Развития, созданной на средства американского и канадского капитала. В Румынии приватизирован второй канал телевидения. В совместном предприятии – владельце канала – 25% составляет доля государственного телевидения и 75 – британско-канадского консорциума Atlantic Television[117][5]. Во многих странах контроль над информационными потоками захватили мировые информационные агентства и международные пресс-монополии. Появилось множество совместных предприятий, где «главную скрипку» играет зарубежный капитал. В свете приведенных выше фактов может быть поставлен (пока еще теоретически, но достаточно жестко) и такой вопрос: а можно ли всерьез говорить о суверенитете страны, средства массовой информации которой находятся под иностранным контролем? Трансформация СМИ в странах Центральной и Восточной Европы шла в трудных условиях перестройки экономических и политических отношений в обществе. Возьмем для примера СМИ Словакии и СМИ Польши. В Словакии в марте 1990 года регистрация заменила разрешение издательства (закон 175/90 Сборника), а в 1993 году вступил в действие закон об обязательных экземплярах (закон 93/93 Сборника). С 1989 г. начался количественный рост наименований периодической печати. Тогда в свет выходило 326 центральных, региональных и местных издания, а в 1995 г. их количество выросло на 167%. Ежедневные газеты читает около половины жителей страны старше 14 лет. Если в 1989 году печаталось 12 ежедневных газет, то в 1993 году их было уже 20. Из существующих газет с 1989 года выходят только семь. Четыре возникли на базе ранее существовавших газет. Девять словацких газет появилось после 1990 года. За пять лет с 1990 по 1995 годы возникло и прекратило свое существование 10 газет, однако число читателей не увеличилось, т.е. сократились тиражи. Средний ежедневный тираж одной газеты в 1989 году достигал 155 тыс. экз., в 1990 – 104 тыс., в 1992 – 89 тыс., в 1995 – 79 тыс. экз. Однако по данным Института по изучению журналистики, ежедневный тираж газет на 20% меньше, если учесть непроданные экземпляры. Региональная и местная печать изменялась следующим образом. По данным на 1989 год издавалось 122 региональные и местные газеты, а в 1995 их было уже 353. Часто эти издания выходят нерегулярно, на невысоком профессиональном уровне, по сути дела являются информационными бюллетенями. Появились «листки объявлений». Число районных и заводских газет увеличилось с 1990 по 1995 годы в два раза, зато их тиражи значительно упали. Радио и телевидение в Словакии – общественно-правовые. Телевидение ведет передачи на двух каналах – СТВ-1 и СТВ-2. На основе лицензии идут передачи на третьем канале – ВТВ (Ваше телевизионное вещание), передачи которого транслируются через спутник. Совет по радио и телевидению выдал 60 лицензий региональным и местным компаниям. Компания Маркиза покроет 60% Словакии с помощью распространения кабельных программ. Словацкое радио вещает на пяти программах. Первая программа - информационно-публицистическая. Вторая программа ведет передачи о литературе и искусстве, а также посвящена региональному вещанию и вещанию на иностранных языках, молодежному вещанию в сотрудничестве с Обществом Rock-FM и Радио CDI, которое является словацкой программой на немецком языке для австрийских радиослушателей. В период социально-экономической трансформации в Польше (1989–1999 годы) пресса претерпела бурные преобразования. Так же, как и в Словакии, увеличилось количество наименований газет, активизировались дифференциация и специализация. Наибольшие изменения претерпела женская печать[118][6]. Увеличилось не только количество женских изданий, но и их тиражи. В социалистической Польше насчитывалось 48 женских изданий. К числу самых старых польских журналов, издаваемых после 1945 года, относится «Кобета и жиче». Женская пресса в ПНР, как и везде, кроме информационных материалов содержала разделы и рубрики, посвященные моде, домашнему хозяйству, воспитанию детей, проблемам семьи и т.п. Другой чертой социалистической прессы было стремление расширять практические навыки и повышать культурный уровень женщин, а также привлекать их к участию в общественной жизни. Помимо этого, женская пресса должна была информировать, воспитывать, советовать и учить. Женская аудитория в 1945–1989 годы недооценивалась. Исследования показывают, что количество изданий, предлагаемых женской аудитории, было в два раза меньше фактического запроса на нее. Динамика развития женской прессы в Польше приостановилась в 1990 году. Из 16 женских журналов, издаваемых после 1959 года, к началу 1997 года конкуренцию выдержали всего 10. Только два из них – «Проблемы семьи» и «Домашнее хозяйство» – издавались благодаря помощи правительства символическим тиражом – 1–2 тыс. экз. Самое старое женское издание польской прессы «Кобета и жиче» решением Ликвидационной комиссии РИК от 21 апреля 1991 года было передано кооперативу журналистов. Прочие женские издания также переходили в другие руки. Смена издателей привела к расширению числа качественных женских журналов и, прежде всего, к значительной трансформации содержания. Эти преобразования произошли под влиянием прессинга иностранных инвесторов, которые после 1989 года вышли на польский рынок и начали издавать собственные издания. Они представляли собой, как правило, версии немецких и американских журналов, практически не имеющих ничего общего с оригинальными польскими изданиями. Среди журналов, финансируемых иностранными инвесторами, первое место занимает «Клаудиа», владеет которой немецкая фирма «Грунер унд Яр». Этому же концерну принадлежали недорогие журналы «Най», «Пани Дому», «Сандра», «Секреты кухни». Другие издательства, функционирующие на польском рынке: немецкие – «Генрих Бауэр» (журналы «Тина», «Хвиля для себе», «Свет кобеты»), «Анна-Бурда» («Бурда», «Мисс Бэ», «Верена», «Вера»), «Феникс Интермедиа» («Дивчина», «Эла»), «Аксель Шпрингер» («Пани дому») и др; норвежское издательство «Оркла Медиа» («Филипинка», «Пшекрой»), швейцарское издательство «Юрг Маркард» делит паи с «Феникс Интермедиа» («Дивчина»). Ежемесячник «Фамилия. Семья католическая» был создан по образцу западноевропейских изданий. Печатались жития святых, общественные фельетоны, авторами которых были лица духовные, корреспонденции о визитах папы римского. Единственно чисто польским издательством, возникшим после 1989 года и бросившим вызов иностранным инвесторам, был концерн «Прушински Лимитэд», издававший популярный ежемесячник «Домашний советник» – журнал, который хотя был адресован всей семье, но чаще всего раскупался женщинами. В 1994 году тираж этого издания достиг 3 млн. экз. Другим польским изданием, достигшим успеха на рынке, был ежемесячник «Твой стиль» тиражом 450 тыс. экз. Самое большое количество польских изданий для женщин (37) возникло в 1991 году, в 1990 году – 14, а в 1992 и 1993 годах – по 17. Огромный успех женской прессы в Польше имел несколько причин. Предложение соответствовало спросу. Женские издания были адресованы всем возрастным, социальным и профессиональным группам. Они различались не только по профилю, но и по цене. Тип и адресат определяли содержание издания. До начала трансформации польское государственное радио и телевидение существовали по принципу самофинансирования, имея также право на дотации из государственного бюджета[119][7]. С введением в январе 1990 года рычагов рыночной экономики радио и телевидение фактически были лишены дотаций со стороны государства. Резко снизились поступления от абонентной платы в связи со стремительным падением уровня доходов населения. Польское телевидение вынуждено было пойти по пути коммерциализации. Неэффективная рекламная политика, низкая абонентная плата не могли покрыть всех расходов, необходимых для существования самого телевидения. Необходимость финансирования расходов для выполнения общественно-политических задач подтолкнуло руководство польского радио и телевидения к поиску других путей, в том числе и к привлечению иностранного капитала. В сфере электронных СМИ участие иностранного капитала с самого начала их перестройки в Польше было ограничено. Это ограничение впоследствии оформилось законодательно: ст. 33 нового Устава о радиовещании и телевидении допускает участие иностранного капитала в электронных СМИ не более 33%. По мнению польских аналитиков, это ограничение в конце концов будет сломлено, поскольку развитие РТВ требует гигантских инвестиций. Трансформация польского ТВ сопровождалась экспансией спутникового телевидения, зарождением и становлением каналов частного телевидения, в том числе с привлечением иностранного капитала, что было обусловлено законодательным переходом от государственной модели телевидения к общественной. Первое негосударственное ТВ возникло в Польше в 1990 году, а к началу выдачи лицензий на вещание (в соответствии с Положением о радиовещании и телевидении, принятом в начале 1994 году) насчитывалось уже 19 частных телевещательных центров, функционирующих «пиратским» образом. Освоение информационного пространства бывших соцстран ведется и путем унификации программ подготовки кадров по западным стандартам. Хорошо это или плохо – покажет время. Однако на сегодняшний день необходимо согласиться, что, например, российская система подготовки специалистов имеет высокий рейтинг. Как отмечает доктор биологических наук, член-корреспондент Петровской Академии Наук и Искусств В.Б. Сапунов, «мы до сих пор обладаем лучшей в мире технологией такого наукоемкого производства, как самолетостроение. Самолеты строят около 10 стран мира, а все типы – только две (Россия и США). Признано, что теоретические разработки наших ученых в области аэродинамики – лучшие в мире. Прикладная математика, геологоразведка, сейсмология, популяционная генетика – вот далеко не полный перечень дисциплин, в которых мы лидируем. Попробуем количественно оценить место русской фундаментальной науки в мире. При анализе сразу бросается в глаза, что доля работ, выполненных русскими авторами, высока – около 10%. Это соответствует второму месту в мире и никак не позволяет считать нас слаборазвитой страной. Доля США – 40%. Наиболее велик процент работ русских авторов в теоретических разделах естествознания...»[120][8]. Так что далеко не всегда унификация образования может привести к положительным изменениям. Среди социальных последствий анализируемых процессов необходимо взять во внимание и такой. Радио и телевидение, газеты и журналы могут либо до предела политизировать население и сделать его послушно-покорным воле ведущих политических деятелей, либо увести в царство грез и мечтаний, оторвав от жизненно важных и насущных забот. В этих условиях этика журналиста из зрительно-абстрактной категории перешла в плоскость практических интересов ученых, политиков, всех участников коммуникационных процессов. Есть и другие последствия глобализации информационного пространства. Среди них – резкий спад интереса к печати восточноевропейских стран, даже в соседних государствах. В России, например, длительное время не распространяются газеты и журналы восточноевропейских стран, так как это считается нерентабельным. Поскольку доступ к информации в любой точке земли стал одинаково прост, то мировые новости начали дополняться в регионах новостями местными, опять-таки в соответствии с прогнозами футурологов. Так возник феномен регионализации информации при наличии глобального информационного пространства. Этому способствует бум «малой прессы», который стал возможен благодаря появлению лазерных печатающих устройств и настольных издательских систем. Широкий информационный поток, по сути дела, не признает государственных границ и цензурных ограничений. В Египте, например, запрещено в кино и на телевидении снимать и демонстрировать кадры, где Аллах представлен в облике человека, ибо не дано смертному познать сущность Бога. На Западе, естественно, таких ограничений нет. Египетские телезрители вполне могут смотреть передачи западных телестанций. Как быть с запретом? Или такой пример. Российским законодательством запрещено в кино и на телевидении использовать кадры, влияющие исключительно на подсознание зрителя. В ряде зарубежных стран таких ограничений не существует. Нет запрета на использование подсознательного стимулирования в компьютерных сетях. Результат таков: был создан компьютерный вирус «666», который, влияя на подсознание, может вызвать недомогание и даже смерть пользователя компьютером. Гибель в Воронеже оператора от кровоизлияния в мозг прямо за пультом компьютера вызвала бурную дискуссию среди программистов. Одни специалисты сомневаются в возможности создания вируса-убийцы, приводя аргументированные доводы, другие не менее аргументировано доказывают, что человечество своими руками создало условия для «компьютерной эпидемии», которая может оказаться гораздо страшнее средневековой чумы. Так, воронежский программист Игорь Беляков заявил, что уверенно идентифицировал вируса-убийцу «666», длина которого как раз равна 666 байтам. По его утверждению, этот вирус выдает на экран специальную цветовую комбинацию, изменяющую жизнедеятельность наблюдателя. Подсознательное восприятие меняющихся узоров приводит к изменению сердечной деятельности, что может стать причиной смерти. Выдающийся английский астрофизик и космолог Стивен Хокинг, занимающий в Кембриджском университете ту же кафедру, которую в XVII веке возглавлял сэр Исаак Ньютон, в 1995 году на симпозиуме в Бостоне заявил, что компьютерные вирусы следует считать одной из форм жизни. Хотя они и не имеют собственного обмена веществ, но вполне могут паразитировать на зараженном компьютере, подобно тому как обычные вирусы паразитируют на пораженных ими организмах. Некоторые компьютерщики считают, что это далеко не так. «Вирусы – самые простые и глупые из всех программ, – категорически заявил известный специалист Дмитрий Лозинский. – Это продукция пакостников, причем малоквалифицированных. Когда человек чуть-чуть научился составлять программы, но не умеет поставить задачу, не умеет алгоритмизировать, он начинает писать вирусы. Это очень просто. Да и вообще компьютер всего лишь инструмент. Сам по себе он ничего не может. Он лишь тупо исполняет то, что ему приказывают»[121][9]. В Российской академии наук создан специальный антивирусный отдел. Его руководитель Юрий Лященко, касаясь событий воронежской трагедии, отмечал: «Мы много обсуждали этот случай и решили, что там что-то не так. Не прямое воздействие вируса на организм. Да оно и не требуется. Вирус вполне может убить косвенно. Представьте, что вы пишете диссертацию. Несколько лет собирали материалы, и вдруг злобный вирус все съел. Если у вас слабое сердце – инфаркт. А вирус убьет вас и перекинется на другого. Самое страшное в нем – это способность саморазмножаться. Да еще и мутировать при этом. И нередко каждый мутант все злобнее и злобнее...»[122][10]. Возникла идея внесения в Уголовный кодекс статьи, предусматривающей суровое наказание за создание вирусных программ. На совещании системных программистов в Воронеже было принято решение обратиться в Прокуратуру РФ с требованием «принять самые крайние меры к изготовителям вирусов, приравняв их написание к незаконному изготовлению оружия»[123][11]. Специалисты фирмы «Софос» (город Абингтон, графство Оксфордшир) подсчитали, что вред, нанесенный компьютерными вирусами в Великобритании в 1994 г., исчисляется суммой в 128 млн. фунтов стерлингов, включая последствия потери данных, простои и затраты на восстановление поврежденных систем. Очевидно, что мы стоим перед острой необходимостью унификации законодательства по СМИ в международном масштабе. Глобализация информационного пространства выдвинула в число национальных приоритетов США участие в создании так называемой Глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ). Несмотря на то, что Соединенные Штаты фактически господствуют на мировом информационном рынке, современные тенденции развития средств массовой коммуникации заставляют идти в ногу со временем и активно добиваться своей руководящей роли в таком перспективном направлении, как использование современной техники в распространении информации. Особая роль в планах администрации США отводится Международному союзу по телекоммуникациям (МСТ) и международной сети Интернет. Неудивительно, что регулярно проводимые конференции МСТ привлекают самое пристальное внимание высших руководителей вашингтонской администрации. Так, вице-президент США Альберт Гор выступал перед участниками конференции МСТ в марте 1994 года в Буэнос-Айресе, в сентябре того же года – перед участниками конференции в Киото, направил приветствие участникам конференции по Интернету в марте 1995 года в Минске. В частности, в своем обращении к участникам конференции в Киото Гор отмечал: «Усилия по созданию ГИИ дают нам возможность выйти за рамки идеологии и поставить перед собой общую цель создания инфраструктуры, которая принесет выгоду и пользу всем гражданам наших стран. Мы будем использовать эту инфраструктуру для содействия экономическому развитию, для развития здравоохранения, образования, программ по охране окружающей среды и демократии. В разработке ГИИ неоспоримую роль играет правительство. Снижая регуляционные барьеры и способствуя участию частного сектора, определяя общественные интересы, которые необходимо удовлетворить при помощи обмена информации, активно используя ГИИ в целях образования, здравоохранения и других государственных задач, правительства могут сыграть ключевую роль в развитии ГИИ в сотрудничестве с промышленностью и представителями частного сектора. На конференции в Буэнос-Айресе вами были приняты пять принципов ГИИ, которые осуществляются на практике странами мирового сообщества: частные инвестиции, рыночная конкуренция, гибкая нормативно-правовая база, недискриминационный доступ и универсальные услуги»[124][12]. Что касается России, то, как отметил Гор, уже существуют приватизированные телекоммуникационные компании, функционирующие в 86 регионах. Действуют также независимые компании-операторы, предоставляющие услуги по международной телефонной связи и передаче данных. Это не только служит целям привлечения инвестиций, повышения конкуренции и улучшения доступа к информационным службам, но и обеспечивает жизненные условия самой демократии – свободу коммуникаций и обмена информацией. Если говорить об Интернете, то здесь дело обстоит несколько сложнее. Любая компьютерная сеть или любой компьютер может получить так называемый IP (протокол Интернет), адрес и соединиться со всей системой Интернет. Формально Интернет – это самоуправляемая община, представляющая собой огромную и быстро растущую компьютерную сеть, состоящую из сотен более мелких сетей. Каждые 30 секунд в Интернет включается новая сеть. Более двух миллионов файлов, а также другие данные и программы открыты для пользователей. Наиболее распространенными способами использования сети являются: · связь с помощью электронной почты; · участие в электронных конференциях и дискуссиях; · поиск информации и данных, хранящихся на удаленных компьютерах; · копирование файлов с удаленного компьютера на местный компьютер; · выполнение программ на удаленных компьютерах; · также выполнение программ на местном компьютере с помощью данных удаленного компьютера. Система Интернет была создана в США в 1969 году под названием АРПАНЕТ (ARPANET) специалистами Агентства министерства обороны США по проектам в области передовых исследований (Advanced Research Project Agency), которые соединили вместе четыре компьютера, чтобы продемонстрировать возможность создания широкой компьютерной сети. Эти компьютеры были установлены в Университете штата Юта, в Университете штата Калифорния в г. Санта-Барбара, Калифорнийском университете Лос-Анджелеса и Стэнфордском исследовательском институте. Конструкция системы позволяла легко подсоединять дополнительные компьютеры, поэтому к 1972 году в систему АРПАНЕТ входило уже более 50 университетов и военных исследовательских учреждений. В 70-х и начале 80-х годов были созданы и другие сети как правительственные, так и частные. Для информационного обеспечения незасекреченных военных программ была создана сеть МИЛНЕТ (MILNET) и подсоединена к АРПАНЕТ. Эти соединенные между собой сети составили основу для ДАРПАНЕТ (DARPANET), которую со временем стали просто называть Интернет (от английского слова interconnected). О возможностях использования Интернета в массмедиа и политике красноречиво говорит такой факт. Во время августовских событий в Москве 1991 года крошечная сеть Интернет под названием РЕЛКОМ, которая была связана с Финляндией, а через нее со всем миром, оказалась наиболее надежным каналом для получения информации и направления сообщений из Москвы. Участники РЕЛКОМа направляли сообщения, которые потом помещались в зарубежных газетах, заявления Бориса Ельцина (которые приносили операторам РЕЛКОМа друзья) и личные наблюдения относительно развития событий в Москве[125][13]. В Соединенных Штатах существует Общество Интернет (Internet Society – ISOC), Совет по структуре Интернета (Internet Architecture Board – IAB) и Специальная группа по инженерному обеспечению Интернета (Internet Engineering Task Force – IETF), состоящие из добровольцев, которые проводят открытые конференции, где разрабатываются операционные стандарты и решаются различные проблемы. Рекламные услуги Интернета значительно дешевле и эффективнее, чем, скажем, в газетах и журналах. Компьютерные сети и базы данных становятся одним из важнейших каналов распространения информации. Ими активно пользуются не только предприятия и организации, но и частные лица. Использование возможностей Глобальной информационной инфраструктуры позволило развитым странам Запада и США перейти к так называемой сетевой экономике, когда обширная система современных линий связи обеспечивает быстрый поиск деловых партнеров, покупателей и продавцов, заключение сделок без посредников, проведение электронных расчетов и т.п. К сожалению, информационная инфраструктура России создавалась в условиях кризиса, что зачастую вынуждало обращаться за помощью к иностранному капиталу. В итоге контроль над информационными потоками может оказаться в руках иностранцев. Эта тенденция отчетливо прослеживается в Москве, Петербурге и важных узловых пунктах информационных магистралей. Правительства США и стран Евросообщества стремятся поставить под контроль государства глобальную сеть. Ведущими учеными этих стран разработана концепция Интранет, по сути дела, являющаяся новой ступенью развития Интернета. Участие государства в программе Интранет позволит странам, принявшим на вооружение эту концепцию, сделать заметный рывок в развитии экономики и науки, в осуществлении приоритетных новаций во внутренней и внешней политике. Модная концепция «однополюсного мира», где лидирующую роль должны играть США, весьма удачно вписывается в современное состояние мировых коммуникационных процессов. Соединенные Штаты сейчас являются единственной страной, которая может диктовать свои условия другим странам в области распространения информации. И не только потому, что США производят основную долю информационного продукта. Именно эта страна заняла ключевые позиции на информационных магистралях, именно она целеустремленно и настойчиво продвигает в жизнь идею Глобальной информационной инфраструктуры, где намерена взять под свой контроль распространение информации в мировом масштабе. В этой связи со всей определенностью перед другими странами встает вопрос о их информационной безопасности. Новый информационный порядок, о котором мечтали неприсоединившиеся страны в недалеком прошлом, уже представляется несбыточным. Трансграничная передача информации (спутниковая связь, прямое телевизионное вещание, компьютерные сети и т.п.) сводит практически к нулю юрисдикцию государств даже в пределах собственного информационного пространства. Действительно, сложно запретить просмотр телепередач спутникового телевидения или пользоваться Интернетом. Вместе с тем, участились попытки отдельных государств вновь отгородиться «железным занавесом». Это кажется вполне оправданным: формирование общественного мнения нельзя отдавать на откуп иностранцам. Несогласованность национальных законодательств о СМИ может привести к парадоксальным явлениям. Например, при трансграничной передаче данных, затребованных гражданином другого государства, журналист или владелец информации может невольно стать преступником, ибо, что разрешено в одной стране, может быть строжайше запрещено в другой. Требуется гармонизация национальных законов о СМИ, информации и информатизации. Информационная безопасность – понятие многогранное[126][14]. Оно включает в себя информационную безопасность личности, общества, государства и планеты в целом. Информационная безопасность также является составной частью информационного обеспечения. Когда мы говорим о праве на информацию, то должны помнить и о информационной безопасности. К сожалению, очень многие вопросы производства, обработки, хранения и распространения информации пока не получили не только своей юридической регламентации, но даже не имеют достаточно четкого определения. Вот, например, Интернет. Является ли эта глобальная сеть средством массовой информации? В разных странах есть разные ответы на этот простой, на первый взгляд, вопрос. Так, в США состоялись два судебных процесса, в которых Интернет рассматривался по-разному. В первом случае суд постановил, что компьютерная сеть не несет ответственности за опубликованную информацию, так как она по своему статусу является лишь распространителем информации и не контролирует ее содержание. Во втором случае суд возложил ответственность за распространение информации, порочащей честь истца, т.к. эта сеть осуществляет частичный контроль за содержанием информации[127][15]. Правда, распространяемые по Интернету издания и другие СМИ в ряде стран должны регистрироваться, так как используется новый способ распространения. Но если это обычный пополняемый банк данных – регистрации не требуется. А разве общедоступный банк данных не распространяет информацию? Важность информационной безопасности для всего мира может ярко продемонстрировать случай с секретными документами Пентагона. Три подростка из хорватского города Задар, увлекающиеся компьютером, сумели через Интернет прочитать несколько секретных документов Пентагона и НАСА. Задарские хакеры переполошили секретные службы США, которые тут же запросили помощи у Интерпола и МВД Хорватии. Естественно, этот случай получил огласку. Американцы вынуждены были сообщить, что в 1996 году было около 200 тысяч случаев пиратского проникновения в базу компьютерных данных министерства обороны США. Анализ 38 случаев несанкционированного проникновения в «святая святых» Пентагона показал, что далеко не всегда можно определить потребителя информации - некоторые взломщики не оставляют после себя никаких следов. А это приучает к безнаказанности. В результате программисты соглашаются работать на любое государство за хорошие деньги. Случай с тремя прославившимися 14-летними подростками из Задара не уникален[128][16]. Забота об информационной безопасности иногда приводит к осознанному изоляционизму: некоторые фирмы предпочитают не подключаться к Интернету, боясь вторжения хакеров. Информационную безопасность можно рассматривать со многих точек зрения, скажем, как один из аспектов информационной борьбы. Для этого есть основания: в тех же США существуют структуры психологической войны и психологических операций. Их эффективность проверялась во время конфликтов на Гренаде, в Панаме, во время войны в Персидском заливе. Большую роль в создании глобального информационного пространства играют информационные агентства. Основную массу информации распространяют мировые агентства, прежде всего американские. Рассмотрим некоторые из них. Ассошиэйтед Пресс – АП (Associated Press – АР). Крупнейшее информационное агентство США. Входит в число мировых агентств. Основано в 1848 году. Находится в Нью-Йорке. Это кооперативное объединение газетных издателей и владельцев радио- и телевизионных станций. Его членами являются 1700 газет и 5000 радио- и телестанций. Имеет около 8500 подписчиков в 121 стране мира. АП покрывает свои расходы за счет отчислений, устанавливаемых по строгой системе тарифов, которая перелагает все финансовые тяготы информационного бизнеса на своих клиентов. АП считается наиболее мощным, осведомленным и надежным информационным агентством. Ежедневно передает 20 млн. слов информации на английском и испанском языках, 1000 фотоиллюстраций. Располагает тремя крупными пресс-синдикатами: «Ассошиэйтед Пресс иллюстрейтед ньюс фичерс», «Уайрфотос» и «Уайд уорлд», распространяющими фотоиллюстрации, статьи и другую печатную продукцию среди большого числа печатных органов в США и за границей. Оснащено электронно-вычислительной техникой. Главный компьютер находится в Нью-Йорке. Располагает также ЭВМ в Лондоне для сбора и автоматической передачи информации через спутник и другие каналы связи в Нью-Йорк. Для передачи информации европейским подписчикам используется промежуточная ЭВМ во Франкфурте-на-Майне. Имеет специальную экономическую и коммерческую службу «АП-Доу-Джонс» (которая в 1982 году была внедрена на информационные рынки Австралии, Англии, Италии, Тайваня и Гонконга и начала регулярно поставлять подписчикам информацию о положении на мировых рынках нефти), а также крупнейшую в мире фотослужбу с отделениями в Нью-Йорке и Лондоне. Для освещения избирательных кампаний создана специальная информационная служба с применением ЭВМ. АП представлено на рынках информации практически всех стран мира. Доля материалов АП в прессе ряда стран достигает 75–90%. Руководящий орган – Совет директоров, избираемый на трехлетний срок. Юнайтед Пресс Интернешнл – ЮПИ (United Press International). Второе по величине информационное агентство США. Входит в число мировых агентств. Было создано 21 июня 1907 года Э.У. Скриппсом под названием Юнайтед Пресс Ассошиэйшнс, инкорпорейтед. 24 мая 1958 года слилось с агентством Интернешнл Ньюс Сервис, принадлежавшим издательскому тресту Херста. «Юнайтед Пресс» первым начало предоставлять информацию для крупных радиокорпораций; в 30-х годах под его «крышей» работал Ричард Хелмс, будущий директор Центрального разведывательного управления США; в 1936 году продукцией ЮПИ широко пользовался тогда еще безвестный комментатор радиостанции «Who» Рональд Рейган, впоследствии ставший президентом США. В 60-е годы ЮПИ стало отставать от основных мировых конкурентов, т.к. форма «семейного бизнеса» безнадежно устарела в Соединенных Штатах. Кроме того, свою роль сыграла и конкуренция с АП. Штаб-квартира ЮПИ находится в Вашингтоне, ряд служб — в Нью-Йорке, Нашвилле, Далласе. До 1982 года контрольный пакет акций принадлежал «Э.У. Скриппс компани» и тресту Херста, с июня 1982 года «Медиа ньюс корпорейшн», созданной группой владельцев американских агентств и телестанций. В 1985 году ЮПИ купили малоизвестные владельцы корпорации «Медиа ньюс» Дуглас Руэ и Уильям Гейсслер. Это сообщение вызвало широкий резонанс среди журналистов – откуда эти сравнительно молодые люди (37 и 36 лет) свободно нашли и выложили «не соответствующую их возрасту» сумму в 20 млн. долларов? В том же 1985 году, 6 марта, владельцы компании обязались передать кредиторам (среди которых были «Футхилл капитал корпорейшн оф Лос-Анджелес», «ATT», «RCA», «Америкэн экспресс», «Экваториал коммюникейшнз компани») 90% акций в уплату за долги. Но 26 марта того же года ЮПИ не смогло свести концы с концами, и его авуары были заморожены. С июня 1986 года владельцем агентства является корпорация «Нью ЮПИ» во главе с мексиканским газетным магнатом Марио Васкесом Раньей. Юнайтед Пресс Интернешнл обслуживает 1000 американских газет, 3600 радио- и 550 телестанций в США, 800 иностранных газет, 300 радиостанций более чем в 100 странах мира. ЮПИ ежедневно передает 13 млн. слов информации на английском, испанском и португальском языках. Совместно с ведущим информационным агентством Испании ЭФЭ (Agenda EFE) создало всемирную радиослужбу на испанском языке. Имеет самую мощную в мире фотослужбу, службы экономической информации и информации для сетей кабельного телевидения. Хорошо оснащено электронно-вычислительной техникой. Главный компьютерный центр находится в Далласе. Передача информации осуществляется через спутники связи. Информационное агентство США – ЮСИА (United States Information Agency) [129][17] формально создано американским конгрессом 1 августа 1953 года. Его истоки – в службах психологической войны. Для изучения эффективности американской внешнеполитической пропаганды в 1947 году за рубеж была направлена делегация конгресса США, по итогам работы которой был принят закон №402, заложивший основы реорганизации пропагандистского аппарата. Ранее существовало Управление психологической войны, которое занималось внешнеполитической пропагандой. При президентстве Гарри Трумэна (план реорганизации №8) вместо него было создано Управление по координации операций, ставшее основой для учрежденного вскоре Информационного агентства США. В частности, американский исследователь Т. Соренсен признавал, что ЮСИА было рождено на волне холодной войны. Еще одна реорганизация состоялась при президенте Картере, когда ЮСИА было преобразовано в Управление по международным связям – УМС, при этом ему были переданы некоторые подразделения госдепартамента, а бюджет резко увеличен. Другой американский президент – Рональд Рейган – вернул этому внешне-пропагандистскому ведомству его прежнее название. ЮСИА работает в тесном контакте с Советом национальной безопасности (СНБ). Заграничная служба информации – ЮСИС – имеет за рубежом информационные посты, центры и отделения информации. Деятельность всех сотрудников ЮСИС определяется секретным «планом по стране» и контролируется послом. ЮСИА издает ряд журналов на иностранных языках, распространяет тематическую информацию, готовит радио- и телепрограммы, распространяет информацию по компьютерным сетям, поставляет ее агентствам новостей. Агенство Рейтер (Reuters) – входит в число мировых агентств. Основное английское информационное агентство, специализирующееся главным образом на распространении иностранной информации. Было основано в 1851 году в Лондоне. Основателем агентства был немец Пауль Юлиус Рейтер. В 1941 году агентство перешло в собственность нескольких информационных агентств и частных объединений, которые заявили, что агентство Рейтер ни в коем случае не перейдет в руки какой-либо одной группы. Основными держателями акций являются: Ассоциация газетных издателей (19 ежедневных и воскресных газет, 40,5% акций), агентство Пресс Ассошиэйшн (собственность издателей около 120 мелких британских и ирландских газет, 40,5%), австралийское агентство Остралиан Пресс, новозеландское Нью Зеланд Пресс Ассошиэйшн, сотрудники агентства Рейтер. Фактически агентство Рейтер является официальным информационным агентством Великобритании. Рейтер снабжает иностранной информацией свыше 15 тыс. газет, информационные агентства, теле- и радиостанции, правительственные учреждения, посольства в Великобритании и в 158 других странах мира. Передает ежедневно 5 млн. 500 тыс. слов информации на английском, французском, немецком, испанском и арабском языках. В агентстве создана электронно-информационная система «Монитор» для обработки и передачи потребителям финансово-экономической информации (насчитывает 15 тыс. подписчиков в 112 странах мира). Почти 90% денежных поступлений агентства – от распространения финансово-экономической информации, в том числе и по сети Интернет. Наиболее сильные позиции Рейтер имеет в странах Африки и Ближнего Востока, где содержит разветвленную сеть корреспондентов. Агентство Франс Пресс – АФП (Agence France-Presse – AFP) также является одним из мировых информационных агентств. Это коммерческое предприятие, которое одновременно субсидируется и французским правительством. Субсидии осуществляются в форме абонементной платы. Связь с правительством подтверждает и тот факт, что ранее директор Франс Пресс назначался советом министров Франции. С 1957 года это формально независимое агентство, однако в состав его административного совета входят представители правительственных кругов. Агентство было создано в 1944 году в результате слияния существовавших во время войны деголлевского агентства в Лондоне и находившегося на контролируемой французскими патриотами территории Северной Африки агентства Франс Африк. В качестве базы для создания Франс Пресс послужило существовавшее до войны агентство Гавас, деятельность которого была запрещена за сотрудничество с гитлеровскими оккупантами. АФП предоставляет подписчикам (среди которых правительство и государственные учреждения Франции, 12 тыс. газет и журналов, сотни радио- и телевизионных станций, промышленные фирмы, туристские организации и пр.) политическую, экономическую, спортивную, религиозную, культурную, торговую, финансовую информацию. По своим каналам связи Франс Пресс передает ежедневно свыше 600 тыс. слов информации на шести языках: французском, английском, испанском, немецком, португальском, арабском. Агентство полностью оснащено компьютерами и пользуется спутниковой связью. Обменивается информацией со всеми мировыми агентствами. Имеет сеть корреспондентов в 165 странах и 110 бюро на территории Франции. Региональные европейские бюро расквартированы в Париже. С 1 июня 1980 года начала функционировать первая в мире международная круглосуточная телевизионная служба новостей Си-эн-эн (CNN), принадлежащая Роберту Эдварду Тэрнеру. Как отмечал вице-президент этой корпорации Стив Хауорт, свидетельство ее успеха, кроме всего прочего, и в том, что мониторы во многих кабинетах в Белом доме постоянно включены на канале этой станции. Программы новостей Си-эн-эн смотрят главы государств и правительств многих стран мира. Тэрнер начинал не на пустом месте. С 1963 года он – президент и главный администратор «Тэрнер адвертайзинг компани», превратившейся в результате расширения сферы деятельности в систему радио- и телевизионных компаний. Он был также председателем совета директоров и президентом «Тэрнер бродкастинг систем» (Ти-би-эс). В самом начале работы Си-эн-эн этот телеканал могли принимать всего 1,7 млн. американских домов. Тогда корпорация располагала 30 млн. долларов ежегодного бюджета и несколькими сотнями молодых, никому не известных журналистов. Сейчас на Си-эн-эн работают 1700 человек, ее отделения расположены в 27 странах мира, а ежегодный бюджет составляет 130 млн. долларов. Штаб-квартира Си-эн-эн находится в Атланте, превратившейся благодаря этому в один из крупных мировых информационных центров. Канал видеоновостей принимают подписчики в 55 млн. американских домов, а его международную службу «Си-эн-эн интернешнл» принимают с помощью спутниковой связи в 92 странах. За первые пять лет своего существования компания понесла убытки в 77 млн. долларов. Всего в нее было вложено 250 млн., прежде чем она начала приносить прибыль. Сейчас имущество Си-эн-эн оценивается в 2 млрд. долларов и она по праву считается ведущей в информационной империи Тэрнера. Весь синдикат приносит ежегодный доход 224,2 млн. долларов, 60% которого поступает от Си-эн-эн. Особым видом репортажа, внедренным в практику Си-эн-эн, стали прямые включения во время важнейших политических событий, трагедий и катастроф. Девизом компании стали оперативность и достоверность. Ближайшая задача Си-эн-эн – закрепиться на мировом рынке новостей и расширить сферу своего влияния. Поэтому в 1995 году она слилась с группой «Тайм-Уорнер» – самой мощной в мире по своему бюджету информационной империей. Все мировые информационные агентства, включая ИТАР-ТАСС, активно участвуют в международном информационном обмене и в той или иной степени занимаются внешнеполитической пропагандой. Глобализация информации породила целый ряд последствий, связанных с модернизацией стратегии мирового сообщества по ее распространению. Если новый международный информационный и коммуникационный порядок предполагал определенное противодействие международным пресс-монополиям на территории отдельно взятой страны, то ныне это осуществить чрезвычайно трудно технически, поскольку спутниковое телевидение, радио, Интернет и другие новейшие технологии позволяют оказывать информационное воздействие на реципиентов независимо от их удаленности от источника распространения информации. Сочетание глобальной информации и «регионального интереса» делает выступления СМИ более действенными и эффективными с точки зрения формирования общественного мнения и манипулирования им. Активная экспансия развитых в информационном отношении стран в СМИ Центральной и Восточной Европы, бывших республик СССР и развивающихся стран углубляет разрыв между «богатыми» и «бедными» государствами, создавая реальную угрозу свободе слова и свободе печати.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |