КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Спектакли массового агиттеатра
Все многочисленные опыты по созданию массовых действ, проводившиеся в 1918—1919 годах, были своего рода подготовительным периодом, предшествующим рождению массовых празднеств и зрелищ как самостоятельного жанра. Театрализованные шествия, манифестации, театрализованные клятвы, концерты-митинги, праздники переименования заводов, праздничное украшение улиц и площадей городов, праздники «Красного календаря», торжественные открытия первых советских памятников — это были яркие приметы нарождающейся советской общественной жизни, нового советского быта. Рождение массовых празднеств и зрелищ как самостоятельного жанра знаменуют четыре постановки, осуществленные в 1920 году в Красном Питере — «Мистерия освобожденного труда», «К мировой Коммуне», «Взятие Зимнего» и «Блокада России». В мае 1920 года была поставлена массовая инсценировка «Гимн освобожденного труда» с подзаголовком «Мистерия, посвященная Первому мая» (по другим источникам — «Мистерия освобожденного труда»). Режиссеры — Ю. Анненков, А. Кугель, С. Масловская. Художники — Ю. Анненков, М. Добужинский, В. Щуко. Дирижер — Г. Варлих. Массовое зрелище, организованное политуправлением Военного комиссариата, как бы подводило итог предыдущей двухлетней работы: огромного количества самодеятельных массовых инсценировок, в том числе — Арены Пролеткульта, «действ», осуществленных Театрально-драматургической мастерской Красной Армии и инструкторами, вышедшими из ее стен. По существу, «Мистерия» открывала новую страницу в создании массовых зрелищ, и она по праву считается первой крупной массовой постановкой политического театра под открытым небом. В композиционном отношении все действо было разбито на два лагеря: «властителей» и «рабов». «Рабы» — символическое изображение каторжного труда, а затем «восставшие рабы», т. е. символ Революции — вели патетическую линию. «Властители» — в их числе действовали «Наполеон», «Папа римский», «Султан», «Русский купец», «Банкир»,— как и в прежних инсценировках, были решены в гротесковых тонах. Роли «властителей» исполняли цирковые артисты, применявшие весь арсенал эксцентрически-буффонных приемов. «Сильным, как сама жизнь» назвал это массовое представление Б. Шмерал, делегат Конгресса, чешский коммунист один из основателей Коммунистической партии Чехословакии. Он вспоминал о представлении: «Фасад биржи превращен в огромную ступенчатую сцену. Звучат фанфары, затем приглушенная грустная мелодия траурного марша Шопена. С обеих сторон вступают на сцену две колонны. Шествие рабов. Низко сгорбленные фигуры, придавленные вековым изнурительным трудом и голодом... В верхней части сцены проходит и, как антипод, располагается отживающий, неистово веселящийся мир капитала. В центре сцены садится на трон буржуй... Этого властелина мира обступает сотня прихвостней. Они скачут вокруг него в балетной пляске... В то время как шествие бедных внизу сопровождается траурным маршем Шопена, на верхней сцене музыка исполняет попурри из буйно-веселых цыганских песен. Внезапно оба этих музыкальных мотива жутко обрываются, сжимая сердце и вызывая предчувствие чего-то угрожающего». Шмерал заканчивает описание представления агит-театра следующими словами: «Никто из многих тысяч, кто следил за представлением, сильным, как сама жизнь, никогда не забудет этого впечатления. Все виды искусства — поэзия, архитектура, скульптура, живопись и музыка — объединились для служения первомайской пропаганде и пролетарской идее»1. Среди зрителей находился и М. Горький, еще в 1919 году принимавший деятельное участие в разработке пролетарских массовых празднеств. Тот же Б. Шмерал оставил выразительное описание встречи с М. Горьким, у которого массовое действо вызвало огромный интерес: «Горький стоит на цыпочках... все его существо поглощено действием, происходящим на сцене, но еще более тем гигантским драматическим воодушевлением, которым охвачены многотысячные массы, окружающие сцену2. Отдавая должное «Мистерии освобожденного труда» как одной из первых ласточек жанра, мы вместе с тем должны отметить, что в драматургическом построении «Мистерии освобожденного труда» были приемы, заимствованные из празднеств французской революции (наивно-аллегорическое «дерево свободы», «крепость с золотыми вратами»), а также попытки решить отдельные сцены в стиле пышных оперно-балетных постановок (танцевальные номера с участием кордебалета, пляски вокруг «дерева свободы», сцена возмущения рабов под музыку вагнеровского «Лоэн-грина»). Основной исполнительский состав «Мистерии» был набран из актеров профессиональных театров, цирковых артистов, учеников театральных школ; в массовых сценах принимали участие красноармейцы. Отсутствие высокопрофессиональной режиссуры сказалось как в эклектичности постановки, так и в недостаточно четкой творчески-организационной подготовительной работе. И прав был К.А.Марджанов, утверждая, что постановка «прошла очень неорганизованно именно' потому, что режиссура и ее помощники находились внутри массы действующих лиц и никто не следил снаружи за всем происходящим». Эти недостатки были учтены и устранены в следующей постановке, состоявшейся через два месяца после «Мистерии». В июле 1920 года для делегатов Второго Конгресса III Интернационала был поставлен спектакль «К мировой Коммуне». На этот раз постановщиками были такие крупные режиссеры русского советского театра, как К.А.Марджанов, Н. В. Петров, С. Э. Радлов, В. Н. Соколов; художник Н. Альтман; дирижер Г. Варлих. В массовых сценах участвовали молодые артисты театров и студенты, члены театральных кружков и четыре тысячи красноармейцев. Зрителей было около 45 тысяч человек. Одна из трибун была отведена членам Конгресса III Интернационала, среди которых находился и В. И. Ленин. Спектакль начался вечером. Места действий (а они были довольно-таки обширными) освещались прожекторами, стоящими в Петропавловской крепости и на мостах, а также маяками ростральных колонн. Представление состояло из пяти частей историко-символиче-ского характера: «Парижская коммуна», «Империалистическая война», «Февраль», «Октябрь», «Победа в гражданскую войну». Яркие лучи прожекторов освещают боевые корабли, стоящие посреди Невы. Их присутствие на спектакле напоминает об «Авроре», о славных днях Октябрьского восстания... Спектакль, закончившийся торжественным маршем победоносной Красной Армии, шествием народов мира и фейерверком, продолжался до четырех часов утра и вызвал огромный энтузиазм присутствующих. «К мировой Коммуне» — этот замечательный спектакль, коллективное творчество выдающихся режиссеров и сценаристов — стал высшей точкой в жанровых поисках создания монументального массового народного зрелища. Постановщики последующих массовых инсценировок обращались к спектаклю «К мировой Коммуне» как к наиболее убедительному воплощению темы революции в театре под открытым небом. Большой интерес представляла и массовая постановка «Взятие Зимнего дворца», осуществленная в 1920 году, в годовщину Октября. (Режиссеры — Н. Н. Евреинов, Н. В. Петров, А. Р. Ку-гель. Художник — Ю. П. Анненков.) Восемь тысяч матросов, красноармейцев и театральной молодежи приняли участие в этом замечательном народном зрелище. По замыслу авторов постановки, использовавших опыт Театрально-драматургической мастерской Красной Армии, у арки Генерального Штаба были сооружены два помоста: один «красный», другой «белый». На противоборстве этих двух сторон строилась драматургия представления. В финальной части действие переносилось на основную площадку, к Зимнему дворцу. Звучал исторический выстрел «Авроры», стоявшей на Неве и хорошо видной зрителям, и начинался штурм Зимнего. При этом в точности повторялись исторические события недавнего прошлого: и пушечный обстрел юнкерами матросов, идущих на приступ, и бегство женского «батальона смерти», и прорыв штурмовых групп во дворец. Действие продолжалось в самом здании: на всех этажах, во всех окнах при помощи теневых экранов создавалось впечатление массового боя. Наконец, над Зимним взвился огромный красный стяг. Зазвучал «Интернационал», который подхватили зрители. Над Дворцо'вой площадью торжественно гремел гимн Свободе, исполняемый стотысячным хором. Опытом создателей политических агитспектаклей воспользовались и режиссеры инсценировки в Красносельских лагерях, организованной Политуправлением запасных войск. Исполнителями были красноармейцы войсковых соединений, стоявших в лагерях. Газета «Жизнь искусства» (№ 540, 1920 год) подробно описала это представление: «Огромное пространство уже чуть побуревшего поля, ниже — широкая низменность, там — небольшая дощатая эстрада, совсем внизу — неподвижная лента спокойного озера. Фанфары. Многотысячная зрительная толпа разместилась по склонам природного амфитеатра. Группа актеров на эстраде и целая масса кругом нее. Постепенно в действие втягиваются все новые и новые цепи людей. Они волнуются, жестикулируют и движутся, ропщут и угрожают; но вот недовольные оттеснены всадниками ненавистной силы... И когда напряженность действия вот-вот достигнет своего предела— тогда стремительно разворачивается театрально-задуманный военный маневр. Налицо весь реквизит боя, импровизированные окопы, цепь бойцов, перебежки, трескотня ружейных выстрелов. Тяжело громыхает где-то сзади артиллерия... и вдруг — кавалерийская атака, ошеломительная по неожиданности, сокрушительная по действию. Победа! Маневр закончен. Начинается парад. Пустеет амфитеатр. Это зрители готовятся к церемониальному маршу...» Поставленная в разгар войны с белопанской Польшей, инсценировка была построена на точных военно-агитационных установках. Необходимо вспомнить еще об одном начинании, рожденном в Красном Петрограде. Речь идет об «Острове отдыха» (на Каменном острове), где были построены различные эстрады, установлены огромные гипсовые фигуры. На одном из прудов острова был выстроен амфитеатр на 10000 зрителей и полукруглая «орхестра», примыкающая к воде. В центре пруда, на островке, помещалась сцена. В этом удивительном театре на воде, который построил архитектор И. А. Фомин, летом 1920 года С. Э. Радлов поставил инсценировку «Блокада России». Инсценировка состояла из трех актов: «Интервенция Антанты», «Нашествие Польши», «Торжество всемирного Интернационала». Сама местность, где происходил массовый спектакль,— водная гладь пруда, берега, остров — ставила перед режиссером особые задачи. Режиссер использовал природные условия: островок посреди пруда обозначал Советскую Россию, осажденную интервентами. С разных сторон туда пытались проникнуть «враги»: «лорд Керзон», «польский пан», лодочная флотилия «империалистических броненосцев». Перед финалом представления разгорался морской бой советской эскадры с флотилией «империалистических броненосцев». В финале берега пруда украсились разноцветными лентами, а на воде появилось множество лодок под разноцветными парусами. Это «рабочие мира» торжественно приветствовали революционный пролетариат Советской России... В дальнейшем амфитеатр на Каменном острове был использован для проведения концертов и спектаклей. Например, в 1922 году артисты Академического театра оперы и балета поставили здесь балет «Лебединое озеро». В массовых представлениях, рожденных в Красном Петрограде, следует отметить две взаимодополняющие линии, восходящие, с одной стороны, к празднествам французской революции, с другой — к традициям русских народных гуляний. От празднеств революционной Франции советские режиссеры взяли монументальность, крупно-масштабность, символику, торжественность и высокий пафос в утверждении великих идеалов революции. Влияние русских народных гуляний сказалось в стремлении разнообразить палитру выразительных средств жанра. Именно оттуда, из русских народных гуляний, пришли в современные массовые представления карикатурные сатирические изображения врагов трудового народа. Решенные в условно-лубочном стиле, идущем от народного площадного театра, отдельные образы и целые эпизоды, построенные в сатирически-буффонном плане, неизменно вызывали всеобщий одобрительный хохот многотысячной зрительской аудитории. Сочетание торжественной монументальности с политсатирой, решенной в балаганно-лубочном стиле народных представлений, обогатило жанр и явилось новым шагом в его становлении. Интерес народа к массовым политическим представлениям был большой. А если учесть, что исполнителями массовых представлений, как правило, являлись рабочие, красноармейцы и матросы, то можно себе представить, какое огромное значение имел данный жанр не только в плане политического воспитания, но и для развития такой действенной формы эстетического воспитания народа, как художественная самодеятельность. В инструкции «Организация массовых народных празднеств», где подробно излагались цели и задачи, стоящие перед организаторами этих ответственных политических спектаклей, говорилось, что массовые представления устраиваются для более полного выявления политических и социальных идей и в особенности для более яркого их восприятия.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |