Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 20. Советские ритуалы, обряды и праздники как неотъемлемая часть праздничного календаря 50-80-х гг

 

Уже через два года после окончания войны — в 1947 году — состоялось празднование 800-летия Москвы. В эти дни Москва оделась в праздничный наряд. По всему городу были организованы массовые народные гулянья. Огромное количество концертов на открытых эстрадах, специально выстроенных для праздника, дали артисты и участники художественной самодеятельности го­рода; в ЦПКиО им. А. М. Горького состоялся праздник, посвященный различным историческим этапам жизни и развития столицы нашей Родины; ночное небо Москвы озарялось праздничным фейерверком, напоминающим о салютах в честь недавней Победы в Великой Отечественной войне.

Вскоре после войны родились Международные фестивали молодежи мира — грандиозные всемирные форумы, ставшие важнейшим фактором в объединении молодежи разных стран и континентов. В программе фестивалей особое место отводилось массовым политическим праздникам и зрелищам. Одна из главных тем этих массовых действ — тема борьбы за мир, получившая наиболее яркое воплощение в массовых зрелищах, театрализованных митингах и концертах.

Традицией молодежных фестивалей, наряду со многими формами массовых представлений, стали манифестации в память погибших во второй мировой войне. Та форма, в которой проводи­лись эти манифестации, может быть определена как митинг-реквием.

Большой интерес представляли театрализованный митинг на Манежной площади, посвященный памяти жертв Хиросимы, в котором приняли участие более полумиллиона человек (VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, 1957 год), и митинг-реквием памяти советских солдат в Трептов-парке (X Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине, 1973 год). В этих современных массовых политических представлениях явно ощущается связь с поисками жанра 20-х и 30-х годов.

В празднествах фестивалей заметное место стали занимать театрализованные представления на стадионах.Это оживило интерес к стадионным праздникам. В 50-е годы они начали возрождаться у нас в стране как одна из разновидностей массовых празднеств. Постановщики их стремились найти новое пространственное решение огромной «сценической площадки» — поля и трибун, учесть обозрение ее с четырех сторон и участие в празднике многочисленных и разнообразных групп исполнителей (в отдельных случаях до 30 тысяч!).

После первых удачных опытов на ленинградском стадионе им С.М.Кирова такие празднества — стадионные зрелища — стали проводить во многих городах страны. На стадионах Москвы, Киева, Минска, Севастополя, Одессы, Куйбышева, Алма-Аты, Горького, Ярославля, Тулы, Орджоникидзе и других городов состоялись красочные массовые зрелища, укрепившие разновидности жанра и значительно развившие его. Эти представления ставили режиссеры Б. Петров, И.Рахлин, С.Якобсон, Р.Тихомиров, Е.Гершуни, М.Сегал и др.

Интересными режиссерскими поисками отличались массовые праздники во время проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Именно тогда были найдены новые своеобразные формы зрелища на стадионе: здесь и политические представления-митинги, и праздник русского балетного искусства, и массовые гимнастические выступления, и представление артистов цирка. Новые приемы в подаче материала, обусловленные спецификой стадионного зрелища, открыли перед создателями этой формы жанра новые пути, нашедшие свое дальнейшее развитие в массовых действах на стадионах, число которых в настоящее время достигает многих сотен.

Определенный интерес вызвало и массовое представление в честь 250-летия Ленинграда, поставленное в 1957 году на стадионе им. С.М.Кирова (главный режиссер Г.Товстоногов, художник С.Мандель).

Интерес народа, проявляемый к зрелищам на стадионах, огромен: в любом городе, даже сравнительно небольшом, трибуны стадионов заполняют десятки тысяч зрителей. Представление неоднократно повторяется, и интерес зрителей к нему не ослабе­вает.

Характерным для этих театрализованных зрелищ является тема труда, прославление людей труда. Как правило, эта тема решается на местном материале, и в ткань массового представления включаются выступления подлинных героев труда, прославивших свою область или республику. Это придает массово­му спектаклю большое значение, превращая его в известном смысле в представление-митинг.

Особо следует рассказать о праздновании 30-летия Победы нашего народа над фашистской Германией. По всей стране прошли праздничные театрализованные концерты, массовые представления на стадионах, массовые шествия и манифестации.

10 мая 1975 года в Москве, на стадионе им. В. И. Ленина в Лужниках, состоялось большое массовое зрелище, поставленное режиссерами Б.Бруновым и Б.Петровым, которые и до этого неоднократно обращались к военной теме и осуществили ряд театрализованных массовых представлений.

Массовые праздники и зрелища стали неотъемлемым компонентом политической и общественной жизни стран социализма и народной демократии, знаменуя собой великие деяния народа. 1 Газета «Правда» от 16 мая 1975 года в корреспонденции из Галле «Реют флаги фестиваля» сообщает: «Над улицами и площадями этого города, одного из крупнейших индустриальных центров республики, развеваются флаги Советского Союза и немецкого социалистического государства. Вчера здесь торжественно открылся третий фестиваль дружбы молодежи ГДР и СССР, который посвящен 30-й годовщине великой Победы советского народа над гитлеровским фашизмом.

И рядом с этой корреспонденцией — буквально колонка в колонку — другая: «Торжества в честь победы». Корреспондент из Ханоя передает: «Грандиозные торжества по случаю освобождения Юга состоялись сегодня в столице ДРВ. Еще до рассвета тысячи празднично одетых ханойцев начали стекаться к площади перед городским театром, к парку Тхонгнят, стадиону Хангзай... Главное торжество состоялось на стадионе Хангзай... На стадионе состоялись демонстрации, спортивный парад, карнавальное шествие, выступления народных ансамблей».

Два праздника в честь победы, в ознаменование великого освобождения народов, два великих народных деяния, которые венчают массовые зрелища...

И представляется чрезвычайно знаменательным, что одно из крупнейших международных событий последних лет — XXII Олимпийские игры — открылись торжественным театрализованным зрелищем на Центральном стадионе им. В.И.Ленина в Лужниках. (Главный режиссер И.Туманов, главный режиссер спортивной программы Б.Петров, главный дирижер О.Дмитриади, главный балетмейстер М.Годенко, главный художник Р.Казачек, главный хормейстер В.Соколов, композитор А.Пахмутова, стихи Н.Добронравова.)

В этом театрализованном зрелище на стадионе было найдено органическое слияние различных видов спорта и жанров искусства. Основу его составила спортивная программа и танцевальная сюита народов СССР. В постановке танцевальной сюиты, где принимали участие профессиональные и самодеятельные коллективы всех союзных республик, главный балетмейстер М.Годенко проявил большое композиционное мастерство, отличное ощущение темпо-ритма, что позволило ему выстроить всю танцевальную сюиту в красочное динамическое действие, построенное по принципу «наплывов», где танцевальные эпизоды мгновенно возникали один из другого. М.Годенко удалось найти пластический образ, выразивший мысль о нерушимой дружбе и братстве народов нашей страны.

Главным событием всего празднества стала спортивная программа.

Осуществленная замечательным режиссером массовых спортивных действ Б. Петровым, эта часть празднества поистине может служить образцом новаторского поиска в жанре массовых народных празднеств и зрелищ. Давнишнее правило для зрелищных искусств гласит: параллельное действие исключается, ибо одно действие будет отвлекать от другого. Б. Петров убедительно доказал, что параллельное действие в условиях громады стадиона не только возможно, но и необходимо, ибо проблема постоянного заполнения громадной чаши стадиона всегда стоит перед режиссером стадионного зрелища.

Секрет в том, чтобы найти пластическое решение главной тем и оттенить ее рядом побочных, т. е. создать своеобразный пластический аккомпанемент солирующему «голосу». Эта задача была блистательно решена Б. Петровым, создавшим необычайно красочную композицию, в которой участвовало более 30 тысяч спортсме­нов. Спортивная композиция была выстроена словно пластическая симфония — с ее главной темой, идущей лейтмотивом через все произведение, побочными темами, вступающими в диалог с главной, и, наконец, ярко выраженной полифоничностью, т. е. тем многого­лосием, которое рукой мастера приводится в стройные, согласные созвучия, гармонически сосуществующие в едином тональном плане.

Подлинный новатор, Б.Петров утвердил принципиально новые приемы жанра массового народного зрелища.

И закрытие Олимпиады-80 — театрализованное зрелище на Центральном стадионе им. В. И. Ленина в Лужниках было осуществлено той же постановочной группой, что и открытие. Здесь особенно запомнился финал — плачущий от переполнивших его чувств олимпийский Мишка и чудесная песня-прощание, созданная А.Пахмутовой и Н.Добронравовым.

Этот образ был решен при помощи так называемого «живописного фона» — нескольких тысяч исполнителей, расположенных на южной трибуне и разноцветными флажками выстраивающих различные композиции.

Массовые народные действа Олимпиады-80 убедительно продемонстрировали, какая колоссальная сила эмоционального воздействия заключена в самой сущности жанра, сколько еще неиспользованных возможностей и выразительных средств таит в себе жанр массового действа.

Особо следует сказать о массовых театрализованных представле­ниях XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, состоявшихся в июле — августе 1985 года.

Среди наиболее запомнившихся массовых зрелищ фестиваля необходимо отметить праздники открытия и закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, осуществленные на Центральном стадионе им. В.И.Ленина в Лужниках (автор сценария и главный режиссер Б.Петров, автор сценария Д.Генкин, главный режиссер по спорту В.Губанов, главный балетмейстер М.Годенко, главный художник Р.Казачек, главный дирижер А.Михайлов, постановщик выступления классического балета Ю.Григорович, главный дирижер сводного военного оркестра Н.Михайлов, режиссер художественного фона М.Немчик).

Творчески используя опыт постановки открытия и закрытия XXII Олимпийских игр, постановщики создали яркие, красочные массовые действа, несущие точную и ясную политическую мысль. Интересным творческим решением отличались следующие массовые зрелища фестиваля: гала-концерт делегации СССР (автор сценария и постановщик Л.Карпенко), «Мир победит войну!» (авторы сценария А.Силин и Е.Вандалковский, главный режиссер Е.Вандалковский), детская программа фестиваля (главный режиссер В.Триадский). Эти работы были отмечены Государственной премией СССР 1985 года.

ЮБИЛЕЙНЫЕ ПРАЗДНЕСТВА В РЕСПУБЛИКАХ. ФЕСТИВАЛИ ИСКУССТВ

В 50-е годы стало традицией отмечать юбилейные даты республик страны массовыми народными празднествами под открытым небом, празднествами, становящимися событиями не только в общественной жизни данной республики, а принимающими общенародный масштаб.

В 1954 году в Москве и Киеве проходили торжественные театрализованные концерты, демонстрации, массовые гулянья, посвященные 300-летию воссоединения Украины с Россией.

В 1955 году Прибалтийские республики отмечали свое пятнадцатилетие. Этой дате были посвящены многотысячные массовые действа. Об их размахе свидетельствует тот факт, что сводные хоры на заключительных Праздниках песни насчитывали до 30 тысяч участников.

Своеобразное явление — Праздники песни в Прибалтике, представляющие собой вековую традицию народного искусства. К ним задолго готовятся на местах: хоры разучивают песни, репетируются самодеятельные оркестровые и танцевальные программы, шьются костюмы. Затем проводится целая серия конкурсов — районные, городские, зональные. Строгое жюри отбирает лучших из лучших, чтобы на Празднике песни они достойно представляли свое село, свой район. Те, кому посчастливилось дойти до финала, приезжают в столицу республики, где принимают участие в сводных репе­тициях Праздника.

И вот наступает долгожданный день. Утром по украшенным цветами, флагами, транспарантами, чисто выметенным и вымытым улицам города начинается многочасовое шествие участников Праздника песни. Идут одетые в яркие национальные одежды хоры, оркестры, участники художественной самодеятельности, детс­кие коллективы. Многотысячные толпы людей приветствуют прохо­дящие колонны, а затем вслед за ними направляются на Певческое поле, где собственно и начинается Праздник песни.

Эти грандиозные массовые праздники обычно готовит целая группа режиссеров, художников, дирижеров и хормейстеров. Такое содружество в данном случае дает отличные результаты. Для под­готовки и проведения Праздника песни создается специальный штаб, который возглавляет один из руководителей республики. Праздник песни — название довольно условное. В нем принимают участие не только певцы, но и симфонические и духовые оркестры, ансамбли народных инструментов, танцевальные коллективы, ставятся оперные и драматические спектакли. Фактически это праздники национальной культуры, утверждающие своеобразное направление в жанре массовых празднеств и зрелищ.

В 1969 году Эстония праздновала столетний юбилей Праздников песни.

История создания этой славной народной традиции связана с годами пробуждения национального самосознания эстонского на­рода. Первый всеэстонский певческий праздник состоялся летом

1869 года в Тарту — древнем университетском городе, колыбели эстонской культуры. Со всей Эстонии съехались 789 певцов и 56 му­зыкантов-духовиков. Участниками праздника были только муж­чины.

Первый праздник песни вызвал большой отклик и способствовал пробуждению интереса к песенному фольклору, к национальному эстонскому искусству. С тех пор певческие праздники стали народной традицией, и масштабы их все время расширялись. За сто лет они проводились семнадцать раз. Шесть из них состоялись уже в Советской Эстонии, приобретя невиданный ранее масштаб: число участников достигало 30 тысяч.

Когда вспоминаешь, что первый певческий праздник Эстонии собрал 845 исполнителей, то поражаешься росту национальной культуры в советское время. Вот уже поистине «размаха шаги саженьи»!

Юбилейный праздник 1969 года превратился в манифестацию дружбы народов нашей страны, в подлинное торжество социалистического народного искусства.

Для проведения Праздника песни на берегу моря на окраине Таллина была выстроена уникальная по инженерно-архитектурному решению и размерам крытая эстрада, вмещающая более 30 тысяч исполнителей. Прологом стал певческий праздник в Тарту, куда, как и сто лет назад, съехались только музыканты-духовики и мужские хоры. У памятника, поставленного в честь первого всеэстонского певческого праздника, от лучей солнца был зажжен «факел песни», совершивший шествие из Тарту по всей республике.

Символический «факел песни» побывал во всех районах маленькой Эстонии и потом был торжественно встречен в столице республики. К этому времени в Таллин прибыли десятки тысяч зрителей со всей Эстонии, гости из братских республик страны, из-за рубежа. На обрывистом склоне Ласнамяги, недалеко от Певческого поля, в честь столетнего юбилея был открыт монумент и посажено сто дубов.

В канун праздника на огромном Певческом поле состоялся концерт Дружбы, в котором наряду с лучшими эстонскими хора­ми и оркестрами участвовали коллективы из союзных республик — РСФСР, Армении, Литвы, Молдавии, Латвии, Украины, Белоруссии, а также гости из-за рубежа — из Польши, ГДР, Финляндии.

Ранним утром 28 июня столица была разбужена громкими звуками труб и барабанов: это десятки оркестров, расположившихся на площадях и скверах, созывали народ на праздник.

В полдень из центра города, где собрались участники, началось шествие на Певческое поле. Во главе красочных колонн несли «факел песни», и в ту минуту, когда на башне, стоящей на Певческом поле, вспыхнул огонь, зажженный им, тридцатитысячный хор грянул вступительную песню Праздника:

Песни, созвучьями к небу взлетая, Силу и радость несут для земли.

Сводным хором дирижировал выдающийся советский музыкант, лауреат Ленинской премии, народный артист СССР Густав Эрнесакс.

Несколько дней продолжался этот прекрасный народный праздник под открытым небом.

В 1964 году состоялся Первый Всесоюзный фестиваль театрализованных праздников. Он широко проводился по всей стране под девизом «Навстречу великому 50-летию». Во время фестиваля прошло 80 театрализованных праздников, в основу которых была положена тема трудового подвига Страны Советов, идущей к славно­му пятидесятилетию Великого Октября.

В числе других были показаны патриотические массовые праздники (например, «Вечно живые герои» в Запорожье), праздники в честь Труда («Праздники огней» в ЦПКиО в Москве; «Парад миллионов» в Ереване; «Честь Труду» в Киеве), праздники дружбы народов («Березка в гостях у чинары» в Баку; «Тбилиси — город дружбы»), тематические карнавалы («Космический карнавал» в Ленинграде; праздник-карнавал железнодорожников в московском парке «Сокольники») и, наконец, многочисленные праздники искусств, т. е. праздники песни, музыки, танца, эстрадные, цирковые, кинематографические...

Всесоюзный фестиваль убедительно продемонстрировал, что жанр массового праздника в нашей стране успешно развивается и многообразие его форм возрастает буквально с каждым годом. Это продиктовано потребностью в зрелищном искусстве подобного рода, в тяге массы зрителей к ясному, доходчивому народному творчеству.

В 60-е годы, наряду с показом искусства национальных республик в Москве, возникла новая форма, способствующая культурному обмену и взаимовлиянию народного творчества разных республик страны,— декады национального искусства в братских республиках.

Проведение Декад и Дней культуры и искусства — действенная пропаганда идей, облеченных в самобытную образность национального искусства.

На опыте подготовки и проведения Декад искусства и литературы можно показать всю широту и разнообразие работы над ними. Подготовительную работу осуществляет Министерство культуры совместно с творческими союзами — Союзом писателей, Союзом композиторов, Союзом художников, а также Союзом кинематографистов и Союзом журналистов.

Концерты коллективов и солистов, спектакли, творческие встречи писателей и поэтов, художников, артистов театра, эстрады, кино с рабочими, учащейся молодежью, тружениками села; показ кинофильмов; выставка произведений художников, выставка «Де­коративно-прикладное искусство», фотовыставка, выставка книг «В братской семье народов СССР» — вот далеко не полный пе­речень мероприятий, проводимых во время Декады или Дней культуры, искусства и литературы.

Укрепление дружбы между народами нашей страны, взаимо­влияние братских литератур и искусства, демонстрация высокого уровня расцвета национальной культуры братских республик — основная цель, которая ставится при проведении Декад.

В 70-е годы стали традиционными ежегодные фестивали искусств. Главный среди них — весенний фестиваль в городах Поволжья (Ульяновск, Горький, Куйбышев, Саратов, Казань), посвященный дню рождения В. И. Ленина. Широко проводящиеся как празд-| ники искусств ленинские фестивали вызывают огромный интерес у тысяч зрителей, заполняющих концертные залы, Дворцы спорта и Дворцы культуры.

В последние годы стали традиционными ежегодные фестивали «Московские звезды» и «Русская зима» в Москве, «Белые ночи» в Ленинграде, «Весна в Ала-Тоо» в Киргизии, «Северное сияние» в Томской области, «Рижское лето» в Латвии, «Дунайская весна» в Одесской области, фестиваль советской песни в Сочи, Всесоюз­ный фестиваль самодеятельных ансамблей народного танца «Дружба народов» в Кишиневе. Эти фестивали превратились в значительные культурные события, привлекающие сотни и тысячи исполнителей и собирающие огромные массы зрителей.

В 1973—1974 годах ряд союзных и автономных республик отмечали свое пятидесятилетие. В честь юбилея в столицах республик и в Москве проходили массовые празднества, театрализованные представления.

Красочными празднествами 50-летие республики отметили Молдавия, Азербайджан, Белоруссия. Осенью 1974 года в Средней Азии прошли торжественные праздники в честь 50-летия Узбе­кистана (режиссер Г.Геловани), Киргизии (режиссер И.Моисеев), Каракалпакии (режиссер Б.Матчанов), Таджикистана.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 19. Становление советского массового праздника | ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ КОНЦЕРТ

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.