Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 22. Праздники и обряды Сибирского региона

· Процесс трансформации традиционного содержания народных календарных праздников начался в Сибири еще в конце XIX в., в связи с развитием новых социально-экономических отношений, усилением влияния городских форм культуры, укреплением церкви, боровшейся против языческих проявлений в праздничном календаре. Этот процесс продолжался и в начале XX в. и шел по двум направлениям: с одной стороны, происходило увеличение зрелищных, развлекательно-игровых форм праздников и соответственно увеличение роли детей и молодежи, с другой - усиление официальной стороны праздников (церковной и светской), изменение мотивировок проведения обрядов, обычаев, в согласии с библейской традицией.

· Новый этап изменения традиционного содержания праздников в сибирском регионе начался после Октябрьской революции с выходом Декретов о свободе совести, церковных и религиозных обществах (20 января 1918 г.), о введении в Российской республике григорианского календаря (24 января 1918 г.), об учреждении 10 общегосударственных праздников революционного характера и разрешении местным комитетам профсоюзов устанавливать особые дни отдыха (не свыше десяти дней в году) во время принятых в данной местности религиозных праздников (5 декабря 1918 г.).

· В силу консервативности крестьянства, новые революционные праздники слабо внедрялись в быт сибирской деревни в первое десятилетие советской власти, а старые календарные праздники еще сохраняли свои позиции. Но постепенно к народным и религиозным праздникам стало усиливаться негативное отношение со стороны советских органов власти. Примером может служить факт наложения штрафа в сумме 50 рублей (стоимость лошади) на священника села Пресновское (современный Калачинский район Омской области) за проведение не санкционированного местными властями крестного хода.

· Ситуация коренным образом стала меняться в 1930-е гг. в результате проведения индустриализации, коллективизации и культурной революции: с изменением социально-экономических условий стали исчезать и многие обряды, обусловленные традиционным укладом жизни. Старый праздничный календарь еще оставался регулятором трудовых процессов и свободного времени, но против него уже выступали правления колхозов, администрация районов, периодическая печать. Обоснованием притеснений служило "Постановление ВЦИК и СНК о религиозных объединениях" (8.04.1929), резко ограничивавшее права верующих. Особенно усилилось гонение на старые календарные праздники после принятия конституции 1936 г., в которой было заявлено об обострении борьбы с врагами социализма и о повышении значения идеологического фронта, одним из участков которого являлась антирели­гиозная пропаганда. В средствах массовой информации стала активно разоблачаться "реакционная сущность" религиозных праздников, приводились примеры пьянства и смертей в эти дни, научно обосновывалась нецелесообразность придерживания традиционных сроков сева, покоса, уборки урожая и т. д.

· Результатом антирелигиозной борьбы явилось разрушение церквей и дальнейшее исчезновение праздников, в которых торжественно-официальная часть (церковное богослужение, молебны, крестные ходы) и религиозно-идеологическое обоснование играли большую роль. Так, исчезли из общественной жизни Рождество, Крещение, Пасха, Троица. Но они перешли на домашне-бытовой уровень. Эти праздники продолжали отмечать в семье, тайком крася яйца и стряпая куличи, проставляя кресты, соблюдая запреты и помня о приметах, связанных с этими днями. В северной части Западной Сибири, отдаленной от городских центров и больших дорог, дольше всего сохранялись традиционные праздники на общественном уровне. Так, в Еланке, Савиново, Комарове подростки 10-12 лет ходили "славить" в Рождество до самой войны. На Пасху украшали пихтами в доме, но ветки уже прибивали чаще не в виде букв "ХВ", а в виде цветка. Пол по-прежнему устилали соломой, но уже просто "чтобы не мыть". В Верхних Уках долгое время сохранялась традиция пасхальных молебнов, когда после освящения зерна устраивалось общедеревенское чаепитие прямо на улицах. Крестные ходы с молениями о дожде проводились в некоторых деревнях еще в конце 1930-х гг., вызывая бурное негодование местной администрации. Противостояние крестьянских масс и начальства особенно усиливалось в период религиозных праздников, не совпадавших с официально установленными выходными. Традиция запрещала работать в такие праздники, а в колхозе за это ставили прогулы.

· В несколько лучшем положении оказались народные праздники, мало связанные с религиозной идеологией и оторванные от непосредственного трудового процесса. Они еще в конце XIX - начале XX вв. эволюционировали в сторону развлекательно-игровых действ. Это Святки и Масленица. Сохранялись колядование, посевание зерном на Новый год, ряжение в маски из бересты и мочалок, вывернутые шубы, мазание сажей, одевание "покойником", вождение "коня", травестизм, многие виды гаданий, разваливание поленниц и примораживание дверей, игры со снежными городками, катание с гор, зажигание костров13. Но катание на лошадях резко сократилось, так как лошади стали колхозными, и для "пустой забавы" их не давали. Долго сохранялись вечерки как формы общения детей и молодежи. После образования изб-читален молодежь иногда собиралась там, танцуя краковяк, польку-бабочку и другие "модные" танцы (Усть-Иши). На Троицу девушки по-прежнему завивали венки, а на Ивана Купалу все обливались "для смеху" водой. Продолжала существовать традиция съезжих праздников.

· Параллельно с традиционными праздниками все больше внедрялись в жизнь праздники советские. Особенно популярными становились годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, которые стали справлять в складчину и на средства колхозов на базе построенных клубов и школ. Большая популярность этого праздника объясняется не только активной политикой советского государства по его включению в народный быт, не только и не столько революционным энтузиазмом масс, сколько совпадением по срокам с окончанием уборки урожая и с началом осенне-зимних посиделок и вечерок.

· Празднование 1 Мая и 8 Марта в 1930-е гг. не было широко распространено в деревнях, в отличие от городов, где проходили праздничные демонстрации и концерты. Главными организаторами этих праздников на селе стали учителя школ, которые со свои­ми учениками ставили спектакли по классическим произведениям Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, Н.А.Островского, выпускали "живые" газеты с частушками на злободневные темы, выступали с акробатическими этюдами ("пирамидами").

· Завершающую лепту в дело разрушения традиционных календарных праздников внесла Великая Отечественная война. Именно она и трудный период послевоенного восстановления народного хозяйства стали непреодолимым рубежом для многих обычаев и обрядов. Но это дало толчок для развития новых праздников. Так, оставшиеся без мужей женщины Малой Тавы стали активно отмечать Международный женский день 8 Марта, собираясь в складчину в избе какой-нибудь вдовы, демонстрируя тем самым женскую солидарность и взаимопомощь18. После окончания Великой Отечественной войны появился новый праздник -День Победы (9 Мая).

· В 1950-60-х г. вновь был поставлен вопрос о новых гражданских праздниках, которые теперь рассматривались не только как средство антирелигиозной пропаганды, но и как важный способ воспитания нового человека. Изменения в экономике, повышение уровня жизни людей, дальнейшее развитие коллективизма и интернационализма, процессы урбанизации - все это сказалось на степени сохранения и трансформации традиционных элементов в календарных праздниках и создании контаминированного типа праздника.

· Таким праздником стал праздник Проводов Русской Зимы, в проведении которого основное внимание было уделено зрелищно-досуговым формам масленичного цикла: катанию на лошадях, с гор, спортивным состязаниям, играм, массовым гуляниям. Потребность людей в эмоционально-развлекательном проведении досуга обусловила быстрое вхождение этого праздника в 1960-80-х гг. в общественный быт города и деревни. Если в городе Проводы Русской Зимы проходили в парках и на стадионах, то на селе - около Дома Культуры. Силами работников Домов Культуры здесь разыгрывалось театрализованное представление, главными участниками которого являлись "злые силы", защищающие Зиму, и "добрые" - отстаивающие Весну. В роли отрицательных героев чаще всего выступали Тунеядец, Пьяница, Вор, возглавляемые Бабой Ягой. В конце представления, когда побеждала Весна, сжигалось чучело Зимы с пожеланиями избавиться от всех пороков. После этого устраивались массовые спортивные игры и состязания, часть которых вела свое начало от традиционных масленичных развлечений (бег в мешках, выжимание гирь, перетягивание каната, бой мешками на бревне, лазание по ледяному столбу), другая - являлась новыми видами соревнований: мотокросс, мотобол, бег на лыжах, коньках. Популярными в 1970-80-е гг. были конные состязания (троек, пар, одноконок и верховых). Лошади, запряженные в медную сбрую, украшенные яркими попонами, разноцветными лентами, бумажными и пластмассовыми цветами, выставлялись на забег каждым отделением колхоза. После соревнования устраивались катания взрослых и детей на лошадях. Одновременно со спортивными состязаниями проводились концерты фольклорных коллективов, конкурсы песен, частушек, танцев, в которых могли принять участие все желающие. В качестве призов раздавались детские игрушки, сувениры, духи. Расширенная продажа промышленных, продовольственных товаров в расписных ларьках продавцами в русских шалях и кокошниках создавала приподнятое настроение. Своеобразным символом праздника стали масленичные блины.

· Другим контаминированным праздником явился Праздник русской березки, который в 1970-80-е г. проводился по окончании посевной и совмещался с подведением итогов зимнего периода. В Зауралье его еще называли "маевка" и проводили в березовой роще. Перед собравшимися выступали председатель сельсовета, парторг, которые вручали премии лучшим колхозникам. Тут же подводились итоги конкурса на образцовый дом и улицу, вручались "подъемные" деньги демобилизованным из рядов Советской Армии, трудовые книжки выпускникам школы, остающимся работать в колхозе, и направления на учебу тем, кто решил продолжить обучение в вузе. Устраивался концерт художественной самодеятельности, личные и коллективные спортивные соревнования. Символом праздника являлась Весна - девушка в венке из березовых веток, которая вручала агроному хлеб-соль с пожеланием хорошего урожая. Вечером в клубе (Доме Культуры) для молодежи проходил ситцевый бал, в сценарий проведения которого вставлялись народные пословицы, загадки, игры, сюжеты из сказок, танцы. В северной части Западной Сибири праздник, который проводился в начале июня, стали называть "сабантуем", что явилось результатом длительного совместного проживания с татарским населением. В этом празднике нашли отражение культурные традиции двух наиболее многочисленных этносов северных районов -русского и татарского.

· Таким образом, от девичьего праздника Семика-Троицы почти ничего не осталось, за исключением места и времени проведения праздника, оказывания большего внимания молодежи и использования венка из березовых веток в качестве символа. Праздники Первой борозды, Первого и Последнего снопа, Праздник урожая, сохраняя функциональную направленность земледельческих обрядов, обеспечивающих больший урожай, трансформировались в коллективные общественно-трудовые мероприятия пропагандистского характера с напутственными речами руководителей колхозов, совхозов, районов, вручением премий, концертами школьных агитбригад, выставками трудовых достижений. 26 августа 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден Всесоюзный день работников сельского хозяйства, к которому и стали приурочивать Праздник урожая (второе воскресенье октября).

· В 1950-1970-е гг. такие праздники, как Рождество, Крещение, Пасха, Троица, Благовещение и другие, почитались и отмечались верующими людьми, в основном, старшего поколения. Они посещали в эти дни церковь (если она сохранилась), соблюдали запреты, вспоминали приметы и поверья, связанные с этими праздниками, готовили обрядовую пищу. Люди среднего и младшего поколения узнавали об этих праздниках от своих бабушек и дедушек. Наиболее стойко сохранялась традиция посещения кладбища в Родительский день и на Троицу. Крестные ходы с целью вызывания дождя в некоторых деревнях устраивались еще в 1950-е гг.

· Престольные праздники, проведение которых было прервано войной, возродились в 1950-е гг., заняв прежнее место в поддерживании родственных отношений путем взаимных гостеваний. Но это уже не было гуляние всех семей деревни в складчину, с непременным посещением каждого дома, не говоря уже об отсутствии церковного богослужения. До начала 1980-х гг. традиции съезжих праздников сохранялись в редуцированном виде однодневных посещений родственников в ближних и дальних деревенях. Память старшего поколения до сих пор хранит информацию о всех, известных ему, престольных днях соседних селений.

· Новый этап в существовании народных праздников начался с конца 1980-х гг., когда изменения экономического и социально-политического плана (перестройка экономической структуры общества, попытка внедрить рыночные отношения, распад СССР) привели к подъему этнического самосознания и стремлению глубже понять себя, познать свои национальные истоки. Празднование тысячелетия крещения Руси (1988 г.) способствовало возрождению церкви, образованию новых православных приходов и усилению интереса к религиозным праздникам, которые стали восприниматься как отражение русской этнической специфики. Такое отношение к религии подкреплялось политикой государства, законодательно расширившего права и свободы верующих граждан путем принятия закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях" (1.10.1990) и закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" (25.10.1990), а также, по просьбе Святейшего Патриарха Алексия II, официально признавшего религиозный праздник Рождества, объявив его нерабочим днем.

· Политика государства по отношению к православной церкви отразилась на проведении религиозных прадников. По результатам этносоциологических опросов, Рождество отмечали лишь 7 % респондентов в 1986 г. и уже 83 % - в 1994 г. Увеличилось число лиц, посещающих в этот день церковь как из религозных побуждений, так и в связи с эстетическими потребностями (послушать духовные песнопения, посмотреть на праздничную одежду священнослужителей, убранство церкви и т. д.). Большую роль в популяризации религиозных праздников играет активная деятельность церковных организаций, пропагандирующих эти праздники на радио, телевидении и в средствах массовой информации (трансляция всеношных служб, послания патриарха в связи с началом Великого поста, его поздравления с Рождеством, Пасхой и т. д.).

· В увеличении числа лиц, отмечающих Рождество, велика заслуга и работников культуры, разрабатывающих сценарии рождественских гуляний с участием фольклорных коллективов. Привлекают людей и построенные снежные городки, где могут отдохнуть все желающие. Так, в январе 1994 г. в Омске, на центральной площади, было организовано празднование Рождества с театрализованным представлением, в котором участвовали исторические и сказочные персонажи (Петр I, бояре, Баба Яга, леший, черти). Наряду с религиозными мотивами (выступление митрополита Омского и Тарского Феодосия с библейскими сюжетами), звучали и общечеловеческие мотивы (возжигание свечей в память о всех усопших родственниках). Вместе с традициями (ряженье) имели место инновации (пиротехника для фейерверков, молодежная дискотека). Выступление коллективов художественной самодеятельности с показом традиционных народных танцев способствовало пробуждению интереса и уважения к культуре разных этносов.

· Проходят рождественские вечера и в сельских Домах Культуры. Так, например, в 1994 г. в Усть-Ишиме о предстоящем рождественском вечере жителей села оповестили по радио и телевидению. В празднично украшенном зале перед собравшимися выступили пожилые женщины, рассказавшие о традиционном праздновании Рождества и исполнившие рождественский тропарь. Все приняли участие в конкурсах колядок, русской пляски под гармонь, сочинении сказок. "Дед" в шапке-ушанке и лаптях водил "козу" - мальчишку в вывернутой наизнанку шубе, с рожками из бумаги, с колокольчиками на шее и в цветастой юбке. "Коза" скакала по залу и веселила присутствующих. Ведущая поведала слушателям о народных гаданиях и продемонстрировала некоторые из них в зале. Заслуживает положительной оценки попытка организаторов привлечь к активному участию в празднике взрослых и детей. Дети подыгрывали гармонисту на стиральной доске, "бутылкофоне", жестяном ведре, цинковом тазике, деревянных ложках, алюминиевой кастрюле, ухвате, чугунке, заслонке. В этом можно увидеть продолжение традиции хождения ряженых, создававших шумовой эффект для отпугивания "нечистой силы". Помимо исполнения традиционных песен и плясок ("Барыня", "Ой, вы сени, мои сени" и т. д.), звучали и современные эстрадные мотивы ("Ламбада"). В конкурсе "Кто быстрее" две команды соревновались на быстроту одевания в русские народные костюмы. Закончился праздник веселой пляской взрослых и детей под гармонь.

· Интересные примеры проведения Рождества имеются и в Омске. Так, в 1990-е гг. Омский государственный историко-крае-ведческий музей проводил музейные праздники Рождества для молодежи, с постановкой народной драмы "Царь Максимиллиан", использованием народных игр, загадок, ряженья, в которых находилось место импровизации и развитию творческой активности присутствующих. Положительные примеры воспитания любви к народным традициям имеются в детских дошкольных учреждениях, где проводятся утренники, посвященные Святкам (например, в детском саду № 403 г. Омска).

· Новый год как государственный праздник новолетия начал оформляться в 1930-е гг. В последней трети XX в., как в городе, так и на селе, он проходил примерно по одному сценарию: 31 декабря в сельских и городских Дворцах Культуры устраивались торжественные вечера с подведением итогов года, театрализованным представлением, праздничной беспроигрышной лотереей и конкурсами под девизами "Кто быстрее", "Кто лучше", "Кто сильнее". Центральными фигурами праздника являлись Дед Мороз и Снегурочка, персонажи, созданные творчеством масс из произведения А.Н.Островского "Снегурочка", русского ряженья (образ "деда"), образа святого Николая. Новогодний костюмированный бал также уходит своими корнями в русское ряженье. Наряду с традиционными костюмами животных (медведя, зайца, лисы, курочки, петушка), стали популярными костюмы литературных сказочных героев (Красной Шапочки, Золушки, Снежной Королевы, Робина Гуда, Кота в сапогах, мушкетеров). В предпочтении костюмов сказывается влияние эпохи - экономические, научные, спортивные достижения, политическая конъюнктура, мода, воздействие кинематографа. Так, если в 1950-е гг. наряжались в национальные костюмы - символы различных республик СССР, колосом пшеницы, початком кукурузы, то в 1960-1970-е гг. – космонавтами, роботами, звездочетами, а в 1980-е – шахматными королевами, олимпийскими медвежатами27. В 1990-е гг. под влиянием западных мультсериалов появились костюмы Черного Плаща, Белоснежки, гномов, Алладина, Жасмин. Сейчас все больше костюмов в народном стиле.

· Торжественные вечера, которые сегодня проводятся реже, чем 10-20 лет назад, заканчиваются ближе к полуночи. Все расходятся по домам, где встречают Новый год, согласно традиции, в кругу семьи праздничным застольем, которому сопутствует просмотр телепередач, реже - пение народных песен. Если Новый год встречают с друзьями, то устраивают игры: "Барыня прислала", "Телефон", "Вопрос-ответ", срезание призов, жмурки, розыгрыши - все это в зависимости от возраста, интеллектуального развития, интересов, социальных запросов собравшихся. Иногда в гости к детям приходят ряженые. После встречи Нового года за столом многие выходят на улицы, чтобы встретиться с друзьями, покататься на горках. Кое-где появляются ряженые, чаще "цыганки" и "шуты", реже Деды Морозы и Снегурочки. Праздник продолжается вечером 1 января у друзей, родственников, в парках культуры, где катаются на украшенных тройках лошадей. Поскольку один и тот же человек является членом разных коллективов, то он встречает праздник несколько раз - в кругу семьи, друзей, родственников, в трудовом или учебном коллективе, в детском саду, во Дворце Культуры (ТЮЗе, цирке, Концертном зале филармонии), в обществах по интересам.

· Сохраняется встреча Нового года по "старому стилю". К "старому Новому году" часто бывают приурочены традиционные календарные обряды: колядование, посевание, вождение "коня", святочные развлечения молодежи (разваливание поленниц дров, снятие дверей с петель, подвешивание саней на деревья и т. д.), переходящие порой в хулиганство.

· Еще один важный элемент святочных праздников - гадание бытует в игровой форме в среде городской и сельской молодежи, Предпочтение здесь отдается наиболее простым народным гаданиям, доступным по месту проведения и материальному обеспечению (сжигание на сковороде бумаги, выливание белка, гадание с зеркалом и др.), а также спиритическим сеансам. Крещение, раньше отмечавшееся лишь пожилыми людьми, теперь нередко отмечается и молодежью. Восстановлена традиция крестных ходов на "иордани" и молебнов около них. Там берут святую воду для лечения и освящения жилища. Женщины старшего поколе­ния проставляют кресты на дверях и окнах домов.

· Проводы Русской Зимы сейчас все чаще снова называют Масленицей, хотя не всегда выдерживаются традиционные сроки её проведения. По сравнению с 1960-80-ми гг. проведение Масленицы больше приблизилось к народной традиции. В Спицыно, прежде чем проводить Масленицу в 1992 г., сначала расспросили старожилов о том, как это делалось раньше. Из разных деревень на центральную усадьбу колхоза съехались украшенные тройки лошадей, на которых нарядно одетые женщины распевали масленичные частушки. На одних санях установили кросна (ткацкий станок), за которыми ткала мастерица. Разыграли сценку угощения зятя тещиными блинами, после чего опять пели частушки, катали детей на лошадях и с гор, участвовали в концерте.

· Сохраняются в масленичном гулянии и традиционные "молодецкие забавы": лазание по ледяному столбу, где призами служат платки, термоса, магнитофоны, поднятие тяжестей. Устраиваются катание на украшенных тройках лошадей и конские скачки. Ряженье присутствует чаще всего в театрализованном варианте. Широко бытует сжигание соломенного чучела Масленицы.

· В 1990-е гг. в народных гуляниях часто стали принимать участие детские и взрослые фольклорные коллективы, исполняющие традиционные масленичные песни. Работниками культуры и образования предпринимаются попытки возродить знание основных обычаев Масленицы: в школах, детских садах, библиотеках, музеях собравшимся рассказывают о языческих корнях праздника, загадывают загадки, поют народные песни, водят хороводы вокруг масленичного чучела, играют в народные игры, угощают гостей чаем и блинами. Возрождение традиций во многом будет зависеть от восприятия их детьми. Поэтому в детских садах, школах, Дворцах творчества детей и юношества, используя основные идеи праздников Вербного воскресенья, Пасхи, Троицы, Ивана Купалы, отжинок, знакомят детей в доступной для них форме с русскими и восточно­славянскими традициями: песнями, играми, хороводами, музыкальными инструментами, одеждой, пищей, трудовыми традициями, декоративно-прикладным искусством, малыми жанрами фольклора (загадками, приметами, пословицами, поговорками).

· С увеличением потока информации о календарных праздниках, все большее количество людей пытается следовать народным традициям. Веточки вербы теперь можно купить на рынке. В деревнях они по-прежнему хранятся на божничке. Часто их ставят, не освящая, в вазу в знак сохранения традиции или хлещут друг друга (в шутку) "для здоровья". На селе сохранился обычай выгона скота в поле освященной вербой и крошения её в семена при посадке. В Чистый четверг Великого поста совершаются некоторые магические обряды, связанные со скотом. Так, в Малой Таве скоту в этот день подрезают хвосты и кладут в угол хлева, а нож втыкают в дверную притолоку, «чтобы скотину не увели».

· Сохранение традиции посещения могил умерших родственников и друзей в Родительский день и на Троицу во многом объясняется нравственно-этическими соображениями. В последние годы количество лиц, посещающих в этот день кладбища, значительно увеличилось. Этому способствует позитивная деятельность местных административных органов, организующих транспортную доставку людей, торговлю, правопорядок в местах скопления народа в дни поминовений. На Троицу сохраняются традиционные гуляния в рощах и парках.

· Частично сохраняется обливание на Ивана Купалу. Попытки возродить день Ивана Купалы на основе сочетания русской и римской мифологии были предприняты работниками культуры Спицынского Дома Культуры: в 1992 г. здесь прошел Иванов день, главными действующими лицами которого были Нептун, русалки, черти, кикиморы болотные. Основными событиями праздника стали приготовление ухи, театрализованное представление и купание всех в реке Исеть.

· Наиболее стойким элементом праздников является потребление обрядовой пищи (упоминавшихся блинов, куличей, крашеных яиц, а также жареного поросенка, гуся, кутьи, жаворонков, козулек, пирогов). Готовят её, в основном, люди старшего поколения, а молодые могут купить некоторые из этих блюд на праздничных ярмарках. В наибольшей степени устойчивой и этнически маркированной оказалась обрядовая пища.

· Наименее устойчивым элементом обрядности следует считать календарно-обрядовую поэзию, которая в Западной Сибири сохранилась фрагментарно, в основном в памяти поздних переселенцев из Европейской России. Это колядки, веснянки, масленичные, троицко-семицкие, купальские, жнивные песни. Определенную роль в течение долгого времени играли песни необрядового характера, описывающие обрядовые действия прошлого, а также различные народные приметы, приуроченные к отдельным календарным датам, и поверья, связанные с происхождением и проведением праздников и обрядов (например, поверья об игре солнца на Пасху, Благовещение, Купалу, легенды о папоротнике, предания о "грозных" праздниках, о русалках и т. п.). На современных праздниках, происходящих в семье, исполняются необрядовые русские и украинские народные песни "Ой, мороз, мороз", "Степь да степь кругом", "По Дону гуляет казак молодой", "Розпрягайте, хлопцы, кони", "Ой, при лужку, при лужку", авторские песни "Тонкая рябина", "Уральская рябинушка", "Хас-Булат", а также полюбившиеся песни из кинофильмов.

· В последние годы получили широкое распространение праздничные дни, "праздники малых отечеств" - юбилеи городов, сел, деревень, дни улиц, дворов, микрорайонов. Связанные с историческими событиями, эти праздники включили в себя и элементы традиционной культуры: выставки-продажи изделий народных умельцев, потребление традиционных блюд, выступление фольклорных коллективов. К подобным праздникам можно отнести и Дни культуры районов Омской области, которые проводятся в г. Омске в рамках Всероссий­ского фестиваля "Душа России". Здесь находят отражение праздничные традиции разных народов, прежде всего русского.

· Разнообразие современных праздников и отдельных их элементов объясняется, тем, что они порождены реальностью и лишены сакральности, а потому более свободны в своем развитии. Символический смысл праздников давно забыт, но стремление сохранить преемственность традиций активизирует творческую активность народных масс, подкрепленную деятельностью профессионалов. Создаваемые новые календарные праздники, включающие в себя элементы старого праздничного календаря - неизбежное следствие урбанизации. Выдвижение на первый план зрелищности праздников снижает активность населения, в то же время некоторые праздничные формы (конкурсы частушек, русской пляски и т. д.) способствуют привлечению к активному участию в празднике людей (как правило, лиц старшего возраста и детей).

· В современном праздничном творчестве проявляется этнокультурная консолидация - стремление найти близкие общие формы для эмоциональных проявлений в духовных и материальных компонентах праздников. Этот процесс способствует формированию обобщенных символов праздника, в качестве которых выступают русская березка, блины, тройка лошадей и т. д. Основными факторами консервации календарных праздников в Западной Сибири в XX в. следует признать социально-экономический (сохранение некоторых традиционных способов ведения сельского хозяйства), нравственно-психологический (стремление действовать "по традиции"), этнический (осознание национальной неповторимости) и религиозный (сохранение слоя верующих людей, функционирование и возрастание в последние годы активности церкви). Факторами трансформации календарно-праздничной сферы являются: социально-экономический (механизация сельского хо­зяйства, индустриализация, НТР), политический (коллективизация, антирелигиозная пропаганда, распад СССР), демографический (миграция населения, урбанизация, модернизация) и нравственно-психологический (стремление избавиться от "пережитков прошлого", изменение нравственных приоритетов). Итак, основные тенденции развития календарно-праздничной культуры на протяжении XX в. выражаются в следующем:

- Исчезновение обычаев и обрядов, связанных с непосредственным трудовым процессом;

- Сохранение религиозных праздников и обрядов среди верующих людей. - Возрастание значения религиозных праздников как отражения этнической специфики с конца 1980-х гг.;

- Сохранение зрелищно-игровых и эстетических праздничных форм;

- Совершение некоторых обрядов из этических соображений, "по традиции";

- Частичное сохранение обрядовой пищи;

- Исчезновение обрядового фольклора, замена его народными лирическими песнями литературного происхождения;

- Появление новаций и превращение некоторых из них в традицию;

- Параллельное существование первичных и вторичных праздничных форм, при доминировании последних. Усиление интереса к фольклоризмам как этническим символам;

- Проведение праздников на двух уровнях - семейном и общественном;

- Лучшее сохранение этнической специфики на семейном уровне, взаимодействие и взаимовлияние с другими народами в общественных праздниках;

- Изменение механизма межпоколенной трансмиссии культурных традиций. Увеличение роли средств массовой информации. Возрастание роли учреждений науки, культуры и образования в возрождении народных традиций;

- Изменение социально-политического статуса общественно-гражданских праздников Октябрьской революции, Дня международной солидарности грудящихся (1 Мая) и Дня Победы (так называемых "майских" и "октябрьских"), которые прошли два этапа в своем развитии: в 1960-е - 1980-е гг. их считали традиционными народными, а в 1990-е гг., в связи с изменением политики государства, они стали постепенно забываться (за исключением Дня Победы, который остается всенародным праздником).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мемориальные театрализованные праздники | История психологии. Конспект лекций. Векилова
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.