Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Балетный театр Польши

Народные танцы у поляков зародились в далёкой древности (V – VII вв.). музыка, песня и танец составляли существенную часть бытовых и культовых обрядов (весенние хороводы, свдебные танцы, праздники урожая и другие). В средние века в Польше танцевальные сценки входили во многие народные игрища, а в XVI веке в интермедии, которые ставились при дворе в Кракове. С танцевальным фольклором связаны польские народные танцы – полонез, мазур, оберек, краковяк. Сценический танец в Польше начал формироваться в 1 – й половине XVII века. Первый балетный спектакль «Освобождение Руджера с острова Альцыны» был показан в 1628 году в королевском дворце в Варшаве. Вскоре, в 1643 году, в Варшаве был открыт театр, где, кроме итальянских и французских опер, ставились балеты на темы из жизни польских королей: «Балет во время коронации короля Яна III», «Балет Королевы». Постановщиками были иностранные балетмейстеры, но в танцах принимали участие и польские придворные. Первая балетная школа в Польше была открыта в 1728 году при дворе графа А. Тызенхауза. Из учеников этой школы, крестьян, была образована первая польская труппа при дворе Станислава Августа Понятовского. Хореографами были француз Ф. Леду, австриец Д. Курц. С этой труппой они ставили балеты ж. Ж. Новера и первый национальный балет «Ванда – королева Польши».

В XVIII веке начинают работать первые польские балетмейстеры – Е. Валиньский, Ф. Шлянцовский, Ю. Межиньская.

Много лет в Варшаве проработал, возглавляя польскую труппу, французский балетмейстер М. Пион. Он сумел высоко поднять культуру танцевальной техники, провёл необходимые реформы в балетной школе.

В 40 – х годах XIX века в Варшаве ставит свои романтические балеты Ф. Тальони. Тогда же начинал свою творческую деятельность первый крупный польский балетмейстер Р. Турчинович, поставивший «Жизель», «Пахиту», «Эсмеральду» и другие балеты. Большое влияние на развитие в Польше исполнительского балетного искусства оказали гастроли М. Тальони и К. Гризи. Среди польских балетмейстеров и исполнителей в середине XIX века особенно выделяются Р. Турчинович и его жена К. Турчинович, Т. Гвоздецкая, К. Стефаньская, братья Тарновские.

Во второй половине XIX века, несмотря на засилье иностранных балетмейстеров на варшавской сцене, появляются польские национальные балеты «Окрестность под Кельце» Я. Стефана и «пан Твардовский» А. Зонненфельда. В середине XIX века устанавливаются связи русского и польского балета. В Россию приезжают работать польские артисты: Ф. Кшесинский с детьми, Ф. Нижинский, М. Рутковская и другие. Матильда Кшесинская, Вацлав и Бронислава Нижинские стали солистами петербургского театра.

В начале XX века в Польше гастролируют русские балетные артисты: А.. Павлова, Н. Легат, Т. Карсавина, Н, Богданова, А, Бекефи, ставят балеты Л. Иванов, М. Фокин.

Жизнь балетного театра Польши оживляется после первой мировой войны, когда Польша стала независимым государством. В Варшавском «Театре Вельки» были поставлены балеты польских композиторов: «Байка», Роговского, «Свитезянка» Моравского, «Свадьба в Ойцуве» на музыку Курпиньского и Дамсе, «Пан Твардовский» Зонненфельда, реорганизуется балетная школа в Варшаве, создаются новые балетные коллективы.

В 20 – 30-е годы в Польше развивается свободный и экспрессивно – пластический танец.

После второй мировой войны и фашистской оккупации в Польше не осталось ни одной балетной труппы. С образованием Польской Народной Республики начинается возрождение польского балета. Формируются балетные труппы в Познани, Гданьске, Бытоме, Вроцлаве, вновь в Варшаве открылся «Театр Вельки». Польским артистам помагают расти советские специалисты – хореографы: Н. Дудинская, К, Сергеев, Н. Конюс, А. Соболь, А, Чичинадзе, Е. Чанга и другие.

Польский балет в послевоенный период пережил в своём развитии три этапа: обращение к национальным балетам на основе народных танцев и сюжетов, освоение балетов классического наследия и, наконец, поиски новых тем и сюжетов в новой художественной форме. В последний период появляются одноактные балеты, выражающие общечеловеческие идеалы, конфликты и устремления; поставлены такие известные балеты, как «Весна священная», «Жар – птица», «Орфей» И. Стравинского, «Дивертисмент» на музыку Б. Бартока. Репертуар театра пополнился произведениями современных советских композиторов («Гаяне», «Спартак», «Лауренсия», «Каменный цветок» и другие), а также балетами классического наследия (Эсмеральда», «Дон – Кихот).

 

 

-42-

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Немецкий балетный театр | Балетный театр Румынии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.