Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Орудия труда, утварь, транспорт

Орудия труда. Для Великороссии было характерно использование следующих земледельческих орудий. Соха – основное пахотное орудие; ее главная часть называется рассоха – это длинная деревянная доска с раздвоением внизу, на которое насаживались железные сошники или лемехи (могло быть 1, 2 или несколько). Разновидностями сохи были сабан и косуля (кривуша). Орало – пахотное орудие с крупным лемехом, сильно раздроблявшее почву. Рало – старинное деревянное пахотное орудие в виде крюка с железным сошником. Плуг – орудие для тяжелых почв, деревянный или железный. Имел железный лемех, нож-резак и отвал для переворачивания пластов земли.

Для обработки почвы после вспашки применялась борона. Древнейшей была борона-суковатка из соединенных еловых бревен с сучками. Более совершенными были корпусные бороны в виде решетки из деревянных брусьев между которыми закреплялись деревянные или железные зубья. Аналогичными были поздние железные бороны (борона-зигзаг).

В качестве тягловой силы использовались лошади, а в южных районах – быки.

При уборке хлебов применялся серп. Жатва серпом была женской работой. Мужчины убирали хлеб косами. Во время сенокосов использовались косы меньшего размера – литовки. При уборке сена применялись грабли и вилы, а при молотьбе зерна – цеп. Он состоял из длинной, в рост человека, рукояти и короткой, но тяжелой рабочей части, весом до 2 кг. Части цепа соединялись ремнем.

Наиболее распространенным инструментом в хозяйстве был топор. Имелось несколько его типов: лесорубный (вес 1-2 кг), плотничий, столярный и тесло – топор для долбления и бондарных работ (его лезвие перпендикулярно топорищу).

В 18 веке для обработки древесины появляется наструг – рубанок (двуручный рубанок назывался «медведка»). Для долбления использовались долота, для точения – стамески, для сверления – буравы, а с 19 века – перовые сверла. Бревна распиливали двуручными пилами. Столяры пользовались лучковыми пилами, концы которых растягивались с помощью тетивы. Также применялись ножовки и лобзики для криволинейных пропилов. Для щипания лучины и драни был косарь – широкий нож без острия.

Изготовление глиняной посуды шло на гончарном круге. На вертикальный деревянный вал насаживались 2 круга. На верхний помещался кусок глины, а нижний вращал ногами сидевший гончар. Вылепленное им изделие обжигалось в гончарном горне или печи.

Для обработки льна и конопли были свои орудия труда. Сырье мяли на мялке, затем твердые части выбивали трепалом. Кленовыми гребнями вычесывали их остатки, а чистую кудель вычесывали волосяными щетками. Для изготовления нити предназначалась прялка. К ее широкой части на ножке крепилась кудель, из которой сидевшая пряха скручивала нить и наматывала на веретено. Самопрялки с колесом и ножным приводом почти не применялись в деревне из-за их дороговизны. Ткань изготавливалась на ткацком стане или кроснах, состоявшем из системы валов и реек, на которых крепились нити. Передвигая части станка, ткачиха получала ткань.

Кузницы ставились на отшибе поселения. Посередине ее врывалось бревно с закрепленной наковальней. В углу находился горн для разведения огня. С помощью мехов производилось дутье. Кузнецкие инструменты были разнообразны: клещи, зубила, рашпили и т. д. Различались кузнецы «безрукие», т. е. работавшие в одиночку, и кузнецы, работавшие с 1-2 помощниками-молотобойцами. Во втором случае кузнец руководил ковкой и отделывал изделие молотком-ручником. Для подковки лошадей предназначалось отдельное помещение – станок.

Домашняя утварь. При стирке пользовались вальком – деревянным бруском с ручкой, выбивая им из тканей мыльную воду. При глажении применяли рубель – брусок около 60 см. длиной, на которую наматывали ткань и катали по столу.

У печи хозяйка использовала ухваты разных размеров, кочергу, чапельник для доставания сковород, широкую деревянную лопату, чтобы сажать хлебы. Для приготовления пищи применялись чугуны, глиняные горшки и миски (латки). Жидкая пища хранилась в глиняной посуде с вытянутым горлом (кринка, горлач, кубан). Месили тесто и пекли на деревянных ночвах вроде подносов с ушками. Пищевые продукты хранились в поставцах и берестяных туесах с крышками. Ложки делались из липы, клена, кипариса (заготовки для ложек называлась «баклуши»). Напитки в праздники подавались в медных ендовах, деревянных ковшах и братинах. В быту пили из медных и оловянных стопок и чарок, стеклянных стаканов.

В крестьянском обиходе широко использовалась бондарная посуда, изготовленная из узких деревянных дощечек с помощью клепки: бочки, кадки, ушаты, лохани, шайки, ведра (ведра суживались кверху, чтобы в них не плескалась вода). Ведра переносили коромыслом. Также были популярны плетеные изделия из бересты, луба, лыка, драни. При плетении использовался кочедык – инструмент в виде кривого шила на ручке. Им делали лукошки, детские люльки, короба для имущества, пестери – ранцы с крышками. Из ивовых прутьев плели корзины.

Транспорт. Основным видом гужевого транспорта служили телега летом и сани зимой. Телега состояла из колесных пар с осями, где передние колеса были меньшего диаметра. Сверху настилался плоский дощатый кузов в жердевой раме – облучке. Крестьянские сани назывались дровни, они состояли из двух загнутых полозьев и плоского кузова. Снизу к полозьям крепились железные полосы – подрези. Сани-розвальни отличались отводами – жердями для предохранения людей и грузов при раскатах.

В зависимости от потребностей имелось множество экипажей, имевших в своей основе телегу и сани. Для перевозки грузов применялись одноколки и двуколки (на юге назывались бидарками), для перевозки зерна – таратайки, бревен – роспуски и долгуши, бочек – дроги. Для тяжелых грузов предназначались ломовые телеги.

В 18 веке в России распространились кареты – экипажи с закрытым кузовом, подвешенным к изогнутым стоячим рессорам. Кузовы имели дверки со стеклами, но сильно раскачивались при езде. Их придерживали гайдуки, стоявшие на запятках, а у придворных карет – пажи. В старину для дальних поездок помещики пользовались рыдванами или берлинами – экипажами с огромными кузовами. Кареты с раскладными сиденьями для сна назывались дормезами. Эти громоздкие экипажи запрягались шестеркой лошадей, но их скорость не была велика. Зимой они ставились на полозья. Более подвижными были открытые спереди кибитки и возки с кожаным прямоугольным кузовом. До появления железных дорог люди, не имевшие собственных экипажей, путешествовали на перекладных, то есть на казенных экипажах. Лошади менялись на почтовых станциях. Путешественник получал «подорожную» - документ с его чином, маршрутом и др.

Самым распространенным видом транспорта в 19 веке был тарантас с высокими козлами для кучера и сиденьем, над которым поднимался кожаный верх (фордек). По бокам находились стенки-крылья. В южных губерниях тарантас назывался бричкой. Разновидностями тарантаса были дрожки, кабриолет, коляска, купе, эгоистка (экипаж для 1 человека). С 30-х гг. 19 века в городах появились линейки – первый вид общественного транспорта, ходивший по маршрутам. Посередине линейки проходила спинка, по сторонам от которой сидели пассажиры. Во второй половине 19 века распространенным видом городского транспорта стали пролетки извозчиков, на юге называвшиеся фаэтонами. На пролетки походили ландо, считавшиеся дамскими экипажами. Здесь было второе сиденье, где пассажиры сидели спиной к кучеру. Почту и пассажиров также перевозили в многоместных каретах – дилижансах. Зимой в городах ездили в городских санях, закрытых по бокам. Ноги сидевшим закрывала полость на меху. Загородные прогулки совершались на троечных санях с сиденьями на 6-8 человек.

В Средние века знать почти не ходила пешком, а ездила верхом в сопровождении прислуги. Лошади украшались драгоценными сбруями и седлами. Царь и патриарх пользовались каретами и санями. Езда в санях считалась более почетной – иногда в них ездили даже летом. В средневековой Москве имелись извозчики, которые за малую плату могли отвезти в любой конец города. В Новое время характер езды изменился. Если раньше знать предпочитала медленную церемонную езду, то теперь полюбила быструю. Среди дворян ходить пешком было не принято. В гости, даже в соседний дом, ехали экипажем. Богатые люди держали выезды – лошадей, карету, кучера. Некоторые имели только карету, а лошадей и кучера нанимали. Большинство горожан пользовалось услугами извозчиков, которые состояли на городской службе, имели форму и номерной знак. Места их стоянок называли биржами. Извозчика с хорошей лошадью и богатым экипажем называли лихачем, а извозчика победнее – ванькой. Таксы за проезд не было, извозчики запрашивали сумму в зависимости от дальности поездки, погоды и т. д.

В конце 19 века появилась конно-железная дорога (конка). Вагончик, запряженный парой лошадей, ходил по рельсовому пути. Внутри вагона проезд стоил 5 коп. за станцию, место на крыше (на империале) стоило 2 коп. за станцию. Конку обслуживали кондуктор и вагоновожатый, правивший лошадьми. Со временем конки были заменены трамваями. Первый трамвай пошел в Петербурге в 1907 году. В начале 20 века появились первые автомобили. В 1910-х гг. 20 века стали использоваться частные автотакси (5 руб. в час) с шоферами-механиками.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дворянская усадьба. Город Средневековья и город Нового времени | Русский народный костюм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.