Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметы декоративно-прикладного искусства

 

Мебель. Принадлежностью зажиточных домов Древней Руси были столы с прямоугольными столешницами и фигурными ножками, высокие кресла и стулья брусковой конструкции с решетчатыми спинками, вделанные в стены лавки. В красном углу ставился поставец с открытыми полками для парадной посуды, имелся также кормовой поставец. В большом ходу были сундуки и рундуки. В светлицах стояли ларцы – укладки для тканей и драгоценностей.

Профессия мебельщика выделяется в самостоятельную в 16 веке. В 17 веке в России появляется привозная европейская мебель. В русском мебельном искусстве применялись различные породы деревьев, но особенно ценился дуб. Все узловые соединения делались с помощью шипов. Древесина красилась, золотилась, серебрилась, вощилась (покрывалась горячим воском) и лакировалась смолами. Мебель украшалась резьбой, росписью, инкрустацией стеклом и перламутром. Мягкие детали кресел обтягивались бархатом и тесненой кожей. Вся мебель средневековой эпохи была массивная и устойчивая.

Все вышеназванные виды мебели сохранились до 20 века в крестьянской повседневности, кроме стульев, появившихся здесь в 19 веке. Тогда же в крестьянских избах появляются и современные шкафы.

В домах социальных верхов в начале 18 века стены покрываются резными дубовыми и ореховыми панелями, а выше их – тисненой золотом кожей или затягиваются холстом с росписью. Появляются зеркала, картины, люстры, паркетные полы. Печи покрываются кафелем, с росписью синим по белому. Мебель сохраняет старинные формы, но появляются ее новые виды: банкетка – кресло с подлокотниками, но без спинки, застекленные или глухие шкафы.

К середине 18 века мебель становится изящнее, мягче, приобретает криволинейные формы. Это стиль рококо – для резьбы характерны амуры, раковины, цветы и т. д. Мягкие детали обтягиваются тканью нежных тонов. Появляются письменные бюро, консоли – столики под зеркала, двухместные диваны «тет-а-тет», комоды с фигурными крышками. Стены украшались позолоченной лепниной и множеством зеркал.

С 1762 года законодателем мебельной моды становится Англия, но в Россию мебель ввозили в основном из Франции. В Москве появляются мастерские Споля, Корка, в Петербурге – Гамбса, Тура.

Для второй половины 18 века – эпохи классицизма – характерно создание мебельных гарнитуров, а также разделение мебели на дворцовую, парадную и бытовую. Края мебели имеют четкую геометрическую форму. Ножки, подлокотники делаются в виде ваз, колонн; обивка – штофная, атласная, бархатная и гобеленовая. В декоре применяется изображения гирлянд, венков, листьев. В это время появляются и новые виды столов – ломберный для игры в карты, рабочий для рисования и вышивания, туалетный столик с зеркалом-псише.

В последней четверти 18 века в моду входит мебель из красного дерева, но была распространена также мебель из березы и тополя. Русские мастера изготавливали мебель в стиле «жакоб» (по имени французского мебельщика) из сочетания красного дерева и карельской березы, с украшениями из бронзы. Это было модно до конца 19 века.

Первая треть 19 века характеризуется стилем ампир, которому свойственны мотивы древнего Рима и древнего Египта – мечи, копья, шлемы, щиты, львы и др. Основным материалом для мебели остается красное дерево, тополь, береза, ясень. Преобладает мебель темных цветов, но появляется белая с золоченой резьбой – это стиль Росси. Спинки и сиденья обивались сафьяном, полосатым или цветным ситцем, ярким шелком. В употребление входят кушетка-диван без спинки и кресло-диван. В интерьерах появляются ширмы, трельяжи, подставки для цветов – жардиньерки. Кровати делаются в виде ладьи. Стены оклеиваются холстом или бумажными обоями, потолки – белятся.

К середине 19 века замечается упрощение интерьеров и стремление к уюту. Появляется гнутая «венская» мебель из бука. Зарождается фабричное производство мебели и специальные магазины. Интерьеры перенасыщаются обилием мебели, портьер, зелени, картин, безделушек. Это эпоха бидермайера – мещанского стиля, с претензиями на романтику.

Во второй половине 19 века в моду входят «исторические» стили и эклектика – смешивание разных стилей. К «историческим» стилям относятся стили Возрождения, барокко, готики, псевдорусский стиль, имитирующий древнерусскую мебель. Широко распространяется мебель мастерских Гамбса со стеганой обивкой, и так называемая «кутаная» мебель с драпировками, кистями, бахромой и т. д. Вся мебель – темных тонов.

В начале 20 века в русское искусство вторгается стиль модерн. Мебель приобретает легкие формы, используются вставки из стекла и фаянса. Спинки мебели делаются в виде лебединых шей, спин и хвостов пантер, женских головок и т. п.

Революция 1917 года прервала развитие мебельного искусства в России.

Резьба и роспись. Эти техники широко применялись при украшении жилищ и мебели. Большое место в народном искусстве занимает домовая резьба. Традиционно она глухая, то есть доска не прорезалась насквозь, а в ней делался углубленный рельеф. Пропильная резьба появилась во 2-й половине 19 века. В обоих видах изображались розетки, листья, цветы, львы, русалки, птица-Сирин, «девки-фараонки». Помимо глухой резьбы в народном искусстве применялись следующие техники. 1. Трехгранновыемчатая резьба – выполнялась резцом (ножом) таким образом, что образовывались трехгранные углубления. 2. Ногтевидная резьба – выполнялась стамеской и представляла сочетание узких полумесяцев. 3. Скобчатая резьба – при ней углубление имело вид прямоугольника.

В интерьерах изб, при украшении орудий труда и домашней утвари широко использовалась роспись земляными красками (цветные глины и растертые камни), растертыми на олифе – вареном льняном масле. Различаются два типа росписи – свободная кистевая и контурная. При первой изображение наносилось без предварительного рисунка, кистью или «тычком» - палочкой с куделью на конце. Для второй пером предварительно наносился рисунок. Оба вида росписи могли сочетаться, раскрашивалась также и резьба.

С 17 века известна так называемая «хохлома» - при этом типе росписи изделие натиралось жидкой глиной и оловянным порошком, по которому наносилась роспись. Затем изделие покрывалось олифой и просушивалось в печи. Фон после этого приобретал цвет золота. Наиболее ранней является федоскинская живопись (лукутинская, палехская) – для украшений изделий использовались копии с иностранной книжной графики, а также крестьянские и городские бытовые мотивы: чаепития, катания на тройках и т.п. Живопись исполнялась в реалистическом жанре на черном фоне. Известна живопись по железу и жести (жостовская), при которой многослойные покрытия запеченной олифы имитируют лаковое покрытие. Популярной была также роспись под черепаху, красное дерево и бересту.

Ткачество, кружевоплетение, вышивка. Кроме ткачества гладких тканей в крестьянстве было распространено несколько видов узорного тканья. При браном и ремизном ткачестве на полотне образовывались рельефные узоры; при ажурном рисунок имел вид прозрачной сетки на фоне ткани.

Для плетения кружева использовался круглый валик – бубен. К нему булавками прикалывалась бумага с рисунком – сколок. Мастерица применяла несколько пар коклюшек – деревянных палочек с крючками. Кружевница навивала на них нитки и навешивала их парами на булавки. Техника плетения основана на переборе – перекладывании коклюшек в определенном порядке. Плетут одновременно двумя парами коклюшек.

Плетение кружев проникло в Россию с Запада в 18 веке и сначала лишь в помещичьи имения. В дальнейшем оно широко распространилось в мещанской среде; в крестьянстве было распространенно ограниченно. Основой русских кружев послужили западные типы (блонды, алансон, валансьен, малин).

Мастерство ручной вышивки было широко распространено на Руси. Шелковые, атласные и бархатные ткани украшались волоченым золотом (металлическая нить толщиной в человеческий волос) и пряденым золотом (шелковая нить, окрученная тончайшей золотой или серебряной проволокой). Первые ткани назывались алтабасами, вторые – аксамитами. При дворах цариц и боярынь, в женских монастырях имелись вышивальные мастерские – светлицы.

В мещанстве и крестьянстве в качестве основы использовалось отбеленное полотно из льна, а в южных губерниях – тонкая шерстяная ткань и сукно. В эпоху Нового времени стал применяться миткаль, сатин, кашемир, коленкор, кисея, батист. Для вышивания брали шерстяную пряжу – гарус. В северных губерниях вышивали льняными нитками; с глубокой древности использовались шелковые нитки. С середины 19 века все это вытесняется хлопчатобумажными нитками. Применяли также бить – расплющенную тонкую проволоку, и канитель – бить, свернутую в трубочку. В старину в крестьянском шитье использовался мелкий жемчуг, бисер и стеклярус; в помещичьей среде – дорогой венецианский и богемский бисер.

Изделия из стекла, керамики, металла. Стекольное производство возникло на Руси еще в домонгольскую эпоху, но позже прекратилось и вновь возобновилось лишь с конца 17 века. В 1669 году в селе Измайлово под Москвой «иностранец Иван Мартынов» открыл стекольный завод, изготавливавший посуду для царского двора. Оформилось 2 направления стекольного производства: гутное, в технике свободного выдувания, и техника гравирования и гранения.

Дальнейший толчок стеклоделие получило при Петре I, а к середине 18 века работало около 25 заводов – выпускалась цветная посуда, кубки, оконное стекло, зеркала. В начале 19 века количество заводов увеличилось до двухсот, и ввоз стекла из-за границы прекратился. В основном производство сосредоточилось во Владимирской, Волынской, Петербургской, Черниговской, Тверской и Калужской губерниях.

В 1-й половине 18 века основным типом изделий было бесцветное стекло, гравированное гербами и вензелями. Выпускается также «потешное» стекло – сосуды в виде животных и др. Для эпохи классицизма характерно яркое цветное стекло с эмалевой росписью и дорогое молочное стекло. Классицизм принес в стекольное производство библейские и античные сюжеты, стиль ампир – военную тематику. Стекло эпохи бидермайера украшалось жанровыми сценками.

К 1914 году имелось около четырехсот заводов, и стеклянные изделия широко входили даже в деревенский обиход. Бутылки и штофы для вина, аптекарская посуда всегда делались «орлеными».

Керамика – это изделия из глины, с последующим обжигом. Они обычно украшаются разнообразными росписями. Различаются бытовые изделия и декоративная керамика. Во 2-й группе выделяют филе – многофигурные настольные композиции, и дежене – сервизы, не употреблявшиеся для еды и питья.

По материалу и технологии керамические изделия разделяются.

1. Гончарные изделия из красной и серой глины. Они изготавливаются на гончарном круге. Способы украшения: полировка; покрытие и роспись ангобами – разведенными на воде белилами или глинами; глазурование – покрытие составами из порошка и олова, которые после обжига образуют стекловидную пленку. 2. Майолика – гончарные изделия, поверхность которых покрывается белой эмалью. Эмаль – это та же глазурь, но непрозрачная. 3. Фаянс – глинные изделия с легкой, тонкой, пористой структурой и покрытые глазурью, обычно с сетью трещинок. Высший сорт фаянса называется опак. 4. Фарфор – изделия из глины, которые имеют плотную, твердую, но просвечивающую структуру. Для его изготовления применяется особая белая глина – каолин. Гончарные изделия украшаются разнообразными росписями.

В России с древности широко изготовлялась керамика: посуда, печные и архитектурные изразцы, игрушки и др. Преимущественно это чернолощеные и «муравленые» изделия, то есть покрытые зеленой глазурью. В конце 17 века появляется отечественный фаянс, а с середины 18 – фарфор, секрет которого был открыт Дмитрием Виноградовым в 1748 году. Он же основал и Императорский фарфоровый завод в Петербурге, продукция которого шла для нужд Двора. Из частных заводов самым известным считался завод Гарднера, приобретенный в 1891 году Кузнецовым. С 1812 года начинается быстрый рост фарфорово-фаянсового производства, и появляется множество заводов, в том числе и крестьянских, особенно в районе села Гжель под Москвой. К концу 19 века значительное количество заводов были скуплены фирмой Кузнецовых, выпускавшей посуду на все вкусы для всех слоев населения.

Художественные изделия из металла группируются по месту и характеру производства. Более широкая группа относится к изделиям городских мастеров и предприятий – это изделия художественной промышленности. Народные кустарные или промышленные изделия из меди, железа, в основном, имеют утилитарное назначение; это дверные ручки, домашняя утварь, замки и др. Произведения крестьянского творчества живут долго, их форма традиционна. Группа предметов, объединенная понятием «бронза» или «серебро» обычно включает продукцию, предназначенную для быта социальных верхов. Предметы из меди, железа и олова более характерны для средних и низших социальных слоев.

В группе «бронза» предметы группируются по назначению: 1. осветительные приборы; 2. письменные приборы и настольные украшения; 3. декоративные предметы – вазы, статуэтки; 4. элементы украшения мебели и интерьера. Первые русские предприятия художественной бронзы были основаны в 70-ее гг. 18 века в Петербурге.

Серебряное дело в России до начала 18 века не имело широко размаха из-за отсутствия серебряных рудников; все серебро, в том числе и для чеканки монеты, было ввозным. С развитием горнорудного дела стало добываться огромное количество серебра, и изделия из него к концу 19 века стали доступными даже небогатым людям. Из серебра кустарным способом производились оклады для икон, предметы для церковного обихода, посуда, табакерки, портсигары, карманные часы, украшения для оружия. Серебряные изделия золотились и чернились.

История освещения. В деревне до конца 19 века употреблялось освещение сосновой или еловой щепкой-лучиной, зажатый в железный прут – светец. Под него ставили корыто с водой, куда падали угли. С древности были известны светильники в виде глиняных сосудов, наполненных растительным маслом или жиром, в котором находился фитиль. Они употреблялись в селах до начала 20 века и назывались жирниками, плошками, каганцами.

В течение многих веков основным средством освещения у имущего населения были свечи. С раннего Средневековья известны восковые свечи, но из-за дороговизны они использовались только при богослужении и в домах богатейших людей. С 12 века в употребление входят дешевые сальные свечи из животного жира. Они употреблялись до 19 века, но были неудобны – смердели, коптили, быстро плавились. В 18 веке появились недешевые спермацетовые свечи из особого жирового вещества, содержащегося в черепах кашалотов. Стеариновые свечи изобрели в Англии, в России заводы таких свечей появились в 40-х гг. 19 века. Светильня в них пропитывалась смесью кислот и полностью сгорала. Во второй половине 19 века появились качественные и дешевые парафиновые свечи, но к этому времени свечное освещение стало выходить из употребления.

В конце 18 века во Франции мастер Арганд изобрел масляную лампу. В медном резервуаре находилось масло (китовый жир), к нему трубкой-кронштейном крепилась горелка. В начале 19 века лампа Арганда была снабжена стеклом и применялась для газового освещения в Англии и Франции. В России оно появилось в 40-х гг. 19 века и только в общественных помещениях. Разновидностей газовых горелок было много, но самой удачной оказалась лампа Ауэра. В ней газ использовался для накаливания колпачка из тугоплавкой проволоки. Природный газ еще не добывали, поэтому газифицировали каменный уголь и устанавливали в домах газовые баллоны. В конце 50-х гг. 19 века в Америке был изобретен способ выделения керосина из нефти, и появились керосиновые лампы.

На протяжении столетий основным видом осветительной арматуры была люстра, в которую вставляли свечи. С 16 века их стали делать из стекла для усиления светового эффекта. В употреблении были разные виды светильников: люстра, полулюстра (подвешивалась около зеркальной стены), канделябр (подсвечник с рожками в одной плоскости), жирандоль (подсвечник с рожками вкруговую), торшер, бра, фонарь.

Ювелирные изделия. Народное ювелирное искусство представлено женскими украшениями из коралла, серебра, латуни. Значительно более развитым было ювелирное производство для социальной верхушки. Здесь употреблялись камни-самоцветы (алмазы, рубины, изумруды и др.), непрозрачные камни (малахит, яшма, топаз и др.), а также коралл и морской жемчуг.

Наиболее древний способ обработки камня – это резьба по нему. Различаются геммы с углубленным изображением и камеи с выступающим рельефом. Гранение камней развивалось очень медленно. Простейший способ огранки называется кабоширование. Верхняя сторона камня получала выпуклую округлую форму, нижняя была плоской. Только с 15-16 вв. стали употреблять фацетирование, то есть гранение. Его способов много, но при любом образуется множество сочетающихся плоских треугольников (бриллиантовая огранка). Посредине камня гранится выпуклый поясок – рундиста, который закрепляется в оправе. Для оправ употребляется золото в сплавах с медью (красное), с серебром (желтое) и с никелем (белое). Примеси необходимы, так как золото и серебро мягкие и быстро стираются. Древнейшую оправу называли гнездовой, когда камень вставлялся в приготовленное для него гнездо. После изобретения бриллиантовой огранки стали использовать оправу ажур, в которой камень открыт сверху и снизу, цепляясь за рундисту.

При изготовлении ювелирных изделий применялись следующие виды техники. 1. Ручная ковка – придание формы ударами молотка по нагретому или холодному куску металла. 2. Литье – мастер делал модель из воска, дерева или глины и помещал ее в разъемную форму из особой формовочной земли. Затем вынимал модель и в образовавшуюся пустоту лил жидкий металл. 3. Чеканка – при ней металлу придавали нужную форму, выстукивая его разгонным молотком. 4. Гравировка – выполнялась стальным резцом; мастер вырезал на изделии орнамент. 5. Травление – предмет покрывался специальной мастикой, по которой иглой наносился рисунок. После его заливали едкими кислотами, и металл разъедался в нужных местах. 6. Скань (филигрань) – украшение из тончайшей проволоки, напаянной на основу в виде узора. 7. Зернь – создание орнамента из мельчайших металлических шариков, напаянных на основу. 8. Чернь – вырезанный на изделии рисунок заполнялся особой смесью черного цвета. 9. Эмаль (финифть) – это стекловидные цветные массы, которые создавали при термической обработке из особых порошковых смесей. Древняя перегородчатая эмаль создавалась путем напаивания на металлическую основу тонких металлических полосок, образующих рисунок. Пространство между ними заполнялось эмалью. Для выемчатой эмали углубления под смеси делались в основе.

Большое место среди ювелирных изделий занимают украшения. Одним из древнейших украшений были фибулы – крупные булавки для скрепления одежд. Мантии, пояса, отвороты одежды застегивались также аграфами – крупными изящными пряжками. В 18 веке их заменили подвески – группа драгоценных камней, подвешенная к булавке. Также в моду входят и броши. Получают распространение небольшие букеты из драгоценных камней, живые цветы вставляли в портбукеты из драгметаллов. В 18-19 вв. дамы носили в прическах эгреты – композиции из золота и драгоценных камней, в которые вставлялись перья. На голове носили фероньерки – подвески на лоб, диадемы – жесткие обручи и эластичные диадемы-бандо в виде повязки или венка. В середине 18 века в моду входят склаважи – бусы из нескольких рядов, плотно облегающие шею. Широко употреблялись серьги, бусы, ожерелья, кулоны, браслеты, кольца. Мужчины носили портбукеты, браслеты, кольца, закалывали галстуки ювелирными булавками. Крупный одиночный бриллиант в ювелирном изделии назывался солитером. Обычно ювелирные изделия изготавливались набором в определенном стиле – он назывался парюра.

Искусство рукописной книги. Материалом для письма в древней Руси служила береста (берестяные грамоты). Березовое лыко варили в воде, затем его ровно обрезали и на полученных листах выдавливали слова с помощью костяной, деревянной или металлической палочки, которая называлась писалом. Изготовление книг было дорогим и трудоемким делом. Для них использовался пергамент – кожа телят или ягнят, которую очищали от шерсти, промывали, обезжиривали, отбеливали и срезали неровности. Затем кожу резали на листы и сшивали. Писали гусиными перьями, которые обезжиривали горячим песком. Чернила изготавливали из ржавчины, коры деревьев, вишневого клея, меда, кваса. Переплет книги делался из двух досок обтянутых кожей. С 15 века в Россию начинают ввозить бумагу из Франции и Италии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материальная культура православной церкви | Дворянская усадьба. Город Средневековья и город Нового времени. 6.Структура сельского поселения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.