Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1 социальная педагогика как учебный предмет




Что изучает социальная педагогика. В самом общем виде ответ на этот вопрос таков: социальная пе­дагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.

Определить место и роль социального воспи­тания в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процес­сами, как развитие и социализация (здесь это наметим «пункти­ром», а подробнее рассмотрим в следующих разделах).

Развитие - это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окру­жающей среды в самом общем виде можно определить как про­цесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодей­ствия человека с обществом и стихийного влияния на него различ­ных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Таким образом, можно счи­тать, что развитие - общий процесс становления человека; социали­зация - развитие, обусловленное конкретными социальными усло­виями. Воспитание же можно рассматривать как относительно со­циально контролируемый процесс развития человека в ходе его социа­лизации (определение понятия воспитания будет дано в главе II).

Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным, воспитанием, которое - объект се­мейной педагогики.

Воспитание осуществляется религиозными организациями. В этом случае мы имеем дело с религиозным, или конфессиональ­ным, воспитанием; оно - объект конфессиональной педагогики.

Воспитание осуществляется обществом и государством в соз­даваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики.

Воспитание осуществляется в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным, или контрсоциальным, воспитанием.

Поскольку социальное воспитание (как и семейное, и конфес­сиональное) лишь составная часть процесса социализации, по­стольку социальная педагогика изучает его в контексте социали­зации, т. е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в мас­штабах планеты, страны и места его проживания (региона, горо­да, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспи­тании средства массовой коммуникации, семья, общение с окру­жающими людьми и некоторые другие факторы.

Как возникла социальная педагогика. Термин «социальная педагогика» был предложен неемецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в.

Педагогика возникла и развивалась как теория и методика воспитания детей в учебно-воспитательных учреждениях. С конца XVIII в., когда в качестве относительно самостоятельного этапа развития личности стал выделяться ранний юношеский возраст, юноши и девушки также стали объектом внимания педагогики.

Во второй половине XIX в. начинает расширяться заказ педаго­гике и системе общественного воспитания. Во-первых, в него по­следовательно «включается» воспитание молодежи и более старших возрастных групп. Во-вторых, адаптация и перевоспитание пред­ставителей всех возрастных категорий (в первую очередь, конечно, детей, подростков и юношей), зачастую не вписывающихся в соци­альную систему или нарушающих установленные в ней нормы.

Расширение заказа было связано с теми социокультурными про­цессами, которые происходили в Европе и Америке. Индустриа­лизация породила массовую миграцию сельского населения в го­рода, где оно оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях, зачастую не могло создать полноценных семей и дало всплеск преступности, аморального поведения, став основным по­ставщиком беспризорных, бродяг и нищих. В Америке положение усугублялось массовой иммиграцией из преимущественно слабо­развитых регионов Европы.

Урбанизация в Европе совпала со становлением националь­ных государств, а в Северной Америке - с формированием аме­риканской нации. И то и другое объективно требовало культивирования определенных ценностей (провозглашаемых или подразу­меваемых как национальные) во всех социальных слоях, во всех возрастных группах населения.

Церковь как традиционный воспитатель, хотя и продолжала играть существенную роль в жизни людей, утратила монопольные позиции в сфере морали и воспитания (кроме того, она далеко не сразу осознала появление новых социокультурных реалий).

Образовался вакуум, который необходимо было заполнить. Это и попытались сделать некоторые педагоги, начав разрабаты­вать социальную педагогику.

Возникает вполне резонный вопрос: почему понадобилось раз­рабатывать новую отрасль педагогического знания? И другой: могла ли уже сложившаяся педагогика и пыталась ли она дать ответ на изменившийся социальный заказ?

Педагогика дала свои ответы. Во-первых, появилась андрогогика - педагогика взрослых. Но она с самого начала (т.е. с сере­дины XIX в.) и по настоящее время занимается в основном про­блемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отпочковалась герогогика (педагогика старости), которая стала заниматься главным образом различными вари­антами образования людей пожилого возраста. Во-вторых, в конце XIX в. зародились и в течение нашего столетия сформи­ровались педагогика перевоспитания детей и подростков, а так­же исправительная (пенитенциарная) педагогика, которые зани­мались исключительно трудными, проблемными детьми.

Таким образом ответы, которые дала традиционная педаго­гика на изменившийся социальный заказ, оказались ограничен­ными. Этому есть вполне резонное основание. Каждая отрасль знания достаточно консервативна и объективно сопротивляется изменению или расширению объекта своего исследования.

Консерватизм педагогики оказался столь силен, что даже поя­вившуюся новую отрасль - социальную педагогику - ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиен­тов» педагогики - детей, подростков, юношей. Это нашло отра­жение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали со­циальную помощь обездоленным детям и профилактику правона­рушений несовершеннолетних.

Принципиально иначе определял предмет социальной педагоги­ки немецкий ученый Пауль Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответствовало социаль­ному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

В России социальная педагогика, зародившись в конце XIX в., получила определенное развитие в 20-е гг. XX в. в виде разработ­ки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социаль­ной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и от­носительно адекватное практическое воплощение у С.Т. Шацкого, в трудах и опыте ряда ярких педагогов-теоретиков и практиков. Однако в массовом опыте она воплощалась в довольно упрощен­ном виде, что, по сути, вело лишь к компрометации идеи как та­ковой.

Интерес к проблематике, характерной для социальной педаго­гики, обострился как у нас, так и за рубежом в 70-е гг. XX в., что было связано с очередным кризисом системы воспитания. У нас этот интерес проявился, в частности, в появлении различных вариантов работы с детьми по месту жительства и в разработке соответствующих методических рекомендаций (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.). Несколько позже, уже в 80-е гг., на Урале М.А. Галагузова, а также В.Д. Семенов и его коллеги наряду с изучением опыта МЖК (молодежные жилищные комплексы) и СПК (социально-педагогические комплексы) приступают к теоре­тическим изысканиям в сфере собственно социальной педагогики, возрождая у нас и это понятие, и само направление исследований.

За рубежом теоретическая разработка проблем социальной пе­дагогики возобновилась лишь в 50-60-е гг. в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и вСША уже начиная с концаXIX в., все более широкое распространение получала практическая деятельность, обозначавшаяся термином социальная работа, организуемая государственными институтами, религиоз­ными и общественными структурами. Содержанием ее была по­мощь семье, различным группам населения, интеграция воспита­тельных усилий школы и других организаций и т. п.

Зачем изучать социальную педа­гогику. Воспитание образно можно определить как искусство предвидеть неизбежное и умень­шать эффект случившегося. Социальная педагогика - отрасль знания, изучив которую можно узнать, во-первых, о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или ино­го возраста в тех или иных обстоятельствах. Во-вторых, как мож­но создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации. А в-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных об­стоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежела­тельного, что случается в процессе социализации человека.

Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей за­дачей охарактеризовать будущим педагогам (да и всем тем, кому предстоит работать в качестве организаторов и руководителей человеческих общностей) картину социально-педагогической дей­ствительности. Решение этой задачи предполагает достижение студентами ряда целей в процессе изучения социальной педагоги­ки: овладение теоретическими знаниями в объеме, необходимом и достаточном для реализации профессиональной деятельности; раз­витие умения видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; формирование гуманистических соци­альных установок по отношению к субъектам и процессу соци­ального воспитания.

Социальная педагогика как отрасль знания изучает социальное воспитание в контексте социализации. Это определяет построение учебного курса «Социальная педагогика». Он начинается с рас­смотрения социализации как социально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходят соци­альное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности челове­ка и издержек социализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.