Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. Язык воспринимается нами как сложное целое, со своими законами строения и развития, речь же есть функционирование языка




Язык и речь

Язык воспринимается нами как сложное целое, со своими законами строения и развития, речь же есть функционирование языка, процесс его использования для целей общения (коммуникации).

И язык, и речь имеют общественную, социальную природу, но в процессе общения речь принимает индивидуальную форму. Но это индивидуальное, выступающее в речи, определяется тем общим, что характеризует язык в целом, определяется языковой практикой всего коллектива. Таким образом, индивидуальное в речи выступает только как форма проявления общественного, социального.

Язык даёт общие правила, шаблоны, модели, которые конкретизируются, видоизменяются в речи. Язык и речь не разные явления, а лишь разные стороны одного и того же явления.

1. Язык - это общественное, биологическое или психологическое явление?

2. Охарактеризуйте основные функции языка.

3. В каких взаимосвязях находятся язык и мышление? Как различить язык и речь?

 

 

Л3: Происхождение человеческого языка и его эволюция

1. Вопрос о языке в истории культуры.

2. Теории происхождения языка в истории языкознания

 

1. Вопрос о языке в истории культуры

! Не путать происхождение человеческой речи и конкретных языков. Языкознание не в состоянии решить проблему происхождения человеческой речи. Только опираясь на данные антропологии, физиологии, приматологии, психологии и некоторых других наук, языкознание может говорить о происхождении человеческой речи. Проблема происхождения речи неразрывно связана с проблемой возникновения человека.

Антропологи опираются на изучение скелета и строение черепа гоминидов (обезьяны всех пород). Чтобы гоминид стал говорящим, нужно, чтобы у него были развиты лобные доли мозга (именно там расположены центры речи).

Датировка возникновения языка имеет большой разброс (от 200 тыс. лет до 35 тыс. лет назад). Учёные приходят к такому выводу, опираясь на изучение черепной коробки гоминида (лобных частей и челюстной части). Так, лоб обезьяны скошен на 45 градусов, а человека - на 90 градусов.

Возникновению языка предшествовало развитие головного мозга, его латерация (разделение функций левого и правого полушария). Настоящий звуковой язык появился в эпоху среднего палеолита и только 30-35 тыс. лет назад язык в нашем понимании у кроманьонцев. Питекантропы и синантропы, так же как неандертальцы, звуковым языком, скорее всего, не владели.

Почему и как?

Современные учёные имеют несколько точек зрения:

1. Изготовление орудий труда (что способствовало развитию головного чозга, передних конечностей, тонкой координации). Изготовление первобытных орудий относится к нижнему палеолиту. Коллективный труд и коллективная охота, прямохождение послужили "толчком" для возникновения языка.

Современная наука считает, что язык возник в результате трёх видов селекции:

1.Филогенетическая (естественный отбор Дарвина).

2.Онтогенетическая (на уровне индивидуального развития).

3. Культурная селекция.

При этом гоминиды должны были освоить символику:

1. Осознать возможности символа,

2. Должна была произойти эволюция моторики (движение).

Развитие моторики является важнейшим условием, т.к. тонкая моторика позволяет артикулировать разнообразные звуки.

По изучению останков гоминидов получается, что головной мозг был раньше приспособлен к языковой деятельности, чем артикуляционный аппарат (строение челюсти).

Первобытный язык был метафорическим, значения были расплывчатыми, нечёткими. Слова обозначали нередко не один предмет, а целый комплекс предметов. В звуковом отношении некоторые слова содержали звуки губные и заднеязычные, гортанные. Смыслоразличительную функцию в словах выполняли гласные звуки. Они были словоразличительным элементом в словах.

В 1886 г. во Франции был выдан запрет на научные труды на эту тему. Сейчас работа по проблемам языкознания продолжается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.