КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественно-политическая жизнь страны в послевоенный период
В условиях возрастания военной опасности ускоренное развитие военно-промышленного комплекса становится абсолютным приоритетом. Чтобы не отстать от своих западных конкурентов, усилившихся экономически за годы войны, СССР приступил к восстановлению народного хозяйства на пределе возможного. Принятый на первой сессии Верховного совета СССР второго созыва (март 1946г) закон о Четвертом пятилетнем плане предусматривал следующие задачи: - восстановить довоенный уровень развития промышленности и сельского хозяйства; - отменить карточную систему; - повысить заработную плату; - восстановление 8-ми часового рабочего дня и отпусков; - всемерно расширять массовое жилищное и культурно-бытовое строительство. В результате напряженного труда было восстановлено и построено 6200 промышленных предприятий. Довоенный уровень был достигнут в промышленности уже в 1948г. За годы 4-йпятилетки (1946-1950) промышленное производство выросло и превзошло довоенные показатели на 73% (при плане 48). Сельское хозяйство вышло из войны ослабленным. В 1945г. его валовая продукция составила 60% довоенной. После засухи 1946г. государство начинает наступать на приусадебные участки, ужесточает наказания за посягательство на государственную и колхозную собственность. Повышены налоги с продаж на свободном рынке. Укрупняются колхозы. В 1947г. была отменена карточная система в городах. Тогда же была проведена и денежная реформа. Деньги обменивались в ограниченном количестве из расчета 10:1. Однако заявление члена Политбюро Г. Маленкова на XIX съезде партии (октябрь 1952 г.) о том, что зерновая проблема в стране "решена с успехом, решена окончательно и бесповоротно", не соответствовало действительности. В действующей заготовительной системе отразилось полное экономическое бесправие колхозов: государство "брало" у деревни хлеб и другие продукты за бесценок. Крестьянский двор (и колхозный, и единоличный) подлежал обложению государственным натуральным налогом в форме обязательных поставок зерна, мяса, молока, шерсти, яиц, картофеля и других продуктов. Помимо натурального налога крестьянское хозяйство облагалось денежным налогом. Если в 1940 г. средняя сумма налога на один колхозный двор равнялась 112 руб., то в 1951 г. - 523 руб. Налоги выросли почти в 5 раз, а земли и скота у крестьян в личном пользовании убавилось. Сложившуюся после войны систему управления деревней крестьяне рассматривали как враждебную не только своему жизненному укладу, но и существованию. Сельское хозяйство, с трудом поднявшееся на довоенный уровень, вступило в полосу стагнации. Одновременно с декабря 1945г. стала осуществляться засекреченная программа – создание новых видов оружия. Огромные материальные средства были направлены на создание атомного оружия в ущерб производству предметов потребления, социально-культурной сфере, сельскому хозяйству. Общее руководство этой программой осуществляло Первое Главное управление при совете Министров СССР, во главе которого стоял Л.П. Берия. Прямые военные расходы после войны не были сокращены и в начале 50-х годов поглощали около 25% бюджета государства. Машиностроение развивалось самыми высокими темпами, потому что было основой всего технического прогресса, но прежде всего военно-промышленного комплекса (ВПК). С 1943г. советский атомный проект возглавил академик И.В. Курчатов. Созданы с нуля Арзамас-16, Красноярск-25, Челябинск-70 и другие «атомные» города. В 1949 г. СССР создал атомное оружие, что обезопасило его позиции в мире и предотвратило новую мировую войну. Через четыре года (лето 1953 г.) в Советском Союзе была испытана первая водородная бомба. Первая в мире АЭС - Обнинская (под Москвой) - мощностью 5 тыс. кВт вступила в строй летом 1954 г. В реализации атомного проекта участвовали выдающиеся ученые, впоследствии трижды Герои Социалистического Труда Игорь Васильевич Курчатов, Андрей Дмитриевич Сахаров, Юлий Борисович Харитон и др. В 1946г. был создан Комитет по реактивной технике при Совете Министров СССР, главным конструктором которого стал в будущем дважды Герой Социалистического труда Сергей Павлович Королев. В годы 4 пятилетки создается Академия художеств, Академии наук в Казахстане, Латвии и Литве, открываются университеты в Кишиневе, Ужгороде, Ашхабаде, Сталинабаде, учреждается аспирантура в вузах. Восстанавливается всеобщее начальное образование, а с 1952г. обязательным становится образование в объеме 7 классов; открываются вечерние школы работающей молодежи. Начинается регулярное вещание телевидения. В июле 1952 г. Сталину был представлен проект директив пятого пятилетнего плана на 1951-1955 гг. В нем предусматривалось повысить уровень промышленного производства за пятилетие примерно в 1,8 раза. Для производства средств производства темпы роста устанавливались в размере 18%, а для производства предметов потребления -11%. Вдвое должны были возрасти капиталовложения в промышленность. Уже к 1953 г. темпы прироста валовой продукции промышленности, а также прирост по важнейшим ее видам (чугун, сталь, прокат, электроэнергия и пр.) превышали плановые задания. Эти достижения позволили СССР создать к началу 50-х годов значительные сырьевые ресурсы для успешного развития народного хозяйства страны в будущем. Так, государственные резервы хлеба на начало 1953 г. выросли в сравнении с довоенным уровнем в 4 раза, цветных металлов - в 10, нефтепродуктов - в 3,3, угля - в 5,1, дров - в 2,7 раза. Таким образом, стратегическая цель, поставленная советским правительством, была выполнена, так как накопленные запасы были важнейшим условием гарантии СССР "от всяких случайностей". Именно эти резервы, полученные в результате героического труда всего народа, позволили в будущем провести большинство реформ и начинаний. Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов. Со слов Н. Хрущева распространяется версия, что советские военнопленные из фашистских лагерей все пошли в лагеря советские. Это, мягко говоря, не так. С мая по февраль 1945г. было проверено 4,2млн. репатриированных (из них 1,5 млн. военнопленных). Из гражданских в Гулаг было отправлено 1,76%, из числа военнопленных – 14,69%. Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И. В. Сталина. В 1946-1947 гг. по поручению Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП (б). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако, в условиях жесткого противостояния с ведущими капиталистическими странами внимание руководителей государства направлялось порой не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКПб) специально рассматривалось дело этих «вредителей» («дело Шахурина, Новикова и др.»). На рубеже 40-50-х годов руководители Политбюро обсуждали дела лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения. Продолжалась фабрикация дел «врагов народа». В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы («ленинградское дело»). Обвиняемыми были партийные деятели, советские и государственные работники (А.. Кузнецов, А. Родионов, Н. Вознесенский и некоторые другие). Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек - к длительным срокам лишения свободы. Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. На основании сфальсифицированных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан. Все участники этих процессов были впоследствии реабилитированы. В 1952 г. было сфабриковано так называемое «дело врачей». Группа крупных специалистов-медиков, лечивших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны. Все эти дела были спровоцированы группировками в высшем руководстве партии в ходе борьбы за власть. С 1947 г. масштабы репрессий уменьшались с каждым годом. Ситуация в стране становилась все более устойчивой и спокойной. После смерти Сталина они почти прекратились, за исключением мер, применяемых против диссидентов. Не оправдались надежды интеллигенции на развитие и укрепление контактов с другими странами, хотя на Ялтинской и Потсдамской конференциях речь шла о всестороннем послевоенном сотрудничестве часто отмечают в литературе последних лет. Но почему то забывают, что отношения сотрудничества – это результат усилий двух сторон. Встает вопрос: а хотел ли Запад искренне этого сотрудничества? Именно в эти годы руководитель ЦРУ А.Даллес разработал свой печально знаменитый и коварный план идеологической борьбы против СССР. Руководство страны взяло курс на "завинчивание гаек" в отношении интеллигенции. В 1946-1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП (б) по вопросам культуры. В марте 1946 г. вышло постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», беспощадной критике подверглось творчество М. Зощенко и А. Ахматовой. После разгрома ленинградских писателей взялись за театры, кино, музыку. Были приняты соответственно постановления ЦК партии «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» и др. Постановления ЦК ВКП (б) по вопросам культуры были ярким примером грубого административного вмешательства в культуру, командного руководства этой сферой. В целом позитивными оставались при Сталине в послевоенный период взаимоотношения государства и церкви. Импульс, данный встречей Сталина с иерархами РПЦ в 1943 г. к установлению уважительных отношений государства и церкви, сохранялся. Религиозные организации за довольно короткий срок значительно укрепили свое влияние. С 1944 г. по 1948 г. от православных верующих в государственные органы поступило более 23 тыс. заявлений об открытии церквей и приходов. Заметнее стала и потребность людей в соблюдении религиозных обрядов. Русская Православная Церковь снова обрела свой высокий авторитет в православном мире. Таким образом, в послевоенные годы в советском обществе тесно переплетались два противоречивых курса: на фактическое усиление репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы. Последний проявился в следующих формах. Осенью 1945 г. сразу после разгрома милитаристской Японии в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен ГКО, внеконституционный орган власти, сосредоточивший в своих руках диктаторские полномочия. В 1946-1948 гг. прошли перевыборы советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус, сформированный еще в 1937-1939 гг. Первая сессия Верховного Совета СССР нового, второго, созыва состоялась в марте 1946 г. Она утвердила 4-й пятилетний план, приняла закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР (что соответствовало общепринятым в мировой практике наименованиям). Наконец, в 1949-1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. А в 1952 г. состоялся XIX съезд партии, последний съезд, на котором в последний раз присутствовал и выступал Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП (б) в КПСС. 3. Международное положение и внешняя политика Советского Союза. Истоки и причины «холодной войны» Исход Второй мировой войны свидетельствовал и об изменении соотношения сил в мире. Союзные войска четырех держав - СССР, США, Великобритании и Франции - оккупировали территорию Германии и Австрии в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, на оккупированную советскими войсками часть Германии, Чехословакию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию. Страна, истощенная войной, нуждалась в мире, восстановлении экономики и людских ресурсов, укреплении и защите своих границ. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимых возможностей. Разработанный в конце 1946 г. - начале 1947 г. план активной обороны территории Советского Союза имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 г. по 1948 г. численность советской армии сократилась с 11,4 млн. до 2,9 млн. чел. США стали господствующей мировой державой, обладающей огромной экономической, воздушной, морской и атомной мощью. За годы войны Соединенные Штаты Америки увеличили валовой национальный продукт в 1,7 раза (без учета инфляции). В войну они потеряли всего 300 тыс. убитыми. Доллар стал самой устойчивой валютой, а Нью-Йорк - самым большим финансовым рынком мира. Экономическое могущество США, развившаяся за годы войны промышленная и финансовая экспансия в другие страны способствовали претензиям Соединенных Штатов на роль мирового гегемона. В 1945 г. в послании президента Трумэна конгрессу говорилось, что победа во Второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. В последующих планах Белого дома предусматривалось прекращение союзных отношений с СССР. В сентябре 1945 г. Объединенный комитет начальников штабов одобрил идею США о нанесении первого удара по потенциальному противнику. Тогда же был разработан меморандум с предложением "отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории". В 1949 г. американским планом войны с Советским Союзом намечалось сбросить на 100 городов нашей страны 300 атомных бомб при первом ударе. Как свидетельствуют рассекреченные документы, американские военные планы второй половины 40-х годов основывались на следующих положениях: война с СССР - реальность, если не удастся "отбросить" мировой социализм; СССР и его союзники не должны достигнуть уровня США в военном и экономическом отношении; США должны быть готовы первыми использовать ядерное оружие. В западной историографии начало холодной войны(состояния конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами, с другой) связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. Данная точка зрения восходит к послевоенным выступлениям западных политиков, в частности У. Черчилля, который в своих мемуарах пишет, что разгром Германии повлек за собой коренное изменение отношений между коммунистической Россией и западными союзниками, поскольку война против общего врага была почти единственным звеном, связывающим их союз. В марте 1946 г., выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента Г. Трумэна, У. Черчилль сформулировал цели «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке», направленной против растущей опасности для «христианской цивилизации» со стороны «коммунистических или неофашистских государств». Для этого, как он считал, необходимо, чтобы США и их западные союзники (Англия и Канада) сохраняли монополию на секретные сведения или опыт в отношении атомной бомбы, объединили под единым руководством и для совместного использования свои военно-морские силы, авиацию и базы. Основную угрозу мировому сообществу Черчилль видел в росте влияния коммунистических партий в странах Европы. Политические планы западных стран, и в первую очередь Соединенных Штатов Америки, разработанные для руководства во взаимоотношениях с Советским Союзом, получили в историографии название «доктрины сдерживания». Она вбирала следующие меры: экономическую помощь странам Европы; образование военно-политического союза под эгидой США; размещение военных баз США вблизи советских границ; поддержка внутренних оппозиций в странах восточной Европы; в случае необходимости первыми, в том числе, ядерного оружия. По оценке бывшего президента США Буша, его страна проводила эту политику до конца 80-х годов. В этой необъявленной холодной войне использовались все средства. В самой Америке, чтобы погасить доброе отношение населения к народам Советского Союза, конгресс США устраивает специальное расследование «коммунистической подрывной деятельности» (уже к 1949 г. в картотеке комиссии по расследованию антиамериканской деятельности значился 1 млн. американцев). Составной частью американской политики, направленной на интеграцию европейских государств в новую мировую экономическую систему под покровительством США, стал разработанный летом 1947 г. план Маршалла, согласно которому выделенные за 1949-1952 гг. для промышленной реорганизации Европы американские кредиты, займы и субсидии составили более 20 млрд. долларов. (Интеграция - совокупность процессов, ведущих к объединению элементов в целостную систему). Сам Маршалл заявлял, что его план – «военные действия, осуществленные при помощи экономики, цель которых, с одной стороны, сделать Западную Европу полностью зависимой от Америки, с другой - подорвать влияние СССР в Восточной Европе и подготовить почву для установления американской гегемонии в этом регионе». К тому же намерение США добиться мирового господства сталкивалось с намерением СССР расширить свое влияние на новые регионы мира. В сентябре 1949 г. по инициативе США, Англии и Франции принято решение о создании Федеративной Республики Германии со столицей в Бонне. Германия была расколота. А в октябре этого же года была провозглашена Германская Демократическая Республика на территории советской оккупационной зоны. Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран, согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, "включая применение вооруженной силы", любой участнице пакта в случае "вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке". В 1952 г. в НАТО вступили Турция и Греция. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом, был окончательно разрушен. В августе 1949 г. в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. В США был разработан документ о национальной безопасности, который основывался на следующем положении: "СССР стремится к мировому господству, советское военное превосходство все более увеличивается, в связи с чем переговоры с советским руководством невозможны". Отсюда делался вывод о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 г. в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 г.-свыше 400). Доклад был одобрен Трумэном, а военный бюджет США за 1951-1953 гг. вырос с 13 до 50 млрд. долларов. Таким образом, СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. Кульминационным пунктом конфронтации(противоречия между государствами с различным социальным и политическим строем, между политическими силами с противоположными принципами) двух держав стало участие обеих в корейской войне (25 июня 1950 г. - 28 июля 1953 г.). Война шла с переменным успехом. В сентябре 1950 г. США произвели мощный десант в тылу северокорейской армии - 50 тыс. пехотинцев с танками, артиллерией, надежным авиационным прикрытием, и вдвое превосходящими силами «войск ООН». В октябре южнокорейские и американские силы вышли на границу с Китаем. Вступление в войну отрядов китайских добровольцев численностью до 200 тыс. человек, оснащенных советским оружием, заставило войска противника отступить, что способствовало активизации правых сил в политических кругах США, которые требовали использовать события в Корее для «превентивной войны» против КНР и СССР. В июне 1951 г. представитель СССР в Совете Безопасности ООН заявил, что прекращение огня и взаимный отвод войск от 38-й параллели был бы в интересах обеих сторон; в ноябре была достигнута в этом плане некоторая договоренность. 28 июля 1953 г. в Корее установился мир. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и непримиримость двух противоборствующих систем. Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенные годы явилось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточноевропейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана Межправительственная экономическая организация - Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Уже на первоначальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы проявлялись проблемы и противоречия, связанные в основном с поисками и выбором путей дальнейшего развития этих стран. Экономической, политической и общественной моделью развития стал для этих стран Советский Союз. Во-первых, он обладал опытом ведения планового хозяйства, во-вторых, конфронтация с Западом вынуждала советское руководство к быстрым и решительным действиям по отношению к новым союзникам; нередко эти действия носили необоснованный характер, противоречили природно-экономическим условиям стран-партнеров, нарушали сложившиеся в них до войны социально-экономические, политические и культурные традиции. В годы войны коммунисты стран Восточной Европы играли важную роль в движении Сопротивления. После войны задачи борьбы за национальное освобождение и возрождение государственности они сочетали с задачами изменения характера власти, коренных перемен в социально-политическом строе общества и внешней политике, что порождало конфликт и противоборство с теми силами, которые ориентировались на эмигрантские правительства и западные державы. В апреле 1945 г. были заключены договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве СССР с Югославией, Польшей и с другими странами народной демократии. Становление нового политического режима происходило при полном контроле Москвы, на территории многих стран находились советские войска, стимулировавшие приход к власти в них социалистических правительств. На пути создания просоветских правительств и проведения социальных реформ некоторые государства Восточной Европы не считали советский путь единственным возможной моделью построения социализма. Это послужило основой осложнения отношений ч Чехословакией, Венгрией, ГДР, одной из причин разрыва дипломатических отношений с Югославией (август 1949г.). Таким образом, итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х - начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене, в то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.
СССР в 1953 – 1964гг. Десятилетие Хрущева. Лекция 21.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |