Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектический подход к исследованию


Проверка гипотез

Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей последующего эмпирического ис­следования, так как цель любого научно-исследо­вательского поиска составляет не их формулиров­ка, а получение новых научно-практических знаний (открытий), которые обогащают науку знанием принципиально новых фактов и вырабатывают пути и средства целенаправленного воздействия на про­блемную ситуацию и ее разрешения.

Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в прак­тику. Не подтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании про­блемной ситуации.

 

Всеобщим методом научного мышления, охватывающим все явления материального и духовного мира, является материалистическая диалектика.Ее всеобщий характер проявляется в том, что она адекватна требованиям к теоретическим формам мышления. Диалектика как теория познания раскрывает процесс познания, взаимодействие его основных элементов в процессе постижения истины. Опираясь на признание объективного характера всеобщей связи, взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, явлений, процессов, диалектика требует от исследователя рассматривать изучаемый объект как обязательное и определенное звено в бесконечной цепи связей, изучать отношения и зависимость предмета от других предметов. Диалектика предостерегает исследователя от того, чтобы рассматривать изучаемый предмет как что-то постоянное и неизменное, а не в процессе его развития — возникновения, становления, функционирования с определением возможных перспектив его будущего. Только владея этим всеобщим методом, исследователь будет видеть противоречивую сущность явлений, процессов, предметов, ясно различать в мышлении противоречия, объективно отражающие противоречия исследуемого объекта, и противоречия субъективные, связанные с нарушением законов логики мышления; понимать, почему единство и борьба противоположностей является источником, движущей силой развития природы, общества, мышления. Эти методологические нормы, которыми диалектика вооружает исследователя, могут быть сформированы так: для действительного знания предмета должны быть охвачены, изучены все его законы, все связи и опосредствования.

Таким образом, диалектический подход к исследованию требует:

рассматривать все связи и взаимообусловленности изхучаемого объекта;

рассматривать объект изучения в динамике (в процессе функционирования);

опираться на известные законы диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.



Закон единства и борьбы противоположностей – все вещи, явления, процессы материального мира и их отражение в человеческом сознании рассматриваются как сложные системы, элементы которых являются по отношению друг к другу противоположностями. Закон раскрывает внутренний источник самодвижения и саморазвития всех вещей и явлений материального мира, сущность внутренних движущих сил всякого развития.

Закон перехода количества в качество – определяет содержание любого диалектического процесса как единство сравнительно медленных количественных изменений внутри данного качества и быстрых, скачкообразных переходов от одного качества к другому, встающему на место старого. Закон раскрывает особенности переходов от одного состояния к другому. Он отражает внутреннюю, общую для всех вещей и явлений специфику развития каждого данного качества и диалектического превращения его в новое качество путем скачка.

Закон отрицания отрицания – каждый данный уровень развития, каждая конкретная вещь или явление есть отрицание своей предшествующей ступени и отрицание отрицания по отношению к еще более раннему уровню. При этом каждая ступень отрицания отрицания существует только потому, что она выступает как необходимый элемент преемственного, поступательного и спиралеобразного процесса всеобщего развития. Закон раскрывает общую связь процесса развития и его основную тенденцию – путь от старого к новому, от настоящего к будущему.

Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов его реализации, а также в сочетании с другими подходами, которые он не должен отрицать. Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя следующие принципы:

1. Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко прояв­ляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.

2. Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматри­вать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличе­ния жизнеспособности, приспособления к условиям.

3. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалек­тического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как веду­щей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависи­мостей.

4. Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвиде­ния явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение - это высший уровень эффективности исследо­вания. Все что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения.

5. Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный прин­цип и определяет ориентацию на практическую значимость исследо­вания. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследо­вательской деятельности и один из важнейших принципов диалекти­ческого подхода.

6. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.

7. Принцип целостности является необходимым и естественным допол­нением вышеназванного. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отделенности от среды. Конечно, целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать.

8. Важным принципом диалектического подхода является и принцип относительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, определении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.

Все принципы теснейшим образом связаны между собой. Поэтому необходимо не только знать их, но и уметь использовать во взаимосвязи и взаимодействии. Системное использование принципов диалектического подхода к исследованию показано на рис.2.

 

 


Рис. 2. Взаимосвязь принципов диалектического подхода

Практика проведения исследований показывает, что наиболее эффективным оказывается диалектический подход, в рамках которого хорошо реализуется и материалистическое отношение к истине и практике, и системный подход, и различные логические основания проведения исследования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формулировка гипотез | Функциональный анализ и его особенности

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4552; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.