КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалектический подход к исследованию
Проверка гипотез Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования, так как цель любого научно-исследовательского поиска составляет не их формулировка, а получение новых научно-практических знаний (открытий), которые обогащают науку знанием принципиально новых фактов и вырабатывают пути и средства целенаправленного воздействия на проблемную ситуацию и ее разрешения. Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Не подтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.
Всеобщим методом научного мышления, охватывающим все явления материального и духовного мира, является материалистическая диалектика.Ее всеобщий характер проявляется в том, что она адекватна требованиям к теоретическим формам мышления. Диалектика как теория познания раскрывает процесс познания, взаимодействие его основных элементов в процессе постижения истины. Опираясь на признание объективного характера всеобщей связи, взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, явлений, процессов, диалектика требует от исследователя рассматривать изучаемый объект как обязательное и определенное звено в бесконечной цепи связей, изучать отношения и зависимость предмета от других предметов. Диалектика предостерегает исследователя от того, чтобы рассматривать изучаемый предмет как что-то постоянное и неизменное, а не в процессе его развития — возникновения, становления, функционирования с определением возможных перспектив его будущего. Только владея этим всеобщим методом, исследователь будет видеть противоречивую сущность явлений, процессов, предметов, ясно различать в мышлении противоречия, объективно отражающие противоречия исследуемого объекта, и противоречия субъективные, связанные с нарушением законов логики мышления; понимать, почему единство и борьба противоположностей является источником, движущей силой развития природы, общества, мышления. Эти методологические нормы, которыми диалектика вооружает исследователя, могут быть сформированы так: для действительного знания предмета должны быть охвачены, изучены все его законы, все связи и опосредствования.
Таким образом, диалектический подход к исследованию требует: рассматривать все связи и взаимообусловленности изхучаемого объекта; рассматривать объект изучения в динамике (в процессе функционирования); опираться на известные законы диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей – все вещи, явления, процессы материального мира и их отражение в человеческом сознании рассматриваются как сложные системы, элементы которых являются по отношению друг к другу противоположностями. Закон раскрывает внутренний источник самодвижения и саморазвития всех вещей и явлений материального мира, сущность внутренних движущих сил всякого развития. Закон перехода количества в качество – определяет содержание любого диалектического процесса как единство сравнительно медленных количественных изменений внутри данного качества и быстрых, скачкообразных переходов от одного качества к другому, встающему на место старого. Закон раскрывает особенности переходов от одного состояния к другому. Он отражает внутреннюю, общую для всех вещей и явлений специфику развития каждого данного качества и диалектического превращения его в новое качество путем скачка.
Закон отрицания отрицания – каждый данный уровень развития, каждая конкретная вещь или явление есть отрицание своей предшествующей ступени и отрицание отрицания по отношению к еще более раннему уровню. При этом каждая ступень отрицания отрицания существует только потому, что она выступает как необходимый элемент преемственного, поступательного и спиралеобразного процесса всеобщего развития. Закон раскрывает общую связь процесса развития и его основную тенденцию – путь от старого к новому, от настоящего к будущему. Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов его реализации, а также в сочетании с другими подходами, которые он не должен отрицать. Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя следующие принципы: 1. Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко проявляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов. 2. Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматривать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям. 3. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалектического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как ведущей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависимостей. 4. Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение - это высший уровень эффективности исследования. Все что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения. 5. Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный принцип и определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода.
6. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности. 7. Принцип целостности является необходимым и естественным дополнением вышеназванного. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отделенности от среды. Конечно, целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать. 8. Важным принципом диалектического подхода является и принцип относительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, определении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок. Все принципы теснейшим образом связаны между собой. Поэтому необходимо не только знать их, но и уметь использовать во взаимосвязи и взаимодействии. Системное использование принципов диалектического подхода к исследованию показано на рис.2.
Рис. 2. Взаимосвязь принципов диалектического подхода Практика проведения исследований показывает, что наиболее эффективным оказывается диалектический подход, в рамках которого хорошо реализуется и материалистическое отношение к истине и практике, и системный подход, и различные логические основания проведения исследования.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |