КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение монопольного положения
Целью определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке является получение информации, необходимой для принятия решений по вопросам развития и защиты экономической конкуренции, в частности демонополизации экономики, антимонопольного регулирования, контроля за согласованными действиями, концентрацией; контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции; защиты интересов субъектов хозяйствования, групп субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений. Определение монопольного положения включает в себя следующие этапы согласно таблице № 3.1 Таблица № 3.1 Этапы определения монопольного положения
Количество и последовательность приведения этих этапов может меняться в зависимости от фактических обстоятельств. Объектами анализа при определении монопольного (доминирующего) положения являются: субъект хозяйствования, группа субъектов хозяйствования или конкретный товар (продукция, работы, услуги), который (которые) выпускается, поставляется, продается, приобретается (используется, потребляется) этим (этими) субъектом (субъектами) хозяйствования. Перечень товаров, в отношении которых должно определяться монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования, состоит из товаров (товарных групп), которые имеют оборот в Украине или на соответствующей части ее территории и которые имеют для продавцов (поставщиков, производителей), покупателей (потребителей, пользователей) признаки одного (подобного, аналогичного) товара (товарной группы). Определение признаков одного (подобного, аналогичного) товара (товарной группы) осуществляется исходя из сходства, в частности: 1. Потребительских характеристик: • функционального назначения; • физических характеристик; • технических и эксплуатационных характеристик; • степени новизны товара. 2. Условий потребления, которые определяются: • необходимостью энергоснабжения, водоснабжения и т.п.; • специфичностью размещения, монтажа и т.п.; • І уровнем технического обслуживания, транспортного обеспечения. 3. Условий реализации: • через систему оптовой торговли или по индивидуальным, прямым договорам, в том числе бартерным или давальческим схемам расчетов; • через систему розничной торговли, в том числе через сеть фирменной торговли; • объемов дополнительных услуг и льгот для покупателей. 4. Уровня повышения цен. Необходимо отметить, что не рассматриваются как товар промежуточные результаты деятельности субъектов хозяйствования, которые не реализуются на рынке, а потребляются в технологическом процессе их собственного производства. Перечень основных продавцов (производителей), покупателей (потребителей) может составляться путем определения субъектов хозяйствования, которые имеют значимые объемы, продажи, приобретения (потребления) товаров (товарных групп), которые имеют оборот в Украине или на соответствующей части ее территории. Объем рынка, на котором определяется монопольное (доминирующее) положение, определяется как общий объем поступления товара на рынок по формуле n QPT = ∑ Qj, j=1 где n — количество субъектов хозяйствования, которые продают (поставляют, производят) или приобретают (потребляют, используют) товары (товарные группы), входящие в товарные границы рынка; Qj — объем товаров (товарных групп), которые продаются (поставляются, производятся) или приобретаются (потребляются, используются) j-м субъектом хозяйствования на протяжении времени, составляющего временные границы рынка; qpt — объем рынка. Количественные показатели QPT и Qj определяются в натуральных и/или стоимостных показателях. Натуральные показатели применяются в случаях, когда возможно использовать общий показатель для всех товаров, составляющих товарные границы рынка, в иных случаях — используются стоимостные показатели. Объем товаров (товарных групп), которые продаются (поставляются, производятся) или приобретаются (потребляются, используются) j-м субъектом хозяйствования, определяется как общий объем проданных или приобретенных товаров (товарных групп), входящих в товарные границы рынка, в течение времени, составляющего временные границы рынка по формуле: m Qj = ∑ Qji, i=1 где m — количество товаров (товарных групп], которые входят в товарные границы рынка, и продаются (поставляются, производятся) или приобретаются (потребляются, используются) j-м субъектом хозяйствования; Qji — объем i-го товара (товарной группы), который продается (поставляется, производится) или приобретается (потребляется, используется) j-м субъектом хозяйствования. Объем товара (товарной группы), который продается (поставляется, производится) или приобретается (потребляется, используется) j-м субъектом хозяйствования, определяется по формуле: Qji = QBji -∆Qзji — QBHji — Qeji + Qiji где Qji - объем i-го товара (товарной группы), который продается (поставляется, производится) или приобретается (потребляется, используется) j-м субъектом хозяйствования; QBji — объем i-го товара (товарной группы), произведенного j-м субъектом хозяйствования; ∆Qзji — изменения объема запасов i-го товара (товарной группы) у j-го субъекта хозяйствования на протяжении времени, составляющего временные границы рынка; QBHji — объемы i-го товара (товарной группы), использованные j-м субъектом хозяйствования в технологическом процессе собственного производства; Qeji — объемы вывоза (экспорта) i-го товара (товарной группы) за пределы соответствующего рынка j-м субъектом хозяйствования; Qiji — объем ввоза (импорта) i-го товара (товарной группы) на соответствующий рынок j-м субъектом хозяйствования. Объем i-го товара (товарной группы), который приобретается (потребляется, используется), определяется, как объем товара (товарной группы), купленный j-м субъектом хозяйствования на протяжении времени, составляющего временные границы рынка. Доля субъекта хозяйствования на рынке рассчитывается по формуле:
где Pj — доля на рынке j-го субъекта хозяйствования (j — 1,2,..., п); Qj — объем товаров (товарной группы), который продается (поставляется, производится) или приобретается (потребляется, используется) j-м субъектом хозяйствования; объем рынка. Совокупная доля на рынке нескольких субъектов хозяйствования, в частности пяти, четырех, трех и двух самых больших субъектов хозяйствования, исчисляется по формуле: m SPn = ∑ Pnj [%], j=1 где m = 2, 3, 4, 5 — количество субъектов хозяйствования, доли которых учитываются при расчете совокупной доли на рынке, в частности субъектов хозяйствования, которые имеют одну из пяти, четырех, трех или двух самых больших долей на рынке; Pnj — доля на рынке j-го субъекта хозяйствования; SPn — совокупная доля на рынке, в частности совокупная доля соответственно 5, 4, 3, 2 субъектов хозяйствования, которые имеют самые большие доли на рынке. Потенциальными конкурентами считаются субъекты хозяйствования которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии и т.п., но по различным причинам не реализуют эти возможности, или же новые субъекты хозяйствования, которые могут вступить на рынок. Существуют следующие барьеры для вступления потенциальных конкурентов на соответствующий рынок: административные, экономические и этнические. Административные барьеры — это ограничения со стороны органов власти, органов административно — хозяйственного управления и контроля, лицензирование видов деятельности, квотирование; решение о запрете ввоза (вывоза) товаров и т.п. Экономические барьеры вступления на рынок включают: эффективность капитальных затрат; значительные затраты нового производства по сравнению с затратами действующих предприятий; сроки окупаемости нового производства; эффект масштаба производства (снижение затрат на единицу продукции при увеличении объема производства).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |