Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антиконкурентные действия органов власти, управления и контроля




В переходный период к рыночной экономике полномочия центральных органов власти, местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления позволяют принимать решения, которые могут иметь отрицательные последствия для конкуренции.

Статьёй 15 Закона о защите экономической конкуренции установлен перечень запретов на действия органов власти, которые могут ограничивать конкуренцию на товарных рынках.

Часть первая ст. 15 даёт общее понятие антиконкурентных действий органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, которыми являются принятие каких-либо актов (решений, приказов, распоряжений, постановлений и т. п.), дача письменных либо устных указаний, заключение соглашений или любые иные действия или бездействие органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля (коллегиального органа либо должностного лица), которые привели или могут привести к недопущению, устранению, ограничению либо искажению конкуренции.

В части второй ст. 15 указывается конкретный перечень антиконкурентных действий органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, которым, в частности, признаются:

· запрещение или препятствование созданию новых предпри­ятий либо осуществление предпринимательства в других орга­низационных формах в какой-либо сфере деятельности, а так­же установление ограничений на осуществление отдельных ви­дов деятельности, на производство, приобретение или реали­зацию определенных видов товаров;

· прямое или косвенное принуждение субъектов хозяйствова­ния к вступлению в ассоциации, концерны, межотраслевые, ре­гиональные либо иные формы объединений или осуществление концентрации субъектов хозяйствования в других формах;

· прямое или косвенное принуждение субъектов хозяйствова­ния к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей либо первоочередному их приобретению у определенных продавцов;

· любое действие, направленное на централизованное распре­деление товаров, а также распределение рынков между субъе­ктами хозяйствования по территориальному принципу, ассор­тименту товаров, объему их реализации либо закупок или по кругу потребителей либо продавцов;

· установление запрета на реализацию определенных товаров из одного региона страны в другом или предоставление разре­шения на реализацию товаров из одного региона в другом в оп­ределенном объеме либо при выполнении определенных условий;

· предоставление отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования льгот или других преиму­ществ, ставящих их в привилегированное положение относи­тельно конкурентов, что приводит или может привести к не­допущению, устранению, ограничению или искажению конку­ренции;

· действие, в результате которого отдельным субъектам хо­зяйствования или группам субъектов хозяйствования созда­ются неблагоприятные или дискриминационные условия дея­тельности по сравнению с конкурентами;

· действие, которым устанавливаются не предусмотренные законами Украины запреты и ограничения самостоятельно­сти предприятий, в том числе по приобретению или реализа­ции товаров, ценообразованию, формированию программ дея­тельности и развития, распоряжению прибылью.

Приведённый в части 2 ст. 15 Закона о защите экономической конкуренции перечень запрещённых действий органов власти не носит исчерпывающего характера, поскольку генеральный запрет, содержащийся в части 1 ст. 15, касается любых действий или решений, которые ограничивают, устраняют либо искажают конкуренцию.

Антиконкурентные действия органов власти могут проявляться в их бездействии при неисполнении определённых процедур в сроки, установленные законом, например, неутверждение графика подачи холодной (горячей) воды органом местного самоуправления при отсутствии нормативных объёмов воды для населения.

Запрещение или препятствование созданию новых предприятий либо осуществление предпринимательства в других организационных формах в какой-либо сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определённых видов товаров имеют следующие признаки нарушения конкурентного законодательства:

— необоснованный отказ в регистрации субъекта хозяйствования по различным мотивам;

— принятие решений, устанавливающих ограничения на осуществления отдельных видов деятельности.

Практика отказа в регистрации субъектов хозяйствования по различным мотивам нецелесообразности наблюдалась в 90-х годах. Сейчас проблема регистрации субъектов хозяйствования в целом решена.

Однако практика принятия органами власти и местного самоуправления решений, которые устанавливали бы ограничения на отдельные виды деятельности, имеет место и в настоящее время. Например, решением одного из городских советов было разрешено осуществление сбора и заготовки лома цветных металлов только одному из предприятий города, всем остальным предприятиям, которые имели разрешение на осуществление этого вида деятельности, было установлено ограничение.

Одним из распространённых видов антиконкурентных действий органов власти является установление не предусмотренных законами Украины запретов и ограничений самостоятельности предприятий, в том числе по приобретению или реализации товаров, формированию программ деятельности и развития, распределению прибыли.

Характерным примером данного вида нарушений является дело об антиконкурентных действиях органов местного самоуправления, которые, незаконно проведя тендер по фотографированию в школьных и дошкольных учреждениях города и выбрав одного победителя, ограничили права других предпринимателей, оказывающих фотоуслуги. Проведение тендера было неправомерным, поскольку действующим законодательством не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления проводить тендеры на услуги фотографирования, если исполнительный комитет не является заказчиком (плательщиком) услуг за бюджетные средства. В результате неправомерно принятого решения были установлены запреты и ограничены права предпринимателей (см. «Описание дел»).

Зачастую, принимая решения и предоставляя отдельным субъектам хозяйствования льготы или другие преимущества, ставящие их в привилегированное положение относительно конкурентов, органы власти приводят или могут привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 июля 1999 г. № 1270 «О создании специализированного государственного предприятия «Укрспецюст» с целью содействия государственным исполнителям в сохранности и реализации изъятого ими имущества было поддержано предложение Министерства юстиции о создании специализированного государственного предприятия (СГП). Приказом Минюста от 14 сентября 1999 г. был утверждён устав СГП.

Предметом деятельности СГП стала организация и проведение реализации имущества, изъятого государственными исполнителями. Причём Министерство юстиции возложило реализацию арестованного недвижимого имущества исключительно на это предприятие.

Услуги по организации реализации арестованного недвижимого имущества являются конкретным товарным рынком, поскольку имеются особенные условия и порядок реализации, которые определяет Минюст: единственным специфическим заказчиком указанной услуги является государственная исполнительная служба; арестованное имущество реализуется исключительно на публичных торгах; субъектами предоставления этой услуги являются специализированные организации, которые имеют право осуществлять операции с недвижимостью, в частности товарные биржи.

Таким образом, Министерство юстиции приняв указанное решение, с одной стороны, создало существенные барьеры вхождения других субъектов хозяйствования на рынок организации реализации арестованного имущества, а с другой стороны, поставило в привилегированное положение относительно конкурентов СГП, чем монополизировала указанный рынок и полностью устранила с него конкуренцию. Действия Минюста являются нарушением конкурентного законодательства, предусмотренного абзацем 7 части 2 статьи 15 Закона о защите экономической конкуренции.

Одной из причин осуществления органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля антиконкурентных действий является объединение ими властных полномочий и хозяйственных функций, которое закреплено законодательными актами и, поскольку имеет объективную основу в переходный период, не может быть быстро устранено государством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.