КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В конце XVI в
Государственности Кризис российской
Вместе с Ливонской войной опричнина стала важнейшей причиной глубокого хозяйственного кризиса конца XVI в. Она укрепила деспотическую власть царя, а в сознание народа внедрила страх перед властью, раболепие. Укрепить единство страны опричнина не могла, так как для этого требовалось прежде всего развитие хозяйства, тогда как опричные погромы вели к разорению хозяйства и истреблению населения. Опричнина стала одной из важнейших предпосылок Смуты начала XVII в., заложив ocновы таких важнейших ее элементов, как противоборство между помещиками и вотчинниками, феодалами и крестьянами. Опричнина создала условия для ужесточения крепостнического режима. В 1581 г. правительство ввело «заповедные лета», запретив переход в Юрьев день. Наступили последние годы царствования Ивана IV. Страна изнемогала от тяжести неудачной войны. Запустели два самых развитых региона — северо-запад и центр. Множество деревень было покинуто. Разбегались все, кто мог, — на Дон и Днепр, на Северщину, где зрел очаг гражданской войны, а то в Литву и даже Крым. В довершение Иван IV нанес удар по своей династии, убив в 1581 г. своего сына Ивана. Судьба Рюриковичей повисла на волоске, так как второй сын царя, Федор, был слабоумным, а Дмитрий — малолетним. В 1584 г. умер Иван Грозный. Возможно, не своей смертью. Царем стал Федор Иванович. Правил при нем всесильный временщик Б.Ф. Годунов. При Федоре шло дальнейшее усиление крепостничества. В 1592—1593 гг. было отменено право выхода крестьян, а в 1597 г. введены «урочные лета» — пятилетний сыск беглых. Это стало еще одной из предпосылок гражданской войны начала XVII в. В 1591—1593 гг. пришлось воевать со Швецией. В результате войны был подписан Тевзинский мир, вернувший России Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу, утерянные по Плюсскому договору 1583 г. Это была положительная сторона правления Годунова, осуществлявшегося за спиной Федора Ивановича. Но в 1598 г. со смертью Федора Ивановича, про которого шведский король говорил, что «русские на своем языке называют его «durak», прекратилась старая династия. В 1592 г. царевич Дмитрий Иванович при невыясненных обстоятельствах погиб. Земский собор 1598 г. избрал на престол Б.Ф. Годунова, который сделал последнюю попытку стабилизировать положение в стране. Усилия нового царя были сорваны страшным голодом, начавшимся в 1601 г. Страна покатилась к Смуте.
Литература: 1-й – разделы 5.1. – 5.5; 2-й – разделы 4.2.1 – 4.2.2, стр. 162-171
Лекция № 12
Культура и быт России конца XV – начала XVI вв.
Особенности развития культуры Московской Руси в период складывания централизованного государства События XIV—начала XVI в. сказались и на развитии русской культуры. Как ни странно, но монголо-татарское иго оказало положительное влияние на многие ее сферы, так как происходил обмен культурными ценностями с завоевателями. Это выразилось в обогащении русского языка, в котором появилось более 200 слов монгольского происхождения. Следы азиатского влияния проявились в военном и прикладном искусстве, фольклоре и орнаменте, одежде и кулинарии, в орудиях труда и обычаях (плотницкий инструмент, ямские колокольчики), даже в архитектуре. Более значительным было воздействие Золотой Орды на развитие общественного строя и бытовую культуру (приниженное положение женщины и т. п.). Но в целом по своему характеру отечественная культура сохранила свое национальное русско-европейское содержание. Крупнейшим результатом воздействия ига на культуру стал толчок к расколу единой древнерусской народности: Соверо-Восточная Русь и Новгород попали в вассальную зависимость от Золотой Орды; Юго-Западная и Западная Русь вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши. На этой почве совершались необратимые этнокультурные изменения. Их выражением стали перемены в быту, эволюции местных диалектов и говоров древнерусского языка в каждом из регионов в русский, украинский и белорусский, что привело к формированию трех братских народов. Иго Золотой Орды, продолжавшееся 240 лет, было тяжелым испытанием для русского народа, угрожало его существованию. Но он нашел в себе силы для самосохранении. Эти силы рождало такое внутреннее переживание им своей национальной трагедии, которое превратило недавнюю растерянность в стойкое терпение, а затем в решительное противостояние обстоятельствам. Именно «уход культуры в себя», в трудно ощутимую чистую духовность не просто сохранил русскую цивилизацию, но как бы родил ее заново, обогатил и придал ей новые черты. Наиболее ярким выражением этих явлений стало религиозное подвижничество, например деятельность Сергия Радонежского, давшая людям вдохновляющие примеры служения высокой цели. Постижение христианства на Руси в XIV в. стало более глубоким. Оно оплодотворило качественно новый духовный подъем Руси. Он нашел выражение в быстром возрождении всех составляющих культуры: в развитии русского языка и письменности, фольклоре, архитектуре и музыке. Если былины имели характер полотен-обобщений, то наряду с ними появляются и такие произведения устного народного творчества, как исторические песни, посвященные конкретным событиям, изображающие реальных людей, хотя и не без элементов народной фантазии. Такова песня об Авдотье-рязаночке, простой женщине, сумевшей вызволить из татарского полона рязанцев. Идея борьбы с ненавистным врагом неуклонно крепла в глубинах народного сознания. Об этом повествует историческая песня XIV в. «Сказание о Щелкане Дудентьевиче», рассказывающая о восстании в 1327 г. в Твери против ордынского баскака Чолхана. Знаменательно и появление таких русских богатырей, как Алеша Попович, на страницах московских летописей (своды середины XV в.), и прямое обращение русских авторов, воспевавших борьбу с ордынцами, к творениям своих киевских предшественников. Ярчайший пример этого – «Задонщина», прославляющая победу на Куликовом поле. Идея объединения Руси, вставшей под знамя Дмитрия Донского, определяет настрой и сам дух «Задонщины», а также обширного цикла произведений, посвященных Куликовской победе, в том числе «Сказания о Мамаевом побоище». Непревзойденные произведения были созданы гениальными художниками XIV—XV вв.: Феофаном Греком, Андреем Рублевым, Дионисием. О подлинном перевороте в искусстве и мировоззрении свидетельствует творчество Андрея Рублева, особенно его наиболее известная икона «Троица». Она раскрывала смысл одного из главных принципов православия — триединства (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой). Его философскую глубину Рублев сделал наглядной и удивительно тонко связал с потребностями эпохи — необходимостью воссоздания единства Руси. Новаторское сочетание красок, гармония изображенных художником трех ангелов подчиняются определенному по сути своей музыкальному ритму. Вот почему искусствоведы считают «Троицу» Рублева образцом музыкальности в живописи. Этот период стал принципиально новым этапом духовного развития Руси, превратившейся в мощное единое государство. Эту эпоху называют временем Предвозрождения, не переросшего в ренессанс, подобный европейскому, ибо становление самодержавия переключало духовные силы общества в иное русло. Выражением этого процесса стала ликвидация Москвой и конце XV — начале XVI в. самостоятельности других княжеств и их культурных центров (Твери, Смоленска, Рязани и др.). Особенно символичным был разгром «городских республик» в Новгороде и Пскове с их вольнолюбивыми устоями, экономической и политической культурой, имевшей определенное сходство со свободными торговыми городами Европы. Рост державного сознания отразился во всех отраслях культуры, в том числе в архитектуре, переживавшей новый подъем. Выдающимся памятником возвышения Москвы явился величественный Кремль, который был фактически отстроен заново. Иван III пригласил для этого большое число иноземных, прежде всего итальянских, специалистов. Пространственно-архитектурным центром Кремля стала Соборная площадь, на которой были возведены новый Успенский собор (1475—1479, архитектор Аристотель Фиораванти) — усыпальница русских митрополитов, а затем патриархов, место посажений на престол, венчаний и коронаций русских государей, церковь Ризположения (1484—1488) и Благовещенский собор (1484—1489) — домовая церковь великих князей, а затем царей. Оба храма строились русскими (псковскими) мастерами. Далее возводятся государев дворец с Грановитой палатой (1487—1491, архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари), Архангельский собор (1505—1508, архитектор Алевиз Фрязин Новый) — усыпальница великих князей и царей. Центром архитектурного ансамбля Кремля стала колокольня церкви Иоанна Лествичника, получившая название «Иван Великий» (1505—1508, архитектор Бен Фрязин). К концу XV в. Московский Кремль превратился в одну из наиболее мощных крепостей Европы. В 1485—1495 гг. были возведены сохранившиеся до наших дней стены и башни из красного кирпича (архитекторы Марко Руффо (Марк Фрязин), Антонио Джиларди (Антон Фрязин), Пьетро Антонио Селари (Петр Фрязин), Алоизо ди Каркано (Алевиз)). Территория Московского Кремля заняла 28 га. Общая длина стен составила 2235 м, толщина — 3,5—6,5 м, высота — от 5 до 19 м. Боевой ход стены с внешней стороны прикрывали 1045 зубцов в форме ласточкиных хвостов. Смешение русских и иноземных архитектурных традиций создало действительно неповторимый образец величия и несокрушимости молодой державы Восточной Европы. Помимо монументального церковного и государственного строительства развивается и частное, светское, в частности палатно-дворцовый жанр в архитектуре, так как из камня строят себе палаты и дворцы и бояре, и купцы. В XV—XVI вв. значительную роль в развитии русской культуры страны сыграли именно представители купечества, торговавшие с заморскими странами. Достаточно вспомнить имена автора «Хождения за три моря» тверского купца Афанасия Никитина и его современника — московского зодчего, организатора скульптурных работ, книжника Василия Ермолина. Наиболее четким выражением изменения сознания общества стала эволюция политической философии. Если в XIV в. князь, принимая государственные решения, испрашивал благословения церкви, то в XV в. между ними начался принципиальный спор об изъятии церковных земель и некоторых вопросов вероучения, завершившийся в начале XVI в. компромиссом: государь оставил земли в собственности церкви и дал согласие на осуждение еретиков. Церковь же устами видного богослова Иосифа Волоцкого провозгласила важный для самодержавия принцип: «Царь убо властью подобен вышнему Богу». Православная же церковь, осознав себя не только пастырем народа, но и духовной основой христианства в мире, выдвинула в интересах самодержавия и теорию «Москва — третий Рим», ставшую программой действия во внешней политике великих князей, а затем и царей. XV — начало XVI в. — третий "золотой век" русской культуры.
Литература:1-й – раздел 4.10; 2-й – раздел 3.2.7.
Лекция № 13
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |