КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сообщения. Социально-экономическое развитие страны требовало дальнейшего развития путей сообщения, что было больным местом российской экономики
Развитие транспортного Социально-экономическое развитие страны требовало дальнейшего развития путей сообщения, что было больным местом российской экономики. Транспорт в России по-прежнему оставался только гужевым и водным. Наиболее важной водной артерией была Волга, связывающая центр страны с югом. Водный транспорт был самым дешевым, и для его развития правительство совершенствовало старые и создавало новые каналы и шлюзы. Технические новшества в водном корабельном транспорте у нас появляются примерно в одно время с развитыми странами. Так, первый паровой корабль в США "Демологос" появился 1814 г., а в 1815 г. начал совершать рейсы между Петербургом и Кронштадтом первый русский морской пароход "Елизавета". В первой половине XIX в. в России начинают строиться шоссейные дороги, протяженность которых к концу 50-х гг. составляла 8,5 тыс. верст. В 1836—1837 гг. в России была построена первая железная дорога — между Петербургом и Царским Селом (протяженность — 27 км). В течение 8 лет (с 1843 по 1851 г.) строилась железная дорога между Москвой и Петербургом. Однако для огромных просторов России такая протяженность шоссейных и железных дорог была совершенно недостаточной. Основным видом дорог в стране оставались грунтовые, расчитанные на гужевой транспорт. Относительное развитие транспорта позволило поднять уровень развития внутренней торговли, огромную роль в которой играли ярмарки, устраивавшиеся на пересечении торговых путей. В 1816 г. сгорел на Волге город Макарьев, и знаменитая Макарьевская ярмарка переехала в Нижний Новгород, получив название Нижегородской. У слияния Оки с Волгой для нее было оборудовано место, построены гостиный двор, биржа, торговые ряды и склады. Сюда помимо русских купцов приезжали и заграничные. Она держала в России первое место по товарообороту. В 1824 г. только в европейской России насчитывалось 76 крупных ярмарок. Второе место по торговым оборотам занимала Ирбитская ярмарка в Пермской губернии, третье — Полтавская («Сорочинская ярмарка» Н.В. Гоголя!). Всего же в середине XIX в. в России действовало более 4000 ярмарок. Большинство из них имели местное значение. Совокупная стоимость товаров, проданных на всех ярмарках России, достигала 160 млн. рублей, 86 млн. из которых приходилось на Нижегородскую. Однако на ярмарки вывозились далеко не все товарные излишки, производившиеся в России. У помещиков и зажиточных крестьян скапливались нереализованные запасы хлеба за несколько лет, а вывоз хлеба за границу оставался на одном уровне из года в год в течение всей первой половины XIX в. Росла и внешняя торговля, наиболее активно с Англией — 34% русского экспорта и импорта, с Германией — 11, Францией — 10, Китаем — 7, Турцией — 5%. В первой |четверти XIX в. среднегодовой вывоз товаров определялся суммой в 59 млн. рублей, а ввоз — 42 млн. Превышение Экспорта над импортом достигалось высокими пошлинами на ввозимые товары. Политика протекционизма, которую проводило правительство, защищала русскую промышленность от конкуренции и давала дополнительные доходы в казну Однако несмотря на все меры правительства промышленное развитие России в первой половине XIX в. происходило |гораздо медленнее, чем в таких странах, как Англия, Франция и Бельгия. Это послужило тому, что за полвека доля русской промышленности в мировом производстве снизилась.
Литература: 1- й - раздел 7.1; 2 - й – раздел 4.6 Лекция № 30 Отечественная война 1812 г. 1. Предпосылки войны 2. Подготовка к войне 3. Ход военных действий 4. Международное значение войны. 5. Венский конгресс 1814—1815 гг.
Предпосылки войны Отечественная война 1812 г. была крупнейшим событием русской истории начала XIX века, имевшим мировое значение. Для России она с первых дней была войной справедливой, носила национальный характер и поэтому способствовала росту национального самосознания. Вооруженное столкновение между Францией и Россией стало закономерным результатом международных отношений в Европе в начале XIX века. В основе многих конфликтов этого периода лежало соперничество между двумя наиболее развитыми буржуазными государствами Европы — Англией и Францией. Император Франции с 1804 г. Наполеон Бонапарт видел единственную возможность для сокрушения Англии в так называемой «континентальной блокаде». Сущность ее заключалась в подрыве английской экономики, путем прекращения всяческих связей (прежде всего торговых) между Англией и континентальной Европой. Россия была вынуждена присоединиться к блокаде после заключения мирного договора с Францией в Тильзите 25 июня 1807 г. Однако превращение торговых взаимоотношений с Англией, которая была крупнейшим партнером России, крайне негативно сказывалось на состоянии российской экономики, и это, в свою очередь, вызывало ропот и открытое недовольство в кругах крупного дворянства и аристократии, несущих убытки. Постоянные нарушения континентальной блокады со стороны России, с которыми император Александр I вынужден был мириться, чрезвычайно раздражали Наполеона и подталкивали его к войне с Россией. Александра I к войне с Францией подталкивала также двойственная политика Наполеона в отношении Польши. Герцогство Варшавское, созданное Наполеоном после разгрома Пруссии, и его увеличение в 1809 г. за счет австрийских территорий могло рассматриваться как своеобразный плацдарм для восстановления Польского государства, что не могло не обеспокоить Александра I.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |