КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
При Николае I
Общественная жизнь в России
Царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России. Перед многими образованными людьми встал вопрос о том, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие. Споры между различными направлениями философской и политической мысли были главным содержанием общественной жизни России 20—50-х гг. XIX в. Теория «Официальной народности» пропагандировалась в подконтрольной правительству печати. Но несогласных с данной теорией было много. Осенью 1836 г. журнал "Телескоп" был закрыт за публикацию "Философического письма" Чаадаева. В своем произведении автор, проанализировав ход русской истории, пришел к самым пессимистическим выводам. Он подверг критике отсталость России, отсутствие в ней культуры, дикость, ничтожность ее истории, убожество ее настоящего. По мнению П.Я. Чаадаева, «идеи долга, справедливости, права и порядка» обошли Россию стороной. Основной причиной такого положения автор считал отрыв России от католического мира. После опубликования своего произведения Чаадаев был объявлен властями сумасшедшим и отдан под надзор полиции. В журнале «Отечественные записки знаменитый русский критик и писатель В.Г. Белинский сначала доказывал разумность существующих порядков. Разочаровавшись в одной философской идее, он стал искать другую. В 1842—1846 гг. он в своих статьях критиковал самого себя, считавшего ранее самодержавие и крепостничество разумным, и опубликовал в «Отечественных записках» статьи. Существующее в России общественное устройство теперь не казалось ему совершенным. В 1842 г. он познакомился с сочинениями французских социалистов и стал их проповедовать. В Петербурге вокруг Белинского сложился круг единомышленников, в который входил К.Д. Кавелин. Этот преподаватель Московского университета не противопоставлял Россию Западу. По его мнению, хотя их пути и различны, но они постепенно сближаются. Важной вехой в сближении с Западом Кавелин считал крестьянскую реформу, о необходимости которой он высказывался в беседах со студентами. Одновременно с либералами осуществляли свою революционную деятельность такие выдающиеся деятели радикального направления, как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, М. А. Бакунин, которые активно преследовались царским правительством и подвергались репрессиям. Наряду с радикальными направлениями общественной мысли в России в 40-е годы были и умеренные – западники и славянофилы. Основой идеологии западников (Т. Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин и др., к ним же, до того как стать радикалами, принадлежали В.Г. Белинский и А.И. Герцен) стало признание общности развития России и Запада. Они считали необходимым заимствование Россией опыта европейской цивилизации, но предлагали его переработку согласно русским условиям и традициям. По мнению западников, Россия должна была развиваться по буржуазному пути, считавшемуся универсальны Они чрезвычайно высоко ценили деятельность Петра I, eго реформы, поставившие Россию на путь европейского развития. Сторонники этого направления ратовали за введение в стране конституционной монархии и политических свобод — слова, печати, собраний и т. д. Славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, братья Киреевские, Аксаковы и др.) выдвинули идею, согласно которой каждый народ имеет свою судьбу. Поэтому Россия развивается и должна далее идти по пути, отличному от европейского. По их мнению, Россия и Запад — это два особых мира, живущих по различным принципам и укладам. Но они не были сторонниками теории «официальной народности»: они были противниками существующего политического режима, критиковали деспотизм, крепостничество. Появление последнего в самой разнузданной форме они связывали с реформами Петра I и варварской «европеизацией», которая им проводилась, и предлагали вернуться к допетровскому политическому опыту, суть которого, по мысли А.С. Хомякова, написавшего записку в 1839 г. «О старом и новом», ставшую идейным началом их течения, состояла в формуле: «Сила власти — самодержавию, сила мнения - народу!» Этим славянофилы хотели сказать, что народ должен получить право свободно высказывать свое мнение – и в печати, в Земских соборах и т. д. Славянофилы выступали против развития России по капиталистическому пути, считая его несовместимым с общинностью И западники, и славянофилы ратовали за скорейшую отмену крепостного права, а также были против революционного изменения существующей системы. Они призывали правительство к проведению реформ. Однако даже за это Ю.Ф. Самарин и И.С.Аксаков побывали под арестом, не говоря уж о западниках. Николай I считал, что тех реформ, которые он провел, пока достаточно для терпимого существования России.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |