КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политической системы России
Эволюция экономической и Столыпинская аграрная реформа 1. Эволюция экономической и политической системы России (июнь 1907-1916 гг). 2. Столыпинская аграрная реформа.
(июнь 1907-1916 гг).
Уступки самодержавия, достигнутые народом в ходе pеволюции 1905—1907 гг., в сочетании с репрессиями пришли к падению влияния сторонников революционных действий — эсеров и большевиков. Эти партии почерпнули из опыта событий 1905—1907 гг., что ограничение царской власти даст малые результаты. Для достижения поставленных целей им необходимо было ее уничтожение, а для этого нужен еще более сильный натиск, чем в 1905 г. Но большинство партий выразило желание сотрудничать с властью во имя спокойствия и порядка. В самом царском правительстве после революции усиливаются позиции реформаторов. Самодержавие пыталось найти компромисс, устраивающий как противников, так и сторонников Думы. Это был новый избирательный закон, принятый 3 июня 1907 г., после разгона II Государственной думы. Утвердившаяся точка зрения, что это был rocyдарственный переворот, нуждается в переоценке, так как закон принципиально не изменил государственный строй России. Дума была сохранена царем как законодательный орган, изменился только порядок избрания в нее. Тот факт, что, разогнав II Государственную думу и приняв новый избирательный закон, царь нарушил Манифест 17 октября 1905 г., по которому избирательный закон мог быть изменен только Думой, недостаточен для вывода о государственном перевороте, так как эта практика была и до 3 июня 1907 г. Царь издал 222 закона, не считаясь с мнением Думы, и 392 закона — против воли II Думы. Силу закона имели и принятые единолично царем, и принятые через Думу, однако историки почему-то этого не замечают. По новому избирательному закону увеличивалось число выборщиков от помещиков и буржуазии. Права же крестьян и рабочих были урезаны, а количество выборщиков от них сокращено. В выборах могли принять участие только 13% взрослого населения России. Выборы не были всеобщими, прямыми и равными. Избиратели выбирали не депутатов, а выборщиков, которые уже избирали депутатов. В III Государственную думу было избрано: от дворян — 201 человек (45%), от духовенства — 45 (10%), от купцов и почетных граждан — 54 (12%), от крестьян — 98 (22%), от мещан и прочих сословий — 48 (11%) и только 11 человек— от рабочих и ремес ленников. Столыпинская аграрная реформа. 3-я Государственная.дума вследствие своеобразного механизма принятия в ней решений, который будет рассмотрен ниже, дала ход Столыпинской аграрной реформе. Главной целью ее стало создание широкого слоя крепких крестьянских хозяйств фермерского типа (кулацкие хозяйства). Эти хозяйства должны были расширить численный состав среднего класса России, способствуя стабилизации политической обстановки в стране. Создать такие хозяйства реформаторы пытались путем разрушения общины и насаждения частной крестьянской земельной собственности. Разрешая продажу и куплю наделов (по указу 9 ноября 1906 г. и закону 14 июня 1910 г.), власть способствовала отливу бедных крестьян из деревни и концентрации земли в руках кулачества. Такая политика предполагала создание хуторов и отрубов на надельной земле. Видное место в проведении реформы принадлежало Крестьянскому банку. Он выдавал ссуды на покупку земли, продавал вверенный ему земельный фонд, осуществлял операции на льготных условиях. Для решения проблемы малоземельных крестьян предусматривалась политика переселения на новые территории, в частности, на Урал и в Сибирь. Поддержанное правительством, переселенческое движение охватило довольно значительное число крестьян, однако, из 3 млн. переселившихся за 1906—1916 годы почти 550 тыс. человек возвратились, составив 18% от тех, кто подался на новые места. Столыпинская аграрная реформа была приостановлена постановлением Временного правительства 28 июня (11 июля) 1917 г, и дала довольно скромные результаты, так и не решив поставленных перед ней задач. Причиной тому стал сам характер проводившейся реформы, в рамках которой основной упор делался исключительно на создание хуторов и отрубов, как основы частного надельного хозяйства, что не затрагивало всего многогранного характера перехода к капиталистической форме хозяйствования; сама реформа была довольно ограниченной. Общий ход и итоги реформы характеризовались весьма сдержанным отношением к ней крестьян, а часто даже и прямым недовольством. Кроме психологических причин, связанных с трудностью перехода к новому способу хозяйствования, сопровождавшимся большим риском и вычлененностью из общины, одиночеством в решении проблем, следует отметить и саму специфику ведения крестьянского хозяйства. Создание цельных наделов уничтожало систему чересполосицы, которая в глазах крестьян имела явные плюсы: ведь в знойное время хороший урожай ожидался в низинах, в дождливое — на возвышенностях; в засушливых районах общая собственность на землю облегчала решение вопросов водоснабжения и т. д. Создание хуторов разрушало этот веками сложившийся порядок, отнимая его преимущества как у выделившихся крестьян, так и у общинников. В результате к 1 января 1916 г. из общин вышло около 2,5 млн. крестьян с 17 млн. десятин земли, что составило всего 26% от общинных дворов и 15% общинного землевладения. Подавляющая масса крестьян, продававших землю, разорялась, что способствовало ее концентрации в руках кулаков. Организация хозяйства на новых хуторах и отрубах, в свою очередь, требовала значительных средств, будучи не под силу многим крестьянам. Завершившись в 1917 г., Столыпинская аграрная реформа не только не решила поставленной перед ней социально-экономической задачи, но еще больше возбудила недовольство в деревне, усугубив назревавшие в ней противоречия между старым укладом и необходимостью нового способа ведения хозяйства, между бедными и богатыми, общинниками и хуторянами и т. д. Ущербное решение вопроса о земле подготавливало почву для нового конфликта. III Государственная дума. Деятельность Столыпина была тесно связана с работой 3-й Государственной думы. Только она просуществовала весь положенный срок (1907—1912 гг.), остальные же были распущены царем досрочно. В 1-й и 2-й Думах большинство было за кадетами, в 3-й и 4-й — за октябристами, широко практиковавшими блокирование, как с правыми, так и с левыми партиями в составе парламента. В Думе были представлены преимущественно поместное дворянство, верхи городской интеллигенции и крестьяне, что было следствием ограниченности избирательного закона, по которому выборы не были ни всеобщими, ни равными, ни прямыми. Верхней палатой российского парламента являлся Государственный совет из назначенных царем чиновников. Источник будущих коллизий в работе Думы был заложен самой конституцией, предоставившей Государственному совету одинаковые с Думой законодательные права. Будучи крайне консервативным органом, он все время вступал с ней в противоречия, тормозя либеральные устремления депутатов Думы. Наиболее острый конфликт между Думой и правительством был вызван решением аграрного вопроса. Именно он стал причиной роспуска 1-й и 2-й Государственных дум и изменения избирательного закона в обход манифеста 17 октября, по которому «никакие законы не могли приниматься без одобрения их Думой». Созванная в соответствии с новым избирательным законом 3-й Государственная дума должна была, по замыслу царского правительства, пойти навстречу программе реформ Столыпина. Ключевым пунктом в ней был аграрный вопрос — крестьянское равноправие и землеустройство. Остальную часть программы составляли: создание самоуправляющейся волости как низшей земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов и наказуемость экономических стачек, сокращение продолжительности рабочего дня, школьная, финансовая реформы, введение подоходного налога.
Литература: 1-й - раздел 8.6; 2-й - раздел 5.2.2
Лекция № 42
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |