Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Советской дипломатии




Е годы. Новый курс

Внешняя политика СССР в

С начала 30-х годов в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся в отходе от восприятия всех «им­периалистических» государств как реальных врагов, готовых в любую минуту начать войну против СССР. Этот поворот был вызван новой расстановкой политических сил в Европе, связанной с приходом к власти в Германии на­ционал-социалистической партии во главе с А. Гитлером. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностранных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал развернутый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента вплоть до августа 1939 г. советская вне­шняя политика приобретает явную антигерманскую на­правленность. Ее главным приоритетом становится стрем­ление к союзу с западными державами с целью изоляции потенциальных агрессоров — Германии, Италии и Япо­нии. Этот курс был во многом связан с деятельностью нового наркома иностранных дел М.М. Литвинова. Пер­выми успехами в реализации новых внешнеполитических замыслов СССР стало установление в ноябре 1933 г. дип­ломатических отношений с США и принятие в 1934 г. СССР в Лигу Наций, где он становится постоянным чле­ном ее Совета. Принципиально важно то, что принятие Советского Союза в Лигу Наций состоялось на его соб­ственных условиях: все спорные вопросы (в частности, по поводу долгов царской России) решались в пользу СССР. Этот акт означал формальное возвращение страны в ми­ровое сообщество в ранге великой державы.

В рамках данного периода начинается заключение дву­сторонних договоров между Советским Союзом и другими европейскими странами. В мае 1935 г. был заключен до­говор с Францией о взаимной помощи в случае нападения любого агрессора. Подобное взаимное обязательство на деле было малоэффективным, поскольку не подкреплялось ни­какими военными соглашениями. Вслед за этим аналогич­ный договор был подписан и с Чехословакией. В 1935 г. СССР резко осудил введение в Германии всеобщей воин­ской повинности и нападение Италии на Эфиопию. После введения немецких войск в Рейнскую демилитаризован­ную зону, советское руководство предложило Лиге Наций предпринять коллективные меры для действительного пре­сечения нарушений международных обязательств, однако эта инициатива осталась без внимания. В условиях роста германской угрозы Англия и Франция проводят политику «умиротво­рения», надеясь обезопасить себя путем сталкивания Гер­мании с Советским Союзом. Двойственность политики за­падных государств проявилась во время гражданской вой­ны в Испании (1936-1938 гг.). Лига Наций, объявившая о невмешательстве в испанские дела, сквозь пальцы смот­рела на фактическое участие в войне Германии и Италии. Вследствие этого, СССР с октября 1936 г. также начинает оказывать поддержку Испанской республике. К концу 30-х годов экспансионистская политика Германии в Евро­пе разворачивается с особой силой. В марте 1938 г. окку­пируется Австрия, начинается подготовка к захвату Че­хословакии. СССР готов был оказать военную помощь Че­хословакии в том случае, если бы Франция также оказала поддержку, а также, если бы Чехословакия пожелала со­противляться. Однако западные державы фактически пред­почли принести в жертву эту страну. 30 сентября 1938 г. в Мюнхене было заключено соглашение между представи­телями Германии, Италии, Франции и Англии, дающее право немецкой армии оккупировать Судетскую область Чехословакии. Весной 1939 г. немецкие войска захватили и остальную территорию Чехии. Советский Союз оказался во внешнеполитической изоляции. Последние попытки за­ключения военно-политического союза с Англией и Фран­цией относятся к весне-лету 1939 г. 17 апреля 1939 г. советское правительство в очередной раз предложило за­ключить тройственный договор и разработать совместную военную конвенцию. Проводимые переговоры шли крайне медленно, прежде всего из-за стремления западных госу­дарств решить свои внешнеполитические трудности за счет СССР. С мая 1939 г. Англия начинает вести секретные переговоры с Германией. Переговоры СССР, Англии и Франции, проходившие в августе 1939 г. в Москве, завер­шились ничем. Была упущена последняя возможность объе­динить антифашистские силы и, тем самым, помешать уси­лению угрозы миру в Европе.

Советско-германское сближение 1939—1941 гг. После «Мюнхенского сговора» доверие к западным державам в СССР значительно снижается. Уже с весны 1939 г. в речах И. Сталина начинают появляться заявления о том, что не Германия, а именно Англия и Франция являются большей угрозой для мира в Европе. Неудачные переговоры весны-лета 1939 г. способствовали значительному усилению этих настроений. Советское руководство опасалось, что двой­ственная позиция Англии и Франции может привести к столкновению СССР и Германии, тогда как они останутся в стороне. Помимо этого большое влияние на советскую вне­шнюю политику в Европе имела агрессивная политика Япо­нии на Дальнем Востоке. С лета 1938 г. предпринимались военные провокации японских войск на советской границе (крупнейшая из них произошла в августе 1938 г. у озера Хасан). Летом 1939 г. Япония фактически начинает войну против Монголии, в которую вмешиваются советские войс­ка. Военные действия в районе реки Халхин-Гол, продол­жавшиеся до конца августа 1939 г. и завершившиеся раз­громом японской группировки, показали в то же время, что дальневосточная угроза для СССР весьма реальна. Боль­шое влияние на изменение внешнеполитического курса Со­ветского Союза оказала замена М. Литвинова — сторонни­ка союза с Англией и Францией — на В.М. Молотова, имев­шего прогерманскую внешнеполитическую ориентацию. В сложной ситуации, характеризовавшейся нарастанием во­енной угрозы, советское руководство приняло предложение Германии заключить договор о ненападении. В обстановке полной секретности в августе 1939 г. в Москву прибыва­ет министр иностранных дел нацистской Германии И. Риббентроп. 23 августа 1939 г. между СССР и Герма­нией после непродолжительных переговоров был заклю­чен договор о ненападении. Одновременно с пактом о не­нападении был подписан так называемый «секретный про­токол», определявший «сферы интересов» обоих сторон в Европе. В нем были определены границы продвижения Германии на Восток. В сферу советских интересов входи­ли прибалтийские государства, Западная Украина и Бе­лоруссия, Бессарабия (Молдавия) и Финляндия. Таким образом, СССР, заключая этот договор, стремился ре­шить две проблемы: с одной стороны, хотя бы на время устранить угрозу большой войны; а с другой — добиться расширения советского влияния в Восточной Европе. Дан­ное компромиссное соглашение являющееся, безусловно, вре­менным, первоначально было выгодно обеим сторонам.

После нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 г., Советский Союз приступает к захвату территорий, «отписанных» ему по секретным соглашениям. 17 сентября 1939 г. советские войска вступают на территорию Запад­ной Украины и Белоруссии, принадлежащие Польше. 28 сентября был подписан договор «О дружбе и грани­цах» с Германией, в котором еще раз уточнялись сферы влияния обеих сторон. Опираясь на эти соглашения, И. Сталин потребовал от прибалтийских государств зак­лючения договоров «о взаимной помощи» и размещения на их территориях советских военных баз. Осенью 1939 г. правительства Литвы, Латвии и Эстонии были вынуждены согласиться с этими требованиями. В следу­ющем году на территорию этих стран были введены со­ветские войска (якобы для обеспечения «безопасности»), а затем установлена Советская власть. Прибалтика вхо­дит в состав СССР. Тогда же была возвращена Бессара­бия, оккупированная Румынией еще в 1918 г. Однако в вопросе с Финляндией СССР натолкнулся на решитель­ное противодействие. Финляндия отказалась подписать аналогичный договор «о взаимной помощи» и не пошла на обмен территориями, предлагавшийся советской сто­роной. В результате этого между СССР и Финляндией 30 ноября 1939 г. началась война. Несмотря на много­кратное превосходство в силах, Красная Армия долгое время не могла сломить сопротивление финнов. Лишь в феврале 1940 г. ценой больших потерь она смогла про­рвать оборонительную линию Маннергейма и выйти на оперативный простор. 12 марта 1940 г. подписывается договор, удовлетворивший все территориальные претен­зии СССР. Однако благодаря этой войне Советский Союз как агрессор был исключен из Лиги Наций и оказался в международной изоляции. Лидеры европейских государств, в том числе и руководство нацистской Германии, убеди­лись, что боеспособность Красной Армии находится на весьма низком уровне. Последующий период (1940 — на­чало 1941 гг.) характеризуется с одной стороны, стрем­лением советского руководства оттянуть столкновение с Германией (которое тогда уже многим казалось неизбеж­ным), с другой — наращиванием военно-экономического потенциала СССР. Несмотря на все успехи, достигнутые в этой сфере, к лету 1941 г. Советский Союз не был готов к большой войне с Германией. Опасаясь провокаций, И. Сталин не верил в возможность войны даже тогда, когда она уже стала очевидной.

Таким образом, временный компромисс с Германией, достигнутый путем слома всей внешнеполитической ли­нии Советского Союза 30-х годов, не был достаточно эф­фективно использован. Стремясь решить свои внешнепо­литические задачи, советское руководство в условиях то­талитарной диктатуры не допускало демократического механизма формирования «решений», обсуждения альтерна­тивных вариантов. Эта система не позволила эффективно распорядиться накопленным с большим трудом военным потенциалом и поставила страну и народ на грань гибели.

 

Литература: 2-я разделы 5.6.4 -5.6.5;

 

 

Лекция № 51

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.