КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические санкции
Формой государственного ограничения внешней торговой деятельности являются экономические санкции. Примером может быть торговое эмбарго — это запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Введение эмбарго на торговлю с другой страной устанавливается в основном по политическим мотивам. По отношению к какой-либо стране экономические санкции могут также нести коллективный характер, например по решению ООН. Методы и формы государственного регулирования, рассмотренные выше, это лишь основные инструменты внешнеторговой политики. На практике их гораздо больше. В последнее время широкое распространение получили технические барьеры, которые представляют собой административное регулирование, в результате которого происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др. Лекция № 14. Система международных экономических организаций 1.Сущность и понятия международных экономических организаций Все более и более расширяющиеся хозяйственные взаимосвязи и взаимозависимость стран (хозяйств) требуют увеличения роли разностороннего регулирования мировых хозяйственных связей, способствующих более широкому использованию преимуществ МРТ (международного разделения труда). Но масштабы и ориентированность развития многостороннего регулирования в большей степени зависят от определенных интересов государств и их политики. По вопросам торгово-экономических международных отношений многогранное регулирование воздействует на принимаемые правительственные решения, не задевая национального суверенитета его участников. В поле деятельности государственной политики в этой области вмешивается не только регулирование, но также и содействие развитию мирохозяйственных отношений, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в области экономических международных организаций. Международные экономические организации представляют собой институт разносторонних межгосударственных связей, которые имеют координированные его участниками цели, компетенцию и другие «специфические» политико-организационные нормы. Такими нормами (установлениями) являются порядок принятия решений, устав, членство, процедура, а также конференции, совещания, конгрессы, осуществляющие свою деятельность в течение ограниченного периода времени. Способами взаимодействия в международном регулировании являются: 1) директивы и резолюции, принимаемые и разрабатывае 2) многосторонние соглашения, которые заключаются на 3) договоренности и соглашения; 4) консультации и сотрудничество на региональном уровне. Регулирование экономической политики государств происходит как в региональном, так и в международном аспекте и основывается на нормах международного частного и публичного права. На эти права оказывают воздействие экономические отношения между государствами, юридическими и физическими лицами, экономическими объединениями. Установленные нормы подразделяются на обычные и конвенциональные. Соблюдение норм обеспечивается как самими государствами, так и международными региональными организациями, которые осуществляют коллективный контроль за соблюдением норм международного права. Хозяйственные взаимосвязи тем не менее усложняются, поэтому между определенными государствами соответствующие международные правила и нормы меняются. Особую роль в системе международных экономических организаций играют организации, вошедшие в систему ООН. В настоящее время важное значение обрели региональные межправительственные организации. Их число возрастает, и охватывают они все континенты. В сферу своей деятельности региональные организации относят не только экономику, но и задачи социального развития, политические интересы, вопросы идеологии, безопасности и культуры. Немалую роль в регулировании мирохозяйственных связей и помощи их развитию играют неправительственные организации. В основном это объединения предпринимателей: 1) Международная торговая палата; 2) ассоциация экспортеров и производителей сырьевых 3) фонды развития, создаваемые неправительственными 4) конференции и круглые столы, проводимые предприни На современном этапе основными задачами международного регулирования являются: 1) снабжение стабильности в развитии мировой экономи 2) формирование экономического сотрудничества между 3) оказание содействия развитию частного предпринима 4) утверждение конкретных мер по выходу из кризиса 5) координация и согласование макроэкономической по Международные экономические организации на все стороны межгосударственных экономических отношений оказывают решающее влияние. Межправительственные организации системы ООН имеют особенное значение в развитии международно-правового регулирования. В ходе своей деятельности они разрабатывают такие механизмы и нормы, которые оказывают немаловажное воздействие на национальные правовые системы и государственное законодательство. Целями и функциями международных экономических организаций являются: 1) исследование и принятие мер по наиболее важным про 2) снабжение стабилизации валют; 3) помощь по ликвидации торговых барьеров и обеспече 4) выделение средств в дополнение к частному капиталу для 5) стимулирование улучшения трудовых отношений и усло 6) утверждение резолюций и рекомендаций в рамках регу Можно отметить, что Международные межправительственные организации основываются как организационные формы многогранного сотрудничества между государствами, исходя из объективной необходимости. Эти организации определены в первую очередь потребностями развития международных экономических отношений. Существуют основные направления Международного регулирования: 1) промышленное и экономическое сотрудничество; 2) сотрудничество в транспортной сфере; 3) сотрудничество в валютно-финансовой системе; 4) сотрудничество в рамках мировой торговли; 5) сотрудничество в системе интеллектуальной собствен 6) сотрудничество в области стандартизации и сертифика 7) сотрудничество в инвестиционной сфере; 8) научно-техническое сотрудничество; 9) сотрудничество в сфере международной коммерческой Осуществлением этих вышеперечисленных видов сотрудничества занимаются международные экономические организации надлежащего профиля и компетенции. Организации ООН, а также региональные организации реализовывают международное экономическое сотрудничество через специализированные учреждения и автономные органы, органы ЭКОСОС. Существенной значимостью обладают региональные организации, которые осуществляют экономическое сотрудничество и экономическую интеграцию во всевозможных формах. Региональные фонды и банки в определенной мере оказывают им помощь. Целью регионального экономического сотрудничества является оказание поддержки развивающимся странам в снабжении устойчивого экономического роста, в формировании важнейших отраслей экономики, в увеличении уровня социального развития и улучшении жизни людей. Межгосударственное промышленное сотрудничество устремлено на: 1) вырабатывание прямых кооперационных отношений 2) расширение общей производственной деятельности; 3) притяжение иноземных инвестиций в области промы 4) техническую помощь. Для помощи процессу индустриализации и оказания технической помощи развивающимся странам и координации всей деятельности ООН в сфере промышленного сотрудничества в рамках ООН были основаны две специализированные организации: ЮНИДО и ПРООН. В валютно-финансовой области международное сотрудничество воплощается в жизнь в рамках других специализированных учреждений, а именно ООН — МВФ и МБРР, ЕБРР, БМР, а также региональными банками. Пределом его достижений является обеспечение необходимыми условиями для взаимных валютных расчетов, платежей, кредитования. МВФ исполняет контроль за мировой валютной системой, снабжая ее устойчивость; следит за международной валютной политикой и обменными курсами, за поведением стран-членов в международных валютных отношениях, а также и при надобности обеспечивает краткосрочными и среднесрочными кредитами. В области межгосударственного валютно-финансового сотрудничества существенными значениями обладают различные двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций, они также занимаются контролем над избежанием двойного налогообложения. Межгосударственное сотрудничество в транспортной сфере осуществляется в рамках ООН предназначенными для этого организациями, а именно: 1) по гражданской авиации — ИКАО; 2) по морскому транспорту — ММО; 3) по железнодорожному транспорту — Европейская кон 4) по автомобильному транспорту — Международный со ЮНКТАД/ВТО призваны осуществлять регулирование международной торговли товарами и услугами. Целью ЮНКТАД является содействие формированию международной торговли промышленными, сырьевыми товарами и так называемыми невидимыми статьями — транспорт, передача технологии, туризм. Вопросы финансирования, связанного с торговлей, тоже являются его неотъемлемой частью. Особенное внимание в деятельности ЮНКТАД уделяется проблемным вопросам развивающихся стран в сотрудническом отношении с МТЦ. В 1966 г. была образована Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Она содействует развитию права международной торговли главным образом в подготовке проектов международных конвенций и других документов. Для помощи в регулировании международной торговли некоторыми определенными сырьевыми товарами были заключены многосторонние соглашения, а также сформирован ряд международных организаций с участием государств-импортеров и экспортеров (например, по олову, какао, джуту, свинцу и цинку, пшенице, натуральному каучуку, кофе, оливковому маслу, сахару, хлопку) или только экспортеров (например, по нефти). Целями организаций являются смягчение резких волнений мировых цен, определение сбалансированных соотношений спроса и предложения с помощью утверждения за странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, формирования максимальных и минимальных цен и создания систем буферных запасов товаров. Наиболее существенным примером организации стран-экспортеров является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которые ставят перед собой задачу защиты интересов нефтедобывающих стран с помощью согласования возможных цен на нефть и ограничения в нефтедобычи введенными для каждой страны определенными квотами. Из всего разнообразного числа международных неправительственных организаций, сформированных для содействия международной торговле, можно выделить Международную торговую палату, Международное бюро публикации таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА). Как и ЮНСИТРАЛ, в Международной торговой палате и в ЮНИДРУА осуществляется грандиозная работа по гармонизации и унификации национального законодательства, которыое регулирует коммерческие, финансовые отношения между предпринимателями с помощью выработки международно-правовых актов. Например, разработанные в 1990 г. Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс». С помощью установления контроля за экспортом стратегических товаров в социалистические страны долгое время воплощалось в жизнь регулирование мировой торговли. По инициативе США в 1949 г. в рамках НАТО был сформирован Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ). Он являлся «органом по ограничению экспортной торговли» стран Запада с социалистическими государствами. Кроме стран НАТО, в КОКОМ вошли Япония и Австралия. КОКОМ даже после распада СССР продолжал свою деятельность в отношении таких стратегических товаров, экспорт которых ограничивался в «потенциально опасные» для НАТО страны или вообще запрещался. В 1994 г. КОКОМ был устранен. На началах Вассенарских договоренностей (1996 г.) длится наблюдение за экспортом обычных вооружений, а также товаров и технологий двойного назначения. Россия и страны Восточной Европы также участвую в договоренности КОКОМ. Международное сотрудничество в сфере защиты интеллектуальной собственности намеревается обеспечить регулирова- ние предпринимательской деятельности в соответствующих областях. Следует обратить внимание, что такое сотрудничество охраняется авторскими правами, которые были учреждены в разное время. Одной из самых значимых международных соглашений является бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, принятая в 1886 г. А в Женеве 06.09.1952 г. подписана Всемирная конвенция об авторском праве. В 1886 г. Принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, в 1891 г. — Мадридская конвенция о международной регистрации фабричных и товарных знаков. Все эти конвенции снабжают охрану за рубежом прав на интеллектуальную собственность. Координация международной деятельности в этой сфере реализовывается с помощью специализированного учреждения ООН — Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). 2. Классификация международных экономических организаций Международные экономические организации, которые занимаются регулированием систем мирового хозяйства принято классифицировать по двум ключевым принципам: 1) по организационному принципу; 2) по сфере многостороннего регулирования. Классификация международных экономических организаций по организационному принципу представляет собой непосредственное участие или, наоборот, неучастие организации в системе Организации Объединенных Нации. Можно также отметить, что принимается во внимание профиль организаций и цели их деятельности. По этому принципу международные экономические организации делятся на следующие группы: 1) международные экономические организации системы 2) международные экономические организации, не входя 3) региональные экономические организации. Более подробную классификацию можно рассмотреть в таблице 3. Таблица 3 Классификация международных экономических организаций по организационному принципу Международные экономические организации системы ООН
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |