Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы международной экономической интеграции




МЭИ проходит в своем развитии отдельные этапы (формы МЭИ):

1. Зона свободной торговли

2. Таможенный союз

3. Общий рынок

4. Экономический и валютный союз

Все эти формы интеграции имеют общую характерную особенность: между странами, вступившими в ту или иную форму интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается рыночное пространство, где разворачивается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом пространстве возникают более эффективные территориальная и отраслевая структуры производства. Благодаря этому все страны выигрывают от повышения производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая форма интеграции имеет специфические черты.

При этом каждая последующая более сложная форма интеграционных объединений включает предыдущую в качестве отдельного элемента.

1. Зона свободной торговли – форма интеграционного объединения, при которой страны-участницы ограничиваются отменой торговых ограничений и снижением или отменой таможенных пошлин во взаимной торговле. При этом в отношении к третьим странам они выступают индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. За странами-участницами сохраняется право на отмену или введение новых таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение договоров, соглашений, альянсов (по отношении к третьим странам).

Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы.

Как показывает практика, межгосударственные соглашения о создании зон свободной торговли обычно предусматривают постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижение таможенных пошлин на промышленные товары и услуги вплоть до последующей их отмены, а также устранение нетарифных ограничений на эти товары и услуги. Часто на особом месте оказывается сельскохозяйственная продукция, по отношению к которой, как правило, интегрирующиеся государства проводят политику с определенной долей протекционизма в защиту национальных фермеров.

Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин (Standstill), в соответствии с которым партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или возводить новые торговые барьеры.

В соглашениях о зонах свободной торговли могут быть предусмотрены особые случаи, в которых договаривающиеся стороны могут расширить на определенный срок при взаимно согласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер, включая увеличение таможенных пошлин на оговоренную величину. В правовом аспекте международные соглашения о зонах свободной торговли имеют преференциальный статус по отношению к внутреннему законодательству стран-участниц соглашения.

Взаимодействие государств-членов ЗСТ, регулирование соответствующей области деятельности происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения принимаются высшими должностными лицами стран-участниц – по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и проч.) – по экономическим проблемам. Эти решения носят обязательный характер.

Участие в зонах свободной торговли и либерализация импорта грозит банкротством для национальных производителей, не выдержавших соперничества с иностранными поставщиками, продукция которых может быть более высокого качества и технического уровня.

Примеры:

ü НАФТА

ü ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли), существующая с 1960 г. В настоящее время членами ЕАСТ являются Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн. В торговле между странами-членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, на сохранены внешние таможенные режимы.

2. Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз. Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Т.е. ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной системы. Однако создаваемые в рамках ТС финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

В рамках таможенного союза страны-участницы проводят скоординированную внешнеторговую политику, главным образом в области таможенных правил и процедур. Это дает им возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства, экспорта и более полного удовлетворения импортного спроса стран-участниц таможенного союза. Практика показывает, что таможенный союз создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов.

Отличие ЗСТ от ТС: ЗСТ предусматривает постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном счете ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-членами. В ТС уже существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз.

Если устанавливаемый на внешних границах стран-участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до создания интеграционной группировки, то страны сокращают зависимость от импорта с целью развития внутрисоюзных ресурсов. Страны-члены ТС отказываются от внешнего источника снабжения, более дешевого, в пользу внутрисоюзных ресурсов, стоящих дороже. Такие меры могут применяться, если страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д., чтобы уйти от внешней зависимости.

Если устанавливаемый на внешних границах стран-участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится ниже средневзвешенного тарифа, то страны-участницы ориентируются на рынки третьих стран и принимают меры для усиления конкуренции между внутренними и внешними производителями (стимул для отечественных производителей для создания конкурентоспособной продукции).

Большое значение для ТС имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов технически решаются проще, чем в рамках ТС, объединяющего страны, бедные ресурсами.

Если ЗСТ не обуславливает создания постоянно действующих органов, то в ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах, т.к.:

ü Переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей экономики в каждой стране

ü Становится необходимой координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых проблем, подходов и к социальным вопросам, и к вопросам других сфер деятельности

ü Возникает необходимость в масштабных переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам.

Встает вопрос о создании наднациональных органов, которые должны будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.

Пример:

ü МЕРКОСУР (Mercado Común del Sur - Южный общий рынок): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (с 2006 г.). Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).

ü ЕЭС (1960-1990)

ü Южноафриканский таможенный союз: ЮАР, Ботсвана, Лесото, Свазиленд и Намибия. Один из старейших в мире – с 1910 г.

3. При дальнейшем развитии процесс интеграции стран-членов группировки достигает формы общего рынка. Ликвидируются барьеры между странами-участницами не только во взаимной торговле товарами и услугами, но и для перемещения рабочей силы и капитала.

Создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. При этом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.

Опыт ЕС показывает, что проведение политики в рамках общего рынка должно осуществляться при условии обязательного соблюдения странами-участницами взаимно согласованных регламентов (на правах их национальных законов). В то же время директивы, адресуемые государствам-членам, также обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.

Создание общего рынка предусматривает реализацию ряда крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС, а именно:

ü Упразднение таможенных пошлин между государствами-членами (реализуется и в рамках ТС)

ü Разработка единой торговой политики по отношению к третьим странам (реализуется и в рамках ТС)

ü Разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. При их выборе следует исходить из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к общему рынку в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт

ü Создание условия для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров

ü Формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает поворот к интересам и нуждам непосредственно потребителя, ориентацию на удовлетворение потребностей на местах, позволяющих реально ощутить преимущества интеграционных процессов

ü Согласование мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушение норм, регулирующих конкуренцию

ü Необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, механизмов управления и контроля. В ЕС – это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет.

Указанные три формы международной экономической интеграции охватывают главным образом сферу обмена, создавая формально странам-участницам равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов.

Пример: ЕС.

4. Наиболее сложная форма международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями – экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Создаются наднациональные институты управления интеграционным сообществом – совет глав государств, совет министров, центральный банк и т.д. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.

На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка.

На практике границы между разными видами интеграционных объединений довольно условны.

Пример: ЕС.

5. Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к полной экономической и политической интеграции (политический союз), т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями.

Признаки:

ü превращением наднациональных органов управления в центральные органы управления с еще большими полномочиями и властью;

ü общая налоговая система;

ü наличие единых стандартов;

ü единое трудовое законодательство.

Прообразом политического союза может служить Швейцарская конфедерация кантонов.

В настоящее время только одна международная интеграционная группа стран – Европейский союз – прошла четыре из указанных этапов. Другие интеграционные группировки пока прошли в своем развитии первый и отчасти второй уровни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.