КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полный факторный эксперимент (ПФЭ)
Систем Методы планирования эксперимента с моделями Основная задача планирования машинных экспериментов заключается в получении необходимой информации об исследуемой системе при ограниченных ресурсах (затраты машинного времени, памяти и т.п.). К числу частных задач, решаемых при планировании машинных экспериментов, относятся задачи уменьшения затрат машинного времени на моделирование, уменьшения погрешности результатов моделирования, проверки адекватности модели и т.п. Эффективность машинных экспериментов существенно зависит от выбора плана эксперимента, т.к. именно план определяет объём и порядок проведения вычислений на ЭВМ, приёмы накопления и статистической обработки результатов моделирования системы. Поэтому основная задача планирования машинных экспериментов с моделью формируется следующим образом: необходимо получить об объёме моделирования, заданном в виде моделирующего алгоритма (программы) при минимальных или ограниченных затратах машинных ресурсов на реализацию процесса моделирования. Таким образом, при машинном моделировании необходимо не только рационально планировать и проектировать саму модель системы, но и процесс её использования, т.е. проведения с ней эксперимента. При планировании машинных экспериментов возникает целый ряд проблем, взаимно связанных как с особенностью функционирования моделируемого объекта, так и с особенностью машинной реализации модели и обработки результатов эксперимента. В первую очередь к таким относятся проблемы построения плана машинного эксперимента, стохастической сходимости результатов, ограниченности машинных ресурсов, уменьшения дисперсии оценок, полученных на машинной модели и т.д. Рассмотрим основные понятия теории планирования эксперимента. Исследуемый объект (над которым проводится эксперимент) будем представлять в виде модели «черного ящика» с входами и выходами . Цель эксперимента - изучение влияния переменных на . Входы называются факторами (независимые, экзогенные переменные); выходы - реакция/отклик (параметр оптимизации, целевая функция, эндогенные переменные). Фактор может принимать одно из нескольких значений-уровней. Фиксированный набор уровней факторов определяет одно из возможных состояний системы и представляет собой условия проведения одного из возможных опытов одного эксперимента - точка в факторном пространстве. Факторное пространство - это координатное пространство, на осях которого откладывают значения исследуемых факторов. Если перебрать все возможные наборы состояний системы, то мы получим полное множество состояний - число возможных опытов. Математическая модель объекта - это функциональная зависимость , (2.14) которая называется функцией отклика, а ее геометрический образ - поверхностью отклика. В общем случае, когда исследование модели ведется при неполном знании механизма изучаемых явлений, аналитическое выражение функции (2.14) неизвестно. Наибольшее в этом случае применение нашли модели в виде полиномов (2.15) с теоретическими коэффициентами регрессии . Функция отклика может иметь и более сложную зависимость от факторов. Некоторые из них удается привести к линейному виду. Такими моделями являются мультипликативная регрессионная, экспоненциальная и др. Если выбрана модель планирования, т.е. выбран вид функции (2.15) и записано уравнение, то остается спланировать и провести эксперимент для оценки числовых значений коэффициентов этого уравнения. План эксперимента, позволяющий вычислить коэффициенты линейного уравнения регрессии, называют планом первого порядка. План эксперимента, позволяющий вычислить коэффициенты полного уравнения регрессии -й степени, будет планом -го порядка. Каждый фактор меняется в определенном диапазоне , а фактически принимает ряд значений из этого диапазона. Общее число возможных экспериментов дается соотношением , (2.16) а при одинаковом значении фиксированных значений (уровней) для всех факторов (2.17) Эксперимент, при котором реализуются все возможные сочетания факторов, принято называть полным факторным экспериментом (ПФЭ). Из выражения (2.17) следует, что в многофакторных задачах при нескольких фиксированных уровнях факторов общее число экспериментов оказывается чрезвычайно большим. На практике обычно используют планы, предусматривающие фиксирование всех факторов на двух (планы ) или, существенно реже, на трех (планы ) уровнях. При составлении плана ПФЭ для каждого фактора выбирается нулевой (базовый) уровень , соответствующий центру эксперимента. Обычно, но не обязательно, он выбирается в центре диапазона варьирования: Выбирается шаг варьирования , характеризующий отклонение фактора от нулевого уровня. Эксперимент проводится при двух значениях факторов и : . Шаг варьирования выбирается на основе опыта и интуиции исследователя и обычно составляет . Для облегчения расчетов удобно провести нормировку факторов с помощью преобразования . При этом нижнее и верхнее значение фактора равны -1 и +1: . Расположение экспериментов при планировании показано на рис.2.9, а соответствующая матрица планирования приведена в табл.2.3. Строки матрицы соответствуют различным экспериментам, а столбцы значениям факторов. Для упрощения и унификации записи условий экспериментов и облегчения обработки данных в матрицах планирования обычно вместо -1 и +1 записывают: на нижнем уровне «-» и на верхнем уровне «+». Планирование позволяет определить четыре коэффициента уравнения регрессии. Модель может быть представлена в виде неполного квадратного уравнения, включающего свободный член, линейные эффекты и эффект двойного взаимодействия факторов . В табл.3.1 добавлен столбец фиктивной переменной , необходимый для оценки свободного члена . План, в котором число экспериментов равно числу определяемых коэффициентов, называется насыщенным. После реализации плана получают 4 уравнения с 4 неизвестными, их решение и даст оценку всех 4 коэффициентов уравнения регрессии . Рис.2.9. План эксперимента
Таблица 2.3 Матрица планирования полного факторного эксперимента для двух факторов
Пример. Одна из основных целей в теории эксперимента - это оптимальное использование факторного пространства. Проиллюстрируем идею на простом примере - задаче о взвешивании трех объектов A, B, C. Традиционно эксперимент проводится по следующей схеме:
где «+» - объект положен на весы; «-» - объект отсутствует на весах. Сначала проводится «холостое» взвешивание — определяется нулевая точка весов, затем по очереди взвешиваются все объекты. Это пример однофакторного эксперимента - здесь изучается поведение каждого фактора в отдельности. Вес определяется по результатам двух опытов: . Дисперсия результатов взвешивания: где — дисперсия ошибки взвешивания. Рассмотрим другую схему проведения эксперимента.
Вес каждого тела определяется по формулам:
В числители стоят элементы последнего столбца со знаками, указанными в соответствующих столбцах А, В, С. Мы видим, что при вычислении, скажем, веса А он входит в числитель два раза, и поэтому в знаменателе стоит число 2. Вес объекта А, вычисленный по приведенной выше формуле, оказывается неискаженным весами объектов В и С, так как вес каждого из них входит в формулу для веса объекта А дважды и с разными знаками. Дисперсия результатов взвешивания по новой схеме При новой схеме взвешивания дисперсия вдвое меньше, хотя в каждом случае выполнялось по четыре эксперимента. Увеличение точности эксперимента в два раза происходит по той причине, что в первом случае вес определялся по результатам двух экспериментов, во втором случае - по результатам всех четырех. Вторая схема эксперимента — многофакторная: здесь оперируют всеми факторами так, чтобы каждый вес вычислять по результатам всех опытов, проведенных в данной серии экспериментов.
Матрица ПФЭ обладает следующими свойствами: a) Свойство симметричности: алгебраическая сумма элементов вектор - столбца каждого фактора равна нулю (за исключением столбца, соответствующему свободному члену) , где i – номер фактора; j – номер эксперимента. b) Свойство нормирования: сумма квадратов элементов каждого столбца равна числу опытов . c) Свойство ортогональности; скалярное произведение всех вектор – столбцов (сумма почленных произведений элементов любых двух векторов – столбцов матрицы) равно нулю . d) Рототабельность матрицы, т.е все точки в матрице планирования подбираются так, чтобы точность предсказания значений параметра оптимизации была одинакова на равных расстояниях от центра эксперимента и не зависела от направления. Планы, для которых выполняется условие (с), называются ортогональными. Благодаря этому свойству резко уменьшаются трудности, связанные с расчетом коэффициентов уравнения регрессии. Поскольку результаты наблюдений носят случайный характер, то для повышения точности результатов целесообразно при каждом сочетании факторов проводить не один, а несколько экспериментов и в качестве выходного значения функции отклика принимать их среднее. План такого эксперимента для случая двух факторов и трех экспериментов приведен в табл.2.4.
Таблица 2.4
Порядок проведения всех (в данном случае 12-ти) экспериментов должен быть рандомизирован, т.е. определен с помощью таблицы случайных чисел, что позволяет исключить влияние временного дрейфа характеристик исследуемой системы. Делается это следующим образом. Выбирается произвольный участок таблицы случайных чисел, и последовательно просматриваются его строки или столбцы с любого места. Последовательность (очередность) проведения экспериментов назначается в соответствии с очередностью появления чисел 1, …,N при просмотре участка таблицы. Числа, большие по значению, чем номера экспериментов, пропускаются. Повторяющиеся числа учитываются лишь первый раз, а далее также пропускаются. Переход к планированию требует двукратного повторения планирования , причем в первом случае поддерживается на нижнем, а во втором на верхнем уровне (рис.2.10). Матрица планирования приведена в табл. 2.5.
Рис. 2.10. План эксперимента
Таблица 2.5 Матрица планирования полного факторного эксперимента для трех факторов
Модель может быть представлена в виде . И включает в себя свободный член, линейные эффекты, эффекты двойного взаимодействия и эффекты тройного взаимодействия. Аналогично можно построить матрицы планирования для задач большей размерности. При этом дважды повторяется планирование меньшей размерности , причем первый раз новый фактор берется на нижнем, а второй раз на верхнем уровне.
Для компактной записи плана эксперимента, а также отдельных экспериментов используются буквенное обозначение – код эксперимента. Каждому из варьируемых факторов сопоставляется буква латинского алфавита , и в буквенное обозначение выносятся буквы, соответствующие факторам, находящимся на верхнем уровне. Так, для факторов планирования код ab указывает на то, что на верхнем уровне заданы факторы и , а фактор находится на нижнем уровне. Код bc означает, что фактор находится на нижнем уровне, а факторы - на верхнем уровне. Для эксперимента, где все факторы заданы на нижнем уровне, используется обозначение (1). Полные факторные эксперименты и можно задать кодами (1), a, b, ab; (1), a, b, ab, c, ac, bc, abc.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |