КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система менеджмента безопасности и качества продуктов
Лекции № 2, 3
В пищевой промышленности всех стран все больше значение приобретает разработка и использование таких систем менеджмента, которые гарантировали бы безопасность продуктов питания для потребителя, а также обеспечивали бы необходимое и стабильное качество выпускаемой продукции.
Принципы менеджмента качества Основу для разработки, внедрения и развития результативной и эффективной системы менеджмента качества составляют 8 принципов менеджмента качества: Принцип 1 – Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Применение принципа «ориентация на потребителей» обычно приводит к: - изучению и пониманию потребностей и ожиданий потребителей; - обеспечению уверенности в том, что цели организации связаны с потребностями и ожиданиями потребителей; - передаче (распространению) информации о потребностях и ожиданиях потребителей по всей организации; - измерению удовлетворенности потребителей и последующим действиям, основанным на полученных результатах; - системному подходу к менеджменту отношений с потребителями; - обеспечению сбалансированного подхода при удовлетворении потребителей и других заинтересованных сторон.
Принцип 2 – Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. Применение принципа «лидерство руководителей» обычно приводит к: - учету потребностей всех заинтересованных сторон; - установлению ясных представлений о будущем организации; - установлению перспективных целей и задач; - созданию и поддержанию общих ценностей, справедливости и этических моделей поведения на всех уровнях организации; - установлению доверия и устранению страха; - обеспечению работников необходимыми ресурсами, их подготовке и представлению свободы действий в рамках их ответственности и подотчетности; - стимулированию, поощрению и признанию вклада работников.
Принцип 3 – Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. Применение принципа «вовлечение работников» обычно приводит к тому, что: - работники понимают важность своего вклада и своей роли в организации; - работники выявляют ограничения в своей деятельности; - работники признают существование проблем и свою ответственность за их решение; - работники оценивают свою деятельность на основе достижения поставленных перед ними целей и задач; - работники активно ищут возможности для повышения своей компетентности, знаний и опыта; - работники свободно делятся своими знаниями и опытом; - работники открыто обсуждают проблемы и дела.
Принцип 4 – Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Применение принципа «процессный подход» обычно приводит к: - систематическому определению видов деятельности, необходимых для достижения желаемого результата; - установлению четкой ответственности и подотчетности по управлению ключевыми видами деятельности; - анализу и измерению способности ключевых видов деятельности; - идентификации взаимосвязей между ключевыми видами деятельности внутри и между подразделениями организации; - концентрации внимания на тех факторах, которые будут улучшать ключевые виды деятельности организации – таких, как ресурсы, методы и материалы; - оценке рисков, последствий и влияние видов деятельности на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны.
Принцип 5 – Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют в результативности и эффективности организации при достижении её целей. Применение принципа «системный подход к менеджменту» обычно приводит к: - структурированию системы для достижения целей организации наиболее эффективным и результативным способом; - пониманию взаимозависимостей между процессами системы; - структурированным подходам, которые гармонизируют и интегрируют процессы; - обеспечению лучшего понимания ролей и ответственности, необходимых для достижения общих целей, и понижению за счет этого межфункциональных барьеров; - пониманию организационных возможностей и установлению требований к ресурсам до начала действий; - нацеленности и определению того, как следует осуществлять конкретные виды деятельности внутри системы; - постоянному улучшению системы посредством измерения и оценки.
Принцип 6 – Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. В настоящее время необходимость постоянного улучшения признана важным средством достижения и сохранения организацией конкурентоспособности. Улучшение должно быть заложено в структуру и характер организации, постоянное улучшение должно стать целью каждого в отдельности и организации в целом. Применение принципа «постоянное улучшение» обычно приводит к: - применению согласованного и распространенного по всей организации подхода к постоянному улучшению деятельности организации; - обучению работников методам и инструментам непрерывного улучшения; - созданию такой ситуации, когда постоянное улучшение продукции, процессов и системы становится целью каждого работника организации; - установлению целей, которыми следует руководствоваться при осуществлении постоянного улучшения, и измерений, с помощью которых будет отслеживаться это улучшение; - распознаванию (выявлению) и признанию улучшений.
Принцип 7 – Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Применение принципа «принятие решений, основанное на фактах» обычно приводит к: - обеспечению уверенности в том, что данные и информация являются достаточно точными и достоверными; - доступность данных для тех, кто в них нуждается; - анализу данных и информации на основе санкционированных (допущенных) методов; - принятию решений и мер, основанных на анализе фактов с учетом опыта и интуиции.
Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Применение принципа «взаимовыгодные отношения с поставщиками» обычно приводит к: - установлению взаимоотношений, которые обеспечивают баланс между краткосрочным выигрышем и долгосрочными соображениями; - объединению практического опыта и ресурсов с опытом и ресурсами партнеров; - идентификации и выбору ключевых поставщиков; - ясной и открытой коммуникации; - обмену информацией и планами на будущее; - созданию совместных видов деятельности по развитию и улучшению; - стимулированию, поощрению и признанию улучшений и достижений у поставщиков. Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство организации могло использовать их с целью улучшения деятельности организации.
Этапы внедрения СМК
Внедрение системы менеджмента качества представляет собой комплекс работ, который затрагивает различные аспекты деятельности организации. В связи с этим, внедрение системы менеджмента качества является достаточно трудной, длительной и трудоемкой задачей. Решение этой задачи, как правило, происходит в несколько этапов, основные из которых следующие: 1. Анализ существующей системы менеджмента в организации – на этом этапе определяется соответствие существующей системы менеджмента требованиям выбранного стандарта, и производится уточнение объема работ. Сбор исходных данных производится двумя методами – наблюдением и проведением интервью. Проведенный анализ позволяет более эффективно провести обучение сотрудников. 2. Обучение персонала – на этом этапе проводится обучение руководителей высшего и среднего звена и специалистов по качеству. Обучение позволяет овладеть простыми навыками организации работы по созданию системы менеджмента, определению процессов, разработке документации и организации ее внедрения в компании. Чрезвычайно важный этап, необходимый для выработки единого понимания и подхода к созданию системы менеджмента. 3. Разработка программы создания СМК – на данном этапе проводится разработка программы создания: системы с назначением ответственных и сроков выполнения работ. 4. Разработка документации – на данном этапе происходит разработка и внедрение документов в соответствии со сроками, установленными в «Программе создания системы менеджмента качества». 5. Проведение внутреннего аудита системы качества – основная цель этого этапа проверить работу системы качества предприятия перед консультационным аудитом. Дополнительными целями данного этапа будут являться; - обучение на практике специалистов предприятия по планированию, организации и проведению внутренних аудиторов. 6. Контрольная проверка действующей системы – позволяет определить степень готовности системы к сертификации. По результатам проверки консультант составляет отчет с указанием всех выявленных отклонений системы управления от требований выбранного стандарта с рекомендациями по их устранению. 7. Когда все мероприятия завершены, организация может подавать заявку в сертифицирующий орган на прохождение сертификации по стандарту. Орган сертификация – организация, аккредитованная соответствующими инстанциями, занимающаяся сертификацией систем менеджмента качества на соответствие стандартам международным стандартам. После того, как организация успешно пройдет сертификацию и получит сертификат соответствия требованиям выбранного стандарта работы по системе качества на этом не заканчиваются. Система качества должна поддерживаться в рабочем состоянии и должна непрерывно совершенствоваться. Это означает, что любые изменения в продуктах (услугах) организации, процессах или в самой системе должны оперативно анализироваться и фиксироваться в документации системы качества. Кроме того, для подтверждения результативности и эффективности работы системы качества организация должна проводить периодические внутренние аудиты. Такие аудиты должны проводиться в организации не реже, чем будут проходить наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации. Как правило, наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации проводятся один раз в год. Продолжительность разработки и внедрения СМК в Компании составляет от 8-ти до 15-ти месяцев, в зависимости от степени соответствия действующей в организации системы менеджмента качества требованиям выбранного стандарта, подготовленности персонала, размера организации, размещения производственных площадок и некоторых других факторов.
Международная организация по стандартизации ISO в 2005 году опубликовала стандарт ISO 22000:2005 «Системы менеджмента в области безопасности продовольствия – Требования для любых организаций в цепи поставок», который объединил требования стандарта ISO 9001: 2008 и принципы НАССР. ХАССП – система «Анализ Опасностей и Критические контрольные точки» (Hazard Analysis and Critical Control Points) – это предупреждающая система контроля, направленная на обеспечение безопасности продуктов питания. Она была разработана в 70-х годах в условиях строжайшей секретности для NASA в США. В начеле 90-х годов Европейский союз принял ее как самую безопасную систему питания в пищевых производствах. Цель – предотвращение и контроль опасных факторов, которые угрожают безопасности продуктов питания, от момента получения сырья до производства продукта и его реализации потребителю. Это не система отсутствия рисков, а система – для уменьшения рисков, вызванных возможными проблемами с безопасностью пищевой продукции. Стандарт ИСО 22000 может быть использован при создании системы менеджмента качества и безопасности в любой организации, которая напрямую или опосредованно вовлечена в продуктовую цепь; при этом ISO 22000 рассматривает продуктовую цепь как последовательность этапов и действий, включённых в производство, переработку, хранение и обращение пищевых продуктов и их ингредиентов, от первичного производства до конечного потребления. Особенностью международного стандарта ISO 22000:2005 является то, что он может быть применен к широкому кругу организаций. От производителей кормов, первичных производителей, изготовителей готовой пищевой продукции до транспортных и складских организаций и подрядчиков; магазинов розничной торговли и предприятий, осуществляющих услуги общественного питания совместно с производителями оборудования, упаковочных материалов, моющих средств, добавок и ингредиентов.
Системы менеджмента безопасности пищевой продукции Системы менеджмента безопасности пищевой продукции – это системы для разработки и осуществления скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией в целях обеспечения безопасности пищевой продукции. В настоящее время на территории России действуют два стандарта, устанавливающие требовании, к системам менеджмента безопасности для предприятий пищевой промыштеиности: ГОСТ Р 517054-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования» (введен в действие с 01.07.2001 г.) и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукция» (введен в действие с 01.01.2008 г.). ГОСТ Р ИСО 22000-2007 идентичный международному стандарту ISO 22000:2005) обеспечил унификацию требований к системам ХАССП (или в английской транскрипции HASSP – Hazard analysis and critical control points –Анализ рисков и критические контрольные точки) на международном уровне, их сближение с требованиями других международных стандартов на системы менеджмента. Самыми эффективными системами менеджмента безопасности являются те системы, которые разрабатываются и применяются в рамках структурированной системы менеджмента и интегрированы в общую управленческую деятельность предприятия. Это обеспечивает максимальную выгоду для предприятия, потребителей и всех заинтересованных сторон. Концепция ХАССП предусматривает систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность пищевой продукции, и основана на семи основных принципах: • проведение анализа возможных опасностей, которые сопряжены с производством продуктов питания, начиная с получения сырья до конечного потребления, включая все стадии жизненного цикла продукции; • определение критических контрольных точек (ККТ), где контроль действительно необходим для обеспечения уверенности в безопасности продукта; • установление критических пределов для каждой выявленной ККТ для подтверждения того, что безопасность продукта находится под контролем; • разработка системы мониторинга за контролем на ККТ, т.е. определение действий по мониторингу, частоты наблюдений, ответственных за проведение, процедур по регулированию процесса и обеспечения контроля; • определение корректирующих действий, которые должны быть предприняты в случае, когда мониторинг показывает, что ККТ вышла из-под контроля; • разработка процедур проверки, поддерживающие систему в рабочем состоянии и гарантирующих эффективность ее работы; • ведение записей и документации по всем процедурам для того, чтобы продемонстрировать, что система работает под контролем и, что для всех отклонений в ККТ предпринимаются корректирующие действия. В ГОСТ Р ИСО 22000-2007 заложены такие системные принципы, как лидерство руководства, обеспечение осведомленности сотрудников, эффективный обмен информацией с поставщиками, клиентами и потребителями. Детально разработаны требования к обеспечению прослеживаемое продукции, управлению небезопасной продукцией, готовности к чрезвычайным ситуациям и инцидентам вплоть до отзыва продукции с рынка, что полностью согласуется с требованиями федерального закона «О техническом регулировании».
Последовательность действий при разработке и внедрении системы менеджмента безопасности пищевой продукции: • разработать и утвердить политику с обязательствами высшего руководства в отношении безопасности продукции; • назначить группу безопасности продукции для разработки и поддержания системы менеджмента безопасности; • установить обмен информацией с поставщиками, потребителями и регулирующими органами для гарантии достаточной информированности относительно аспектов безопасности продукции для всех потребителей; • установить внутренний обмен информацией для своевременной актуализации информации о требованиях к продукции, условиях производства, управлении персоналом, внешних регламентирующих требованиях; • описать готовую продукцию, сырье, вещества и материалы, входящие в состав или в контакт с продукцией; • идентифицировать и оценить все биологические, химические и физические опасности, а также соответствующие меры управления при их возникновении для каждого вида продукции процесса; • разработать процедуру анализа и управления потенциальными чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями, которые могут воздействовать на безопасность продукции; • разработать блок-схемы процессов с указанием мест и периодичности контроля; • разработать схемы расположения, отображающие физический поток сырья, промежуточной продукции, готовой продукции и движение персонала относительно оборудования; • разработать процедуру по соблюдению санитарно-гигиенических требований; • разработать действия при превышении критических пределов в критических контрольных точках; • разработать процедуру управления потенциально опасной продукцией для гарантии невозможности ее поставки потребителю; • разработать процедуру отзыва у потребителей несоответствующей продукции; • разработать процедуру управления устройствами для мониторинга и измерений; • разработать процедуру по управлению технологическим оборудованием; • разработать процедуру планирования и осуществления внутренних проверок системы менеджмента безопасности. Успех разработки и внедрения системы менеджмента безопасности пищевой продукции напрямую зависит от желания и установок руководства каждого конкретного предприятия, независимо от его размеров и форм собственности. Если руководство видит себя и свое предприятие в пищевом бизнесе на долгие годы, все решаемо. Те затраты, которые потребуются на внедрение системы менеджмента безопасности, с лихвой окупятся за счет минимизации риска «потери лица» предприятием перед своими потребителями. А это приобретает все большее значение в условиях ужесточения конкуренции на рынке.
Система менеджмента безопасности пищевой продукции позволяет предприятию: - усовершенствовать систему управления предприятием и качеством продукции; - повысить качество и конкурентоспособность своей продукции; - получить документально подтвержденную уверенность относительно безопасности продукции, что особо важно при участии в судебных разбирательствах и страховании рисков; - повысить доверие потребителей к продукции и стабильности ее качества; - открыть новые возможности по выходу на новые и расширению существующих рынков сбыта; - более экономно использовать ресурсы для управления безопасностью; - улучшить экономические показатели деятельности предприятия; - повысить дисциплинированность и ответственность персонала; - упростить процедуру получения сертификатов на соответствие требованиям технических регламентов; - получить преимущество в тендерах и конкурсах; - повысить степень доверии со стороны представителей надзорных органов. Вложенные средства быстро окупаются, так как на предприятии появляется стройная система, позволяющая не только гарантировать качество и безопасность выпускаемой продукции, но и оптимизировать производство, тем самым выявляя и уменьшая неоправданные затраты.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |