КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О т р е д а к т о р о в
М., 2000 Лекции по общей психологии Леонтьев А.Н.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).
СОДЕРЖАНИЕ
От редакторов. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Лекция 1. Психические явления и жизненные процессы. Лекция 2. История развития взглядов на психические явления. Лекция 3. Становление психологии как самостоятельной науки. Лекция 4. Кризис в психологии. Предпосылки возникновения объективной психологии. Лекция 5. Проекты создания марксистски ориентированной психологии: К.Н.Корнилов и Л.С.Выготский. Лекция 6. Проблема возникновения психики. Раздражимость и чувствительность. Лекция 7. Предметная деятельность как основание психики. Лекция 8. Возможности изучения психики животных. Лекция 9. Видовое и индивидуально приобретенное поведение. Стадия сенсорной психики. Лекция 10. Развитие деятельности животных. Перцептивная психика и интеллект. Лекция 11. Формы психического отражения у человека. Лекция 12. Особенности строения человеческой деятельности. Лекция 13. Язык и сознание. Лекция 14. Структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.
ВОСПРИЯТИЕ
Лекция 15. Общее представление о восприятии. Лекция 16. Ощущения и реальность. Органы чувств. Лекция 17. Развитие и функционирование сенсорных систем. Лекция 18. Образ мира. Лекция 19. Восприятие как деятельность. Лекция 20. Тактильное восприятие. Лекция 21. Зрительное восприятие. Лекция 22. Движения глаз и зрительное восприятие. Лекция 23. Категориальность и предметность восприятия. Лекция 24. Слуховое восприятие. Лекция 25. Звуковысотный слух.
ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ
Лекция 26. Феноменология внимания. Лекция 27. Непроизвольное и произвольное внимание. Лекция 28. Механизмы внимания. Лекция 29. Теория внимания Н.Н.Ланге. Лекция 30. Виды и явления памяти. Лекция 31. Ответы на вопросы. Лекция 32. Исследования произвольного запоминания. Лекция 33. Опосредствованное запоминание. Лекция 34. Память и деятельность.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Лекция 35. Виды мышления. Мышление и чувственное познание. Лекция 36. Мышление и деятельность. Лекция 37. Генезис человеческого мышления. Лекция 38. Мышление и речь. Лекция 39. Виды и трансформации речи. Лекция 40. Понятие. Развитие обобщений в онтогенезе. Лекция 41. Проблема целеобразования. Лекция 42. Творческое мышление.
МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ
Лекция 43. Потребности: биологический аспект. Лекция 44. Фундаментальные потребности. Производство потребностей. Лекция 45. Проблема классификации потребностей. Мотивы. Лекция 46. Мотивация и целеобразование. Лекция 47. Смыслообразуюшая функция мотива. Лекция 48. Эмоциональные явления. Аффекты. Лекция 49. Выражение эмоций. Эмоции, настроения, чувства. Лекция 50. Проблема воли. Лекция 51. Индивид и личность. Лекция 52. Некоторые вопросы формирования личности.
Примечания.
Предлагаемая вниманию читателя книга содержит уникальный материал — не публиковавшийся ранее текст устных лекций по общей психологии, прочитанных крупнейшим отечественным психологом XX века Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903—1979). Лекции читались на факультете психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в 1973—1975 гг. В них представлены все основные разделы традиционного курса общей психологии для студентов психологических факультетов и отделений: «Введение в психологию» (лекции 1 — 14), «Психология познавательных процессов» (лекции 15—42), «Психология личности» (лекции 43—52). При подготовке лекций к публикации мы столкнулись с рядом трудностей. Одни лекции сохранились только в машинописном варианте с некоторыми пропусками, которые не всегда могли быть восполнены по контексту, другие существовали только в виде магнитофонных записей, и не всегда качество этих записей позволяло полностью идентифицировать текст. Если же текст лекций сохранился в двух вариантах — магнитофонном и машинописном — эти варианты могли настолько отличаться друг от друга, что требовалась специальная работа по согласованию обоих текстов. Мы стояли перед сложным выбором меры редактирования текстов, колеблясь между необходимостью, с одной стороны, максимально сохранить аутентичное авторское слово, и, с другой стороны, сделать текст лекций максимально четким и доступным для понимания. Учитывая, что данная книга ценна не только и не столько как исторический документ, сколько как учебное пособие для сегодняшних студентов (и не только студентов), мы прояснили содержание высказываний (там, где это содержание для нас очевидно), устранили повторы и некоторые отклонения в сторону, добавили ссылки на некоторые литературные источники. В остальном текст при публикации был подвергнут минимальной правке, и особенности устной речи А.Н.Леонтьева намеренно сохранены. Необходимые редакторские комментарии по тексту даны в угловых скобках (< >). Мы также дали краткое заглавие каждой лекции в соответствии с ее основным содержанием, чтобы облегчить читателю ориентировку в книге. В результате нам удалось собрать практически все лекции А.Н.Леонтьева по курсу общей психологии. Они, на наш взгляд, представляют интерес для читателей потому, что дают возможность ознакомиться с деятельностной трактовкой проблем и закономерностей общей психологии, как говорится, «из первых рук». А своеобразное построение устной речи, диалоги с аудиторией и прочие «шероховатости» придают тексту особую убедительность. Основная техническая работа по расшифровке магнитофонных записей была выполнена Д.Г.Половневым и А.И.Чекалиной, которым редакторы выражают свою благодарность. Отдельной благодарности заслуживает институт «Открытое общество», без финансовой поддержки которого подготовка издания растянулась бы на многие годы. Д.А.Леонтьев, Е.Е.Соколова
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |