Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Банки знаний




 

Описанные выше два вида АБИ — банки данных и банки документов хотя значительно отличаются по принципам функционирования, способам организации информационных массивов и др., но схожи в используемой технологии решения задач на ЭВМ. Характерной чертой этой уже ставшей традиционной информационной технологии является использование посредников в решении задач конечными пользователями на ЭВМ. На рис. 2. показана схема реализации указанной информационной технологии решения задач на примере автоматизированного банка данных.

 

 

Администратор банка, анализируя предметную область и предметную среду, как указывалось выше с помощью системного программиста создаёт базу данных — своеобразную модель предметной области. При этом определяет режимы функционирования банка данных, санкционирует доступ различных пользователей к базам данных, консультирует прикладных программистов по вопросам эксплуатации.

Конечные пользователи, обозначенные на рис. 2 через КП, непосредственной связи с ЭВМ не имеют и общаются лишь с одним из специалистов банка данных — аналитиком (часто его ещё называют программистом-аналитиком).

Основная функция аналитика состоит в переводе задачи конечного пользователя, описанной на его неформализованном профессиональном языке, на язык математических методов и моделей (формализация задачи). Иначе говоря, его функция сводиться к разработке алгоритма решения задачи, являющегося исходным представлением задачи для специалиста следующего уровня — прикладного программиста. Этот специалист на основе полученного алгоритма разрабатывает прикладную программу, вводит её в ЭВМ и получает с помощью этой программы решение искомой задачи. Полученный результат (в виде распечатки) поступает к аналитику, который даёт интерпретацию решения задачи на языке, понятному пользователю.

В описанной здесь технологии решения задачи на ЭВМ пользователь, как правило, удалён от ЭВМ. Вовлечение посредников (аналитика и прикладного программиста) между пользователем и ЭВМ в процесс решения задачи приводит к снижению эффективности основной работы пользователя, к увеличению времени решения задачи, к ошибкам и искажениям в постановке задачи, её решении и интерпретации. Для устранении этих недостатков необходимо было исключить названных посредников между пользователем и ЭВМ из технологической цепочки решения задач, на что и направлена новая информационная технология, основной цепью которой является обеспечение возможности работы конечного пользователя непосредственно с банком информации через терминал ЭВМ.

Для реализации этой идеи требуется установить между терминалом пользователя и банка информации другого посредника — интеллектуальный интерфейс (рис 3). Он представляюет собой программно-алгоритмический комплекс, который должен автоматизировать основные функции аналитика, связанные как с его общением с пользователем (при анализе постановки задачи и интерпретации решения), так и с переводом описания задачи на формализованный язык алгоритмов. Функции прикладного программиста выполняет в этом случае интеллектуальный интерфейс на основе библиотеки программных модулей, из которых синтезируются прикладные программы, обеспечивающие решение поставленной информационной задачи конечного пользователя.

Обычно интеллектуальный интерфейс (ИИ) представляет собой комплекс программ. В состав ИИ входит диалоговый (или лингвистический) процессор, база знаний, планировщик и монитор. Чтобы ИИ мог выполнить возлагаемые на него функции по общению с пользователем, “пониманию” поставленной задачи, синтезу программы, обеспечивающей решение этой задачи и представлению полученных результатов в виде, удобном для восприятия, нам необходимо предоставить в ИИ следующую информацию:

— знания о закономерностях, существующих в предметной области, позволяющие выводить новые факты (имеющие место в данном состоянии предметной области, но незафиксированные в базе данных в явном виде);

— знания о той проблемной среде, в которой работает конечный пользователь;

— знания о структуре и содержании базы данных;

— знания (лингвистические), обеспечивающие “понимание” входного языка.

Последний вид информации — знания о языке — обычно хранится прямо в диалоговом процессоре, Знания о предметной области и проблемной среде хранятся в базе знаний, которая может быть физически реализована различными способами. База знаний может иметь большой объём памяти и специальные средства для работы с хранимыми в ней сведениями. Таким образом, под банком знаний будем понимать АБИ, имеющий в своём составе интеллектуальный интерфейс обеспечивающий непосредственное взаимодействие конечных пользователей с вычислительной системой.

 

Наиболее общая структура банка знаний приведена на рис. 4. Диалоговый процессор переводит сообщение пользователя с естественного языка во внутреннее представление. Формализованное описание исходной задачи поступает на вход планирующей системы (планировщика), который и преобразует это описание в рабочую программу. Планировщик представляет собой специальный комплекс программ во время своей работы постоянно контактирующий с базой знаний. Из этой базы он получает, во-первых, информацию о проблемной среде и и способах решения тех или иных задач и во-вторых, информацию о том, как составляются рабочие программы, сведения о возможностях автоматического синтеза программ из набора базовых программных модулей, имеющихся в базе знаний.

Из баз данных через СУБД получается вся необходимая информация для выполнения синтезированной прикладной программы. Данные, получаемые из БД, выступают в этом случае как входные аргументы прикладной программы.

Синхронизация взаимодействия (упрвление всем этим комплексолм программ) осуществляется программным блоком-монитором (управляющее воздействия показаны на на рисунке пунктиром).

При отсутствии необходимой информации в БД и БЗ знания качественного характера могут быть полученны с помощью подсистемы пополнения знаний. Кроме того, она обеспечивает автоматической пополнение и модификацию заний исходя из результатов взаимодействия с конечным пользователем, т.е. в соответствии с изменением проблемной среды.

В настоящие время известны следуюшие виды банков знаний: 1) интелектуальные информационные системы, позволяющие на основе интелектуализации повысить эффективность использования банков документов и банков данных; 2) интелкетуальные пакеты прикладных программ, позволяющие конечному пользователю решать задачи по их словестным описаниям и исходным данным без програмирования процесса решения задач; 3) экспертные системы, имитирующие поведения экспертов при принятии решений в отдельных узкоспецализированных облостях знаний.

Интелектуальные инфомационные системы представляют собой развитие традиционных банков документов и банков данных на основе использования интелектуального интерфейса. Среди отечественных систем этаго вида известность получили системы ДИПЛОС (диалоговая информационно-логическая система), ПОЭТ (программа обработки экономических текстов), ЗАПСИБ (запрос к справочно-информационной базе). Интелектуальные пакеты прикладных программ накапливают значения в виде модулей, алгоритмов и процедур. Испрльзование механизмов адаптации моделей к новым знаниям позволяет на основе хранения информации в сжатом виде оперативно получать решение задач пользователя.

Одним из наиболее новых видов АБИ являбтся экспертные системы, к появлению которых в последние время также привели успехи в области искуственного интелекта. Основная задача в этом случае состоит в оказании помощи специалистамна использовании знаний о предметной области, полученных из самых разнообразных источников: книг,статей, научно-технической документации, от экспертов-специалистов и т.п. В экспертных системах храниться информация, обощая коллективный опыт, накопленный в некоторой проблемной области, например в медецине, ремонтном обслуживании сложной аппаратуры, геологии и др. Такие экспертные системы используются в виде автоматизированных “консультантов” специалиста, обращающегося за помощью к экспертной системе. Таким специалистом может быть молодой врач, испытывающий затруднение в установлении диагноза болезни по совокупности не известных ему семптомовю Экспертная система должна дать ему “совет” в установлении диагноза и объяснить непонятное для него явление.

Общая структура экспертной системы приведена на рис. 5. Поиск информации в базе знаний (БЗ) для консультации по запросу пользователяосуществляет планировщик. Однако если специалисту сообщить лишь конечный результат поиска (например предпологаемый диагноз заболевания), то он просто так может и не поверить машинному “совету”.Ему необходимо самому убедиться в обоснованности выводов, полученных машиной. Для этого в структуру экспертной системы включена подсистема объяснения,каторая следит за работой планировщика, четко фмксирует все принятые им при альтернативных выборах соображения и выдаёт их в удобной для пользователя формес целью объяснения о обоснования полученных выводов.

На рис. 5 кроме входа для конечного пользователя (КП) предусмотрен ещё один вход для экспертной системы (Э — эксперт), который представляет собой либо либо канал ввода информации, либо информационный вход для ввода текстов из книг и других источников, хранящих нужные сведения. Поэтому диалоговый процессор (ДП) в экспертных системах для обслуживания КП и эксперта должен иметь различные средства, так как их цели и языки общения различны.

В АБИ, соответствующих первым двум концепциям, большое внимание уделялось эффективному использованию ЭВМ. В АБИ, реализующих концепцию базы знаний, повышение эффективности информационного обслуживания пользователей АБИ связано стем, насколько эффективно использованонепосредственное взаимодействие КП с АБИ.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.