Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория естественного права допускает свое обоснование и с религиозных позиций, смыкаясь с теологической теорией происхождения права




Действительно, если естественные права принадлежат человеку от рождения, то они могут иметь и божественное происхождение. Иными словами, их человеку дарует не общество, не государство, а то самое божественное начало, которое, по религиозному мировоззрению, сотворило и самого человека.

В теологической теории, особенно со времен Фомы Аквинского (XII—XIII века), утверждается о существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права.

Система законов Ф. Аквинсокго:

- вечный закон – сам божественный разум, управляющий миром;

- естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом (законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода);

- человеческий закон – закон нужен, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный

- божественный закон – Библия.

В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом. Вот как об этом, например, говорится в Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его».

5. В отличие от естественно-правовой и теологической теорий историческая школа права обращается к реальным процессам возникновен ия права. Она сложилась в первой половине XIX века в Германии. В работах К. Савиньи (ставшего впоследствии министром юстиции прусского короля), Г.Гуго основное внимание уделялось обычному праву, множеству локальных правовых систем тогдашней Европы. Н.М. Коркунов поддержал.

Согласно этим авторам, право не создается законодателями, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. «Ученые-правоведы должны уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство. Право, по Савиньи, — продукт развития народного духа.

Следует признать, что историческая школа права стояла на позициях историзма, правильно утверждала, что право — объективный результат исторического развития. Весь вопрос заключается лишь в том, что же понимать под «народным духом», т.е. что является первопричиной этого развития.

Савиньи и в его лице исторической школе права со стороны отечественной теории права на предыдущем этапе «доставалось» прежде всего за то, что он якобы в понятие «духа» вкладывал националистические и мистические мотивы. Однако современная оценка исторической школы права должна быть освобождена от такой вульгаризаторской критики. Историческая школа права — крупное продвижение теоретико-правовой мысли в изучении происхождения права. Она уловила роль и значение глубинного этнокультурного пласта при возникновении права и особенности этого процесса у разных народов. Хотя, разумеется, перенос, «первопричины» из сферы хозяйственно-трудовой, культурно-бытовой жизни общества в сферу «духа», «общественного сознания» «является всей той же гиперболизацией отдельных сторон сложного процесса происхождения права и должен быть критически отвергнут.

6. Марксистская теория происхождения права, основываясь на правильном материалистическом подходе к этому процессу, вместе с тем преувеличивает связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Именно в рамках этой теории утверждалось, что право — ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права. Тем самым исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества, насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права («функция насилия», о которой речь шла выше).

В марксистской теории утверждается, что классовый характер норм права, вытеснивших собой старые родовые обычаи, выражен ярко и открыто. С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и образованием государства появились правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения.

Все это, разумеется, имело место в реальности и может подтверждаться примерами из истории народов и государств. Но и преувеличение этих процессов, затушевывание иных, более глубинных и общих факторов правообразования является искажением действительности, уходом от познания и объяснения общесоциальных закономерностей происходения права. Однако перечеркнуть на этом основании все достижения марксистской теории происхождения права также было бы неверно. Принцип историзма, подход к появлению права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами, ряд других положений — все это, несомненно, является большим продвижением теоретико-правовой мысли и на этом, марксистском направлении.

Вопросы для самопроверки:

  1. Выделите социально-экономические и политические причины возникновения государства и права.
  2. Каковы основные пути возникновения государства и права?
  3. Как соотносятся государство и право?
  4. Выявите эволюцию форм социального регулирования.
  5. Назовите закономерности происхождения права.
  6. Какие основные теории происхождения права вы знаете? Дайте им общую характеристику.

Тема 7. СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА (2 часа)

 

Цель: проанализировать сущность, признаки, принципы и функции права.

1. Сущность как главная, качественная основа права. Содержание права. Сущность как выражение классового интереса, компромисса, общей воли, регулятивной и охранительной основы права. Сущность как мера свободы и справедливости.

2. Основные признаки права. Историческая ценность права.

3. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права.

4. Функции права

Основные понятия: сущность, содержание, признаки, принципы права, общая воля, справедливость, нормативность, формализованность, законность, презумпция невиновности, состязательность сторон, институциональность, общие обязанности, объективность.

 

Литература

Алексеев С.С. Теория права. Изд-во 2-ое, перераб. и доп. - М., 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.