Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Императивный (категорический, властный) – способ воздействия, недопускающий отступления от правовых предписаний

Особенности императивного метода:

1. Жесткая регламентация поведения участников

2. Неравноправное положение

3. Отношения власти и подчинения.

 

2. Диспозитивный (автономный) – способ воздействия, представляющий субъектам права возможность урегулировать отношения между собой самостоятельно в переделах, определенных законом.

Особенности диспозитивного метода:

1. Относительная свобода поведения

2. Равное положение участников

3. Способность самостоятельно выбрать вариант поведения.

Дополнительные методы:

1. Рекомендательный – способ воздействия, предлагающий субъектам права наиболее целесообразный вариант поведения.

2. Поощрительный – способ воздействия, стимулирующий социально полезное, активное поведение путем поощрения.

Ряд авторов (С.С. Алексеев, А.В. Наумов) к числу методов правового регулирования относят:

- дозволение - предоставление права на определенное поведение, например на необходимую оборону;

- обязывайте - возложение обязанности совершить определенные действия, например уплатить налоги;

- запрещение - наложение запрета на совершение определенных действий, например на похищение чужого имущества.

Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:

- специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового метода является "вертикальный" характер взаимного расположения субъектов отношений, которые находятся в состоянии власти и подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, однопорядковые позиции;

- той или иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В административном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве – из договора, в гражданско-процессуальном праве – по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо государственных органов;

- особых способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и иными способами;

- санкций, способов и процедур их применения. Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций.

Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

В то же время было бы неверным полагать, что метод формируется законодателем произвольно, по его усмотрению. В конечном итоге своеобразие метода определяется предметом правового регулирования. Так, в приводившихся выше примерах метод закрепления "вертикального" взаиморасположения участников отношений, урегулированных административным правом, явно произведен от характера существующих отношений в сфере государственного управления, то есть от предмета административного права. Зависимость метода от предмета регулирования можно продемонстрировать и на примере уголовного права: крайняя опасность преступного поведения, необходимость охраны правопорядка диктуют такие своеобразные черты метода уголовного права, как его строго обязывающий (императивный) характер, ответственность преступника перед государством.

Все отрасли права, прежде всего, делятся на материальные и процессуальные. Материальные регулируют права и обязанности субъектов (уголовное, гражданское, трудовое право и т.д.). Процессуальные - порядок производства по уголовным и гражданским делам. Материальные и процессуальные отрасли права находятся в двусторонней и взаимной связи: первые, определяя правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений, вторые - закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права. В форме уголовного процесса реализуются только нормы уголовного права, а в форме гражданского процесса разрешается большинство конфликтов, возникающих в области не только гражданского, но и семейного, трудового, земельного права.

В белорусской системе права в настоящее время можно выделить следующие отрасли:

- Конституционное право - отрасль права, нормы которой закрепляют основы государственного и общественного строя, порядок формирования и компетенцию органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

- Административное право - отрасль права, которая регулирует отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

- Финансовое право - совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распределению государственных финансов.

- Земельное право - отрасль, которая регулирует отношения, складывающиеся по поводу владения, пользования и распоряжения землей.

- Гражданское право - совокупность норм, регулирующих имущественные и некоторые личные неимущественные отношения.

- Трудовое право - объединяет нормы, которые регулируют отношения рабочих и служащих с предприятиями и учреждениями.

- Экологическое право - регулирует общественные отношения в сфере освоения и использования окружающей природной среды.

- Семейное право - система норм регулирующих брачно-семейные отношения.

- Уголовное право - отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений.

- Уголовно-исполнительное право - отрасль, которая регулирует условия и порядок назначения и отбывания наказания: виды исправительных учреждений и порядок их функционирования, права и обязанности осужденных и др.

- Уголовно-процессуальное право - совокупность норм, регулирующих порядок производства по уголовным делам.

- Гражданско-процессуальное право - отрасль права, регулирующая порядок процессуальных действий по гражданским делам. Например, подобной системы права придерживается Высшая аттестационная комиссия по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий.

Система права Республики Беларусь динамично развивается, а следовательно появляются новые отрасли права такие как жилищное, авторское, избирательное и д.р. В скором будущем планируется разработка новых отраслей права, например, компьютерное право. На современном этапе в системе права появляются новые вопросы, требующие решения, такие как проблема эвтаназии, смертной казни и др.

Кроме отраслей и институтов в структуре права принято выделять две большие группы: частное и публичное право, соответствующие природе отношений между личностью и государством. Такое деление было введено еще римскими юристами, создавшими классическую модель частного права. тесная устойчивая связь между отраслями публичного и частного права, которую впервые обосновал древнеримский юрист Ульпиан (170–228 гг.). По его мнению, публичным правом является все то, что относится к положению государства. В частное право входит все то, что составляет пользу отдельных лиц.

Система частного права – это система права, которая регулирует отношения между частными лицами, преследуя при этом частный интерес. Положения системы частного права могут быть изменены соглашением сторон, здесь всегда присутствует равенство сторон (семейное право, гражданское право, трудовое право). Частное право - совокупность юридических норм, основанных на соглашениях сторон, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Система публичного права – это система права, которая регулирует отношения между частными лицами и государством, или между государственными органами и юридическими лицами. В данном случае преследуется общий (государственный) интерес, положения публичного права не могут быть изменены соглашением сторон (конституционное право, уголовное право, административное право, налоговое право). Публичное право - это совокупность юридических норм императивного характера, закрепляющих интересы государства.

Критериями разграничения частного и публичного права являются;

- характер интересов, защищаемых правом: частное право призвано регулировать частные интересы, публичное - общественные, государственные;

- предмет правового регулирования: частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному - неимущественные;

- метод правового регулирования: в частном праве господствует метод
координации, в публичном - субординации;

- субъектный состав: частное право регулирует отношения частных лиц между собой, публичное - частных лиц с государством либо между государственными органами.

Особенности современной белорусской системы права обусловлены как изменениями последнего десятилетия, так и тем наследием, которое ей досталось от советского этапа развития нашей страны. Разделение права на публичное и частное в социалистическом обществе не поддерживалось, ибо, как утверждалось, социализм не знает противоречий между личностью и обществом, между частным и публичным. Однако в последние годы наше правоведение признает, что различение частного и публичного права является необходимой предпосылкой для установления пределов вторжения государственных интересов в сферу частного права, поскольку преобладание публичного права над интересами граждан, которое имело место в теории советского права, привело к неоправданному администрированию и нарушению прав личности. В настоящее время в правовой системе Беларуси все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и т.д.

Система права включает в себя и иные крупные блоки, например блок внутригосударственного (национального) права и блок общепризнанных принципов и норм, а также блок международного права.

Институты права

Институт права - это совокупность юридических норм, входящих в соответствующую отрасль права и регулирующих определенный вид общественных отношений.

Институт права - гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль уголовно-процессуального права включаются институты возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, применения мер пресечения и т.д. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.

Юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт служат три признака:

1) юридическое единство правовых норм. Как целостное образование юридический институт характеризуется единством содержания, которое выражается в общих положениях, правовых принципах или совокупности используемых правовых понятий, единстве правового режима регулируемых отношений либо иным способом;

2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений. Правовой институт включает в себя различные виды правовых норм. Это могут быть дефинитивные, управомочивающие, обязывающие, запрещающие и иные нормы права, которые в комплексе содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отноше-

ний. Вследствие этого каждый правовой институт является уникальным, выполняет только ему присущие функции и не дублируется другими структурными компонентами системы права;

3) обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов, других нормативно-правовых актов. Логическая последовательность и совершенство закона предполагают такую дифференциацию его содержания, которая определяется качественной обособленностью той или иной совокупности норм. А эта качественная обособленность как раз и охватывается понятием правового института.

Обычно правовой институт – это сравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. В то же время отдельные так называемые смешанные институты могут содержать нормы, характерные для разных отраслей права. Например, институт, устанавливающий ответственность за совершение дисциплинарных проступков, относится к сфере трудового права. В основе института лежат властные полномочия администрации предприятия, ее право налагать дисциплинарные взыскания на виновных работников. Однако трудовые споры по поводу наложения подобных взысканий могут рассматриваться в судебном органе по правилам гражданско-процессуального законодательства, то есть другой отрасли права.

Наличие смешанных институтов объясняется тем, что однородность регулируемых отраслью права отношений является отнюдь не стерильной. В ней всегда (в одних случаях больше, в других – меньше) присутствует некоторое количество иных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению. Так, в гражданском праве неизбежно присутствуют нормы конституционного, административного, финансового и иных отраслей законодательства. В трудовом праве – нормы конституционного, административного, гражданского и гражданско-процессуального законодательства.

Институты права можно классифицировать по следующим основаниям:

- По характеру предписаний институты подразделяются на материальные (институт найма) и процессуальные (исковое производство).

- По функциональной роли - на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к административной ответственности).

По связи с элементами системы права – отраслевые (нормы 1 отрасли) и комплексные (нормы различных отраслей)

Институты права могут складываться в подотрасль права, представляющую собой систему однородных институтов определенной отрасли права. Так, авторское, жилищное, изобретательское право являются подотраслями гражданского права; доказательственное право - подотрасль уголовно-процессуального права; муниципальное - подотрасль административного права и т.д.

 

Вопрос 3 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Долгое время понятия «система права» и «система законодательства» отождествлялись. В настоящее время большинство правоведов рассматривают систему законодательства в качестве самостоятельной категории.

Система права, как было рассмотрено выше, характеризует внутреннее строение права, содержание которого образуют отрасли, подотрасли права, институты, нормы права и связи между ними.

Система законодательства - это совокупность действующих законов и подзаконных актов, то есть представляет собой внешнюю форму выражения права.

Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям:

1) первичным элементом системы права является норма права, первичным же элементом системы законодательства - нормативно-правовой акт;

2) система права выступает в качестве содержания, система законодательства - в качестве внешней формы права;

3) система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, а система законодательства, как правило, субъективна, зависит от законодателя;

4) система права имеет первичный характер, она является основой системы законодательства, система законодательства - вторична, производна от системы права;

5) система права имеет только горизонтальное строение (отрасли - институты - нормы права), система законодательства - еще и вертикальное (конституционные, федеральные, местные законы и подзаконные акты различаются по юридической силе);

6) система права и система законодательства различаются между собой и по объёму: с одной стороны, система законодательства не охватывает всей системы права, поскольку оно может выражаться не только в правовых нормах, но и в правовых обычаях, прецедентах, договорах, а с другой стороны, включает в себя не только нормативно-правовые акты, но и иные элементы - преамбулы, программные положения, названия разделов, глав, статей и т.п.

Несовпадение системы права и системы законодательства имеет важное практическое значение. Так, систематизация законодательства осуществляется только при наличии сложившейся системы права, например появлению кодексов предшествовало образование соответствующих отраслей права. Система права оказывает существенное влияние не только на систему законодательства, но и на систему юридических наук и учебных дисциплин: как правило, каждой отрасли права соответствует своя отраслевая наука и одноименная учебная дисциплина.

Некоторые ученые пытаются решить проблему, соотношения отраслей права и отраслей законодательства через отрицание деления права на отрасли. Например, Р.3. Лившиц считает, что система права - это идеи, нормы и отношения, а система законодательства - это составляющие его отрасли.

Однако подобное упрощение не соответствует объективному существованию сложившейся системы права


Система права Система законодательства
Внутренне содержание права Внешне выражение
Состоит из отраслей Состоит из НПА
Первичный элемент - норма Первичный элемент – статья НПА
Связана с системой общественных отношений Связана с волей законодателя
содержание форма
Имеет горизонтальное построение Горизонтальное и вертикальное построение
Система права – база для системы законодательства

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое система права?

2. Дайте определение системы законодательства.

3. Чем система права отличается от системы законодательства?

4. Чем система права отличается от правовой системы?

5. Назовите признаки системы права.

6. Выделите структурные элементы системы права.

7. Что лежит в основании построения системы права?

8. Что такое предмет правового регулирования?

9. Что такое метод правового регулирования?

10. Как предмет связан с методом правового регулирования?

11. Назовите основные методы правового регулирования.

12. Что такое норма права, правовой институт, подотрасль права, отрасль права?

13. Приведите примеры нормы, института, подотрасли и отрасли права Республики Беларусь.

14. Дайте общую характеристику основных отраслей права Республики Беларусь.

15. Что такое материальное и процессуальное право, каково их соотношение?

16. Дайте определение публичного и частного права.

17. Дайте определение объективного и субъективного права.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система права и правовые системы | Вопрос 1
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.