Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XII – XIII века

Киевская Русь или Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.

 

Проблема возникновения государственности

 

В историографии долгое время существуют две гипотезы образования «древнерусского государства». Согласно норманской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями ПВЛ Н. М. Карамзин. Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов.

 

Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западно-славянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

 

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано; предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались всерьёз ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — достаточно распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии.

 

Вопросы о том, был ли Рюрик основателем княжеской династии, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной отечественной исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.

 

Образование Киевской Руси

 

Киевская Русь (Древнерусское государство) возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях славянских племен — полян, древлян и северян в Среднем Поднепровье. Основателями Киева и первыми правителями племени полян летописная легенда считает братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине Iтысячелетия н. э. на месте Киева существовало городское поселение. Арабские писатели конца Iтысячелетия (аль-Истархи, Ибн-Хордадбех, Ибн-Хаукал говорят о Киеве (Куябе) как о крупном городе. Ибн Хаукал писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)».

 

Варяги, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», вIX—X веке устанавливают контроль над Киевом. Летопись сохранила имена предводителей варягов, правивших в Киеве: Аскольд (Hoskuldr), Дир (Dyri), Олег (Helgi) и Игорь (Ingvar).

 

Русь упоминается как держава и в ряде других ранних источников: в 839 упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «русь». По аналогии с другими этнонимами того времени (чудин, гречанин, немчин и т. д.) житель (насельник) Руси, принадлежавший к народу «русь», звался «русин». Однако термин «Киевская Русь» появляется только в 18-19 веке.

 

В 860 при византийском императоре Михаиле III Русь громко выступает на международную арену: она провела первый известный поход на Константинополь, закончившийся победой и заключением русско-византийского мирного договора. Повесть временных лет приписывает этот поход правившим в Киеве варягам Аскольду и Диру, независимым от Рюрика. Поход привёл к так называемому первому крещению Руси, известному по византийским источникам, после которого на Руси возникла епархия и христианство приняла правящая верхушка (по-видимому, во главе с Аскольдом).

 

В 882, по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, захватил Киев, убил Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства; господствующей религией вновь стало язычество, хотя христианское меньшинство в Киеве сохранилось. Олег Вещий считается основателем Руси.

 

Олег покорил древлян, северян и радимичей, ранeе плативших дань хазарам. Были заключены первые письменные договоры с Византией в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет, не считаясь с родным сыном Рюрика — Игорем. Тот занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

 

Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала так же неудачная военная компания против Хазарии, в ходе которой русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 960 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).

 

Около 962 возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 (по др. данным в 968/969) Святослав разгромил Хазарский каганат. Святослав намеревался создать собственное славянское государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972. После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир I Святой.

Тема лекции: Первые русские князья  

 

Первые Русские князья:

 

Донорманнские князья   Полюдье не вводилось, а сложилось исторически
Первое упоминание о Руси Упоминания о Руси содержатся в современных ей западноевропейских, византийских и восточных источниках.  
Рюрик (862-879) Найдите неверное утверждение. Древнерусское государство - это государство с центром в Киеве с центром в Киеве и Новгороде
  Найдите неверное утверждение. Древнерусское государство - это государство
  • раннеклассовое
  • с сохранившимися родоплеменными началами
  Варяги, вторгшиеся в восточнославянские земли, заняли престолы в городах: Новгороде, Белоозере, Изборске
  • призвание варягов на Русь
Олег(879-912) Согласно летописи, в 882 г. произошло объединение двух восточнославянских цент­ров: Новгорода и Киева
  • войска князя Олега взяли Константинополь
 
Игорь (912-945)
  • был заключен мир между князем Игорем и императором Византии
  • произошло убийство князя Игоря
Ольга (945 - 964) были установлены «уроки» и «погосты» в Киевской Руси стала назначать лиц для сбора дани (даньщиков) установила размер дани (уроки) указала места для княжеских опорных пунктов (погосты)   В годы правления княгини Ольги большая часть населения Киевской Руси исповедовала: христианство   Регулярный и упорядоченный характер сбор дани с подвластных киевскому правителю племен приобрел в годы правления: Ольги
Святослав(962-972)  
Владимир Святославич (980-1015) Последствия крещения: 1) культура Руси превратилась в "осевую" 2)укрепилась государственность Русь вошла в круг христианских стран, ориентируясь не на Азию, а на Европу После принятия крещения в Киевской Руси установился рели­гиозный культ: а) Пресвятой Богородицы б) Иисуса Христа в) Святой Софии г) Святого Георгия Победоносца   Принятие христианства на Руси положило начало: а) деревянному зодчеству б) каменному храмовому строительству в) древнерусской бытовой культуре г) деревянной культовой скульптуре Принятие христианства не оказало существенного влияния на развитие: а) архитектуры б) живописи в) литературы  
Ярослав Мудрый (1019-1054) Заключение династических браков стало основным средством внешней политики Киевской Руси в годы правления: Ярослава Мудрого   Укажите событие, которое не относится ко времени правления Ярослава Мудрого. а) строительство «Золотых ворот» в Киеве б) заключение династических браков в) распространение христианства г) заключение военного союза с печенегами    
4. триумвират Ярославичей. (1060) а) Изяслав(1054-1073;1076-1078) б) Всеволод(1078-1093) в) Святослав(1073-1076) Назовите имя князя, не входившего втриумвиратВячеслав   Из «Русской Правды Ярославичей» были исключены статьи о: кровной мести. Она включала статьи о: а) вире (штрафе за убийство) б) долговом рабстве в) зависимых категориях населения  
Владимир Мономах (1113-1125) Съезд древнерусских князей 1097 года, где был поставлен вопрос "зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри", произошел в Любече 1093-1096.   Общерусский поход на половцев, организованный Владимиром Мономахом.   Политика Владимира Мономаха была направлена на 1) объединение князей 2)ликвидацию половецкой угрозы снятие социальной напряженности  

 

 

Внутренняя и внешняя политика древне-киевских Князей:

 

Князья Политика
Олег (882-912)
  • Успешный поход на Византию, заключение договора в сентябре 911г. с византийским императором
  • Львом VI. Ему удалось объединить северные и южные земли в составе единого государства.
 
Игорь (912-945)  
  • Подчинил своей власти племена уличей.
  • В 941г. – большой поход на Византию, закончившийся поражением русского войска. Заключение договора 944г. с византийским императором Романом IЛакапином.
  • Восстание древлян, вследствие чего был убит.
К началу 10 века власть киевского князя распространилась на большую часть восточнославянских земель. Так образовалось Древнерусское государство.
Ольга (945-957)
  • Трижды отомстив за убийство своего мужа, совершила поход против древлян. Их столица – Искоростень был взят и разрушен, а жители убиты или обращены в рабство.
  • Ольга с дружиной объехала землю древлян, «уставляющи уставы и уроки» - размеры дани и других повинностей. Были установлены «становища» - места, куда следовало свозить дань, и выделены «ловища» - охотничьи угодья.
  • Она побывала в Византии с «дружественным визитом» и приняла крещение.
 
Святослав (957-972)
  • Расширение границ Древнерусского государства на восток привело к войне Святослава с хазарами в середине 60-х гг. X в. Поход на Хазарию в конце 60-х был успешным, хазарское войско было разбито.
  • После побед Святослава власти киевского князя подчинились и жившие в долине Оки вятичи.
  • В 968г. Святослав появился на Дунае – болгары потерпели поражение.
  • Началась война между киевским князем и Византией. В июле 971г. Святослав потерпел поражение под Доростолом. По заключенному миру византийцы выпустили Святослава с его воинами. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с печенегами.
 
Святослав, подолгу находясь вдали от дома, назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сына Ярополка, в землю древлян посадил второго сына – Олега, а младшего – Владимира взяли себе новгородцы. Именно Владимиру суждено было победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Святослава. Ярополк начал войну с Олегом, в которой последний и погиб. Однако пришедший из Новгорода Владимир нанес поражение Ярополку и после его гибели стал княжить в Киеве.  
Владимир Красно Солнышко (980-1015)
  • Старается укрепить достаточно рыхлый супер союз племен. В 981 и 982гг. он совершил успешные походы на вятичей, а в 984г. – на радимичей. В 981г. отвоевал у поляков Червенские города в Юго-Западной Руси.
  • Русские земли по-прежнему страдали от печенегов. На южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа.
  • Крещение Руси.
 
Ярослав Мудрый (1019-1054)
  • По инициативе Ярослава был создан первый письменный сборник законов – «Русская Правда».
  • Многое сделал для распространения христианства, строя новые церкви, соборы, школы, им были основаны и первые монастыри.
  • В конце своего правления издал «Устав», в котором за нарушение церковных канонов устанавливались значительные денежные штрафы в пользу епископа.
  • Ярослав выступал и как продолжатель усилий отца по организации обороны страны от нападений кочевников.
  • Во время правления Ярослава Русь окончательно заняла почетное место в содружестве государств христианской Европы.
  • Триумвират Ярославичей: Изяслав, Всеволод, Святослав
 
Владимир Мономах (1113-1125)
  • Была предпринята серьезная попытка восстановить прежнее значение власти киевского князя. Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей.
  • В Киеве в правление Мономаха был подготовлен новый сборник законов «Пространная Правда».
  • В общем, это был князь, приближенный к идеальному в представлении древнерусского человека. Портрет такого князя он сам и создал в своем знаменитом «Поучении».
  • «Устав о резах» защищал городские низы.
 

 

Система управления древнерусскими землями:

Территория Киевской Руси претерпевала неоднократные изменения за более чем 3-вековую историю существования государства. Согласно Нестору восточные славяне насчитывали 10-15 племён (поляне, древляне, словене ильменские и т.д.), расселившихся на значительной площади. Однако вряд ли землю вятичей, с которыми киевские князья регулярно воевали вплоть до конца XI века, можно относить к Киевской Руси. А в XII-XIII веках феодальная раздробленность привела к тому, что часть русских княжеств были захвачены литовцами и поляками (Полоцкое, Минское и др.).

В течение 3 веков менялась не только территория, но и региональное управление, как сейчас сказали бы. Изначально племена управляли собой сами. В IX веке Олег, регент при новгородском князе, завоевал Киев, установив тем самым централизованную власть. Впоследствии он и его последователи на киевском княжеском престоле обложили данью несколько соседних племён. Управление территориями в IX-X веках состояло в сборе дани и осуществлялось в виде полюдья – князь с дружиной ездили по городам и весям и собирали дань. Кроме того, князь руководил защитой земли от общих внешних врагов, а также мог организовать военный поход (чаще всего, в направлении Византии).

Поскольку земли в Киевской Руси было достаточно, да и одному князю было бы сложно руководить такой обширной территорией, то великие князья практиковали раздачу уделов своим дружинникам. Сперва с возвратом в качестве оплаты ратных дел, а затем и в наследное владение. К тому же, и детей у великих князей было немало. В итоге в XI-XII веках киевская династия вытеснила племенных князей из их родовых княжеств.

При этом земля в княжествах стала принадлежать самому князю, боярам, монастырям. Исключение составляла Псковско-Новгородская земля, в которой в это время ещё была феодальная республика.
Чтобы управлять своими наделами, князья и бояре-крупные землевладельцы делили территорию на сотни, пятины, ряды, уезды. Однако однозначного определения этих территориальных единиц не существовало.

Зачастую не существовало и однозначно определённых границ этих единиц. Управление городом осуществляли посадники и тысяцкие, на более низком уровне это были сотники, десятские, воеводы, старосты в зависимости от традиций той или иной земли. При этом, если кандидаты на высшие должности чаще назначались, то на низшие должности – избирались. Даже для сбора дани крестьяне выбирали «добрых людей».

Народное собрание у восточных славян именовалось как вече.

 

Тема лекции: Принятие христианства на Руси и её значение  

 

Принятие христианства на Руси:

 

988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

 

Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

 

Значение принятие на Руси христианства:

1. Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.

2. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.

3. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности,

4. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).

5. Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

 

 

Крещение Руси и её расцвет:

При князе Владимире Святославиче, правившем между 978 и 1015, официальной религией Киевского государства в 988 стало христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

 

В городах, наиболее значительными из которых наряду с Киевом были Новгород, Чернигов, Переяславль, Рязань, Владимир Волынский, Галич, Полоцк, Суздаль, Ростов, Смоленск, Изборск, Тмуторокань, Белоозеро и Плесков (Псков) развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности «Повесть временных лет», (Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименный собор в Новгороде). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты). Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

 

После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании. Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам и их набеги на Русь прекращаются.

Тема лекции: Состав населения в Киевской Руси  

 

Свободное население Несвободное население
дружинники рядовичи
князья Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга.)
бояре Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя.)
Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане.)    

 

Группы населения в Киевской Руси:

Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде». Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами». С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп). Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными. В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия. Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу. Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

 

Категории населения их положение:

Категория населения Положение
Киевский князь     Дружина     Старшая (бояре)     Младшая (отроки)   Духовенство   Бело Черное Крестьяне     Свободные Зависимые   · Холопы (челядь) · Закупы · Рядовичи Смерды   Правящая верхушка общества
 
  Административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства.   Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.  
Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.
  Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.
 
  Священники, служившие в городских и сельских церквях.
  Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва  
Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.   Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.   Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.     Покоренные племена, платившие дань   Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.  
  Тема лекции: Категория населения по Русской Правде и Правде Ярославичей    
           

 

Свод законов "Русская Правда" был создан на основе обычного права:

Духовенство:

Священники, служившие в городских и сельских церквях. Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитвах.

 

Свободное население Не свободное население
Княжеские слуги крестьяне землевладельцы  
2)князья   изгоев Не входили в феодально-зависимое население. В 11-12 века лица,вышедшие из своей обычной соцю категории(крестьяне,ушедшие из общины,вольноотпущунные иии выкупившиеся холопы) Огнищанин- Хозяин подсеки (огнища) в Новгородской земле, средний мелкий землевладелец.XII-XIII вв. влиятельная группа.     наймитов Общее название разорившихся и беглых крестьян вXII-XVII вв. нанимались на работы и находились в личной зависимости.
3) Старшая дружина- (бояре) 1) младшая дружина(отроки). Обязанность: Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.   Люди - лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане.   рядовичи -Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.  
Тиун- Управители княжеского вотчинного хозяйства XI-XV иXV-XVII       Закупы – люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга.
Мечник, вирник, емец, подъездный- Судебные чиновники.       смерды группа полувоенного- полукрестьянского населения, зависимого от князя.-
Мытник, бирич, метельник-   Сборщики торговых пошлин, мелкие должностные лица.       Челядь – рабы-военнопленные Рабское положение. холопы рекрутировались из местной среды.
      наймитов Общее название разорившихся и беглых крестьян вXII-XVII вв. нанимались на работы и находились в личной зависимости.

 

Тема лекции: Культура киевской Руси  

 

Культура  
Деятели Литературные памятники
Ольга Рождение христианской культуры.
Владимир Красное Солнышко  
Ярослав Мудрый "Русская Правда",
40е годы 11 века Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати»  
Игорь Святославич(1150-1202) Князь Новгород –северский и Черниговский: в 1185 организовал неудачный поход против половцев. ↓ "Слово о полку Игореве"  
Триумвират Ярославичей. (1060) "Оотромирово евангелие"
Владимир Мономах(1113-1125) Монах Нестор: начало летописания на Руси Повесть временных лет", «Поучение»
  Задонщина
  5. К литературным жанрам Древней Руси не относится: б) летописание в) житие г) слово («повесть»)  
  3. После принятия крещения в Киевской Руси установился рели­ гиозный культ: а) Пресвятой Богородицы б) Иисуса Христа в) Святой Софии г) Святого Георгия Победоносца 4. Киевский храм Св. Софии был поставлен в честь: победы Ярослава Мудрого над печенегами 7. Принятие христианства на Руси положило начало: а) деревянному зодчеству б) каменному храмовому строительству в) древнерусской бытовой культуре г) деревянной культовой скульптуре  
  8. Равенство Киевской Руси с Византией в политическом и рели­ гиозном отношениях должен был символизировать храм: а) Святой Софии в Киеве б) Десятинная церковь Успения Богородицы в Киеве в) Спасо-Преображенский собор в Чернигове г) Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме 9. Изображение на церковных стенах, написанное водяными крас­ ками по сырой штукатурке, называется: а) барельеф б) мозаика в)? фреска г) икона 10. «Золотые ворота», украшавшие Киев, были построены в годы правления: а) Владимира I Крестителя б) Ярослава Мудрого в) триумвирата Ярославичей г) Владимира Мономаха

 

Литература Киевской Руси:

 

Основные литературные жанры Наиболее яркие и известные произведения древнерусской литературы, созданные в этих жанрах
Устное народное творчество Былины
Проповеди и поучения "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, "Поучение" Владимира Мономаха и др.
Агиография, жития святых "Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба", "Житие Феодосия Печерского" Нестора
Героический эпос "Слово о полку Игореве"
Публицистика, памфлеты "Слово" и "Моление" Даниила Заточника
  Тема лекции: Философия истории Ясперса    
         

 

 

Рисуя схему мировой истории, Карл Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода:

1. Прометеевская эпоха,

2. Эпоха великих культур древности,

3. Эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время)

4. И эпоха развития техники.

 

Прометеевская эпоха Доистория, едва доступная нашему постижению (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем). Человек только становится человеком. Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу, доисторию Человечества, собственно, история началась лишь около 5000 лет до н.э. В доисторическую эпоху происходило «становление основных конститутивных свойств человеческого бытия», формирование человека «как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами», закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа. К этому, по сути дела, «докультурному» периоду относится «первое становление человека». Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс выделяет «использование огня и орудий», «появление речи», «способы формирующего человека насилия над самим собой» (например, табу), «образование групп и сообществ», «жизнь, формируемую мифами». Начало истории, т. е. уже собственно культурного развития, К. Ясперс относит к тому времени, «как существует передача опыта».
Эпоха великих культур древности Великие исторические культуры древности возникли почти одновременно в трех областях земного шара. «Это, во-первых, шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э. во-вторых, доарийская культура долины Инда 3-го тысячелетия (связанная с Шумером) и в-третьих, архаический мир Китая 2-го тысячелетия до н. э.». Чертами, характеризующими данный культурный тип, выступают наличие письменности и «специфической технической рационализации».
Эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) Полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру.
  Период «осевого времени» является, по мнению Ясперса, центральным в истории человечества. Это эпоха духовного основоположения всех мировых культур. «Эту ось мировой истории, — писал- Ясперс, — следует отнести ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющие жизнь людей». Это духовное основоположение человечества происходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили Конфуций и Лао-цзы, возникли упанишады, проповедовали Будда, Заратустра, выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второ-исайя; это время философов Парменида, Гераклита, Платона, поэта Гомера, трагиков Фукидида и Архимеда. Их творчество, проповеди и учения «сводятся к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира». Осевое время по Ясперсу, — это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. Основное, что сближало их и, следовательно, являлось главной характеристикой осевого времени — это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур. Человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным.   С точки зрения Ясперса, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур. Выделение такого периода духовного основоположения человечества, духовного родства и духовных генов всех культур дают возможность Ясперсу сделать вывод, что противоположность Востока и Запада не абсолютна. Общие духовные корни позволяют найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства.  
  Понятие «осевое время» ввел в оборот немецкий философ Карл Ясперс. Эта эпоха охватывает несколько веков I тысячелетия до н.э. (между 800 г. до н.э. и 200 г.н.э.). Это период, который, по словам Ясперса, ознаменовался появлением «человека такого типа, какой сохранился и по сей день», когда зародились мораль и совесть, появилось то, что мы теперь называем нравственным выбором, личной ответственностью. «Осевым» Ясперс назвал время, когда одновременно, независимо друг от друга, в разных частях света, в разных цивилизациях и культурах возникли мысли, идеи, воззрения на мир и на себя, которые были едины в одном — в осознании «бытия в целом, самого себя и своих границ». Эти идеи показали, что люди осознали весь «ужас мира» и собственную беспомощность, что, стоя над пропастью, стоя перед гибелью, люди искали пути спасения, пути освобождения. «Осевое время» — время зарождения мировых религий и философии. В «осевое время» отлаженная в течение многих тысячелетий система была потрясена до основания в результате тех сдвигов, которые произошли в первом тысячелетии до нашей эры. В это время в Индии, Китае, Палестине и Элладе были заложены духовные основы того типа человека, который существует и поныне. Конфуций и Лаоцзы, Будда и Заратуштра, палестинские пророки, греческие философы Гераклит, Сократ, Платон творили в «осевое время», когда возникли все основные направления философской мысли, основные религии: буддизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм, религия еврейских пророков, заложены предпосылки возникновения христианства и ислама. Главным достижением «осевого времени» было возникновение идей, оказавших большое влияние на развитие культуры, современной морали, замену мифологического мышления критическим. Главным регулятором поведения человека постепенно (вместо богобоязни) становилась совесть. К.   Ясперс отмечал, что «враги учились видеть друг в друге людей, понимать и сочувствовать друг другу». Возникновение осевых культур и цивилизаций стало революционным прорывом, изменившим весь ход истории человечества.  
    Феномен мировых религий, осевое время как таковое понимается как выделение человеческой индивидуальности из слабо дифференциарованной родовой массы. В «осевое время», в определенных исторических условиях, произошел переход от политеизма к монотеизму, появились основы современной морали, этическая философия. Главным принципом человечества в осевое время стал принцип «Не убий». И, что самое существенное, именно в ту эпоху постепенно выделились и оформились мировые религии: буддизм, христианство, ислам.  
Эпоха развития техники   Преобразующее воздействие научно-технической эпохи мы испытываем на себе  
    Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской. Если в доисторическое время прометеевская эпоха характеризовалась возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии. Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности. Новые великие культуры заложат основы для второго осевого времени.  
  Кризис аграрного общества. «Промышленная революция» Аграрный и промышленный переворот. Гигантская распашка в Европе, наступление на леса вызвали индустриальную революцию, переход от общества аграрного к индустриальному. Рост городов средневековья превращал их в свалки отходов, а это в свою очередь приводило к возникновению «черной смерти» — чумы, от которой погибали целые семьи, кварталы, города. В средневековом Смоленске после одной из эпидемий остались в живых всего четыре человека. В ХIII — ХVI вв. в связи с распространением земледелия наступление на леса, реки, озера сопровождалось их гибелью. Угроза истребления, истощения плодородных земель, полей, лесов заставляла человека искать новые, относительно щадящие природу технологии. Индустрия на первых порах была спасением для человечества, так как в большей мере сохраняла природу как таковую. Русский философ Николай Федоров отмечал: «Истощение земли, истребление лесов... проявляющееся в наводнениях, засухах... побуждает нас не оставлять тщетными все эти предостережения. Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующаяся, но не восстанавливающаяся, не может иметь другого результата, кроме ускорения конца». В ХIII — ХIV вв. в Западной Европе социально-экологический кризис был вызван, с одной стороны, причинами климатическими (похолодание 1215-1350 гг.), с другой — причинами рукотворными. Великая распашка территории Западной Европы не только увеличила количество пашни, но и привела к исчезновению лесов, прежде всего рощ с 200-летними дубами, дававшими при подсечно-огневом земледелии самое лучшее минеральное удобрение. Французский историк Гимпел приводит примеры уничтожения дубовых лесов: на строительство деревянного дома требовалось приблизительно 12 дубов, на строительство Виндзорского замка пошло 3994 дуба (целый лес!). Для добычи 50 кг железа в то время надо было обработать 200 кг железной руды, что требовало 25 кубометров дерева. В течение 40 дней одна печь уничтожала лес в радиусе 1 км. Уже в конце ХIII в.Англия стала ввозить дерево из Норвегии. Леса пропадали. Постепенно на смену дровам пришел уголь. В ХIII в. идет разработка месторождений у Льежа (Бельгия), Анжу (Франция), Дербишира (Англия). Разработки угля и железа загрязняли атмосферу, убой скота, дубление кож загрязняли воду. Наступал экологический кризис. Голод, причиной которого стало снижение урожайности, вызванное похолоданием и отсутствием эффективных удобрений (дубовые леса были сильно вырублены), эпидемии (чума, грипп) привели к резкому сокращению населения Европы. Так, в 1315-1317 гг. голод унес 10% жизней. Чума ХIV в. уничтожила треть населения Европы (20 млн.). Особенно большие потери понесли города Европы. Европа восстановила свое население только к 1600 г. Последствиями кризиса ХIII-ХIV вв. было социальное старение общества, его болезнь, требовавшая поиска лекарств для выздоровления. Таким «лекарством» стал переход к капитализму как более эффективному способу производства. После эпохи «осевой революции» и создания мировых религий духовная жизнь человечества в течение многих столетий развивалась по тем направлениям, которые были тогда заданы. Однако с ХVI-ХVII веков происходит коренной перелом, формируется «вторая ось» человеческой истории. Центральным событием эпохи стала «научная революция», возникновение в ХVII веке новой науки, основанной на научном эксперименте, на активной роли человека в процессе познания. Для новой науки Вселенная принципиально незамкнута, перспективы познания неограниченны. Две главные предпосылки возникновения данного духовного феномена:   1. Христианский подход к миру, согласно которому мир есть творение Божье, и этот мир достоин познания. 2. Новое представление о роли человеческой личности, возникшее в эпоху Возрождения (ХIV — ХVI вв.). Человек начинает восприниматься как ценность сам по себе, в единстве как духовного, так и телесного начала. Создатели новоевропейской науки были религиозными людьми, однако Бог у них превратился в великого Часовщика, великого механика. Законы механики, принципы Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую», Бэкона «Знание — сила» характеризуют науку ХVII — ХVIII вв. Наука того времени считала движение объектов, происходящее в соответствии с механической логикой и предопределенное заранее, не допускающее альтернатив. Научная революция ХVII — ХIХ вв. имела многообразные последствия. Теперь для объяснения мира Бог оказывался ненужным. На его место был поставлен человек. Наука стала претендовать на полное исчерпывающее знание о мире, в том числе о самом человеке. Претензии разума проявились и в творчестве Блеза Паскаля, Иммануила Канта, Фихте, Гегеля, О. Конта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Христианская мысль пыталась реагировать на вызовы времени. Труды С. Кьеркегора, книги Ф. Достоевского анализируются автором. Становление новой науки имело огромные исторические последствия. Оно привело к возникновению современной техники, с помощью которой представители западной цивилизации поставили под свой контроль весь остальной мир и начали промышленное освоение нашей планеты. В конце ХIХ века подведены итоги науки, нашедшей свой ход в ХVII веке, завершена система классической механики. Вот краткое перечисление самых основных из достижений науки (естествознания) этого периода: Теория электромагнитных явлений. Кинетическая теория теплоты. Закон сохранения энергии. Создание термодинамики. Клеточная теория. Открытие закономерностей наследственности. Эволюционная теория. Создание основ химической атомистики и утверждение атомно-молекулярных представлений. Теория строения химических соединений. Открытие периодической системы элементов. Возникновение и успешное развитие экспериментальной психологии. На исходе ХIХ века в трех лабораториях Европы было сделано три великих открытия: 1. В 1895 г. немецкий физик В. Рентген открыл рентгеновское излучение. 2. В 1896 г. Французский физик А.А.Беккерель открыл явление естественной радиоактивности солей урана. 3. В 1897 г. английский физик Д.Д.Томсон открыл электрон. Эра неизменного атома как основы и первокирпичика мироздания безвозвратно ушла в прошлое. К числу опор классического естествознания относились введенные Ньютоном понятия пространства и абсолютного времени. Создав теорию относительности, А. Эйнштейн показал, что в природе нет абсолютного пространства и абсолютного времени: 1. Они неразрывно связаны; 2. Течение времени зависит от физических, материальных процессов.   «Информационная революция». Кризис индустриального общества Промышленная революция продемонстрировала неравномерное развитие стран: промышленно развитый и процветающий Север, где живет всего 1/4 населения Земли, «съедает» 70% планетарных ресурсов. Юг же голодает. Он неграмотен (на Индию приходится 1/3 неграмотных всего мира, на Китай — 1/4. Даже в Бразилии, где в последнее время наблюдается экономический подъем, — 20 млн. неграмотных). Юг взрывоопасен. С ростом промышленного производства, населения, городов, совершенствования индустриальных технологий человек снова стал потреблять природу в таком количестве (но на ином уровне и в ином качестве), что создалась угроза ее уничтожения. Психология неисчерпаемости природы, ее ресурсов, экстенсивное хозяйственное развитие, осознание себя хозяином природы создали угрозу природе, а значит, выживанию человека. Нарушается экологический баланс планеты. 200 лет назад английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766 — 1834) увидел угрозу человечеству в перенаселении планеты. Для доказательства своей идеи он ввел закон, в соответствии с которым рост населения планеты увеличивается в геометрической прогрессии (1: 4: 8: 16 и т.д.), между тем как средства существования растут только в арифметической (1: 2: 3: 4 и т.д.). По его расчетам выходило, что у пары людей через 250 лет будет 2048 потомков, тогда как 2 единицы средств существования вырастут за тот же период только до 22. Таким образом, большая часть населения обречена жить в бедности и нищете. Плохое питание и болезни повлекут за собой рост смертности, что вновь восстановит равновесие между населением и продовольственными ресурсами. Однако 200 лет, прошедшие с момента появления книги «Очерки народонаселения», показали, что закон Мальтуса не оправдался. Население росло не так быстро, как происходили открытия и усовершенствования в различных отраслях производства. Среди глобальных проблем человечества, возникших в индустриальном обществе, перед человечеством, особенно в последнее время, на одно из первых мест выдвигается проблема планетарных изменений природной среды. Еще в 1980-е гг. группа российских ученых во главе с академиком Н. Моисеевым подсчитала, что последствия термоядерного конфликта могут быть ужасны. Наступит «ядерная зима», когда положительные температуры на Земле останутся только на островах Тихого океана. Говорят и об угрозе глобального потепления. По прогнозам, в результате антропогенных воздействий к 2025-2050 гг. в атмосфере удвоится содержание углекислого газа. Это приведет к повышению средней температуры у поверхности Земли на 1,5 — 3,5 градуса С. Если сегодня средняя t на Земле = 12 градусов С, то через 20-30 лет (подсчитано к 2030 г.) она будет 18 градусов С. Начнется интенсивное таяние ледников, уровень Мирового океана повысится на 1 метр. Пустыня, океан отберут у людей часть освоенной человечеством суши, приведут к смерти огромные площади планеты. Ожидаются и другие изменения: истончение озонового слоя (и, как следствие, повышение интенсивности ультрафиолетового облучения земной поверхности), загрязнение природной среды токсическими веществами, уменьшение разнообразия живой природы и т.д. Многие ученые считают, что человечество выбрало неправильный путь — пошло на завоевание природы, разрушение окружающей среды нашей планеты, созданной биотой, биологическими организмами, которые живут на Земле около 4 млрд. лет. Они не только приспосабливались сами к земным условиям, но и приспосабливали к себе окружающую среду. За это время биота (система жизни) научилась регулировать состояние окружающей среды, поддерживая климатические характеристики, температуру океана, состав поверхности вод, суши, почвы и др. Человечество не изобрело ничего, что могло бы заменить биоту в качестве регулятора окружающей среды. Сейчас человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались, например хлорфторуглероды, разрушающие озоновый слой. Одна из причин возможной смерти человеческой цивилизации — экологическое разрушение биоты, биологической системы Земли. Сейчас, считают ученые, объем допустимого воздействия на биосферу превышен в 8-10 раз. В конце ХХ века на первый план вышла новая наука — синергетика. Нобелевский лауреат И. Пригожин (ум. 2003) показал, что главенствующую роль в нашей Вселенной играют неустойчивость и неравновесность. Все системы содержат в себе подсистемы, которые подвержены постоянным флуктуациям (колебаниям). Время от времени в зависимости от тех или иных конкретных причин (изменение внешних условий и пр.) подобные колебания усиливаются настолько, что «раскачивают» и ставят под прямую угрозу прежнюю структуру данной системы. Последняя вступает в особую полосу развития, которая характеризуется Пригожиным как «точка бифуркации». После прохождения «точки бифуркации» вновь вступает в свои права детерминизм, и так — до следующей «особой точки». Подобный «стиль поведения» характерен, по Пригожину, для систем, которые постоянно обмениваются энергией, веществом и информацией с внешней средой. К числу таковых относится большинство систем нашей Вселенной. Статуэтка пляшущего индийского бога Шивы, фрески из храма Герреро в Центральной Америке, по мнению Пригожина, наилучшим способом передают почти неуловимый переход от покоя к движению. Концепция «точки бифуркации» применительно к человеческой истории означает и утверждение принципа свободы выбора, укорененность свободы в общем порядке мироздания. В пригожинской парадигме преодолевается тот трагический разрыв между научными принципами детерминизма и принципом свободы выбора, который являлся характерной чертой механистической «ньютонианской» научной парадигмы. Таким образом, человечество исторически последовательно прогрессивно) эволюционировало, восстанавливая нарушившийся культурный баланс, находя выходы из социально-экологических кризисов, грозящих уничтожением, находя пути выживания. Данная схема развития человечества, носящая условное название «универсальной истории» (не единственная в современной науке) показывает, как через глобальные кризисы человечество прогрессивно развивается, и отношения человек — природа, человек — человек, человек — общество гуманизируются.
  Тема лекции: Причины последствия феодальной раздробленности    
         

 

Феодальная раздробленность: XII - конец XV

 

Причины:

Формальные Подлинные
Внешние Внутренние
половецкая опасность значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки». Центры, через которые осуществлялись торговые связи Европы с Востоком, благодаря крестовым походам постепенно перемещаются в Южную Европу и Средиземноморье, и контроль над этой торговлей устанавливают быстро растущие североитальянские города. политические предпосылки: бесконечные межкняжеские распри и длительная ожесточённая междоусобная борьба среди Рюриковичей.
напор степных кочевников усиление местных князей
  бояре превращаются в феодалов-землевладельцев, для которых доходы, получаемые от вотчин, становятся глав­ным средством существования
  Низкий уровень развития ПС, натуральное хозяйство. Земля- главная ценность

 

Причины:

1) Упадок Киевского княжества (утрата центрального положения, перемещением мировых торговых путей вдаль от Киева).

Был связан с потерей значения торгового пути "из варяг в греки"

Древняя Русь теряет роль участника и посредника в тор­говых отношениях между византийским, западноевропейским и восточным миром

2) земля-главная ценность.

Земля-главное средство оплаты службы.

3) Одной из причин начала феодальной раздробленности на Руси. был(о)... значительный рост производительных сил страны.

4) Важнейшим признаком феодальной раздробленности XII-XIII вв. являлось.. натуральное хозяйство.

5) Усилением местных князей.

6) Бояре превращаются в феодалов-землевладельцев, для которых доходы, получаемые от вотчин, становятся. глав­ным средством существования

7) Ослабление обороноспособности.

8) Ослабление Киева и перемещение центров на окраины было вызвано напором степных кочевников.

 

 

Последствия:

1.усилением местных князей

2. бояре превращаются в феодалов-землевладельцев, для которых доходы, получаемые от вотчин, становятся глав­ным средством существования

3.ослабление обороноспособности

 

Зуев:

укреплением связей с Северной Русью

 

Характерные особенности:

2-я половина XII - XIV вв. - период

1) государственной раздробленности Древней Руси

2) удельных княжеств

3) формирования русского феодализма

Юридическое оформление принципа феодальной раздробленности было зафиксировано: Любеческим княжеским съездом 1097 г. «каждый да держит отчину свою»

 

 

Плюсы Минусы  
Наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства Государство стало уязвимым, так как далеко не все образовавшиеся княжества были в хороших отношениях между собой, и не было той единости, которая спасала в последствии нашу струну не раз.  
Развивались старые города   Постоянные кровавые междоусобицы ослабляли военную и экономическую мощь страны    
Образовались крупные и сильные княжества   Киев — былая столица Древнерусского государства — утратил воспетое в легендах и былинах могущество и сам стал причиной раздоров    
В крупных русских княжествах создавались прочные княжеские династии, складывалась традиция передачи власти от отца к сыну, происходил бурный рост городов, шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли и лесные угодья. Там создавались замечательные памятники культуры. Там набирала силу Русская Православная Церковь.   Многие князья стремились занять великокняжеский стол в Киеве. Власть в городе часто менялась — одних князей изгоняли, другие погибали в сражениях, третьи — уходили, будучи не в силах противостоять новым претендентам  
  Тема лекции: Прогресс и Регресс феодальной раздробленности. Развитие и деградация общества
       

От усобиц княжьих – гибель Руси!

Братья спорят: то моё и это!

Зол раздор из малых слов заводят,

На себя куют крамолу сами,

А на Русь с победами приходят

Отовсюду вороги лихие!

«Слово о полку Игореве»

В целом Раздробленность бывшей киевской Руси, похожа на раздробленность Европы. Но У нас есть некоторые отличия, у нас князья боролись за власть, тогда как там правила королевская династия, там церковь никак не влияла на раздробленность, тогда как у нас церковь выступала за единство. Регресс характеризуется: общим ослаблением военной мощи государства, в результате «грызни» князей за Киев, ведь только в промежуток с середины 12 по середину 13 в Киев переходил из рук в руки 46 раз и постоянные стычки должны были ослаблять войска князей.

 

Вероятно раздробленность так же влияла на разобщенность народа, в результате опять же постоянных стычек за власть и стремления к обособлению. Но при этом В отдельных княжествах усиливались местные центры торговли, ремесла, управления, а значит расширялись города, как следствие обособления от Киева, ведь князья нуждались в полной автономности и независимости от Киева.

 

В целом раздробленность на мой взгляд ослабило государство снаружи но укрепило изнутри. А удельные княжества являлись по сути «детьми» «отца городов русских» - Киева, и они как повзрослевшие дети, вышли из под опеки родителей обзавелись своим имуществом, но остались членами своей семьи.

 

Развитие общества Деградация общества
Успешное развитие древнерусских земель в условиях феодальной раздробленности.
  • Значительное увеличение количества поселений городского типа.
  • Одновременно значительно расширилась и территория главных городских центров.
  • Именно в этот период укрепленный «град»-крепость, резиденция правителя и его воинов окончательно превратился в «город» - не только место пребывания власти и соц. элиты, но и центр ремесла и торговли.
Упадок Киевского княжества.
Ущерб, который наносили древнерусским землям достаточно частые войны между князьями и ослабление их способности противостоять наступлению со стороны соседей.   Постепенный упадок роли и значения южно-русских земель в Среднем Поднепровье – исторического ядра Древнерусского государства.
Бурный экономический подъем Резкое снижение обороноспособности

 

Прогресс и регресс феодальной раздробленности:

 

Прогресс Закономерное явление Регресс  
Феодальная раздробленностьстала новой формой государственности в условиях бурного роста производительных сил и в значительной степени была обусловлена этим процессом. Связи с рынком отдельных феодальных вотчин и крестьянских общин были весьма слабыми. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. В условиях господства натурального хозяйства была возможность у каждого региона отделиться от центра и существовать как самостоятельная земля. Явное ослабление общего военного потенциала, облегчающее иноземное завоевание. Однако и здесь нужна оговорка. Смогло бы Русское раннефеодальное государство устоять против татар? Кто решится ответить утвердительно? Сил лишь одной из русских земель — Новгородской — чуть позже оказалось достаточно для разгрома немецких, шведских и датских захватчиков Александром Невским. В лице же монголо-татар произошло столкновение с качественно иным противником.  
Совершенствовались орудия труда (ученые насчитывают более 40 их видов толькоиз металла); утвердилось пашенное земледелие.   Междоусобные войны. Но и в едином государстве (когда речь шла о борьбе за власть, за великокняжеский престол и т.д.) княжеские усобицы были порой более кровопролитными, чем в период феодальной раздробленности. Цель усобиц в эпоху раздробленности была уже иной, чем в единой государстве: не захват власти во всей стране, а укрепление своего княжества, расширение его границ за счет соседей.  
Крупной экономической силой стали города (на Руси их было тогда около 300).   Возрастающее дробление княжеских владений: в середине XII в. было 15 княжеств; в начале XIII в. (накануне нашествия Батыя) — около 50; а в XIV в. (когда уже начался объединительный процесс русск
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные сражения | Смутное время
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.