Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимоотношения с Москвой




Отношения были сложными, и далеко не сразу Москва и казачество нашли общий язык.

Для Москвы это было частью борьбы за возвращение исконно русских земель (украинских и белорусских), принадлежащих теперь Речи Посполитой. Москва стремилась к централизации, смотрела на Малороссию, как на всякую другую территорию в составе России. Украину ждало поглощение и переваривание, уничтожение местной автономии. 1648г. – правительство Алексея Михайловича не смогло удовлетворить просьбу Хмельницкого о воссоединении с Украиной. Россия не была готова к войне с Польшей: в стране бушевали народные восстания. Россия следила за ходом событий, оказывала Украине поддержку. Эти земли долгое время входили в состав Литвы, затем – Речи Посполитой, и развивались в иных условиях. Это была ин6ая политическая, социальная, культурная, религиозная среда. Местные феодалы и горожане (составлявшие наиболее влиятельную часть населения) не испытывали самодержавного гнета, пользовались значительными правами, привилегиями, свободами, которых не знала Московская Русь. Поэтому далеко не сразу объединительная политика Москвы встретила поддержку со стороны населения Украины и Белоруссии. Оно выбирало наименьшее из зол. Союз с Крымом был слишком ненадежным.

 

3. Ход и результаты военных действий.

  Военные действия Результаты:
1647г.   1649г. Начавшаяся национально-освободительная война всколыхнула Белоруссию и Смоленщину, привлекла массы.     Зборовский мир Движущие силы: Крестьянство, казачество, мещане, мелкая и средняя украинская шляхта. Разбив поляков в нескольких сражениях, устроив кровавые расправы над поляками и евреями, Хмельницкий заключил   Украина получила автономию. Права гетмана были обширны, реестр был установлен в 40 тысяч. Подтверждалось самоуправление. Этот договор вызвал недовольство шляхты, столкновения его с крестьянством.
1649-1653 гг.     1651г.   1653г.   1654г. Война идет с переменным успехом, принимает затяжной характер, ни одна из сторон не могла добиться решительных успехов.     Белоцерковный мир после поражения под Берестечком (из-за предательства крымцев).   Земский Собор (Москва контролировала сбор налогов).     Переяславльская Рада (всенародное собрание). Крымский хан, в то время главный союзник Хмельницкого, был слишком ненадежен. Понимая, что в таких условиях Украине не добиться независимости, Хмельницкий решил избрать союз со своими православными единоверцами – русскими. Он неоднократно обращался к Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в русское подданство. Положение ухудшалось: реестр сокращался до 20 тысяч. В самоуправлении оставался только Киев. Гетман лишился прав внешних сношений. Полнота власти возвращалась панам. Был решен вопрос о присоединении Украины на следующих условиях: 1. Сохранялось самоуправление и выборность гетмана, местные законы и обычаи; 2. реестр – 60 тысяч; 3. гетман получил право внешних сношений (кроме Польши и Турции).
1654-1667гг.   1686г. 13-летняя война с Польшей.   Андрусовский мир.   «Вечный мир» Россия получила Смоленщину, Левобережную Украину, Киевщину, Запорожье. После смерти Хмельницкого (1657г.) новые гетманы пытались вернуть Украину в Польшу и Османскую Империю. Закрепил Левобережную Украину и Киев за Россией.    
Был заключен из-за трений между украинским населением и русской властью

 

Также ослабевшая от внутренних неурядиц Польша из врага превратилась в союзника против Турции.


Таким образом, Россия вернула часть западных земель. У Польши остались Белоруссия и Правобережная Украина. Возвращены России в XVIII веке после трех разделов Польши.

 

§ Что же дало украинскому народу вхождение в состав России?

+ -
1. отсутствие национальной дискриминации, взаимная терпимость; 2. большие льготы казачеству; 3. быстрый рост населения в условиях стабильности; 4. культурный контакт; 5. освоение новых земель (Крыма, степных пространств); 6. избавление от внешней угрозы (крымских татар, Польши). 1. жесткая централизация; 2. поглощение и переваривание как инородного тела; 3. подавление местной культуры.

 

Тема лекции: Церковь и государство в XVII веке  

 

Церковный раскол:

Реформа Ее последствия
1. Упорядочение и централизация церковной (а шире – всей духовной жизни) вслед за аналогичными процессами в социально-экономической и политической сферах. Нужная, но неумело, поспешно и жестоко осуществленная реформа вызвала Раскол (в него ушло от 1/4 до 1/3 русских людей). ↓ Социальный и духовный переворот, вторая после смуты национальная трагедия.  
2. Не затрагивались основы православия, только обрядовая сторона (крестный ход по ходу Солнца, 2→3 перстное крещение, «аллилуйя» - трижды, а не дважды).   3. Борьба за укрепление авторитета церкви; Социальный мотив - возвращение к старине; - протест против существующих порядков (крепостничество, централизация, гнет правительства); - унификация, социокультурные последствия; Выход спора за церковные рамки, перенос борьбы в массы→ феномен старообрядчества.   Духовный мотив Недовольство вызвал сам факт вмешательства светской власти в духовные дела, в традиционную культуру. Духовный мир воплощался в «истинной вере».И обрядовая сторона в любой религии чрезвычайно важна. Истинное православное царство (третий Рим) повредилось.
4. Спор об образцах (древнерусские или греческие книги). Принципиальный выбор между византийским и западным наследием, а в конечном счете между Россией и Европой. ↓ Конфликт Никона со светской властью (действия патриарха шли вразрез с политическими процессами, характерными для второй половины XVII века). 1658г. – отставка, принятая с неприличной поспешностью. 1666г. – Церковный собор подтвердил отставку.  

Старообрядчество:

Сложное, противоречивое явление, отразившее различные идейные воззрения и социальные интересы.

Впервые ИДЕЯ разделила граждан одного государства. Она встала выше классов, сословий, личных привязанностей и вражды. Среди старообрядцев были бояре, священники, крестьяне и др.

Характерные черты:

1. фанатическая преданность старине и идее «Третьего Рима»;

2. непримиримо-враждебное отношение к власти, светскому знанию, всему новому;

3. отказ от общения с инакомыслящими, со всеми, кто не разделяет их взгляды;

4. часто – изуверская форма протеста (коллективное самосожжение).

Старообрядцы увидели в реформе:

- стремление европеизировать, латинизировать государство;

- подрыв веры в особую историческую роль России и ее великое будущее;

- покушение на истинную веру – веру предков, подмену сущности вероучения, ибо государственной властью и церковным руководством овладел Антихрист.

Значение:

Раскол всколыхнул сознание миллионов людей, заставил их усомниться в легитимности существующего миропорядка. Раскол произошел и между официальной светской и духовной властью т значительной частью общества. Он дал толчок общественной мысли, подготовил почву для грядущих преобразований.

 

Тема лекции: Роль монастырей в XVII  

 

В древней Руси монастыри появились одновременно с принятием христианства. Первоначально монастыри появились в Киеве и Новгороде. Они основывались представителями княжеской династии или же частными лицами (последние назывались ктиторскими монастырями) и обычно обустраивались на окраинах городов, на земле, принадлежавшей знатным людям.

Примерно с середины XIV века русские земли стали постепенно возрождаться после опустошительного монголо-татарского нашествия, и в течение последующих дух столетий появляется иной тип монастырей. Новые монастыри нередко создавались не на окраинах городов, а в глухих, малонаселенных местах, иногда действительно пустынных. Именно так появились большинство известных впоследствии монастырей: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоцкий, Макарьев Калязинский и др.

Малоосвоенные земли, окружавшие новые монастыри, само расположение обителей на пограничье разных княжеств (примеры тому – Иосифо-Волоцкий, Пафнутьев Боровский, Кирилло-Белозерский монастыри) – все это делало их притягательными для крестьян, стремившихся покинуть прежних землевладельцев и найти покровительство у церкви. Правители княжеств, на чьих землях или границах находились монастыри, стремились заручиться их поддержкой. Кроме того, окруженные ореолом благочестия, основатели наиболее влиятельных монастырей были моральной опорой князей в моменты выбора ими новых направлений политики. Яркий пример тому – обращение князя Дмитрия Донского к Сергию Радонежскому (характерной особенностью монастырей, основанных Сергием Радонежским и его учениками в XIV-XV вв., было выборность игумена, обязательный труд).

Монастырское хозяйство: Вдали от крупных городов, лишенные щедрых пожертвований, новые монастыри, возникавшие в XIV в., должны были сами себя обеспечивать всем необходимым. Не случайно в конце XV века появилась теория «стяжательства». Ее создателем стал Иосиф Волоцкий, один из самых талантливых публицистов-богословов, обосновавший права монастырей на владение богатствами, землями.

Основу хозяйства монастыря составляла земельная собственность.

Монастырские привилегии: Важной привилегией крупных монастырей был судебный иммунитет – предоставление монастырю права самостоятельно вести расследование и вершить суд за определенные преступления, совершенные на его территории. Существенной привилегией являлось и освобождение монахов от всех видов общегосударственных податей.

Монашеская братия: холопы и аристократы: Не было равенства в монашеской братии. Во главе русских монастырей нередко стояли просвещенные, образованные люди, часто знатного происхождения. Представители знати были и среди рядовых иноков. Отчасти это связано с тем, что в монахи уходили от невзгод политической борьбы многие вельможи. Но в ряде случаев уход в монастырь не был добровольным. Все это приводило к расслоению среди самих монахов.

Православие в XVII веке оставалось религиозной и духовной основой русского общества, определяло разные стороны бытия от государственной идеологии до семейного быта, проникая в повседневную жизнь и боярина, и посадского человека, и крестьянина. Церковь являлась важнейшим институтом феодального общества.

· Митрополиты – один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху.

· Иларион – первый митрополит русского происхождения.

· Петр – митрополит, перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву.

· Алексий – митрополит, фактический правитель Московского княжества в годы малолетства Дмитрия Донского.

· Филипп (Колычев) - митрополит, противник опричнины, жертва опричного террора.

· Макарий – сборник «Четьи Минеи».

Во главе русской церкви с 1589 года стоял патриарх – в православии высший духовный сан, обычно глава самостоятельной церкви, избирается церковным собором в русской православной церкви 1589-1703гг., восстановлен в 1917г.

1589-1605 Иов
1605-1606 Игнатий
1606-1612 Гермоген
1619-1633 Филарет
1634-1640 Иоасаф I
1642-1652 Иосиф
1652-1658 Никон
1667-1672 Иоасаф II
1672-1673 Питирим
1674-1690 Иоаким
1690-1700 Адриан

Иов – первый русский патриарх.

Гермоген – патриарх в годы Смуты, выступал с призывом к борьбе против интервентов.

Филарет – отец царя Михаила Романова, некоторое время – фактический правитель государства.

Протопоп Аввакум – противник церковных реформ, идейный лидер раскола.

Никон- инициатор церковных реформ, приведших к расколу.

Тихон – первый патриарх после более чем 200-летнего перерыва.

Сергий – автор декларации о признании церковью Советской власти, в годы Великой отечественной войны избран патриархом.

 

Эволюция системы управления

До конца XVII века духовное сословие еще не сложилось окончательно и не выделилось из общества. В системе церковного управления оставалось немало мирян.

Управление в лице «крылошан» - священнослужителей

кафедральных соборов ежегодно собиравшихся у епископа (до XIV века).

Централизованная система управления церковью через светских посредников – архиерейских чиновников. Епархии

были разделены на десятины, которых десятильники – светские чиновники, ежегодно назначаемые епископом, -

ведали судом над белым духовенством и финансовыми сборами (реформа митрополита Алексия, продолженная митрополитом Киприаном в конце XIV – начале XV вв.)

Все священнослужители выбирают по уездам поповских старост, которые вместе с протопопами (настоятелями соборов) отвечают за правильное и усердное ведение служб, соответствие поведения духовенства церковным канонам и т.д. (реформы Ивана Грозного).

 

Учреждение Монастырского приказа, осуществлявшего государственный контроль над судом и

церковными землями (1649 г.), но в 1666-1667 гг. приказ был упразднен. Управление духовенством передается самому духовенству.

 

Тема лекции: Патриархальная семья  

 

Патриархальная семья. Современная семья.
Взаимоотношения в семье
В настоящее время не пользуется интересом, но является объектом исторического исследования. Итак, для патриархальной семьи ведущее отношение – кровнородственное, явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей. Данный вид семьи, характеризуется равноправием супругов и детей. Для создании такой семьи требуется только согласие вступающих в брак, регистрированный брак подразумевает возникновения определенных прав и обязанностей.
Каждый пытается навязать свое мнение супругу, в данной семье часто используют диктат, и меры давления, запрещенные законам. Благополучие семьи выражается не только в материальном достатке, хотя играет не последнюю роль. Нет навязывания свои интересов и пренебрежение желаниями другого. Отношение друг к другу в первую очередь как к человеку равному
В патриархальной семье наиболее уважаемые были пожилые люди, с мнением которых всегда считались. Повсеместно закрепились обычаи вставать при входе в дом более старшего, не курить в присутствии отца.  
Женщина же была лишена правом голоса и находилась в подчинённом положении. Женщины ели во вторую очередь, после того как мужчины закончат трапезу. Особым бесправием отличалось положение младших невесток. Среди женщин существовала своя иерархия, во главе которой стояла бабушка, мать и старшие невестки. Все они, независимо от статуса и возраста, не могли в присутствии других членов задруги выражать свои чувства Создать семью – это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки. Дети – еще одна причина взаимоуважения друг к другу
Создание семьи – не личное дело. Но для современной семьи характерно, что число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин. И это не означает, что у нас существует многоженство. Просто сегодня заключение брака обуславливается собственной выгодой, собственными желаниями
Условия существования, достаток.
Родители – основная финансовая поддержка, обеспечивающая стабильную жизнь супругов. Семья имеет необходимые средства для удовлетворения основных потребностей. Финансовая обеспеченность семьи зависит от каждого супруга в частности, Зачастую расходы семьи превышают доходы. Достаток нестабильный, в значительной мере зависит от каждого члена семьи.

 

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом.. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу. Создание благополучной семейной обстановки для каждого человека общества способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как наркомания, преступность, так как личностные качества человека формируются семьёй.

Большое значение имеют в сохранении семьи имеет культурный уровень её членов. Грубость, нетерпимость, диктат, пьянство хотя бы одного из супругов ведут к разрушению семьи, к разрушению того целостного, тех частей без которых семья, словно сломанный механизм перестает функционировать.

Мне кажется, что проблемы распада семьи, обусловлены негативной семейной обстановки, а в результате и отсутствие положительного воспитания детей связаны с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не понимание молодыми, что создание семьи, это задача не из лёгких и требует от человека больших моральных затрат.

 

Тема лекции: Церковный раскол:  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.