Я рассмотрел данный период истории на двух личностях, каждый из которых почему- то прежде чем создать, разрушал! Церковь в то время играла большую политическую роль в жизни и управления государством.
Что же разделяло двух лидеров - Никона и Аввакума?
Аввакум и его приверженцы, несомненно, были воспитаны на теории «Москва-это третий мир», верили в превосходство над другими странами, сохраняли свою независимость и не искали образец развития в греческой земле, это задевало и оскорбляло национальное чувство. Аввакум имел чувство патриотизма и чести, которые были выше и сильнее реформы, которую провозглашал Никон. И поэтому для Аввакума данная реформа воспринималась как оскорбление чувства национального достоинства, как покушение на чистоту культуры, национальную самобытность.
Что касается другого участника церковного раскола - Никона, у того было более благоприятное положение (поддержка самой государственной власти,нежелание повторения недавних событий, которые разрушили все инфраструктуры русского государства. Но Никон преследовал и свои личные цели и придерживался своих твердо устоявшихся принципов, его реформы носили келейный характер, и поэтому Никон стремился укрепить церковь, чтобы освободить её от царской опёки, а тем самым приобрести и личную неограниченную власть. Завоевав сначала доверие царя, Никон принял на себя титул «великого государя», стал вмешиваться в государственные дела, в дипломатическую и военную политику правительства, и, в конце концов, открыто провозгласил идею превосходства духовной власти над светской.
Итак, противостояние Никона и Аввакума не было только противостоянием двух сильных личностей, но с исторической точки зрения это была борьба церковно-феодальной верхушки общества с самосознанием народа.
ема лекции: Традиционная культура Московского государства
Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер.
Источник развития
Ограничитель развития
Особенностью культуры России до XVIII в. было отсутствие резкого противопоставления культуры “верхов” и “низов”. Они были объединены общими ценностями традиционной культуры, которые при этом приспосабливались к разным условиям существования.
Изменение традиций представлялось разрушительным для государства.
Традиционная культура обладала способностью развития, но этот процесс подчас имеет обратное направление по сравнению с эволюцией современной культуры.
Традиционная культура сложилась позднее, чем в Западной Европе. Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим ее от культурного мира Европы.
Традиционалистская реакция означала не столько развитие традиционной православной культуры, сколько возрождение архаики
Традиционный образ жизни простого человека включал в себя норму непрестанного труда. Но при этом орудия труда и процесс производства оставались все теми же. Их изменение считалось предосудительным. Попытка введения новшеств, рост производительности труда, получение прибыли и обогащение вызывали сопротивление традиционных ценностей.
Ценности традиционного общества России были совсем иными. Очень важным в системе традиционной культуры был идеал нищенства, идея о том, что бедному легче войти в рай, чем богатому. Наряду с идеалом “справного мужика” в русской культуре постоянно присутствовал идеал “нищего духом”, юродивого или блаженного. Их считали наиболее близкими Богу, пророками и святыми. Юродивых боялись даже цари, которым только они говорили правду. Наиболее известным среди юродивых XVI в. был Василий Блаженный.
В этих условиях обогащение казалось русским людям делом неправедным и греховным.
Потребность в самоуважении также удовлетворялась на основе ценностей коллективизма за счет причисления себя к какой-либо общности людей. Выделение такой общности происходило при помощи ее противопоставления другой общности по принципу “мы — они”. При этом собственная общность оказывалась носителем нравственного идеала, избранным кругом праведных людей, а “они” — людьми безнравственными и проклятыми.
Наши предки подчас кичились своим невежеством в науках, придавая первостепенное значение приобретению мудрости, самопознанию как обретению божественного света в собственной душе. В центре размышлений всегда стояли моральные проблемы, а не проблемы устройства мира, как на Западе. Предметом поисков был духовно-нравственный идеал.
Преследования инакомыслящих. Они подвергались бичеваниям и сожжениям, хотя против этого возражали заволжские старцы. Поэтому понятие “наука” до XVII в. ассоциировалось в России лишь с военным делом. Преследовалась самостоятельность мышления. Главным предметом знания оставались навыки покаяния и спасения души
Сохранять преемственность культуры помогал канон — неизменный, считавшийся божественным образец, которому должен был следовать всякий автор. Особенно строго он соблюдался в иконописи и архитектуре, в житиях святых. Церковь стремилась упорядочить круг чтения верующих. Митрополит Макарий объединил все рекомендовавшиеся к чтению книги в единый список, “Четьи Минеи”, т. е. чтение на каждый день, причем книги переписывались, в них вносились “исправления” в интересах государства и церкви.
Вместе с тем жесткая система традиционной культуры оставляла достаточно места для творчества. В XIV—XVI вв. прославились зодчие Барма и Постник, Федор Конь, строившие храмы и оборонительные сооружения в Москве и других городах, иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, распевщики и авторы церковных песнопений Иван Нос и Федор Крестьянин. Наследие традиционной русской культуры является достоянием русского народа, основой дальнейшего развития его национальной культуры.
Традиционная православная культура препятствовала развитию в России скульптуры, театра и инструментальной музыки. Эти искусства считались языческими. Деревянная скульптура и музыкальные инструменты собирались и сжигались.
Связь традиционной культуры и патриархальной семьи:
Основой незыблемости традиционной культуры, важнейшей социальной ячейкой традиционного общества была большая семья. Во главе ее стоял дед, или большак. Вместе с ним жили его сыновья со своими семьями и детьми, а также его братья со своим потомством. Общая численность такой большой семьи могла насчитывать несколько десятков человек. Большак в семье был выразителем традиционных ценностей, векового опыта народа. Поэтому его авторитет был непререкаем.
Существование большой семьи было экономически выгодно в условиях средней полосы России, где короткое лето нередко заставляет почти одновременно проводить разные полевые работы. Способствовало сохранению большой семьи и то, что царские целовальники, бояре, монастырские служки предпочитали иметь дело не с отдельными мелкими семьями, а с большими родственными кланами, что облегчало сбор податей и повинностей.
Церковь официально утверждала мысль о физическом и духовном неравенстве между мужчиной и женщиной. Спасение после смерти для женщины обеспечивалось прежде всего беспрекословным подчинением мужу, “жена бо мужа ради сотворена бысть, а не муж ради жены”. Под власть мужчины в доме попадали и дети, которых женили чаще всего не по любви, а по хозяйственному расчету. Власть главы семьи распространялась так далеко, что он мог продать в рабство или заложить жену и детей.
Тема лекции: Россия и Европа в XVII веке
Европа
Русь
Век глобальных, хотя и не эффектных перемен.
Экономика:
- Распад средневекового землепользования и феодальной системы эксплуатации в деревне;
- Быстрое развитие капиталистических отношений;
- Их качественное совершенствование;
- Мануфактуры – решающий фактор расширения рынка;
- Переход к индустриальному обществу.
Экономическим и политическим центром континента становится север (Англия, Нидерланды).
Политика:
Расцвет классического абсолютизма. Английская революция→конституционная монархия.
Духовная сфера:
Секуляризация. Научная революция (рационалистическая философия + опытное знание).
Безопасность:
1683г. – разгром турок под Веной. Внешняя экспансия.
↓
Всеобщий кризис:
Смена рыночной конъюнктуры;
Мощные массовые движения из-за кризиса,;
Изменения в менталитете и культуре (кризис идей Возрождения, скептицизм и т.п.)
Частичная консервация старых структур (Испания, Италия, Германия) или даже дальнейшее развитие феодальных отношений, крепостного права, поляризации сословий.
Развитие России не укладывается в европейские стандарты. По своим механизмам оно существенно отличается от Европы, хотя внешне и было близко к ним. Именно в XVII в. вызревают новые явления, которые будут предпосылками нового периода русской истории, НО:
Достигает кульминации особый тип феодализма, завершается оформление крепостного права, идет консолидация боярства и дворянства в одно сословие.
Буржуазные отношения – отдельные, малоустойчивые.
Почему?
1. экстремальная ситуация с момента рождения государства (внешняя угроза + нехватка сил и средств);
2. беспрецедентное расширение пределов (колонизация малонаселенных земель; мирный – земледельческий или промысловый характер);
3. отток недовольного населения на окраины→государство вынуждено усиливать контроль, расширять свои функции;
4. сословия формируются государством, а не в результате социально-экономического развития;
5. в условиях господства натурального хозяйства, слабо развитого обмена, мобилизация ресурсов страны могла осуществляться только за счет закрепощения;
6. отток крестьянства приводил к падению уровня жизни помещиков.
Тема лекции: Экономика России в XVII веке
старое
новое
Выход из кризиса
Растянулся до 1650-х гг. Запустение центральных уездов. Причины:
- низкое плодородие Нечерноземья;
- сказывались события Смутного времени;
- слабая производительность крестьянского хозяйства с его примитивной техникой и технологией;
- слабая сопротивляемость крестьянского хозяйства природным условиям;
- закрепощение крестьяне способствовало их заинтересованности.
Финансовая система и налоговая политика
Поземельная система прямого налогового обложения. В первое десятилетие после Смуты все прямые налоги взимались с земли, т.е. на основании «сошного письма».
Ямская повинность, прежде отбываемая только в натуральном виде, теперь для владельческих крестьян и посадских людей была заменена денежными сборами.
1614г. – сбор стрелецкого хлеба – налог, идущий на жалованье служилым людям (с 1630 по 1663 г. стрелецкая подать выросла в 10 раз).
Введение запросных и пятинных денег (Земский Собор – 1614г.), этот сбор возлагался главным образом на гостей, торговое и посадское население, а также черносошных крестьян.
1646г. – новая общая перепись населения.
Феодальное землевладение и хозяйство
Рост производства происходил за счет освоения новых земель. Основой отношений феодалов и крепостных стала барщинная система:
1. натуральное хозяйство;
2. наделение крестьян землей и орудиями за что они работают на барщине и платят оброк;
3. личная зависимость;
4. рутинная техника.
Сохранялись кое-где подсека и перелог.
Традиционные земледельческие культуры, орудия труда. Плуг вводился медленно. И крестьянское, и помещичье хозяйство медленно втягивалось в рыночные отношения: крестьяне в полной власти феодалов, невозможность свободно распоряжаться своим трудом; рост повинностей.
1. Формирование районов, производивших товарный хлеб (Среднее Поволжье, Черноземный Центр);
2. Господство трехполья.
Правительство издает указы, запрещавшие московским чинам приобретать земли на южной окраине государства (1637) и переход поместий и вотчин уездных служилых людей к служилым людям думных и московских чинов (1639).
Превращение поместья как обусловленного службой землевладения в наследственное вотчинное владение (указы 1611-1618гг., запрещавшие передачу освободившихся поместий кому-либо, кроме родственников прежнего владельца, с 1634г. – «родовое поместье», указ 1642г. запрещал вдовам служилых людей передавать их «прожиточное» поместье в чужой род).
Ремесло и промышленность
Ремесло не могло стать источником накопления. Производство не на основе наемного труда (крепостничества). Создание ускорялось государственными потребностями
1) Углублялось разделение труда, усиливалась торгово-промышленная специализация районов;
2) Развивались кустарные промыслы, ремесленное производство приобретало мелкотоварный характер;
3) Первые мануфактуры. Сначала – в металлургии.
Торговля
1. медленно развивалась внешняя торговля (единственный морской порт – Архангельск);
2. структура экспорта не характерна для развитой страны (полотно, кожа, пенька, сало и т.п. в обмен на промышленную продукцию);
3. государственная монополия на торговлю многими товарами и засилье иностранных купцов сдерживали накопление частных, не связанных с государством, капиталов.
1. начало формирования единого рынка. Ярмарки – центры оптовой межрайонной торговли. Макарьевская – Нижний Новгород.
2. русское купечество, утрачивая роль незаметного посредника, все громче заявляет о себе, оно еще не стремится проникнуть в промышленность или участвовать в крупных финансовых операциях, но свои интересы в борьбе с иностранной конкуренцией отстаивает решительно и упорно.
В 1653г. был принят Таможенный устав, вводилась единая, так называемая рублевая пошлина.
1667г. – Новоторговый устав.
ВЫВОД
Новые элемента появлялись на фоне поступательного развития феодализма. Они испытывали его деформирующее действие.
Генезис капитализма – не раньше серединыXVIII века.
Шло «первоначальное накопление», но своеобразными методами. Не произошло обезземеливание, мало развивалась внешняя торговля.
Копило ГОСУДАРСТВО (внутренние налоги, откупа, подряды, ростовщичество).
Тема лекции: Бунташный XVII век
Причины:
1. складывание посадского тяглого сословия (горожане заговорили о своих интересах во весь голос);
2. усиление централизации и крепостничества, злоупотреблений власти;
3. непосильность налогового бремени (строительство государства при скудности природных богатств, суровом климате, бедности и относительной малочисленности населения, низких урожаях и частых стихийных бедствиях).
4. правительство иногда пускалось на откровенные финансовые авантюры (пример – замена серебряной монеты медной при той же стоимости);
5. 1613-1633 гг. – 7 раз собирались чрезвычайные налоги (государству требовались средства для содержания армии и возвращения утраченных земель);
6. правительство стремилось включить в состав тяглого населения все новые категории жителей.
Борьба населения:
Бунты
Хитрости и уловки, массовое расхищение государственного имущества, казнокрадство.
Однако ослабление государства грозило россиянину еще худшим – анархией, гибелью во внутренних распрях, нашествием чужеземцев.
1648г. – московское восстание (соляной бунт); действия восставших были направлены против всей правительственной верхушки, соединились устремления различных социальных сил и слоев жителей Москвы и провинции. Причины: рост «соляного налога», злоупотребления и алчность московской администрации.
1650г. – восстание в Пскове и Новгороде, толчком к нему послужила попытка правительства рассчитаться со Швецией за перебежчиков из областей, захваченных ею у России, хлебом, скупленным на псковском рынке→резкий подъем цены на хлеб. Социальной базой движения в обоих случаях были рядовые, «молодшие», посадские люди и приборные чины.
25 июля 1662г. – восстание в Москве (медный бунт); неумеренный выпуск медных денег, а также появление «воровских» медных монет привели к их обесцениванию→рост цен и голода.
1666г. – восстание донского казака Василия Уса.
Конец 60х-начало 70х – «бунт Стеньки Разина»; действия восставших считали антигосударственными (С.М.Соловьев), объясняя их причину столкновением удельно-вечевого и единодержавного укладов русской жизни (Н.И.Костомаров).
Главное значение – в ограничении эксплуатации, злоупотреблений властей.
Но в целом, они подталкивали государство к централизации и укреплению госаппарата.
Тема лекции: Внешняя политика России в 1630-1690-е гг.
Война
Причины
Кто
Мирное со-
Итоги
победил
глашение
Смоленская
Стремление
Речь По-
Поляновский
Россия вернула
война против
России пере-
сполитая.
мирный до-
Серпейск. Вла-
Речи Посполи-
смотреть
говор 4 июня
дислав отказал-
той(1632-
грабитель-
1634 г.
ся от претензий
1634)
ские условия
на российский
Деулинского
престол за
перемирия.
сумму в 20 ты-
Удобная си-
сяч рублей.
туация бес-
королевья в
Польше. На-
дежда на по-
мощь Шве-
ции.
Русско-
Попытка
Относи-
Валиесар-
Стороны вер-
шведская вой-
вернуть Нев-
тельное
ское переми-
нулись к дово-
на
ское устье и
равновесие
рие 20 де-
енным позици-
(1656- 1658)
Карельский
сил.
кабря 1658
ям (status quo).
перешеек и
г.; Кардис-
помешать
ский мирный
Швеции ук-
договор 21
репиться в
июня 1661 г.
ходе успеш-
ной войны с
Польшей.
Война с Речью
Стремление
Россия.
Андрусов-
Россия возвра-
Посполитой
вернуть
ский договор
щала себе Смо-
(1654- 1656,
Смоленский
о перемирии
ленск с приле-
1658- 1667)
регион, ока-
20 января
жащими терри-
зать помощь
1667 г.; Мос-
ториями, полу-
национал ь-
ковский
чала Левобе-
но-
"вечный
режную Ук-
освободи-
мир" 6 мая
раину, Киев,
тельному
1686 г.
Черниговское
движению
воеводство, За-
украинского
порожье.
и белорус-
ского наро-
дов.
Тема: Мирные договоры и перемирия конца XVII—XVIII веков
Мирные договоры и перемирия конца XVII—XVIII веков:
Название договора
С кем заключен
Когда
Условия договора
Константинопольское перемирие
с Турцией
С 1700 сроком на 30 лет
По итогам Азовских походов Петра I Россия получала Азов и Таганрог, выход в Азовское море
Прусский мир
с Турцией
1711
Возврат Турции Азова, утрата выхода в Азовское море (обязательство срыть Таганрог), обязательство России не вмешиваться в Польские дела и гарантировать проезд Карла XII в Швецию
Ништадский мир
со Швецией
1721
Окончание Северной войны: в состав России вошли Ингерманландия, Эстляндия, Лифляндия и часть Карелии (с Выборгом), денежная компенсация Швеции за потерю Лифляндии и право беспошлинно покупать хлеб в России
Петербургский договор
с Персией
1723
Россия приобретает Гилянь, Мазандаран и Аст-робад (западное и южное побережье Каспийского моря)
Ганджи некий договор
с Персией
1735
Закрепление отказа России от персидских провинций, приобретенных по Петербургскому (1723 г.) договору
Белградский договор
с Турцией
1739
Россия получает Азов и земли Причерноморья от Дона до Южного Буга
Абосский мир
со Швецией
1743
Россия получает юго-восточную часть Финляндии (Кюменогорскую и Саволакскую провинции)
Русско-прусский договор
с Пруссией
Возвращение к границам до начала Семилетней войны
Кючук-Кай нарджииский мир
с Турцией
Признание независимости Крымского ханства от Турции, Россия получает черноморские крепости Керчь, Еникале, Кинбурн, контрибуцию в 4,5 млн. руб., право свободной торговли в Турции и покровительства христианских подданных Османской империи; Турции возвращаются острова архипелага Эгейского моря
Верельский мир
со Швецией
Сохранение статус-кво (довоенных границ)
Ясский мир
с Турцией
Признание вхождения в состав России Крыма и Кубани, Россия получила Причерноморские земли между Южным Бугом и Днестром
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление