Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мои рассуждения

Я рассмотрел данный период истории на двух личностях, каждый из которых почему- то прежде чем создать, разрушал! Церковь в то время играла большую политическую роль в жизни и управления государством.

Что же разделяло двух лидеров - Никона и Аввакума?

Аввакум и его приверженцы, несомненно, были воспитаны на теории «Москва-это третий мир», верили в превосходство над другими странами, сохраняли свою независимость и не искали образец развития в греческой земле, это задевало и оскорбляло национальное чувство. Аввакум имел чувство патриотизма и чести, которые были выше и сильнее реформы, которую провозглашал Никон. И поэтому для Аввакума данная реформа воспринималась как оскорбление чувства национального достоинства, как покушение на чистоту культуры, национальную самобытность.

Что касается другого участника церковного раскола - Никона, у того было более благоприятное положение (поддержка самой государственной власти,нежелание повторения недавних событий, которые разрушили все инфраструктуры русского государства. Но Никон преследовал и свои личные цели и придерживался своих твердо устоявшихся принципов, его реформы носили келейный характер, и поэтому Никон стремился укрепить церковь, чтобы освободить её от царской опёки, а тем самым приобрести и личную неограниченную власть. Завоевав сначала доверие царя, Никон принял на себя титул «великого государя», стал вмешиваться в государственные дела, в дипломатическую и военную политику правительства, и, в конце концов, открыто провозгласил идею превосходства духовной власти над светской.

Итак, противостояние Никона и Аввакума не было только противостоянием двух сильных личностей, но с исторической точки зрения это была борьба церковно-феодальной верхушки общества с самосознанием народа.

 

ема лекции: Традиционная культура Московского государства  

 

 

Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер.

Источник развития Ограничитель развития
Особенностью культуры России до XVIII в. было отсутствие резкого противопоставления культуры “верхов” и “низов”. Они были объединены общими ценностями традиционной культуры, которые при этом приспосабливались к разным условиям существования. Изменение традиций представлялось разрушительным для государства.
Традиционная культура обладала способностью развития, но этот процесс подчас имеет обратное направление по сравнению с эволюцией современной культуры. Традиционная культура сложилась позднее, чем в Западной Европе. Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим ее от культурного мира Европы.
  Традиционалистская реакция означала не столько развитие традиционной православной культуры, сколько возрождение архаики
  Традиционный образ жизни простого человека включал в себя норму непрестанного труда. Но при этом орудия труда и процесс производства оставались все теми же. Их изменение считалось предосудительным. Попытка введения новшеств, рост производительности труда, получение прибыли и обогащение вызывали сопротивление традиционных ценностей.
  Ценности традиционного общества России были совсем иными. Очень важным в системе традиционной культуры был идеал нищенства, идея о том, что бедному легче войти в рай, чем богатому. Наряду с идеалом “справного мужика” в русской культуре постоянно присутствовал идеал “нищего духом”, юродивого или блаженного. Их считали наиболее близкими Богу, пророками и святыми. Юродивых боялись даже цари, которым только они говорили правду. Наиболее известным среди юродивых XVI в. был Василий Блаженный. В этих условиях обогащение казалось русским людям делом неправедным и греховным.
  Потребность в самоуважении также удовлетворялась на основе ценностей коллективизма за счет причисления себя к какой-либо общности людей. Выделение такой общности происходило при помощи ее противопоставления другой общности по принципу “мы — они”. При этом собственная общность оказывалась носителем нравственного идеала, избранным кругом праведных людей, а “они” — людьми безнравственными и проклятыми.
  Наши предки подчас кичились своим невежеством в науках, придавая первостепенное значение приобретению мудрости, самопознанию как обретению божественного света в собственной душе. В центре размышлений всегда стояли моральные проблемы, а не проблемы устройства мира, как на Западе. Предметом поисков был духовно-нравственный идеал.
  Преследования инакомыслящих. Они подвергались бичеваниям и сожжениям, хотя против этого возражали заволжские старцы. Поэтому понятие “наука” до XVII в. ассоциировалось в России лишь с военным делом. Преследовалась самостоятельность мышления. Главным предметом знания оставались навыки покаяния и спасения души
  Сохранять преемственность культуры помогал канон — неизменный, считавшийся божественным образец, которому должен был следовать всякий автор. Особенно строго он соблюдался в иконописи и архитектуре, в житиях святых. Церковь стремилась упорядочить круг чтения верующих. Митрополит Макарий объединил все рекомендовавшиеся к чтению книги в единый список, “Четьи Минеи”, т. е. чтение на каждый день, причем книги переписывались, в них вносились “исправления” в интересах государства и церкви.
Вместе с тем жесткая система традиционной культуры оставляла достаточно места для творчества. В XIV—XVI вв. прославились зодчие Барма и Постник, Федор Конь, строившие храмы и оборонительные сооружения в Москве и других городах, иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, распевщики и авторы церковных песнопений Иван Нос и Федор Крестьянин. Наследие традиционной русской культуры является достоянием русского народа, основой дальнейшего развития его национальной культуры. Традиционная православная культура препятствовала развитию в России скульптуры, театра и инструментальной музыки. Эти искусства считались языческими. Деревянная скульптура и музыкальные инструменты собирались и сжигались.  

 

Связь традиционной культуры и патриархальной семьи:

Основой незыблемости традиционной культуры, важнейшей социальной ячейкой традиционного общества была большая семья. Во главе ее стоял дед, или большак. Вместе с ним жили его сыновья со своими семьями и детьми, а также его братья со своим потомством. Общая численность такой большой семьи могла насчитывать несколько десятков человек. Большак в семье был выразителем традиционных ценностей, векового опыта народа. Поэтому его авторитет был непререкаем.

Существование большой семьи было экономически выгодно в условиях средней полосы России, где короткое лето нередко заставляет почти одновременно проводить разные полевые работы. Способствовало сохранению большой семьи и то, что царские целовальники, бояре, монастырские служки предпочитали иметь дело не с отдельными мелкими семьями, а с большими родственными кланами, что облегчало сбор податей и повинностей.

Церковь официально утверждала мысль о физическом и духовном неравенстве между мужчиной и женщиной. Спасение после смерти для женщины обеспечивалось прежде всего беспрекословным подчинением мужу, “жена бо мужа ради сотворена бысть, а не муж ради жены”. Под власть мужчины в доме попадали и дети, которых женили чаще всего не по любви, а по хозяйственному расчету. Власть главы семьи распространялась так далеко, что он мог продать в рабство или заложить жену и детей.

 

Тема лекции: Россия и Европа в XVII веке  

 

 

Европа Русь
Век глобальных, хотя и не эффектных перемен. Экономика: - Распад средневекового землепользования и феодальной системы эксплуатации в деревне; - Быстрое развитие капиталистических отношений; - Их качественное совершенствование; - Мануфактуры – решающий фактор расширения рынка; - Переход к индустриальному обществу. Экономическим и политическим центром континента становится север (Англия, Нидерланды). Политика: Расцвет классического абсолютизма. Английская революция→конституционная монархия. Духовная сфера: Секуляризация. Научная революция (рационалистическая философия + опытное знание). Безопасность: 1683г. – разгром турок под Веной. Внешняя экспансия. ↓ Всеобщий кризис: Смена рыночной конъюнктуры; Мощные массовые движения из-за кризиса,; Изменения в менталитете и культуре (кризис идей Возрождения, скептицизм и т.п.) Частичная консервация старых структур (Испания, Италия, Германия) или даже дальнейшее развитие феодальных отношений, крепостного права, поляризации сословий. Развитие России не укладывается в европейские стандарты. По своим механизмам оно существенно отличается от Европы, хотя внешне и было близко к ним. Именно в XVII в. вызревают новые явления, которые будут предпосылками нового периода русской истории, НО: Достигает кульминации особый тип феодализма, завершается оформление крепостного права, идет консолидация боярства и дворянства в одно сословие. Буржуазные отношения – отдельные, малоустойчивые. Почему? 1. экстремальная ситуация с момента рождения государства (внешняя угроза + нехватка сил и средств); 2. беспрецедентное расширение пределов (колонизация малонаселенных земель; мирный – земледельческий или промысловый характер); 3. отток недовольного населения на окраины→государство вынуждено усиливать контроль, расширять свои функции; 4. сословия формируются государством, а не в результате социально-экономического развития; 5. в условиях господства натурального хозяйства, слабо развитого обмена, мобилизация ресурсов страны могла осуществляться только за счет закрепощения; 6. отток крестьянства приводил к падению уровня жизни помещиков.

 

Тема лекции: Экономика России в XVII веке  

 

  старое новое
Выход из кризиса Растянулся до 1650-х гг. Запустение центральных уездов. Причины: - низкое плодородие Нечерноземья; - сказывались события Смутного времени; - слабая производительность крестьянского хозяйства с его примитивной техникой и технологией; - слабая сопротивляемость крестьянского хозяйства природным условиям; - закрепощение крестьяне способствовало их заинтересованности.  
Финансовая система и налоговая политика Поземельная система прямого налогового обложения. В первое десятилетие после Смуты все прямые налоги взимались с земли, т.е. на основании «сошного письма». Ямская повинность, прежде отбываемая только в натуральном виде, теперь для владельческих крестьян и посадских людей была заменена денежными сборами. 1614г. – сбор стрелецкого хлеба – налог, идущий на жалованье служилым людям (с 1630 по 1663 г. стрелецкая подать выросла в 10 раз). Введение запросных и пятинных денег (Земский Собор – 1614г.), этот сбор возлагался главным образом на гостей, торговое и посадское население, а также черносошных крестьян. 1646г. – новая общая перепись населения.  
Феодальное землевладение и хозяйство Рост производства происходил за счет освоения новых земель. Основой отношений феодалов и крепостных стала барщинная система: 1. натуральное хозяйство; 2. наделение крестьян землей и орудиями за что они работают на барщине и платят оброк; 3. личная зависимость; 4. рутинная техника.   Сохранялись кое-где подсека и перелог. Традиционные земледельческие культуры, орудия труда. Плуг вводился медленно. И крестьянское, и помещичье хозяйство медленно втягивалось в рыночные отношения: крестьяне в полной власти феодалов, невозможность свободно распоряжаться своим трудом; рост повинностей. 1. Формирование районов, производивших товарный хлеб (Среднее Поволжье, Черноземный Центр); 2. Господство трехполья.   Правительство издает указы, запрещавшие московским чинам приобретать земли на южной окраине государства (1637) и переход поместий и вотчин уездных служилых людей к служилым людям думных и московских чинов (1639). Превращение поместья как обусловленного службой землевладения в наследственное вотчинное владение (указы 1611-1618гг., запрещавшие передачу освободившихся поместий кому-либо, кроме родственников прежнего владельца, с 1634г. – «родовое поместье», указ 1642г. запрещал вдовам служилых людей передавать их «прожиточное» поместье в чужой род).
Ремесло и промышленность Ремесло не могло стать источником накопления. Производство не на основе наемного труда (крепостничества). Создание ускорялось государственными потребностями 1) Углублялось разделение труда, усиливалась торгово-промышленная специализация районов; 2) Развивались кустарные промыслы, ремесленное производство приобретало мелкотоварный характер; 3) Первые мануфактуры. Сначала – в металлургии.
Торговля 1. медленно развивалась внешняя торговля (единственный морской порт – Архангельск); 2. структура экспорта не характерна для развитой страны (полотно, кожа, пенька, сало и т.п. в обмен на промышленную продукцию); 3. государственная монополия на торговлю многими товарами и засилье иностранных купцов сдерживали накопление частных, не связанных с государством, капиталов. 1. начало формирования единого рынка. Ярмарки – центры оптовой межрайонной торговли. Макарьевская – Нижний Новгород. 2. русское купечество, утрачивая роль незаметного посредника, все громче заявляет о себе, оно еще не стремится проникнуть в промышленность или участвовать в крупных финансовых операциях, но свои интересы в борьбе с иностранной конкуренцией отстаивает решительно и упорно. В 1653г. был принят Таможенный устав, вводилась единая, так называемая рублевая пошлина. 1667г. – Новоторговый устав.
ВЫВОД Новые элемента появлялись на фоне поступательного развития феодализма. Они испытывали его деформирующее действие. Генезис капитализма – не раньше серединыXVIII века. Шло «первоначальное накопление», но своеобразными методами. Не произошло обезземеливание, мало развивалась внешняя торговля. Копило ГОСУДАРСТВО (внутренние налоги, откупа, подряды, ростовщичество).

 

Тема лекции: Бунташный XVII век  

Причины:

1. складывание посадского тяглого сословия (горожане заговорили о своих интересах во весь голос);

2. усиление централизации и крепостничества, злоупотреблений власти;

3. непосильность налогового бремени (строительство государства при скудности природных богатств, суровом климате, бедности и относительной малочисленности населения, низких урожаях и частых стихийных бедствиях).

4. правительство иногда пускалось на откровенные финансовые авантюры (пример – замена серебряной монеты медной при той же стоимости);

5. 1613-1633 гг. – 7 раз собирались чрезвычайные налоги (государству требовались средства для содержания армии и возвращения утраченных земель);

6. правительство стремилось включить в состав тяглого населения все новые категории жителей.

 

Борьба населения:

Бунты Хитрости и уловки, массовое расхищение государственного имущества, казнокрадство.  

Однако ослабление государства грозило россиянину еще худшим – анархией, гибелью во внутренних распрях, нашествием чужеземцев.

1648г. – московское восстание (соляной бунт); действия восставших были направлены против всей правительственной верхушки, соединились устремления различных социальных сил и слоев жителей Москвы и провинции. Причины: рост «соляного налога», злоупотребления и алчность московской администрации.

1650г. – восстание в Пскове и Новгороде, толчком к нему послужила попытка правительства рассчитаться со Швецией за перебежчиков из областей, захваченных ею у России, хлебом, скупленным на псковском рынке→резкий подъем цены на хлеб. Социальной базой движения в обоих случаях были рядовые, «молодшие», посадские люди и приборные чины.

25 июля 1662г. – восстание в Москве (медный бунт); неумеренный выпуск медных денег, а также появление «воровских» медных монет привели к их обесцениванию→рост цен и голода.

1666г. – восстание донского казака Василия Уса.

Конец 60х-начало 70х – «бунт Стеньки Разина»; действия восставших считали антигосударственными (С.М.Соловьев), объясняя их причину столкновением удельно-вечевого и единодержавного укладов русской жизни (Н.И.Костомаров).

Главное значение – в ограничении эксплуатации, злоупотреблений властей.

Но в целом, они подталкивали государство к централизации и укреплению госаппарата.

  Тема лекции: Внешняя политика России в 1630-1690-е гг.    
Война Причины Кто Мирное со- Итоги
    победил глашение  
Смоленская Стремление Речь По- Поляновский Россия вернула
война против России пере- сполитая. мирный до- Серпейск. Вла-
Речи Посполи- смотреть   говор 4 июня дислав отказал-
той(1632- грабитель-   1634 г. ся от претензий
1634) ские условия     на российский
  Деулинского     престол за
  перемирия.     сумму в 20 ты-
  Удобная си-     сяч рублей.
  туация бес-      
  королевья в      
  Польше. На-      
  дежда на по-      
  мощь Шве-      
  ции.      
Русско- Попытка Относи- Валиесар- Стороны вер-
шведская вой- вернуть Нев- тельное ское переми- нулись к дово-
на ское устье и равновесие рие 20 де- енным позици-
(1656- 1658) Карельский сил. кабря 1658 ям (status quo).
  перешеек и   г.; Кардис-  
  помешать   ский мирный  
  Швеции ук-   договор 21  
  репиться в   июня 1661 г.  
  ходе успеш-      
  ной войны с      
  Польшей.      
Война с Речью Стремление Россия. Андрусов- Россия возвра-
Посполитой вернуть   ский договор щала себе Смо-
(1654- 1656, Смоленский   о перемирии ленск с приле-
1658- 1667) регион, ока-   20 января жащими терри-
  зать помощь   1667 г.; Мос- ториями, полу-
  национал ь-   ковский чала Левобе-
  но-   "вечный режную Ук-
  освободи-   мир" 6 мая раину, Киев,
  тельному   1686 г. Черниговское
  движению     воеводство, За-
  украинского     порожье.
  и белорус-      
  ского наро-      
  дов.      
               

 

 

Тема: Мирные договоры и перемирия конца XVII—XVIII веков  

 

Мирные договоры и перемирия конца XVII—XVIII веков:

 

Название договора С кем заключен Когда Условия договора
Константино­польское перемирие с Турцией С 1700 сроком на 30 лет По итогам Азовских походов Петра I Россия по­лучала Азов и Таганрог, выход в Азовское море
Прусский мир с Турцией 1711 Возврат Турции Азова, утрата выхода в Азов­ское море (обязательство срыть Таганрог), обя­зательство России не вмешиваться в Польские дела и гарантировать проезд Карла XII в Швецию
Ништадский мир со Швецией 1721 Окончание Северной войны: в состав России вошли Ингерманландия, Эстляндия, Лифляндия и часть Карелии (с Выборгом), денежная ком­пенсация Швеции за потерю Лифляндии и право беспошлинно покупать хлеб в России
Петербургский договор с Персией 1723 Россия приобретает Гилянь, Мазандаран и Аст-робад (западное и южное побережье Каспийско­го моря)
Ганджи некий договор с Персией 1735 Закрепление отказа России от персидских про­винций, приобретенных по Петербургскому (1723 г.) договору
Белградский договор с Турцией 1739 Россия получает Азов и земли Причерноморья от Дона до Южного Буга
Абосский мир со Швецией 1743 Россия получает юго-восточную часть Финляндии (Кюменогорскую и Саволакскую провинции)

 

Русско-прусский договор с Пруссией   Возвращение к границам до начала Семилетней войны
Кючук-Кай нарджииский мир с Турцией   Признание независимости Крымского ханства от Турции, Россия получает черноморские кре­пости Керчь, Еникале, Кинбурн, контрибуцию в 4,5 млн. руб., право свободной торговли в Турции и покровительства христианских подданных Османской империи; Турции возвра­щаются острова архипелага Эгейского моря
Верельский мир со Швецией   Сохранение статус-кво (довоенных границ)
Ясский мир с Турцией   Признание вхождения в состав России Крыма и Кубани, Россия получила Причерноморские земли между Южным Бугом и Днестром

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Церковный раскол | Лекции по охране труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.