Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы прав человека

Классификация прав человека.

Развитие прав человека и основные документы.

Принципы прав человека.

Понятие прав и свобод.

 

Словосочетания «права человека» и «свободы человека» широ­кое распространение в политической теории и политической прак­тике получили в эпоху европейских буржуазных революций XVII-XVIII веков. Прежде всего следует заметить, что в политической литературе встречаются различные определения и характеристики прав человека. Каждая правящая элита, полити­ческая партия, социальная группа часто в это понятие вкладывают содержание, отражающее в первую очередь их цели, интересы и по­требности. Права человека — это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе. Такие, например, права, как право человека на жизнь, право на сво­боду и неприкосновенность, право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, право на участие в политичес­кой жизни и другие, являются необходимыми условиями полноцен­ной жизни каждого человека в любом обществе.

Природа прав определяется биологической и социальной сущностью индивида. Человек обладает правами, как утверждают либералы, с момен­та своего рождения. Поэтому они являются неотъемлемыми, равными и универсальными. Правами обладают все люди на планете, независимо от их расы, вероисповедания и убеждения.

Права человека тесно связаны со свободой. Последняя составляет основу всех прав человека. Свобода представляет собой внутреннее и внешнее состояние независимости человека от природных и социальных сил. Внутренняя свобода предполагает свободу мыслей, убеждений, сво­боду слова, веры и т.д. Внешняя свобода - это свобода выбора челове­ка, свобода его реального действия во всех сферах общее геенной жиз­ни - экономической, политической, духовной. Внешняя свобода - это отсутствие каких бы то ни было искусственных ограничений в деятель­ности человека прежде всего со стороны государства. И чем больше свободы у человека, тем больше у него возможностей для полного осу­ществления своих прав.

Права и свободы человека представляют собой сложное социальное образование. В их содержании можно выделить три основных элемента. Первый - это познание человеком объективно существующей действитель­ности, как природной, так и социальной. Зависимость свободы личности от законов природы в свое время хорошо раскрыл нидерландский фило­соф Б. Спиноза (1632-1677). Человек, отмечал он, следует общему по­рядку природы, повинуется ему и приспосабливается к нему, насколько того требует природа вещей. Человек, как разумное существо, строит свою деятельность на основе разносторонних знаний о природе и обще­стве. И чем глубже и шире он познает законы развития объективной дей­ствительности, тем свободнее он действует. Отсюда известная формула Спинозы, что свобода - это осознанная необходимость. Второй, определяющий элемент содержания прав и свобод - это активная созидательная деятельность человека. Свобода - это преж­де всего процесс взаимодействия субъекта с природным и социальным миром, включающим в себя цели, способы, средства и результаты его деятельности. Личная и общественная значимость свободы проявля­ется в сознательном целеполагании, в стремлении человека к созида­нию и приумножению того мира, в котором он живет и действует, в саморазвитии индивида через опредмечивание и распредмечивание его творческих сил. Где нет активной деятельности человека, направленной на его собственное развитие и обогащение объективной дей­ствительности, там нет места ни свободе, ни правам человека.

Третий составной элемент прав и свобод - сознательная ответ­ственность человека за свои действия и поступки. По отношению к при­роде он может свободно действовать лишь в пределах осознанной не­обходимости. За ее пределами человеческие действия сопряжены с опас­ными последствиями как для развития природы, так и для нормальной жизнедеятельности людей. В обществе действия индивида свободны в той мере, в какой это позволяют интересы рядом с ним живущих лю­дей. Права и свободы человека тесно связаны с его достоинством. Достоинство человека, с одной стороны, представляет собой субъек­тивную оценку самим человеком своей ценности и значимости в об­ществе. Другую сторону человеческого достоинства составляет оцен­ка его обществом. Эта оценка может быть реальной, завышенной или заниженной, она может не совпадать с самооценкой самого че­ловека. Несомненно одно: чем выше достоинство человека, тем больше у него возможностей для осуществления своих прав; А если у че­ловека нет достоинства, то его мало интересуют и его права.

Проблема принципов является стержневой в теории и практике прав человека. Они определяют основные направления теоретичес­кой и практической деятельности в области прав человека, объеди­няют в целостную систему существенные, устойчивые и универсаль­ные элементы прав и свобод человека. Принципы определяют также отношение самого человека к своим правам и правам других лю­дей, регулируют его деятельность, связанную с уважением, поощре­нием и защитой прав и принцип трактуется как: 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической орга­низации и т.д; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. В философии принцип также характеризуется как центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой дан­ный принцип абстрагирован.

Исходя из этих определений, можно утверждать, что принципы прав человека отражают существенные, устойчивые и необходимые, или закономерные, проявления и связи этого социального образо­вания свобод. В современной политико-правовой литературе можно встретить различные подходы к проблеме принципов прав человека, их классификации. Первый, базисный подход отражен в Ус­таве Организации Объединенных Наций, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, соци­альных и культурных правах, в Пакте о гражданских и политичес­ких правах, в других международных документах. В этих докумен­тах нашли закрепление важнейшие принципы прав человека, хотя сам этот термин здесь не называется. Это - принцип естественности и неотъемлемости прав, вытекающий из присущего человеческой личности достоинства; веры в ценность человека, его прав и свобод; принцип всеобщности, или универсальности, прав человека; прин­цип равноправия мужчин и женщин в их правах; уважения, поощре­ния и соблюдения прав человека; принцип активных действий всех государств, направленных на полное осуществление всех прав и сво­бод гражданина и человека.

Дальнейшее развитие и конкретизацию эти принципы получили в других официальных документах и материалах Организации Объединенных Наций, всемирных, региональных и национальных кон­ференций по правам человека. Так, в резолюции 46/116 Генераль­ной Ассамблеи ООН о созыве Всемирной конференции по правам человека делается акцент на двух принципах — неделимости и взаи­мосвязанности прав человека. В документах Межрегиональной встречи в Страсбурге (28 янва­ря 1993 года) речь идет о принципах универсальности, неделимости и солидарности прав человека. При этом данные принципы называ­ются фундаментальными. Также основополагающими принципами прав человека являются: гума­низм, свобода, равенство и равноправие. Остановимся подробнее на каждом из них.

Принцип гуманизма. Слово «гуманизм» с латинского переводится как «человечный». Социальными истоками гуманизма явилась зародившаяся в сознании людей идея о нравственной ценности человеческой жизни и лич­ности, ее свободе и необходимости защиты ее достоинства, борьба за ее пра­ва. Известно, что гуманистические произведения эпохи Возрождения про­никнуты верой в силы человеческого разума, в его безграничные возможно­сти. А лозунг 18 века — Свобода, Равенство, Братство — признан как в высшей степени гуманистический. Сущность гуманизма — в заботе о чело­веке, признании его как личности, его право на свободу, счастье, неприкос­новенность, проявление своих способностей.

Основной формой проявления гуманизма в современных условиях явля­ется обеспечение прав человека. Современный мир значительно продвинулся в этом направлении, но далеко не везде и не без срывов на определенных этапах. Можно говорить, что широко опирается на этот принцип Организа­ция Объединенных Наций. Принцип гуманизма нашел отражение не только в принятых многочисленных документах в области прав человека, но и в той многогранной деятельности, которую проводит эта организация. Возьмем Республику Беларусь. Принцип гуманизма отражен в Декларации о государственном суверенитете и Конституции Республи­ки Беларусь от 15 марта 1994 года, в которой записаны все права и свободы, признанные мировым сообществом. В то же время реальное положение прав человека тяжелое.

Принцип свободы. В четвертой статье французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. свобода определяется как «вможность де­лать все, что не приносит вреда другому». Каково содержание свободы и как она связана с правами человека? Свобода не существует без человека, а человек как личность не может существовать без свободы, в правах же даны направления и границы ее внешнего выражения. Есть три способа опосредования свободы через права человека.

В одном случае человек ограждается от каких бы то ни было произволь­ных вмешательств в его личную сферу, в том числе и со стороны общества и представляющей его политической власти. Право на неприкосновенность личности, защиту чести и репутации, неприкосновенность жилища и другие служат материалом, из которого строится своего рода юридическая крепость, обеспечивающая свободу человека как личную безопасность. В другом слу­чае определяются рамки активности человека в той или иной сфере жизне­деятельности и такие, например, права, как право на свободу творчества. Со­циально- экономические права обеспечивают свободу от унижающего чело­веческое достоинство существования, безработицы, экологического неблаго­получия, других негативных явлений.

Существует различное восприятие свобод. Леонардо да Винчи: «Сво­бода - главный дар природы» Т. Костюшко: «Где народ благословляет сво­боду, там враг свободы бежит». К. Маркс: «Ни один человек не борется про­тив свободы, борется человек, самое большое, против свободы других». Вольтер: «Свобода состоит в том, чтобы быть зависимым только от зако­нов». Другие высказывания, не менее интересные, только дополняют общую картину. Заметим, что спектор концепций, пытающихся определить понятие свободы, также необычайно широк. От негативной трактовки понятия (3. Нойбауэр, Д. Хитер и др.) до позитивной (Оппенгейм). По мнению англий­ского политолога Д. Лукса, понятие свободы должно содержать как позитив­ную, так и негативную сторону. Глубокие размышления и оценки у К. Ясперса, Н. Бердяева и других известных философов.

Свобода возникает только с изменением человека. Ее нельзя создать по­средством институтов, насильственно введенных в сообщество не претерпевших изменения людей, она связана с характером коммуникаций, связей и общения между готовыми измениться людьми. Поэтому свобода как токовая не может быть запланирована, но люди при правильной постановке и реше­нии конкретных задач сообща обретают свободу. Свобода единичного чело­века, при условии, что все люди будут свободны, возможна лишь в том слу­чае, если она может существовать наряду со свободой для всех остальных. В нравственном отношении свобода проявляется именно в открытости взаим­ного общения. Она начинается тогда, когда в государстве, в котором человек живет, вступают в действие принятые законы. Такая свобода называется по­литической свободой. В конечном итоге свобода может быть завоевана толь­ко в том случае, если власть преодолевается правом.

Свобода должна быть точно сопряжена с ответственностью. Она невоз­можна без дисциплины и самообладания. Потеря всякой дисциплины в наро­де, всякой способности к самоуправлению и самоограничению превращает народ в диких зверей. Неумение управлять собой, ограничивать их интересы и подчинять их целому есть знак рабского состояния и ведет к разделению общества. Свободный человек не насилует, ни у кого не похищает, он всем дарует свободу. Кто совершает насилие, кто постоянно ворует, тот еще кре­постной. И только те, кто остается рабами в душе, могут относиться к своему государству, как к чужому, навязанному им, враждебному.

Ведя борьбу за права человека и свободу, необходимо помнить уроки истории. Игнорирование их может привести к искажениям, деформации принципа свободы. Помнить о том, что практически нет человека, который не любил бы свободу, но справедливый требует ее для всех, несправедливый — только для себя. Все тираны, когда-то жившие на свете, тоже верили в свободу — в свободу для себя. А те, кто громче других кричит, требуя сво­боды, не очень-то охотно ее терпят. Нельзя забывать о том, что тенденция чрезмерного восхваления обеспеченности наносит ущерб свободе. Необхо­димо вновь научиться без страха признать, что за свободу надо платить, и что мы как личности должны быть готовы для сохранения свободы идти на ма­териальные жертвы. Если мы хотим, чтобы она окончательно пришла на бе­лорусскую землю, то необходимо снова проникнуться убеждением, на кото­ром основано правление свободы в англосаксонских странах и которое выра­зил В. Рузвельт в словах: «Те, кто отказываются от свободы в главном ради безопасности, не заслуживают ни безопасности, ни свободы».

Исторический опыт подтверждает ту истину, что народам легче выно­сить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы, что свобода труднее всего приживается там, где нет традиций и низкая политическая культура.

В государстве и обществе первым условием всякой свободы является наличие ответственности всех чиновников за все свои служебные действия по отношении к любому из граждан перед обыкновенными судами и по об­щему правилу. Второе — это наличие ответственности всех граждан за орга­низованность в обществе, отсутствие хаоса. В общем, как писал Цицерон, власть и свобода неотделимы друг от друга, т. к. в противном случае получается либо деспотизм, либо анархия. В конечном итоге порядок и только по­рядок создает свободу. Непорядок создает рабство.

Принцип равенства и равноправия. Принцип равенства также провоз­глашен Декларацией прав человека и гражданина 1789 года. Ее первая статья гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в своих пра­вах». Все современные конституции западных стран, а также практика су­дебных органов рассматривают принцип равенства как основополагающий в системе прав человека и гражданина. Острая проблема — гарантии принци­па равенства.

Что касается принципа равноправия, то отметим, что его содержание, также определяющее границы использования прав человека, существенно меняется в связи с признанием, наряду с гражданскими и политическими правами, социально-экономическими правами. С точки зрения современных общечеловеческих стандартов обеспечения прав человека и гражданина, не­обходимо, чтобы не только совмещалась свобода- активность одного лица со свободой - активностью другого. Должен быть создан оптимальный баланс между свободой одних субъектов и социальной защищенностью других. Та­кое равноправие означает равные возможности гарантированного уровня со­циальной защищенности для всех членов общества. В общем, выраженные в правах человека свобода, равенство и равноправие служат утверждению дос­тоинства личности и обеспечивают в конечном итоге для каждого человека достойные условия для существования.

Следует отметить, что дальнейшее развитие и конкретизацию эти прин­ципы получили в других официальных документах и материалах Организа­ции Объединенных Наций, всемирных, региональных и национальных кон­ференций по правам человека. Так, в резолюции 46/116 Генеральной Ас­самблеи ООН о созыве Всемирной конференции по правам человека делается акцент на двух принципах - неделимости и взаимосвязанности прав человека [4, с.5]. Эти принципы образуют целостную систему гражданских, полити­ческих, экономических, социальных и культурных прав человека.

Необходимо отметить, что в итоговой декларации региональной конфе­ренции стран Азии особое внимание уделяется принципу неделимость прав человека. В итоговой декларации региональной конференции стран Африки, наоборот, принцип универсальности прав человека отвергается, однако при­знается принцип их неделимости. В итоговой же декларации региональной конференции стран Латинской Америки и Карибского бассейна принцип универсальности прав человека вообще не упоминается, а принципы взаимо­зависимости и неделимости трактуются как основы, из которых нужно исхо­дить при изучении прав человека. В документах в Межрегиональной встречи в Страсбурге (28 января 1993 г.) речь идет о принципах универсальности, неделимости и солидарности прав человека. При этом данные принципы называются фундаментальными.

Представляется важным отметить, что кроме ба­зисного подхода к проблеме принципов прав человека, в политико-правовой литературе встречаются и другие подходы, например, концепция российских специалистов, классификация принципов прав человека белорусского иссле­дователя Л. Ф. Евменова, а также система принципов и императивов прав человека.

Несмотря на некоторые, не очень существенные различия, данные под­ходы, в целом, солидаризируются по рассматриваемой проблеме с мировым сообществом, признавая основные принципы прав человека закрепленные в международных документах. В настоящее время международ­ными стандартами считаются все документы в области прав и свобод челове­ка, разработанные и принятые в системе ООН.

Таким образом, изложенное дает основание сделать вывод о том, что принципы прав человека - это отражение существенных, устойчивых, необ­ходимых, закономерных проявлений и связей этого социального образова­ния. Принципы прав человека и их модификации соотносятся между собой как общее и единичное, заключающие в себе несущие конструкции этого це­лостного феномена.

К сказанному следует добавить, что права человека - это высшие обще­человеческие ценности, утвержденные каждым народом в ходе его развития.

«Принцип равенства всех членов человеческого общества, также как и многие другие основные принципы, что составляют то, что принято называть сегодня правами человека, присущи практически каждой культуре и цивили­зации, религии и философской традиции».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Повреждение костно-суставного аппарата. Травмы черепа | Декларация прав человека и гражданина Франции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.