Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание ООН. Всеобщая Декларация прав человека

Следующий, принципиально важный этап в развитии идей и представле­ний в области прав человека - это время деятельности ООН. В этой связи обратимся к историческим фактам и документам. Они сви­детельствуют о том, что возникновение гуманной идеи содействия всеобщему уважению прав и основных свобод личности произошло в процессе соз­дания Организации Объединенных Наций. В документах государств анти­гитлеровской неоднократно подчеркивалось, что после окончательного унич­тожения нацистской тирании должен быть установлен такой мир, который обеспечит уверенность, что все люди во всех странах могут жить свободны­ми от страха и нужды. В англо-американской Декларации от 14 октября 1941 года и в других документах того времени были воплощены требования наро­дов о восстановлении и защите прав человека и основных свобод. В Деклара­ции Объединенных Наций, подписанной 1 января 1942 года 26-ю государст­вами (позже присоединилось еще 21 государство) говорилось «полная победа над их врагами (т. е. фашистскими государствами), необходима для защиты прав человека и справедливости в их собственных, а также и в других стра­нах». В «Предварительных положениях» относительно создания всеобщей международной организации (1944 г., Думбартон-Оксе) прямо указывалось, что с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями. Организация должна поощрять уважение человеческих прав и основных свобод для всех в число целей ООН объясняется прежде всего событиями, которые произошли во время второй мировой войны... Опыт войны привел к широко распро­страненному убеждению, что одной из важнейших целей войны была эффек­тивная международная защита прав человека, поскольку такая защита явля­ется одним из важнейших условий международного мира и прогресса.

Таким образом, требования народов восстановить попранные фашизмом права и свободы человека явились первой причиной включения положения о правах и свободах в Устав ООН. Вторая заключалась в том, что поддержание международного мира и безопасности неразрывно связана с защитой демо­кратических свобод и прав.

Официальное провозглашение ООН состоялось 24 октября 1945 года. В тот же день США, СССР, Великобритания, Франция, Китай, а также боль­шинство других стран-основателей ратифицировали Устав ООН. В число за­дач, определенным Уставом ООН входила и работа по поддержанию общего уважения и удовлетворения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. В соответствии со статьей 1 Устава, перед организацией ставилась цель «осуществлять международное сотрудни­чество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и к основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии». В целом Устав явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого сотрудничества в поощрении и воспитании уважения к правам и свободам человека. Создание ООН и принятие ее Устава положило начало новому эта­пу межгосударственных отношений в этой области. Этапу длиной вот уже в 57лет [4,с.7]. Первым в истории международных отношений документом, провозгла­сившим перечень прав и свобод, явилась Всеобщая декларация прав чело­века, принятая 10 декабря 1948 года. Декларация основана в целом на обще­демократических достижениях человечества. Она состоит из преамбулы и 30 статей [5, с. 3].

Декларация провозгласила элементарные личные права: на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность; на защиту от рабства, пыток и бесчеловечного обращения; право на неприкосновенность чести и репутации, личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции; право на защиту своих прав, в том числе независимым и беспри­страстным судом.

Гражданские политические права и свободы перечислены в ст. 13-21 Декларации. Среди них:

• Право на гражданство, местожительство, на выезд из страны и по­литическое убежище;

• Право на владения имуществом и на вступление в брак;

• Свобода мысли, совести и религии, убеждений, мирных собраний и ассоциаций;

• Всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании.

О социально-экономических правах и правах в области культуры гово­рится в ст. 22 - 27. К ним относятся:

• Право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;

• Право на равную оплату труда и на социальное обеспечение;

• Право на создание профсоюзных организаций и вхождения в профсоюзы для защиты своих интересов;

• Право на отдых, на разумное ограничение рабочего времени и на оплачиваемый периодический отпуск.

В ст. 25 Декларации отмечается, что каждый человек имеет право на та­кой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддер­жания здоровья его самого и его семьи. Что касается образования, то начальное и общее образование должно быть бесплатным и обязательным, а высшее - доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно служить повышению уважения к правам человека и основным свободам и содействовать, как подчеркивается в ст. 26 Декларации, «взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами». Оно также должно способствовать и «деятельности Организации Объединенных наций по поддержке мира». Заключительные статьи посвящены пределам осуществления провоз­глашаемых прав и основных свобод. Использование прав и свобод человека не должно противоречить целям и принципам ООН. Ничто в Декларации не должно быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права «какой-либо деятельностью или со­вершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации». Всеобщая Декларация прав человека была провозглашена в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». Последние слова очень точно указывают на основное назначение Декларации. Под этим углом зре­ния и проводится во многих странах празднование 10 декабря как Дня прав человека.

Принятие Всеобщей Декларации подтвердило возможность сотрудниче­ства государств с различным общественным строем в области прав человека. Государства - члены ООН смогли достигнуть договоренности относительно тех общих для них принципов, которыми они должны руководствоваться в интересах соблюдения прав человека. Было установлено, какие основные права и свободы должны подлежать всеобщему уважению.

Факт сотрудничества различных государств, выразившийся в принятии Всеобщей Декларации прав человека, весьма знаменателен, так как в процес­се налаживания международного сотрудничества в этой сфере возникли оп­ределенные трудности. Это вполне естественно, если принять во внимание, что сталкивались противоположные подходы и концепции прав человека. Так, западные страны упор делали на политические и гражданские права, СССР и другие социалистические страны - на социально-экономические; ставили в центр внимания защиту прав индивида, в то время как их оппонен­ты - грубые массовые нарушения прав как человека, так и народов.

В социалистических странах на практике права человека подчинялись идеологии, в то время как в странах западного мира такая подчиненность от­сутствовала. Эти и другие различия сказывались и на практической деятель­ности по защите прав человека. Тем не менее, как пропаганда идей Всеобщей Декларации прав человека, так и сотрудничество по урегулированию прав человека продолжалось и приносило свои плоды. В последующем закрепление прав человека можно разбить на следующие этапы:

• Признание прав человека и усиление гарантий прав гражда­нина в послевоенных конституциях и законодательствах мно­гих стран;

• Приняты первые региональные международные акты (Амери­канская Декларация прав человека и обязанностей человека 1948 г. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г.);

• Колониальная система рухнула, чему во многом способство­вала Декларация о предоставлении независимости колониаль­ным странам и народам, принятая ООН 14 декабря 1960г, в которой говорилось, что подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречит Уставу Организации Объеди­ненных Наций и препятствует развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире; все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой полити­ческий статус и осуществляют свое экономическое, со­циальное и культурное развитие; все государства должны строго и добросовестно соблю­дать приложения Устава ООН, Всеобщей Декларации прав человека и настоящей Декларации на основе ра­венства, невмешательства во внутренние дела всех госу­дарств, уважения суверенных прав всех народов и тер­риториальной целостности их государств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Декларация прав человека и гражданина Франции | Международные пакты о правах человека и Факуль­тативные протоколы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.