Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, предмет и система избирательного права России




В условиях становления и развития демократического правового государства в России особую роль приобретает избирательное право. Причина этого кроется в народовластии, которое превратилось в реальную конституционную основу российской государственности. От решения избирателей, определяющих путем выборов состав законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, во многом зависит развитие государства. Исходя из того, насколько высок уровень общей и профессиональной правовой культуры избирателей, определяется характер проведения выборов.

Немаловажную роль при этом играет изучение избирательного права и избирательного процесса, поскольку благодаря этим знаниям вырабатывается и определяется гражданская позиция по отношению к этому институту гражданского общества.

В настоящее время у ученых-юристов нет единой точки зрения на то, куда следует отнести избирательное право: к институту, подотрасли или отрасли права.

Правоведы практики А.А. Вешняков, В.И. Лысенко и другие утверждают, что избирательное право – это институт конституционного права,представляющий собой самостоятельную систему правовых норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации, в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках избирательного права), которые регулируют общественные отношения, деятельность субъектов избирательного процесса (избирательных правоотношений), устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия – при проведении свободных выборов в органы государственной власти и представительные (иные выборные) органы местного самоуправления, избираемые непосредственно избирателями - гражданами Российской Федерации, а также иными лицами, обладающими избирательными правами.

По мнению Д.Е. Каткова и Е.В. Корчиго, термин «избирательное право» понимают в двух смыслах: в объективном (позитивное избирательное право) - как систему правовых норм, регулирующих подготовку и проведение выборов, и субъективном (субъективное избирательное право) - как право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Любое конституционно закрепленное право человека и гражданина должно иметь свой механизм реализации. Таким механизмом согласно статьи 3 Конституции Российской Федерации, являются выборы.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Об основных гарантиях) определяет выборы как форму прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Общественные отношения, возникающие в процессе реализации гражданами своих избирательных прав можно отнести к конституционным, административным и другим, т.е. эти правоотношения образуют особую группу, свойственную избирательному праву и составляющую специфику его предмета.

Предметом избирательного права можно определить общественные отношения, возникающие в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, составляющие в целом избирательные права граждан.

Под избирательными правами граждан понимается конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Активное избирательное право - это право голоса и относится только к выборам органов государственной власти и органов местного самоуправления. В Российской Федерации активное избирательное право принадлежит гражданам России, достигшим 18 лет и место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в избирательном округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено также гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ активного избирательного права лишаются граждане РФ, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право избирать в органы местного самоуправления в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами.

Пассивное избирательное право - это право выдвигаться и баллотироваться в состав органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также на выборные публичные должности. У лица есть право на выдвижение своей кандидатуры, после которого, если выдвижение законно, лицо баллотируется в состав органа или на должность. Субъектом пассивного избирательного права является гражданин РФ, однако согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и п. 10 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях…» постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, могут избираться в органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право может ограничиваться более высоким, чем активное, возрастным критерием, некоторыми другими критериями (оседлости и т.п.).

Метод правового регулирования - это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом его регулирования.

Избирательное право в процессе своего функционирования использует различные методы, свойственные как публичному, так и частному праву.

Избирательное право регулирует отношения, возникающие при организации и проведении выборов, путем закрепления прав и обязанностей за субъектами общественных отношений.

В избирательно-правовую сферу вовлекаются отношения, возникающие в межвыборный период. Это, например, отношения по регистрации (учету) избирателей, формированию постоянно действующих избирательных комиссий.

Основное содержание избирательного права составляют процессуальные нормы, назначение которых состоит в регламентации процедуры реализации материально-правовых норм, закрепляющих субъективное избирательное право. Наличие процессуальных норм в избирательном праве, их многообразие и детализированность обусловлены спецификой предмета избирательного права, спецификой субъективного избирательного права, которое может быть реализовано только в рамках сложной правовой процедуры.

Классификация видов выборов:

- очередные выборы - это выборы, которые назначаются и проводятся в связи с истечением срока полномочий избираемого органа или должностного лица;

- внеочередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий избираемого органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления. Избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов возможность сокращения сроков осуществления избирательных действий по сравнению с очередными выборами;

- основные выборы – выборы, в результате которых избирается весь состав представительного органа;

- дополнительные выборы проводятся при досрочном прекращение полномочий депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе;

- повторные выборы проводятся в случаях, если результаты основных выборов или дополнительных были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы - самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии, в том числе выдвижение кандидатов.

Содержание и система избирательного права России.

Избирательно-правовое отношение - это возникающая на основе норм избирательного права юридическая связь между субъектами, выражающаяся в форме их субъективных прав и обязанностей.

В избирательно-правовых отношениях реализуются нормы избирательного права. Правоотношения выступают средством закрепления за конкретными субъектами предусмотренных правовыми нормами прав и обязанностей.

Виды избирательных правоотношений. Основным правовым отношением в сфере избирательного права выступает общее правоотношение, возникающее на основе конституционной нормы, предоставляющей гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. На базе данного правоотношения строится весь комплекс избирательно-правовых отношений, в которых субъекты обладают конкретными правами и обязанностями.

Элементами избирательно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты избирательно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых избирательным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм избирательного права.

Субъектами избирательно-правовых отношений могут выступать:

Граждане Российской Федерации, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделяются правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Свое конституционное право граждане осуществляют, участвуя в выборах в качестве избирателей (выдвигают кандидатов, осуществляют их поддержку, участвуют в предвыборной агитации, голосуют на выборах), кандидатов, их представителей, представителей избирательных объединений, общественных объединений, членов избирательных комиссий;

Иностранные граждане в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации;

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, основной обязанностью которых является обеспечение реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными. Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в избирательном процессе в различном качестве: назначают выборы, осуществляют формирование избирательных комиссий, содействуют избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов;

Избирательные комиссии являются специфическими субъектами избирательного права, представляют собой коллегиальные органы, непосредственно осуществляющие подготовку и проведение выборов. Часть избирательных комиссий являются государственными (Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии);

Общественные объединения. Среди общественных объединений основное место занимают политические общественные объединения, имеющие право участвовать в выборах в качестве избирательных объединений, политические партии. Неполитические общественные объединения по сравнению с ними имеют ограниченный объем прав: они вправе участвовать в предвыборной агитации, назначать наблюдателей, но не имеют основного права избирательных объединений - права выдвигать кандидатов;

Средства массовой информации (СМИ). Избирательно-правовые нормы возлагают на СМИ обязанность предоставлять кандидатам, избирательным объединениям возможность проведения предвыборной агитации, содействовать избирательным комиссиям в информирования избирателей о ходе выборов. Средства массовой информации вправе направлять для наблюдения за ходом голосования, осуществлением отдельных избирательных действий своих представителей.

Объектами избирательно-правовых отношений могут выступать как материальные объекты, например, средства избирательного фонда, так и нематериальные - действия субъектов избирательного процесса. Например, в правоотношении по регистрации кандидата объектом выступает принятие избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.

Содержание избирательно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой избирательного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов избирательно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании избирательно-правового отношения - это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом.

Субъективная обязанность - предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов избирательно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать требования норм избирательного законодательства) и обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность избирательных комиссий осуществлять подсчет голосов, подведение итогов голосования и определение результатов выборов), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначить в установленные законом сроки выборы Президента Российской Федерации).

Юридические факты - обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть события и действия.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли субъектов. Например, истечение срока полномочий выборного органа является основанием назначения соответствующих выборов.

Действия как волевое поведение субъектов, внешнее выражение их воли и сознания разделяются:

правомерные действия соответствуют правовым предписаниям, согласуются с содержанием прав и обязанностей субъектов;

неправомерные действия не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права, не согласуются с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Избирательно-правовые отношения часто возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав.

Фактический состав - система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица, права быть избранным Президентом Российской Федерации, необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также не состояние лица в должности Президента Российской Федерации в течение двух предыдущих сроков полномочий.

Система избирательного права по характеру правовых предписаний, содержащихся в федеральном избирательном законодательстве и конкретных законах о выборах, разделяется на нормы и институты общей и особенной части.

Институты общей части устанавливают универсальные принципы избирательного права, исходные начала организации избирательного процесса, общий правовой режим осуществления отдельных стадий, процедур и избирательных действий.

Институты особенной части определяют конкретные процедуры и условия реализации норм материального избирательного права в ходе подготовки и проведения выборов.

Институциональное разделение избирательного права получает формальное отображение в общей и особенной частях избирательных кодексов, принятых в ряде субъектов Российской Федерации (в Воронежской, Белгородской, Московской областях, Республике Башкортостан).

Принципиально новым юридическим элементом современной системы избирательного права являются гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Гарантийные нормы выполняют право-обеспечительную функцию в механизме правового регулирования всех видов выборов.

Особое место в системе институтов избирательного права занимает институт ответственности за нарушение избирательных прав граждан, в том числе в виде возможности расформирования избирательных комиссий в случае принятия решений, совершения действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и повлиявших на результаты волеизъявления участников выборов.

В самом общем виде система избирательного права с учетом различных толкований классификации образующих ее институтов включает избирательно-правовые нормы.

Избирательно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в избирательно-правовых актах правила, установленные или санкционированные государством, направленные на регулирование избирательных отношений путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы избирательного права, являясь разновидностью правовых норм, содержат в себе свойства, характерные для всех правовых норм, и специфические качества, определяемые принадлежностью к избирательному праву.

Своеобразие избирательно-правовых норм обусловлено следующими обстоятельствами:

предметом регулирования избирательно-правовых норм. Избирательно-правовые нормы регулируют общественные отношения, возникающие в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

источниками, в которых выражены избирательно-правовые нормы. К ним относятся, в первую очередь, - Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации, подзаконные акты. Важность предмета правового регулирования обусловливает закрепление норм избирательного права в законодательных актах. Их закрепление в иных источниках права, возможно, только в случаях, предусмотренных законом. Особенностью избирательного права является также содержание избирательно-правовых норм (так называемых международных избирательных стандартов) в международно-правовых актах;

преобладанием в составе избирательного права процессуально-правовых норм, регламентирующих процедуру реализации субъективного избирательного права граждан, порядок формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Структура избирательно - правовых норм. Под структурой правовой нормы принято понимать ее внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов.

В структуре правовой нормы выделяют:

гипотеза - часть нормы, которая указывает на те условия, т.е. фактические обстоятельства, при наступлении или не наступлении которых норма вступает в действие;

диспозиция - часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъектов;

санкция - часть нормы, которая указывает на меры, применяемые при ее несоблюдении.

Большинство норм избирательного права имеют двухчленную структуру: гипотезу и диспозицию. Так, например часть 4 статьи 11 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях...» гласит: «Если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо положения закона субъекта Российской Федерации не может быть применено вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, выборы в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления в части положения закона субъекта Российской Федерации, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводятся соответствующей избирательной комиссией на основе настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом также на основе указов Президента Российской Федерации».

Данная норма прямо указывает на условия, при которых она может быть реализована, и устанавливает правила, которыми необходимо руководствоваться при наступлении указанных условий. Санкция у данной нормы избирательного права отсутствует.

Среди норм избирательного права немало норм, состоящих из одной диспозиции - дефинитивных и декларативных норм. Дефинитивные нормы предписания, направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории.

Примером дефинитивных избирательно-правовых норм могут служить нормы, содержащиеся в статье 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях...», определяющие основные термины избирательного права: например, предвыборная агитация, избиратель, кандидат, избирательное объединение, наблюдатель и т.д.

Декларативные (нормы-принципы) - предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности правовых норм. В качестве примера декларативных норм можно привести норму, содержащуюся в статье 5 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях...», согласно которой граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдумах в Российской Федерации на равных основаниях.

Примером норм, содержащих в своей структуре санкцию, могут служить нормы, устанавливающие ответственность за нарушение избирательного законодательства. Так, «регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (аннулирована) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования (санкция), в случае нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов (гипотеза)».

Классификация избирательно - правовых норм.

По объекту правового регулирования выделяются нормы:

регламентирующие субъективное избирательное право;

закрепляющие принципы избирательного права;

регламентирующие избирательный процесс;

регулирующие иные составные части предмета избирательного права.

По функциям, которые выполняют правовые нормы в механизме правого регулирования, их подразделяют:

регулятивные (правоустановительные), регулируют позитивную деятельность субъектов права, определяя их права и обязанности в общественных отношениях. Например, статья 32 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях...» гласит: «Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом»;

охранительные, закрепляют меры юридической ответственности и защиту субъективных прав. В качестве примера охранительной нормы можно привести норму Федерального закона РФ «Об основных гарантиях...»: «Избирательная комиссия может быть распущена судом соответствующей подсудности в случаях нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом...».

По характеру прав и обязанностей:

управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой права: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме»;

обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия. Большинство обязывающих норм относится к деятельности избирательных комиссий. Примером обязывающей нормы может служить положение части 4 статьи 33 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях...», так: «При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации»;

запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их, например, часть 10 статьи 30 устанавливает, что наблюдатель не вправе выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени и т.д.

По территории действия:

действуют на всей территории Российской Федерации;

распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

По юридической силе:

обладающие высшей юридической силой; и нормы, которые должны им соответствовать. Юридическая сила избирательно-правовой нормы определяется источником (нормативно-правовым актом), в котором данная норма получила закрепление. Так, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях...».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.