Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Омбудсмен




Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупо­треблений властью со стороны чиновников особое место занимает скандинавский институт омбудсмена - Уполномоченного по правам человека, или, как он еще именуется в других странах, парламентского комиссара (Англия), народного защитника (Австрия), медиатора (Франция) и т. д. Созданный впервые в начале XIX в. в Швеции (1809 г.), институт омбудсмена в период после Второй мировой войны получил широкое распространение в европейских странах и других регионах мира. Особая популярность и авторитет данного института объясняются многими демократическими чер­тами, характеризующими его статус: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; пра­вом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; бесплат­ностью оказания помощи гражданам и т. д.

Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в Конституции должность Уполномоченного по правам человека. Первым на эту должность в январе 1994 г. был назначен видный правозащитник С. Ковалев. Однако в марте 1995 г. он был освобожден Государст­венной Думой от должности Уполномоченного по правам человека. Причиной стала его независимая, принципиальная позиция относительно прав человека во время войны в Чечне.

Шестнадцатого апреля 1996 г. Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в котором определен порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека, его компетенция, организационные формы и условия деятельности. Как сказано в Законе, должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты конститу­ционных прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно Закону, на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Уполномоченный по правам человека назначается и осво­бождается от должности Государственной Думой РФ. Срок его полномочий - пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы РФ.

Уполномоченный по правам человека не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъек­та Федерации, находиться на государственной службе, занимать­ся другой оплачиваемой деятельностью, за исключением препо­давательской, научной либо иной творческой. Он не может быть членом политической партии или иного общественного объедине­ния, преследующего политические цели.

Основными функциями Уполномоченного по правам чело­века в РФ являются:

- восстановление нарушенных прав;

- совершенствование законодательства РФ о правах чело­века и гражданина и приведение его в соответствие с общеприз­нанными принципами и нормами международного права;

- развитие международного сотрудничества в области прав

человека;

- правовое просвещение по вопросам прав и свобод чело­века, форм и методов их защиты.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Россий­ской Федерации, а также находящихся на территории России ино­странцев и лиц без гражданства, поданные не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод или с того дня, когда лицу стало известно об их нарушении. Однако Уполномоченный рас­сматривает эти жалобы только в том случае, если ранее подавшее их лицо уже обжаловало нарушающие его права действия (без­действие) государственных органов в судебном или администра­тивном порядке, но не согласно с принятым решением.

В соответствии с Законом Уполномоченный, получив жало­бу, может:

- принять ее к рассмотрению;

- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

- передать жалобу государственному органу, органу мест­ного самоуправления или должностному лицу, к компетенции ко­торого относится разрешение жалобы по существу;

отказать в принятии жалобы к рассмотрению, указав мотивы. По результатам рассмотрения жалобы

В конце каждого календарного года Уполномоченный по пра­вам человека готовит доклад о своей деятельности, который направ­ляет Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ. До­клад Уполномоченного по правам человека подлежит обязатель­ному официальному опубликованию.

Словарь

• Демонстрация - публичное выражение группой лиц обще­ственно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств аги­тации и пропаганды.

• Митинг - массовое собрание граждан для публичного выражения отношений к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни.

• Пикетирование - наглядная демонстрация группой граж­дан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления пу­тем размещения участников возле пикетируемого объекта и ис­пользования различных средств наглядной агитации.

• Собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллек­тивного обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Уличное шествие - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы с целью привле­чения общественного внимания к каким-либо проблемам.

 

 

1. Что такое гражданство?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Какие виды прав человека вам известны?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема 2.3 СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Студент должен знать:

· понятие государственного органа;

· виды государственных органов;

· содержание принципа разделения властей;

· систему высших органов государственной власти в РФ;

· правовой статус Президента РФ;

· порядок обращения с жалобами в органы государственного управления.

Студент должен уметь:

· составить жалобу (обращение) в органы государственного управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.