КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационные технологии и формирование единого образовательного пространства России. Новые информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования
Педагогическая инновационная технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для магистров и преподавателя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет. Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этих условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационном институте. Инновационным институтом называется учебное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Селевко, 1998). Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных институтов: • Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса. • Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в обычном институте. • Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований. • Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса. • Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу. • Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы. Современные инновационные технологии в образовании
В настоящий момент в магистерском образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). В результате в методической системе появляются новые информационные технологии, а магистры имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. 2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность магистра, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность студента в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого студента в отдельности, института в целом.
4. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах творчества и др. 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. 7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. Телекоммуникации и компьютерные технологии в обучении дают старт новым формам представления информации и передачи знаний. Одной из таких форм становится дистанционное обучение, представляющее собой комплекс образовательных услуг, оказываемых многочисленным сегментам населения на национальном или транснациональном уровне с помощью специализированной информационно-образовательной среды, основывающейся на средствах обмена учебно-методической информацией на расстоянии. В современном мире дистанционное обучение является одним из перспективных способов получения образования с помощью тех возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии. Особую популярность дистанционное образование получило в области гуманитарных дисциплин. Его целью является творческое самовыражение уда ленного студента, а основные черты - личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования, способствующий повышению мотивации обучения, стимулирующий самообразование, формирующий навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности, повышающий интенсивность и результативность образования. Преимуществом дистанционного обучения является индивидуальное расписание, постоянный контакт с преподавателем, другими студентами и администрацией ВУЗа. А стоимость такого образования в 3 - 5 раз дешевле, чем при очной форме обучения. Данный вид образования поможет решать проблемы обучения и повышения квалификации специалистов, не имеющих возможности по тем или иным причинам присутствовать на занятиях в учебной аудитории. Как дистанционное, так и образование в аудитории является более наглядным, понятным и эффективным с помощью средств мультимедиа, используя текст, изображение, графики, анимацию, аудио- и видеоинформацию. При этом задействован зрительный анализатор, и студент работает на послепроизвольном внимании, единственном из трех видов внимания, когда совмещаются два главных качества работоспособности: эффективность и длительность. На основе информационных технологий возникает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению, учитывать уровень знаний изучаемого материала и степень достижения промежуточных целей обучения. Студент осваивает материал в режиме, наиболее соответствующем уровню его индивидуальной подготовки, а интерактивные методы позволяют ему наиболее полно раскрыться творчески. На современном этапе реформирования образования в условиях глобализации можно выделить три основные технологии дистанционного образования: В конце XX - начале XXI века сформировалось новое понятие провайдеры дистанционного образования, имеющие качественные различия: Виды дистанционных занятий определяются особенностями педагогического процесса, а так же набором информационных и телекоммуникационных средств и сервисов, имеющихся в наличие у обучающего центра. Практика доказала продуктивность использования в дистанционном образовании следующих видов занятий: Новые информационные технологии и Интернет широко используются при обучении гуманитарным дисциплинам в учебном процессе и научных исследованиях, применяются тестирующие, обучающие и развивающие про граммы. У гуманитарных кафедр и факультетов ВУЗов имеется электронный банк литературы по различным специальностям, их информационные ресурсы периодически пополняются учебными и научными программами. Дистанционные формы различных учебно-методических мероприятий применяются и для преподавателей. Одно из направлений - повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и довольно часто стали организовываться дистанционные педагогические конференции и конкурсы.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |