Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ее важнейшие виды и формы




Помощь и взаимопомощь у восточных славян,

 

Праславяне как часть индоевропейской общности выде­лились из нее примерно в I тыс. до н.э. По версии известно­го российского историка XX в. Б.А. Рыбакова, сколоты, упо­минаемые греческим историком Геродотом в его сообщении о скифах, являлись праславянами. В первые века нашей эры древние авторы именовали их венедами. В середине I тыс. н.э. эта этническая общность впервые называется славяна­ми. Они занимались охотой, рыболовством, бортничеством, земледелием, скотоводством. Древние славяне, будучи язычниками, обожествляли силы природы. Одним из главных их богов был Род — бог неба и земли. Его окружали женские божества плодородия — Рожаницы, что говорит о приори­тетной роли земледелия в жизнедеятельности славян,

Восточные славяне в отличие от своих воинственных со­седей (сарматов, гуннов, аваров и др.) были менее агрессивными, более миролюбивыми и сострадательными. Интересны в этой связи суждения византийского историка Прокопия Кесарийского, который в своем известном труде «История войн Юстиниана» описывал славянские племена. «Они, — отмечал он, — очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый... По суще­ству они неплохие и совсем не злобные»

О гостеприимстве, довольно мягком и сочувственном от­ношении древних славян к пленным писал византийский им­ператор Маврикий Стратег. В трактате об искусстве войн «Стратегикон» он отмечал, что к прибывающим иноземцам славяне относятся ласково, оказывая им знаки своего рас­положения. При переходе приезжих из одного места в дру­гое они охраняли их в случае надобности. «Находящихся у них в плену, — продолжал Маврикий Стратег, — они не дер­жат в рабстве, как прочие племена, в течение неограничен­ного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за из­вестный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей». Следо­вательно, у славян, в отличие от многих других народов, плен­ные не рабствовали весь век. После определенного срока нахождения в плену они получали свободу и возможность вернуться домой. Да и само рабство у славян имело во мно­гом условный характер. «Раб», действительно» не мог поки­нуть место своего нахождения, но при этом он питался и оде­вался практически так же, как и «рабовладелец».

О толерантности многих восточнославянских народов пи­сал автор древнерусской летописи «Повесть временных лет» Нестор. Например, полян он называл «кроткими и тихими». Признавая миролюбивый и относительно мягкий харак­тер восточных славян, не следует идеализировать их нравы. Это было суровое время, когда первобытные инстинкты самосохранения, борьба за выживание диктовали свои нормы поведения. Люди тогда нередко поступали жестоко. Видный россий­ский историк XIX в. Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» описывал такие примеры. Он отмечал, что у древних славян мать имела право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было слишком многочисленным. Пе­чальна была и участь стариков, становившихся в тягость для семейства. Однако необходимо иметь в виду, что эти жесто­кие нравы характерны для ранней истории праславянства. На более позднем этапе общинных отношений у восточных славян стали преобладать иные обычаи и традиции, в осно­ве которых лежали принципы помощи, взаимоподдержки, почитания старших, умудренных жизненным опытом людей. Большинство исследователей проблем истории социаль­ной работы группируют различные формы помощи и взаи­мопомощи у восточных славян в три основных вида: общин­но-родовая, хозяйственная и обрядово-культовая помощь. Такое разделение, конечно, условно. Но оно все же позволя­ет несколько упорядочить и систематизировать разнообра­зие форм помощи у славян.

К числу наиболее распространенных проявлений общин­но-родовой помощи можно отнести: отвод престарелым и бедным людям земельных участков для заготовки сена; кор­мление за счет общины немощных стариков, убогих и боль­ных сородичей; взаимный дарообмен — потлач; защиту по­терпевшего сородича всем родом и др. По мере развития у восточных славян общинно-родовых отношений форми­ровались и закреплялись традиции заботы о слабых, немощ­ных. Выражением этого стал культ «мудрой старости», пред­полагающий обязательное почитание и поддержку стариков. Им община могла специально отвести удобный участок земли, позволяющий заготавливать сено и получать другую необхо­димую для жизни продукцию. Если же старики по своему здо­ровью и физическим возможностям были не в состояний себя содержать, то их кормила община. Подобная форма милос­тыни сохранилась в крестьянской общине в период Киевс­кой и удельной Руси.

Принцип дарообмена, характерный для первобытнооб­щинного строя, был широко распространен и у восточных славян. Причем устройство такого дарообмена со временем становилось не столько добровольным, сколько обяза­тельным делом. У славян накопленные богатства, включая излишки продуктов, считались личной собственностью толь­ко в процессе собирания, длившегося порой несколько лет. Но после завершения накопления все собранные излишки приобретали своеобразную форму коллективной собствен­ности, т. е. они должны были быть переданы сородичам в виде дара. И чем больше передавалось накопленных излишков, тем выше был престиж, общественное признание дарителя. Наряду с длительным по времени накоплением излишков и передачей их большому числу сородичей практиковался бо­лее скромный потлач, когда один сородич передавал в дар вещи другому сородичу, например, приходя в гости. Такой дарообмен обязательно предполагал отдар. Поводом для ус­тройства потлача мог быть день завершения уборки урожая, хороший улов рыбы или рождение ребенка, новоселье, по­минки и др.

В случае нанесения обиды сородичу со стороны лиц друго­го рода или другой общины практиковалась защита потерпев­шего всем родом. В таком случае здоровые мужчины отправля­лись к обидчику для «выяснения отношений». За нанесенное телесное повреждение наносилось такое же. В существовавших условиях такой обычай играл в определенном смысле позитив­ную роль, сдерживая людей от насильственных и оскорбитель­ный действий. Помощь всем родом не позволяла оставить без­наказанным подобные поступки.

Общинно-родовой характер жизнедеятельности у восточ­ных славян сказывался и на хозяйственных отношениях, на формах хозяйственной помощи. Среди них следует назвать: взаимопомощь сородичей в проведении сельскохозяйствен­ных, строительных и иных работ (помочь); обычай прини­мать в семью сироту как помощника в ведении хозяйства; временная помощь заболевшим сородичам в деле управле­ния хозяйством и др.

Помочью, толокой (талакой) у восточных славян счи­тался обычай спешной помощи сородичам, соседям, одно­сельчанам в проведении различных хозяйственных работ. По­мочан часто, собирали для быстрой уборки хлеба, покоса трав, молотьбы зерна и других сельскохозяйственных работ. При­глашали их и для строительства жилья, сооружения насыпей, различных укреплений от набегов воинственных кочевников. О том, что славянам приходилось создавать укрепления — крепости, сообщают многие древние авторы. Так, Гардизи пи­сал, что у славян есть обычай строить укрепления, небольшие крепости, которые защищают их от нападения неприятелей (мадьяр и др.).

У восточных славян помощь не ограничивалась совмест­ной трудовой деятельностью во время сельскохозяйственных и строительных работ. Случалась, что она была обусловлена и экстремальными ситуациями (пожар, наводнение, массо­вый падеж скота). Помочанам за их труд плату не предлагали. Зато по окончании работ хорошо угощали. В их честь устраи­вали игры, танцы.

Часто у славян пожилые люди, не имевшие наследников, принимали в семью сироту: ведь им становилось трудно справ­ляться с хозяйством и нужен был помощник. Принятый в се­мью сирота должен был почитать своих новых родителей, по­могать им вести хозяйство, а после смерти похоронить их. В данном случае он находил родительскую заботу, необходимое жилье, а пожилые люди — помощника и наследника.

Не оставались без внимания сородичей и заболевшие люди. Община назначала им временных помощников, кото­рые смотрели за малолетними детьми, кормили домашних животных, при необходимости растапливали печь и делали другую хозяйственную работу. Данная форма хозяйственной поддержки одновременно являлась и разновидностью об­щинно-родовой помощи.

Обрядово-культовую направленность несли такие формы помощи, как обращение к силам природы, сопровождаемое угощением нуждающихся, «зажинки» и «дожинки», завер­шаемые подаянием бедствующим, поминальная раздача про­дуктов и вещей бедным сородичам и др.

Славяне обожествляли силы природы, полагая, что боги могут услышать их молитвы и послать на землю, например, долгожданные дожди. А будет достаточно влаги, будет и хо­роший урожай. Моление о дожде, которое часто сопровож­далось угощениями бедных, проходило в четыре разных срока в течение года. Они свидетельствовали о верных агротехни­ческих наблюдениях славян. Как отмечал академик Б.А.Рыбаков, указанные в ритуальном славянском календаре четы­ре срока дождей считаются оптимальными для Киевщины.

Наряду с молитвами о дожде славяне практиковали и та­кой обряд, как закликание весны. Он проводился обычно в первой половине марта. Восточным славянам казалось, что весна может пройти мимо их поселений, если ее не пригла­сить. По сложившемуся обычаю женщины и девушки взби­рались на возвышенные места или на крыши домов и пели песни. Во время припева они поднимали вверх руки и обра­щали молитвенные взоры к небу. Иногда на поле, где соби­рались сеять хлеб, разводили костер и вокруг него на бороне возили наиболее красивую и трудолюбивую девушку. Этот обряд сопровождался трапезами и угощениями бедных.

Особыми формами обрядово-культовой помощи у восточ­ных славян были «зажинки» и «дожинки». С началом жатвы был связан обряд зажинок. Он заключался в том, что пер­вый сноп нового урожая сжинался местным служителем язы­ческого религиозного культа или другим уважаемым и почи­таемым лицом. Этот обряд сопровождался обращениями к Богу с просьбой о помощи, особыми песнями, трапезой и угощениями бедных. Дожинками отмечался конец жатвы, и все внимание теперь обращалось к последнему снопу колось­ев, который торжественно привозился в славянское поселе­ние или оставался в поле до следующего года. Обряд включал в себя песни, танцы, трапезу и угощение лиц, нуждающихся в помощи. При этом считалось, что от количества подаяния в зажиночные и дожиночные дни будет зависеть урожай те­кущего и будущего года.

Филантропическое начало зажиночной и дожиночной традиции сохранилось у народов нашей страны на многие века. В северных деревнях России даже в XIX в. при начале и после окончания земледельческих работ бесплатно кормили бедных, нищих и странствующих. У крестьян сохранялась вера в то, что степенью их бескорыстия будет определяться размер урожая.

Поминальная помощь у восточных славян осуществля­лась в двух основных формах. С одной стороны, она включа­ла в себя передачу семье умершего от сородичей необходи­мых продуктов для поминального обеда, именовавшегося стравой. Тризной у них являлась особая часть погребального ритуала, заключавшаяся в боевых играх, состязаниях, посвященных умершему, что демонстрировало силу живых и, как им казалось, отгоняло этим от них смерть. Позже страва и тризна стали пониматься как один обряд, основой которого стала поминальная трапеза.

Судя по описаниям древних авторов, для поминального обряда в славянских поселениях требовалось большое коли­чество продуктов. В одном из документов, например, гово­рилось о двадцати бочонках меда, которые были использо­ваны для этого. Без помощи сородичей и соплеменников семья умершего не в состоянии была устроить такой поми­нальный обед.

Другой стороной поминальной помощи являлась раздача родными умершего продуктов и вещей бедным сородичам. Такие поминальные раздачи периодически осуществлялись в течение 40 дней после смерти. Этот обычай также сохранился на века. Документальные источники свидетельствуют, что во многих российских селах в XIX — начале XX в. состоятельные крестьяне приносили поминания бедным соседям в виде про­дуктов, отрезов ткани, платков, полотенец и др. В определен­ной мере такая традиция сохраняется у народов нашей стра­ны по сей день.

Анализ форм помощи и взаимопомощи, существовавших у восточных славян, свидетельствует о наличии у них опре­деленной практики поддержки бедных, престарелых, немощ­ных, больных, осиротевших сородичей и односельчан. В ос­нове ее лежали общинные отношения, нормы и традиции. Некоторые из них сохраняют свою значимость и сегодня.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.