Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональное таможенное управление как звено системы таможенных органов: правовой статус, основные задачи, функции и организационная структура




Региональное таможенное управление (РТУ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществ­ляет непосредственное руководство таможенным делом на терри­тории подведомственного ему региона. В непосредственном под­чинении РТУ находятся все расположенные на территории подве­домственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных ФТС России. Кроме того, РТУ осу­ществляет оперативное руководство расположенными на террито­рии подведомственного ему региона учреждениями системы тамо­женных органов (таможенными лабораториями, учебными заве­дениями и др.).

Необходимость создания РТУ как промежуточного звена в си­стеме управления таможенным делом в стране обусловлена в пер­вую очередь огромными размерами таможенной территории Рос­сии. Руководить таможнями и таможенными постами из одного центра при такой огромной таможенной территории невозможно. В связи с этим вся территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные таможенные управле­ния осуществляют деятельность по руководству и координации работы нижестоящих звеньев таможенной системы. Границы та­моженных регионов могут как совпадать, так и не совпадать с гра­ницами субъектов Российской Федерации и административно-тер­риториальных единиц.

Правовой статус РТУ был закреплен в Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 10 октября 2002 г. № 1086. Однако в связи с реформированием системы исполнительной вла­сти, преобразованием ГТК России в ФТС России и переподчине­нием таможенной системы в подведомственное Министерству эко­номического развития и торговли РФ ведомство, положения дан­ного Приказа ГТК России утратят силу по принятии нового соответствующего Общего положения. Аналогичным образом дело обстоит с таможнями и таможенными постами.

Стоит, пожалуй, отметить, что по своей направленности функции РТУ, в основном, совпадают с функциями ФТС России, но по содержанию они, безусловно, различны. Структура управления (в том числе и таможенным делом) такова, что по мере движения сверху вниз по системе управления объект управления масштабно изменяется, изменяется и субъект управления, а управленческие функции конкретизируются с учетом изменения объекта и субъекта] управления.

Для реализации возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач РТУ обладают рядом прав, закреплен­ных Общим положением о РТУ РФ: по изданию в пределах своей компетенции правовых актов по таможенному делу; по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, предприятия-ми, организациями и гражданами; по контролю за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности в подведомственном РТУ регионе; по внесению в ФТС России предложений по совершенствованию таможенного законодательства и практики его применения; по организации борьбы с нарушениями таможенного законодательства; по контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов и др.

Создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений осуществляет Минэкономразвития и торгов­ли РФ по согласованию с ФТС России. Деление территории Рос­сийской Федерации на таможенные регионы осуществляется в со­ответствии с ее делением на федеральные округа.

Типовая организационная структура и предельная штатная
численность региональных таможенных управлений утверждаются ФТС России.

Возглавляет РТУ начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Руководителем ФТС России. Заместители начальника, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля (главный бухгал­тер) и начальник правового отдела РТУ назначаются и освобожда­ются от должности приказами ФТС России по представлению на­чальника РТУ. Начальники иных самостоятельных структурных подразделений РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами начальника РТУ по согласованию с соответствующи­ми структурными подразделениями ФТС России.

Так же как и в ФТС России, в РТУ создается коллегия, которая состоит из начальника управления (председатель коллегии), заместителей начальника управления по должности, иных руководя­щих работников управления и нижестоящих таможенных органов, При этом члены коллегии РТУ, кроме лиц, входящих в нее по дол­жности, утверждаются ФТС России по представлению начальни­ка РТУ. Регламент работы коллегии РТУ также утверждается ФТС России.

РТУ РФ является органом федеральной исполнительной власти, обладает статусом юридического лица и финансируется из средств федерального бюджета.

3.7. Таможни и таможенные посты как звенья системы таможенных органов: правовой статус основные функции и организационная структура

 

Таможни и таможенные посты составляют организационный фундамент системы таможенных органов России, и они решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

Таможня входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. В раде случаев таможни подчиняются непосредственно ФТС России (в частности, Шереметьевская, Домодедовская, Внуковская).

Таможни создаются, как правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона определяется ФТС России с учетом мнения РТУ и может, как совпадать, так и не совпадать с административными границами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на всю территорию Архангельской области, юрисдикция Ростовской таможни — далеко не на всю территорию Ростовской области, а вот Воронежская таможня обладает юрисдикцией на территории трех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовской.

Таможни подразделяются на так называемые «пограничные» и «внутренние». Первые располагаются преимущественно в приграничной зоне в районах транспортных узлов: портов, аэропортов и железнодорожных станций. А вторые — в глубине таможенной территории страны в местах концентрации участников внешнеэкономической деятельности. Деление таможен РФ на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные — со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в зависимости от размеров им присваиваются разряды (категории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего государства.

Таможня является юридическим лицом со всеми присущими юридическому лицу атрибутами.

Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни, в состав которой он входит. В раде случаев таможенные посты могут быть подчинены напрямую РТУ.

Таможенные посты могут различаться по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством решением ФТС России, к компетенции которого отнесено создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов, таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими.

Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конк­ретный таможенный пост и может колебаться от нескольких чело­век до ста и более. Размещение таможенных постов, также как и таможен, строится по территориальному принципу: непосред­ственно вблизи пунктов пропуска через Государственную границу РФ или внутри таможенной территории страны на крупных про­мышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, и иных местах сосредоточения участников внешне­экономической деятельности.

Функции и полномочия таможен и таможенных постов, закрепленные в Общих положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их функцией является непосредствен­ное осуществление таможенного дела на территории подведом­ственного региона. Условно же их функции и полномочия можно разделить на три взаимозависимых группы: экономические (фис­кальные), правоохранительные и организационно-аналитические функции.

Возложенные на них функции таможня и таможенный пост решают непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими орга­низациями, а также гражданами.

Типовая структура и штатная численность таможни и таможен­ного поста утверждается ФТС России. Конкретная структура штатная численность таможни и таможенного поста утверждается вышестоящим таможенным органом.

3.8. Специализированные таможенные органы

 

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 402 ТК РФ федераль­ный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать так называемые «специализи­рованные таможенные органы», компетенция которых в отличие от обычных ограничивается отдельными правомочиями для выпол­нения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении опреде­ленных видов товаров. В соответствии с п. 6.1 Положения о Феде­ральной таможенной службе создание таких специализированных таможенных органов — это компетенция ФТС России.

Специализированные РТУ — это региональные таможенные управления, регионом деятельности которых является вся таможен­ная территория Российской Федерации, созданные для организа­ции и непосредственного руководства теми или иными направле­ниями деятельности таможенных органов (например, реализацией задач обеспечения радиоэлектронной безопасности объектов тамо­женной инфраструктуры и противодействия техническому проник­новению на них, осуществлением специальных операций и пр.).

Первое специализированное РТУ (Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями) было создано в 1995 г. в целях организации в таможенных органах эф­фективной работы по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию таможенных правонарушений. Впоследствии на его базе было создано Главное управление по борьбе с контрабан­дой ГТК России (впоследствии — ФТС России).

Специализированные таможни и таможенные посты — это тамож­ни и таможенные посты, специализирующиеся на регулировании таможенно-правовых отношений при определенных обстоятельствах. Так, например, Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области, Центральная энергетическая таможня — на та­моженном контроле за перемещением энергоносителей через таможен­ную границу Российской Федерации, так называемые «оперативные таможни», существующие в каждом таможенном регионе, — на борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, акцизные таможенные посты, также существующие в каждом таможенном реги­оне, — на таможенном оформлении и таможенном контроле подак­цизных товаров.

 

3.9. Учреждения системы таможенных органов

 

В соответствии с ч. 4 ст. 402 ТК РФ в единую федеральную цен­трализованную систему таможенных органов России помимо таможенных органов входят также не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются ФТС России и служат для обеспечения деятельности таможенных органов при выполнении ими своих задач и функций.

Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможен­ных целях в системе таможенной службы действует целый ряд та­моженных лабораторий во главе с Главной таможенной лаборато­рией (ГТЛ).

ГТЛ является головной экспертно-исследовательской органи­зацией таможенной службы, непосредственно подчиняется ФТС России и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с его структурными подразделениями. Она является юридическим ли­цом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением герба Российской Федерации и своим наименованием, иные печати и штампы, счета (в том числе и валютные) в банках и иных кредит­ных организациях. Имущество, находящееся в оперативном управ­лении ГТЛ, является федеральной собственностью.

Основными задачами ГТЛ являются: организация и совершен­ствование экспертного обеспечения в сфере таможенного дела; проведение экспертиз и исследований товаров в таможенных це­лях; руководство, обеспечение, координация и контроль за деятель­ностью таможенных лабораторий; совершенствование правового регулирования и методического обеспечения деятельности тамо­женных лабораторий; обеспечение таможенных лабораторий ла­бораторным химико-аналитическим оборудованием; организация и проведение прикладных научных исследований и разработок по проблемам экспертного, методического и технического обеспече­ния таможенного дела.

Помимо ГТЛ в таможенной системе действует также целый ряд региональных таможенных лабораторий (например, Южная тамо­женная лаборатория в г. Ростове-на-Дону и др.), которые как и ГТЛ являются экспертно-исследовательскими учреждениями ГТК Рос­сии, обладают статусом юридического лица, имеют самостоятель­ный баланс, печати, а также текущие счета по федеральному бюд­жету и спецсредствам. Для проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела и повышения эффективности работы таможен­ных органов путем создания, внедрения и эксплуатации Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможен­ных органов в структуре ФТС России создан Главный научно-ин­формационный вычислительный центр (ГНИВЦ) — государствен­ное учреждение, действующее на основе соответствующего устава о нем. В этом учреждении в известной мере сочетаются черты на­учно-информационного учреждения и вычислительного центра.

Основными задачами и функциями ГНИВЦ являются: созда­ние, внедрение и эксплуатация ЕАИС таможенных органов, а так­же обеспечение ее жизнедеятельности, в частности, сбор и авто­матизированная обработка исходной информации ведения тамо­женной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; внедрение и машинное ведение системы классифика­ции и кодирования товаров, таможенного тарифа, общероссийс­ких и отраслевых классификаторов.

В системе ФТС России действует и специализированное учеб­ное заведение — Российская таможенная академия (РТА), а также три ее филиала: в Санкт-Петербурге, в Ростове-на-Дону и во Вла­дивостоке. РТА является ведущим в России учебно-методическим, научным и информационно-аналитическим центром по решению проблем, связанных с деятельностью таможенной системы. Она действует на основе утвержденного Приказом ГТК России от 14 апреля 1994 г. Устава таможенной академии. Обучение в академии осуществляется по очной, очно-заочной и заочной формах на трех факультетах: экономическом, юридическом и факультете таможен­ного дела.

Кроме описанных выше, в системе таможенных органов дей­ствует еще целый ряд других специализированных учреждений, основная цель которых, как уже отмечалось, — обеспечение реше­ния таможенными органами поставленных перед ними задач и функций.

 

3.10. Правоохранительная деятельность таможенных органов

Правоохранительная деятельность таможенных органов — это такая их деятельность, которую они осуществляют с целью охраны общественных отношений в области таможенного дела. Основными направлениями правоохранительной деятельности таможенных органов являются:

1. Деятельность по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела — это комплекс согласованных правовых, организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических, оперативно-розыск-ных и кадровых мер, связанных с выявлением преступлений и административных правонарушений в сфере таможенного дела, их пресечением, проведением расследования (по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела) либо проведением дознания (по делам о преступлениях в области таможенного дела), а также с применением к виновным лицам мер административной ответственности (по делам о нарушениях таможенных правил).

2. Деятельность по обеспечению собственной безопасности - это деятельность, включающая в себя комплекс мер, направленных на борьбу с коррупцией и другими должностными преступлениями в таможенных органах в интересах более качественного выполнения стоящих перед ними задач и функций.

3. Деятельность службы таможенной охраны, включающая в себя комплекс мер, необходимых для:

— охраны таможенной границы Российской Федерации, административных зданий, учреждений, организаций и пред­приятий, подчиненных ФТС России, и других объектов таможенной инфраструктуры;

— соблюдения режима зоны таможенного контроля;

— таможенного сопровождения грузов и транспортных средств
и таможенного надзора;

— защиты должностных лиц таможенных органов и членов их
семей от противоправных посягательств.

4. Деятельность по контролю за соблюдением должностными лицами таможенных органов законности при реализации ими своих юрисдикционных полномочий в рамках борьбы с правонарушениями в области таможенного дела, включающая в себя комплекс мер по контролю за полнотой, всесторонностью, объективностью и правильностью (т. е. в рамках действующего законодательства) производства должностными лицами таможенных органов дозна­ния по уголовным делам и производства по делам о нарушениях таможенных правил — мер, проводимых с целью обеспечения и охраны прав и законных интересов лиц, привлекаемых к ответ­ственности.

Действующим законодательством таможенные органы отнесе­ны к субъектам оперативно-розыскной деятельности, осуществ­ление которой вряд ли можно назвать самостоятельным направле­нием правоохранительной деятельности, поскольку реализуется она либо в рамках борьбы с преступлениями и иными правонару­шениями в области таможенного дела, либо в рамках деятельнос­ти по обеспечению собственной безопасности.

 

3.11. Компетенция таможенных органов как органов дознания

 

Дознание в соответствии с положениями ст. 150 УПК РФ представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием).

Предварительное расследование представляет с собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела.

Дознание отличается от предварительного следствия по орга­нам, их осуществляющим, по объему прав участников процесса по срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами. На органы дознания возлагается обязанность принятия необходимых, предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер, необходимых для выявления преступления и обнаружения лиц, его совершивших.

Согласно УПК РФ органами дознания являются: органы внут­ренних дел; органы налоговой полиции; органы Пограничной службы ФСБ России; органы службы судебных приставов. Отнесены к таковым и таможенные органы.

К компетенции дознавателей таможенных органов отнесена функция предварительного расследования преступлений в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ (контрабанда) и ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей). Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ на таможенные органы как органы дознания возложено производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями 2-1 4 ст. 188, а также ст. 189,190 и 193 УК РФ.

Таможенные органы, как органы дознания, обязаны принимая необходимые оперативно-розыскные и иные предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Также таможенные органа обязаны принимать все меры для предупреждения и пресечения преступлений.

Срок производства дознания, по общему правилу, не может превышать 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществ­ляющим надзор, но не более чем на 10 суток.

Дознание в системе таможенных органов осуществляют: ФТС России в лице Управления таможенных расследований и дознания, региональные таможенные управления, оперативные таможни и таможни.

Непосредственно дознание проводят дознаватели этих подраз­делений по поручению начальника соответствующего таможенного органа.

3.12. Таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной деятельности

 

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) представляет со­бой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом, в пределах их полномочий по средством проведения оперативно-розыскных мероприятий целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и гoсударства от преступных посягательств.

Практика оперативно-розыскной деятельности таможенных органов определяет следующие направления ее развития:

— оперативно-розыскная деятельность по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела

— оперативно-розыскная деятельность по обеспечению собственной безопасности таможенных органов.

Таможенным органам, осуществляющим ОРД, запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации. Оперативно-розыскная деятельность базируется на принципах законности уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют оперативно-розыскные мероприятия — действия оперативно-розыскных органов (их должностных лиц) по собиранию информации, имеющей значение для решения задач, определенных для них законом. Оперативно-розыскные мероприятия являются средства ми сбора данной информации.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятии являются:

 

— наличие возбужденного уголовного дела;

— информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

— поручение следователя, указания прокурора или определение суда;

запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.

Действия сотрудников таможенных органов как субъектов опеативно-розыскных деятельности принципиально отличаются от их действий как представителей органов дознания. Дознаватели действуют открыто, официально, от имени государства, а сотруд­ники оперативных подразделений, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность. Поэтому и характер отноше­ний между ними является неправовым, неофициальным. Инфор­мация, добытая оперативным путем, не всегда получает процессу­альное оформление, хотя оперативный сотрудник должен стре­миться как можно быстрее трансформировать оперативные данные в процессуальные доказательства.

Таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право ис­пользовать компьютерные системы, видео- и аудиозапись, кино-и фотосъемку, а также другие технические средства, необходимые для достижения поставленных перед ними целей.

Результаты ОРД используются для подготовки и осуществле­ния следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения нака­зания и без вести пропавших.

Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуще­ствляющего ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд.

3.13. Контроль и надзор за деятельностью таможенных органов

 

В соответствии со ст. 412 ТК РФ (если иное не предусмотрено) Таможенным кодексом РФ и иными федеральными законами) вы­шестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лица в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного орга­на или нижестоящего должностного лица таможенного органа, также принять любые предусмотренные законодательством меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц.

Обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства, в том числе и таможенными органами и их должностными лицами, является одним из полномочий ФТС России, закрепленных в положении о нем. Руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью нижестоящих таможенных органов входит также в перечень основных задач региональных таможенных управлений и таможен.

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется по трем направлениям: инспекционный, фи­нансовый и юридический.

Инспекционный контроль за деятельностью таможенных opганов осуществляется подразделениями таможенной инспекции, основной функцией которой является инспекционная проверка на конкретных участках работы нижестоящих таможенных органов (например, работы по сбору таможенных платежей и перечислению их в федеральный бюджет), выявление и анализ причин и условий, способствующих возникновению негативных явлений в деятельности таможенных органов, обобщение их результатов и представление предложений об устранении выявленных причин и условий.

Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов осуществляет Главное финансово-экономическое управление ФТС России и подчиненные ему отделы бухгалтерского учета и контроля таможенных органов. На данные отделы в числе прочих задач возложены задачи по организации финансового и бухгалтерского учета и контроля за рациональным и экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, которыми располагает тот или иной таможенный орган.

Юридический контроль в таможенных органах осуществляется подразделениями юридической службы — Правовым управлением ФТС России и подчиненными ему правовыми отделами региональ­ных таможенных управлений и таможен. Основными задачами юри­дической службы по контролю за деятельностью таможенных ор­ганов являются использование правовых средств для обеспечения соблюдения законности таможенными органами и их должност­ными лицами, а также осуществление контроля за соответствием действующему законодательству проектов нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись руководству таможен­ных органов.

Осуществление общего надзора за деятельностью таможенных органов и их должностных лиц входит в компетенцию прокурату­ры, на которую Конституцией РФ возложено осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением действую­щих на ее территории законов, обеспечение их верховенства, обес­печение единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Орга­ны прокуратуры, как и иные государственные органы, имеют свою подведомственность, которая определена Приказом Генерального прокурора РФ от 9 апреля 1996 г. «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур». В соответствии с этим приказом прокурорский над­зор за деятельностью таможенных органов осуществляют специа­лизированные прокуратуры — транспортные, систему которых возглавляет Управление Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах.

3.13. Обжалование решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц как элемент обеспечения законности их деятельности

 

Одним из гарантов обеспечения законности в деятельности таможенных органов, свидетельствующим о демократизме таможенного дела в России в целом и процедуры осуществления таможенными органами своей деятельности в частности, является наличие в таможенном праве института обжалования, регламентированного нормами главы 7 ТК РФ.

В соответствии со ст. 45 ТК РФ любое лицо (как физическое, так и юридическое) имеет право обжаловать решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием или бездействием, по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Причем для обжалования такие решение, действие или бездействие должны затрагивать лицо лично, непосредственно и индивидуально: общее несогласие лица с тем или иным решением, действием или бездействием таможенных органов и их должностных лиц, когда таковое непосредствен но и индивидуально это лицо не затрагивает, не может служить основанием для его обжалования.

Законодательство позволяет различать общее право обжалования и специальное право обжалования. Правом на общее обжа­лование обладают все участники таможенно-правовых отношений, обладающие общей правосубъектностью и именно на них распространяются нормы главы 7 ТК РФ. А правом на специальное обжалование обладают лишь те субъекты, которые наделены также и специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Так, например, правом обжалования постановления по делу о нарушении таможенных правил обладает лишь то лицо, в отношении которого оно вынесено.

Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд (арбитражный суд).

Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жа­лоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд (ар­битражный суд) рассматривается судом (арбитражным судом).

Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разреше­ния жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определя­ются законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах. По­рядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения на­правляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц уста­навливаются положениями главы 7 ТК РФ и, как уже было отме­чено, применяются в случае обжалования любых решений, дей­ствий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, за исключением постановлений по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении кото­рых предусмотрен специальный порядок обжалования.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного орга­на подается в вышестоящий таможенный орган.

Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором про­ходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного орга­на—в вышестоящий таможенный орган. Причем в обоих случаях жалоба может быть подана как непосредственно в вышестоящий та­моженный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуется.

Жалоба на решение, действие (бездействие) федерального орга­на исполнительной власти, уполномоченного в области таможен­ного дела, подается в этот орган.

Обязательным условием обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц является соблюдение установленных законом сроков и формы подачи жа­лобы.

Так, жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:

а) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

б) со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ.

В случае пропуска по уважительным причинам срока, для об­жалования по заявлению обратившегося с жалобой лица, этот срок может быть восстановлен таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу.

Жалоба на решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой и должна содержать:

а) наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица таможенного орга­на (если они известны), решение, действие или бездействие которых обжалуются;

б) фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или местонахождение;

в) существо обжалуемых решения, действия или бездействия.

Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездей­ствие) таможенного органа или его должностного лица, может не представлять документы, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе. Однако если представление таких документов имеет существенное значение для рассмотрения жалобы и эти документы отсутствуют в таможенном органе, то таможенный орган, рассматривающий указанную жалобу, вправе за просить их у лица, ее подавшего. В этом случае срок рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица приостанавливается до представления лицом запрошенных таможенным органом документов, но не более чем на три месяца. В случае непредставления лицом запрошенных таможенным органом документов решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы.

По общему правилу подача жалобы на решение, действие та­моженного органа или его должностного лица не приостанавлива­ет исполнения обжалуемых решения, действия. В то же время при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые реше­ние, действие не соответствуют законодательству Российской Фе­дерации, а также в случае, если неприостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер, таможен­ный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или час­тично приостановить исполнение обжалуемых решения, действия до принятия решения по существу жалобы.

Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие или без­действие таможенного органа или его должностного лица, может отозвать ее в любой момент до принятия решения по жалобе. От­зыв жалобы не исключает возможности ее вторичной подачи в рам­ках установленных для этого сроков.

Жалоба на решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена та­моженным органом в течение одного месяца со дня ее поступле­ния в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Этот срок может быть продлен начальником этого тамо­женного органа, но не более чем еще на один месяц, о чем сообща­ется лицу подавшему эту жалобу, в письменной форме с указани­ем причин продления.

Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица принимается в письменном виде по форме, определяемой ФТС России.

По результатам рассмотрения жалобы рассмотревший ее таможенный орган:

1) признает правомерными решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица и от­казывает в удовлетворении жалобы;

2) признает неправомерными решение, действие или бездей­ствие таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетво­рении жалобы полностью или частично.

В случае удовлетворения жалобы на решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица пол­ностью или частично таможенный орган:

а) отменяет полностью или частично принятое таможенным органом или его должностным лицом решение;

б) отменяет принятое таможенным органом или его должност­ным лицом решение и обязывает этот таможенный opган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации либо самостоятельно принимает такое решение, если его приня­тие относится к компетенции таможенного органа, рассмот­ревшего жалобу;

в) признает действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компе­тенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жа­лобы на решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица, направляется лицу, обратившемуся с жалобой. Как и любое другое решение таможенного органа по жалобе может быть впоследствии обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд (арбитражный суд).

3.14. Упрощенный порядок обжалования решения,

действия или бездействия должностного лица таможенного органа

 

В упрощенном порядке могут быть обжалованы решение, дей­ствие или бездействие должностного лица таможни или таможен­ного поста в связи с перемещением через таможенную границу то­варов, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства.

Упрощенный порядок обжалования решения, действия или бездействия должностного лица таможенного органа заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должност­ному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста — к начальнику таможни, в регионе деятель­ности которой находится данный таможенный пост.

Рассмотрение жалобы на решение, действие или бездействие должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.

При обжаловании в упрощенном порядке по желанию лица, об­ратившегося с жалобой на решение, действие или бездействие долж­ностного лица таможенного органа, должностным лицом таможен­ного органа, рассматривающим указанную жалобу, составляется акт о рассмотрении этой жалобы в упрощенном порядке, в котором ука­зываются сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, о лице, обратившемся с жалобой, краткое со­держание жалобы и принятое решение. В случае отказа в рассмотре­нии жалобы на решение, действие или бездействие должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке в этом акте указываются причины такого отказа. Форма акта определяется ФТС России.

Акт о рассмотрении жалобы на решение, действие или бездей­ствие должностного лица таможенного органа в упрощенном по­рядке подписывается должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта вручается лицу, обратившемуся с жалобой.

Рассмотрение жалобы на решение, действие или бездействие Должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи такой жалобы в общем порядке.

 

ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1.Понятие, принципы и особенности государственной таможенной службы.

 

Понятие «таможенная служба» как и многие другие правовые категории можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова под таможенной службой следует пони мать совокупность таможенных органов и учреждений системы таможенных органов, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов. Таможенная служба в узком смысле — это вид профессиональной деятельности по обеспечению полномочий таможенных органов.

Именно на понимании таможенной службы как вида профессиональной деятельности основано сформулированное в ст. 1 Фе­дерального закона РФ 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» определение службы в таможенных органах — служба в таможенных органах (таможенная служба) является особым видом государственной службы граж-дан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных орга­нов Российской Федерации.

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное исполне­ние соответствующих полномочий лицами, находящимися на го­сударственных должностях в таможенных органах.

Государственной службой в таможенной сфере является также служебная деятельность в организациях и на предприятиях, под­ведомственных ФТС России (учреждениях системы таможенных органов), но только теми должностными лицами, которым в уста­новленном Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» порядке присвоены специальные звания либо в соответ­ствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О госу­дарственной гражданской службе Российской Федерации» присво­ены классные чины. В то же время, не всякая профессиональная деятельность в та­моженных органах и учреждениях системы таможенных органов является государственной таможенной службой. В целях техничес­кого обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусмотрены соответствующие должности работ­ников таможенных органов, чья профессиональная деятельность не связана с реализацией функций, прав и обязанностей таможен­ных органов. Перечень таких должностей определяется Руководи­телем ФТС России, а работа в таможенных органах на таких долж­ностях не является государственной таможенной службой.

Государственная таможенная служба основана на нормах Та­моженного кодекса РФ, Федерального закона «О службе в тамо­женных органах» и Федерального закона «О государственной граж­данской службе Российской Федерации» и построена в соответ­ствии с общими принципами организации государственной службы в Российской Федерации, закрепленными в Конституции РФ и Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от И ноября 2003 г.).

Государственная таможенная служба должна строиться в соот­ветствии с общими принципами государственной службы в Рос­сийской Федерации. Сформулируем эти принципы применитель­но к государственной таможенной службе.

При осуществлении государственной таможенной службы дол­жен повсеместно применяться принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями и т. п. Нарушение этого принципа влечет привлечение виновных в этом должностных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина со­стоит в том, что при осуществлении своих полномочий государ­ственные таможенные служащие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с принципом единства системы государствен­ной власти и разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами государственная таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Из принципа единства системы государственной власти выте­кает принцип единства основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе, в соответствии с которым строится вся систе­ма государственной службы в Российской Федерации, в том числе и государственная таможенная служба. Такое единство в таможен­ной службе обеспечивается единством системы таможенных орга­нов и учреждений системы таможенных органов, единством задач и функций в данной системе.

В соответствии с принципом равного доступа граждан к государ­ственной службе все граждане Российской Федерации без какой-либо дискриминации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют право на замещение долж­ности в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов. Требования к кандидату на должность обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей.

Принцип профессионализма и компетентности государствен­ных служащих является одной из гарантий правильной организации и нормального функционирования государственной таможенной службы. Учитывая сложный, многофункциональный характер таможенного дела, важно подчеркнуть необходимость наличия как общей, так и специальной подготовки таможенных служащих.

Принцип обязательности для государственных служащих реше­ний вышестоящих органов и должностных лиц, принятых ими в пре­делах их полномочий и в соответствии с законодательством. Этот принцип распространяется и на государственную таможенную службу.

В соответствии с принципом гласности в осуществлении государ­ственной службы в Таможенном кодексе РФ предусмотрен институт информирования и консультирования по таможенным вопросам. Нормами главы 4 ТК РФ закреплена обязанность таможенных ор­ганов предоставлять информацию о принимаемых решениях, дей­ствиях или причинах бездействия таможенных органов и их долж­ностных лиц, а также о положениях действующего таможенного законодательства.

Принцип ответственности государственных таможенных слу­жащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполне­ние или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей занимает особое место в системе государственной таможенной службы и ему посвящен отдельный вопрос курса.

Принцип внепартийности государственной службы и принцип отделения религиозных объединений от государства. Взаимоотноше­ния между государственными таможенными служащими и поли­тическими партиями и религиозными объединениями определя­ются конституционными принципами свободы убеждений, свобо­ды совести и вероисповедания. Лица, находящиеся на таможенной службе, пользуются свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободой принадлежности к любым поли­тическим партиям и объединениям, а также правом выдвигать свою кандидатуру на выборы от любой политической партии. В то же время в соответствии с рассматриваемыми принципами государ­ственной службы не допускается создание в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов каких либо партий, движений и объединений, преследующих политические цели.

В соответствии с принципом социальной защищенности государ­ственных служащих государство гарантирует государственным та­моженным служащим стабильное денежное содержание, оплачи­ваемые отпуска, пенсионное обеспечение, медицинское обслужи­вание и прочие гарантии.

Принцип стабильности государственной службы состоит в том, что положение государственного таможенного служащего не дол­жно зависеть от политической конъюнктуры в стране, от конкрет­ной личности политического руководителя и от каких-либо не­обоснованных организационных импровизаций вышестоящих должностных лиц.

4.2. Понятие и признаки государственного таможенного служащего, их виды

 

Законодательное определение понятия «государственный та­моженный служащий» отсутствует. Неоднозначен и подход к этому понятию и среди авторов учебников по таможенному праву. Представляется, что определять его нужно опираясь на федераль­ные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах»: государственным таможенным служащим является гражданин Российской Федера­ции, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по занимаемой им должности в таможенных органах и организациях таможенной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета, и которому в порядке, предусмотренном законом, присвоено специальное звание или классный чин.

Государственные таможенные служащие подразделяются на сотрудников таможенных органов и на иных должностных лиц таможенных органов. Первым присваиваются специальные звания и их деятельность (порядок и условия прохождения службы) регламентирована положениями Федерального закона «О службе в таможенных органах», а вторым — классные чины гражданской службы и их деятельность строится в соответствии с положениями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Данное выше определение позволяет выделить следующие при- знаки государственного таможенного служащего:

1) принадлежность к российскому гражданству;

2) замещение должности в таможенных органах и организациях таможенной службы;

3) выполнение обязанностей, определяемых занимаемой должностью;

4) получение за выполнение этих обязанностей денежного вознаграждения за счет средств федерального бюджета; наличие присвоенного в установленном законом порядке специального звания или классного чина.

4.3. Должности и специальные звания сотрудников таможенных органов

 

Система должностей сотрудников таможенных органов стро­ится по иерархическому признаку, подразделяясь на следующие четыре группы: младший состав, средний начальствующий состав, старший начальствующий состав и высший начальствующий со­став. Перечни должностей младшего состава, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания, а также квалификационные требования к сотрудникам, занимающим указанные должности, утверждаются ру­ководителем федерального органа исполнительной власти, упол­номоченного в области таможенного дела. Перечень должностей государственных таможенных служащих высшего начальствующе­го состава и соответствующие им специальные звания утвержда­ются Президентом РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О службе в таможен­ных органах Российской Федерации» сотрудникам таможенных органов могут быть присвоены следующие специальные звания:

— младшему составу — прапорщик таможенной службы; стар­ший прапорщик таможенной службы;

— среднему начальствующему составу — младший лейтенант таможенной службы; лейтенант таможенной службы; стар­ший лейтенант таможенной службы; капитан таможенной службы;

— старшему начальствующему составу — майор таможенной службы; подполковник таможенной службы; полковник та­
моженной службы;

— высшему начальствующему составу — генерал-майор тамо­женной службы; генерал-лейтенант таможенной службы;
генерал-полковник таможенной службы; действительный государственный советник таможенной службы.

Специальные звания, присваиваемые сотрудникам таможен­ных органов в соответствии с занимаемыми ими должностями под­разделяются на первое и очередные. Первое специальное звание до капитана таможенной службы включительно присваиваются начальниками таможенных органов и организаций таможенной службы, которым такое право предоставлено Руководителем ФТС России. Первое специальное звание сотруднику таможенных органов, назначенному на должность среднего или старшего началь­ствующего состава, и очередные специальные звания от майора до, полковника таможенной службы включительно присваиваются Руководителем ФТС России.

Специальные звания от генерал-майора таможенной службы и выше присваиваются Президентом РФ по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномо­ченного в области таможенного дела.

Присвоение специальных званий сотрудникам таможенных органов осуществляется в последовательном порядке при соответ­ствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании.

Очередное специальное звание как поощрение за добросовест­ное исполнение должностных обязанностей может быть присвоено и до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании, но оно не может быть выше звания, соответствующего должности. За особые заслуги очередное специальное звание на одну ступень выше соответствующего должности может быть присвоено по истечению срока выслуги в специальном звании.

Представление к присвоению очередного звания сотрудника таможенных органов, который имеет дисциплинарное взыскание (кроме объявленного устно) либо в отношении которого возбуж­дено уголовное дело или проводится служебная проверка по фак­там нарушения им служебной дисциплины, не производится до снятия дисциплинарного взыскания либо прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или окончания служебной проверки.

Начальник таможенного органа, необоснованно задержавший представление своего сотрудника к присвоению очередного спе­циального звания, несет дисциплинарную ответственность.

4.4. Прохождение государственной таможенной службы

 

Под прохождением государственной таможенной службы следу­ет понимать совокупность юридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение государственных таможенных слу­жащих и его динамику. К таким фактам относится: поступление на таможенную службу, назначение на должность, присвоение специ­ального звания или квалификационного разряда, заключение кон­тракта, служебная аттестация, перемещение по службе и др. Понятие «прохождение службы» следует рассматривать в двух аспектах: временном и содержательном. Временной аспект прохож­дения службы охватывает период времени, начинающийся с мо­мента поступления на таможенную службу и заканчивающийся прекращением служебных отношений, т. е. оставлением службы. Содержательный аспект прохождения службы характеризует ди­намику служебно-правового положения таможенного служащего в указанный временной период, иными словами — этапы прохож­дения таможенной службы.

Правом поступления на государственную таможенную службу обладают граждане России, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и со­стояния здоровья обеспечивать выполнение функций, возложен­ных на таможенные органы. При поступлении на государственную таможенную службу и при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в за­висимости от пола, расы, национальности, происхождения, иму­щественного и должностного положения, места жительства и ряда иных обстоятельств. Гражданин не может быть принят на государ­ственную таможенную службу и находиться на ней лишь в следую­щих строго оговоренных в законе случаях: признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; наличия у него неснятой или непогашенной судимости; лишения его судом права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; наличия у него заболевания, пре­пятствующего выполнению должностных полномочий; и др.

Прохождение государственной таможенной службы осуществ­ляется на контрактной основе. Контракт о службе заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом (учреждением таможенной службы) в лице его начальника с соблюдением установленных требований. В ряде случаев контракт заключается с вышестоящими таможенными органами. Порядок заключения контракта и его типовая форма также устанавливаются Руководителем ФТС России.

Замещение должностей государственной таможенной службы осуществляется путем назначения на должность, либо по результатам конкурса. Перечень должностей государственной таможен ной службы, замещение которых осуществляется на конкурсной основе определяется Руководителем ФТС России.

При поступлении гражданина на государственную таможен­ную службу может устанавливаться испытание сроком до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. Цель испытания — про­верка профессиональной пригодности.

Прохождение государственной таможенной службы связано с периодической аттестацией таможенных служащих, а также с повышением их квалификации в специально созданных учебных заведениях — Российской таможенной академии и ее филиалах. Ат­тестация проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного таможенного служа­щего занимаемой им должности, либо для решения вопроса о представлении таможенного служащего к государственной награде Рос­сийской Федерации.

Неотъемлемым условием прохождения гражданином государ­ственной таможенной службы является возможность перемещения его по службе:

— на высшую должность — в порядке продвижения по службе с согласия самого таможенного служащего;

— на равнозначную должность — с согласия таможенного слу­жащего либо для более целесообразного его использования
с учетом деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию
здоровья или возрасту;

— на другую должность в том же таможенном органе или орга­низации таможенной службы, в другой таможенный орган в той же местности или на службу в другую местность (перевод по службе) – по инициативе начальника таможенного органа с согласия таможенного служащего, если иное не оговорено в контракте;

— на нижестоящую должность – при сокращении штатов, в случае невозможности перемещения на равнозначную дол­жность с согласия таможенного служащего, а также по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключе­нием, по личной просьбе либо по служебному несоответ­ствию в аттестационном порядке с согласия таможенного служащего;

— при поступлении на учебу с освобождением от занимаемой должности, а также при назначении на должность после окончания учебы;

— при привлечении таможенного служащего к выполнению специального задания, а также в порядке прикомандирования его к органу государственной власти Российской Федерации и иным организациям.

Перемещение по службе всегда оформляется приказом началь­ника соответствующего таможенного органа с указанием основа­ния перемещения.

Необходимым условием прохождения государственной тамо­женной службы является служебная дисциплина, а также внутрен­ний распорядок, продолжительность служебного времени, отпус­ка, денежное и материальное обеспечение, государственное лич­ное и дополнительное социальное страхование, льготы, гарантии и компенсации таможенным служащим.

Прохождение государственной таможенной службы прекраща­ется в результате увольнения государственного таможенного слу­жащего из таможенных органов, либо в результате его смерти (ги­бели).

 

4.5. Права и обязанности государственных таможенных служащих

Для успешного осуществления своей служебной деятельности государственному таможенному служащему предоставлены следующие права:

1) право на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности таможенного служащего по занимае­мой должности, а также критерии оценки качества прохож­дения службы, способствующие продвижению по службе;

2) право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных
обязанностей;

3) право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей любых организаций не­
зависимо от форм собственности;

4) право на принятие решений и участие в подготовке и приня­тии решений в соответствии с должностными обязанностя­ми, что означает возможность участия таможенного служащего в обсуждении и решении вопросов деятельности как таможенного органа или учреждения таможенной службы в целом, так и его конкретных подразделений, а также выступать с обоснованной критикой неправильных действий других сотрудников и вносить соответствующие предложения;

5) право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе, что
обеспечивает реализацию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе;

6) право на продвижение по службе, а также на увеличение раз­мера денежного содержания с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;

7) право на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на со­
держание ФТС России;

8) право на применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного
оружия в порядке и случаях, предусмотренных нормами § 3 главы 39 ТК РФ.

Таможенные служащие наделены также рядом прав, сопутству­ющих их служебной деятельности. Это такие права как: право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзы­вами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу своих объяс­нений; право на проведение по его требованию служебного рас­следования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; право на пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет и др.

К основным обязанностям государственных таможенных служа­щих относятся:

1) обязанность обеспечивать соблюдение Конституции РФ и федеральных законов;

2) обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и за­конных интересов граждан в таможенно-правовой сфере;

3) обязанность выполнять приказы и распоряжения вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные
ими в пределах их должностных полномочий (за исключением заведомо незаконных);

4) обязанность в пределах своей компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также обращения государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

5) обязанность соблюдать установленные в таможенных орга­нах правила внутреннего распорядка, порядка обращения
со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;

6) обязанность поддерживать уровень квалификации, необхо­димой для исполнения своих должностных обязанностей;

7) обязанность хранить, государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь
и достоинство граждан.

Конкретные (функциональные) обязанности государственных таможенных служащих зависят от занимаемой должности и опре­деляются должностными инструкциями.

 

4.6. Правоограничения государственных таможенных служащих

 

Правоограничения государственных таможенных служащих - это установленные законом запреты на осуществление действий, несовместимых со статусом государственного таможенного служа­щего. К ним относятся:

— запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятель­ности;

— запрет совмещать таможенную службу с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной
власти, органов законодательной власти субъектов Россий­ской Федерации, а также органов местного самоуправления;

— запрет заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц;

— запрет состоять членом органа управления коммерческой организации (за исключением ряда оговоренных в законе случаев);

— запрет быть поверенным или представителем по делам тре­тьих лиц в таможенных органах;

— запрет на использование в неслужебных целях средства ма­териально-технического и информационного обеспечения,
финансовых средств, другого государственного имущества, а также служебной информации;

— запрет на получение гонораров за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;

— запрет на получение от физических и юридических лиц по­дарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, средств на
оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений, связанных с исполнением служебных обя­занностей;

— запрет принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, а
также международных и иностранных организаций;

— запрет выезжать в служебные командировки за пределы России за счет с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.262 сек.