КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Просвещения в России
Идеология и философия европейского Просвещения проникают в Россию и становятся популярными после петровских преобразований начала 18 века.
М. В. Ломоносов (1711-1765) – ученый, который в философии придерживался эмпирического (опытного) метода. Считал, что философия, в зависимости от предмета, делится на две части: духовную (религиозную) и опытную (научную). «Нельзя по Псалтыри изучать природу, как нельзя циркулем измерить божественную волю». Вершиной философии российского Просвещения является творчество А.Н.Радищева. А.Н. Радищев «О человеке, его смерти и бессмертии» - философская антропология. Философская антропология занимает центральное место в русской философии, тогда как теория познания (гносеология) — центральная в западной философии — занимает в русской философии скромное место.
Русская философия 19 века
Чаадаев Пётр Яковлевич (1793-1856) Автор 8 «Философических писем» и «Апологии сумасшедшего». Самое известное его произведение - «Первое философическое письмо». В данном письме обозначил важнейшую тему русской философии – «русскую идею» - предназначение России в мировой истории, её отношение к Западу, направление и методы развития России. В «Первом письме» Чаадаев дает неутешительный анализ прошлого, настоящего и будущего России. Прошлое России темно, лишено героизма и рыцарских доблестей. Настоящее: опасная пропасть между дворянством и крестьянством, отсталость. Будущее: непредсказуемо.. «Первое философическое письмо» П.Я.Чаадаева вызвало в обществе споры и тем самым сыграло важную роль в формировании двух главных направлений русской общественной мысли: славянофильства и западничества.
Славянофильство. Лидер – А.С.Хомяков. В своей статье «О старом и новом» выступил в защиту идеалов допетровской Руси и с критикой подражания Западу. За исконно-русские начала (самодержавие, православие, народ). Считал, что дворянство должно обратиться к национальной культуре и традициям, а народ должен быть освобожден и получить доступ к образованию. Соборность – ведущий славянофильский социально-религиозный идеал — свободное единство людей во Христе. Прообразом соборности у славянофилов является русская крестьянская община. Апокатастазис – идея всеобщего воскресения и спасения людей, независимо от национальности и веры. Идея апокатастазиса проходит красной нитью через всю русскую философию. Представители славянофильства: И.В.Киреевский, П.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин и др.
Западничество. Лидер — А.И.Герцен, самый известный оппонент А.С.Хомякова. Западники считали, что европейский, западный путь развития является универсальным и единственно прогрессивным как для России, так и для всего остального мира. России необходимо преодолеть свою исторически традиционную отсталость путем революционных (революционные демократы, социалисты и коммунисты) либо эволюционных (либералы) преобразований. В целом западники весьма противоречиво относились к Западу, зачастую подвергая критике буржуазный характер западного общества.
Направления: 1) Русский либерализм Выступали за постепенные буржуазно-демократические реформы (конституционная монархия, избирательные права, парламент, независимый суд и др.). Либерализм в России не пользовался массовой поддержкой. Представители: профессора Московского университета Т.Н.Грановский, С.М.Соловьёв и др.
2) Революционные демократы. Выступали за революцию в России – переход к социализму и коммунизму, бесклассовому обществу. Народники, марксисты, анархисты. В конечном итоге победили марксисты. С 1917 по 1991 направление развития России определялось марксистско-ленинской теорией. С 1991 по настоящее время – буржуазно-либеральная идеология. Представители: В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Д.С.Писарев и др. Русский марксизм: Плеханов Г.В — популяризатор марксистской идей в России. Лидер русских марксистов–большевиков — В.И.Ленин. Автор «Философских тетрадей» Внес существенный вклад в развитие марксистской теории — марксизм—ленинизм.
Философия всеединства Во второй половине 19 века в России появляется национальная философия – философия всеединства (основное направление русской религиозной философии). Основатель: В.С.Соловьёв (1853-1900). Автор работ: «Смысл любви», «Общий смысл искусства», «Красота в природе», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание Добра» и др. Всеединство применяется В.С.Соловьёвым по отношению к Богу и Вселенной. Вселенная, Земля представляет собой всеединство. Всё, что делается на Земле имеет вселенский характер. Всеединство живой природы, всеединство человечества, всеединство культуры, всеединство самого человека (разума и чувств, слова и дела – цельность личности). Представители школы всеединства: Е.Н.Трубецкой, С.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др. Философия всеединства дала начало философии русского космизма. Основатель — Н.Ф.Федоров, автор книги «Общее дело». Предлагал воскресить с помощью науки всех людей и освоить космическое пространство. Представители: Циолковский К.Э. – ученый и мыслитель, основатель космонавтики и ракетостроения. Вернадский В.И.: ввел понятия «биосфера», «ноосфера». Чижевский: «Теория зависимости социальной активности от солнечной активности». Спад солнечной активности – спад социальной активности. Бердяев Н.А. (1874 — 1948) — крупнейший русский философ 20 века. Основатель русского религиозного экзистенциализма и персонализма, автор работ «Самопознание», «Русская идея», «Философия свободного духа», «Смысл истории» и др. В творчестве Бердяева Н.А. получили развитие философская антропология, философия культуры, философия истории; тема России, русской интеллигенциии и исторической судьбы России. Марксистско-ленинская философия.
После победы Октябрьской революции 1917 года, марксистско-ленинская философия становится основой коммунистической идеологии СССР и советского мировоззрения, основой советского государства - ведущая и единственная в СССР философия. Религиозная и западная философия в СССР подвергались критике систематической критике. С 1991 г. в России стал возможен философский плюрализм. Возрождается религиозная философия и другие направления немарксистской философии.
Тема 7. Онтология. Учение о бытие
1. Понятие «бытие». Структура и формы бытия
Бытие – это наиболее обобщенная, предельная категория, обозначающая все существующее.
Бытие (структура) 1. материальное; 2. идеальное.
Материальное бытие – объективная реальность, данная человеку в его ощущениях.
Идеальное бытие (духовное) – субъективное отражение объективной реальности.
Формы бытия: 1. Бытие природы (вселенной, космоса) 2. Бытие Земли 3. Бытие живой природы 4. Социальное бытие 5. Бытие памятников культуры 6. Индивидуальное бытие
Концепции бытия: 1. Монистические Рассматривается единая субстанция бытия. Примеры: объективный идеализм (Бог, высший разум), материализм (материя - субстанция). Большинство философских учений предлагают монистические концепции бытия.
2. Дуалистические В качестве начала бытия рассматривается две субстанции. Р. Декарт – материя и сознание.
3. Плюралистические В основе бытия – множество субстанций (учение о монадах Лейбница).
2. Атрибуты бытия: Движение. Пространство. Время.
Атрибут – неотъемлемое, существенное и необходимое качество предмета. Движение – любое изменение Развитие – целенаправленное качественное движение. Развитие может иметь два направления: прогресс и регресс. Прогресс – поступательное развитие от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Регресс – развитие от сложного к простому, от более совершенного к менее совершенному.
Законы развития: Это законы диалектики. Движение имеет формы: -механическое движение; -физическое движение; -химическое движение; -биологическое движение; -социальное движение. Высшая форма движения может определять собой низшие формы движения.
Пространство характеризует внутреннюю структуру предмета, а так же рядоположенность предметов. Свойства пространства: 1. трехмерность 2. симметрия 3. единство непрерывности и прерывности пространства
Время характеризует протяженность изменений, происходящих с предметом. Свойства: 1. одномерность 2. ассиметрия 3. единство непрерывности и прерывности
Время характеризует протяженность изменений, происходящих с предметом.
Свойства: 1) одномерность 2) асимметрия 3) единство непрерывности и прерывности
Свойства пространства и времени бесконечны.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |