Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема смысла жизни человека. Проблема смерти и бессмертия




Человек и природа, человек и общество. Индивид, индивидуальность, личность

Тема 9. Философская антропология

Человек – психо-физическое, биосоциальное существо. Главное свойство – способность к целенаправленной деятельности. В отечественной и зарубежной психологии, педагогике и философской антропологии остро стоит вопрос о соотношении двух начал в человеке: природного и социальноприобретённого.

1) Натурализм.

Человек – это биологическое существо. Его многое роднит с животным миром. В основном руководствуется инстинктами. Например, фрейдизм.

2) Социоцентризм.

Человек - это социальное существо. Огромное значение имеет социальное происхождение, воспитание, образование человека.

Марксизм: сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Человек – продукт своего класса.

3) Идеализм.

Человек – это духовное существо. Сущность человека – душа, дух.

Например, платонизм и неоплатонизм, религиозная философия.

 

Индивид — любой представитель человечества.

Индивидуальность – совокупность неповторимых черт человека.

Личность — совокупность социальнозначимых черт человека.

 

Объективно возникает проблема смысла жизни, так как человек знает о конечности своего существования. Варианты смысла жизни:

1) Выполнение долга (общественный, родительский, семейный и т.д.)

2) Удовольствие, наслаждение (от искусства, пищи, общения и т.д.)

3) Личное счастье – эвдемонизм. Самореализация личности. Гармония с окружающим миром. Любовь.

4) Сциентизм. Накопление знаний. Обучение чему-то новому.

5) Спасение – религиозный смысл жизни. Аскетизм – добровольное самоограничение как воспитание духа.

Варианты решения проблемы бессмертия:

1)Душа, дух – бессмертны, тело смертно. Древнеиндийская философия, Пифагор, Платон, неоплатонизм.

2)Бессмертны и душа и тело. Христианство, ислам.

3)Научно-философский, материализм - бессмертны дела, память о человеке. Марксизм.

4)Человек бессмертен, так как атомы его тела неуничтожимы. К.Э.Циолковский.

 

Тема 10. Социальная философия

 

1. Общество и его структура.

Общество, социум — совокупность людей. Общество имеет следующую структуру: человечество, нация, класс, народ, племя. Человечество — совокупность всех людей на Земле. Нация — исторически сложившаяся в буржуазную эпоху совокупность людей, объединенных одним языком, территорией, хозяйственными связями, культурой. Класс — совокупность людей, объединенных отношением к собственности, средствам производства (К.Маркс). Народ — исторически сложившаяся в феодальную эпоху совокупность людей, объединенных языком, культурой и традициями, территорией и хозяйственными связями. Племя _ исторически сложившаяся в первобытную эпоху совокупность людей, объединенных языком, обычаями, хозяйством, территорией, кровнородственными связями.

 

В структуре общества выделяют два уровня: общественное сознание и общественное бытие. Общественное сознание есть отражение общественного бытия. В основе общественного бытия лежит практика, ведущей сферой которой является производство материальных благ.

Общественное сознание делится на два уровня: идеология и общественная психология. Идеология есть теория, социальная программа, выдвигающая цели и средства общественного развития. Общественная психология есть отражение в массовом сознании социальной действительности, надежд и ожиданий людей. Общественное сознание имеет следующие исторически сложившиеся формы: политика и право, философия, наука, искусство, мораль, мифология, религия.

 

2. Культура как социально-историческое явление. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

Понятие «культура» возникло в латинском языке и первоначально означало «обработка земли», впоследствии древнеримский философ и оратор Марк Туллий Цицерон стал подразумевать под «культурой» процесс «обработки души человека», т.е. воспитание и образование человека. Ныне под культурой понимают совокупность духовных и материальных благ, созданных человечеством. Под «цивилизацией» понимают уровень развития государства и права, материального производства.

В отношении общественного развития возникли две концепции: формационная и цивилизационная. Формационная концепция — человечество развивается по единым законам, проходя универсальные этапы развития. Учение К.Маркса о общественно-экономических формациях, Ф.Энгельс — общества проходят три стадии развития: дикость, варварство, цивилизация. Американский социолог Белл — общества проходят три стадии развития: доиндустриальное (традиционное, аграрное), индустриальное (модернистское), постиндустриальное (постмодернистское). Цивилизационная концепция -

каждое общество уникально и развивается самостоятельно, т.е. существуют отдельные исторические цивилизации, но нет формаций. Культурологические концепции О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева, П.А.Сорокина.

 

3. Глобальные проблемы современности и будущее человечества

 

Глобальные проблемы — общечеловеческие проблемы, от решения которых зависит будущее человечества. К ним относятся: экологические проблемы, социальные и демографические проблемы, проблемы ядерной угрозы — появились в 20 веке; проблема международного терроризма - появилась в 21 веке. Футурология — наука о будущем. Концепции будущего развивают ученые-футурологи. Американский ученый Хаттингтон развивает концепцию «войны цивилизаций» - христианской и исламской. Другой американский ученый Тоффлер развивает концепцию

постиндустриального общества. Также широко известны футурологические концепции Фукуямы («Конец истории» - победа либерализма), Фуко.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.