Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОНТОЛОГИЯ – это развернутое философское учение о природе, сущности и устройстве мира




Опираясь на данные о природе, естественнонаучные теории рассматривают: эволюцию, структуру и виды материи, взаимосвязь между разными формами существования, возникновение человека и общества, специфику бытия, включает в себя философию общества и природы.

Вторая сторона основного вопроса философии: (о познаваемости мира). Это тот же вопрос о соотношении материи и сознания, но в другом аспекте. Наше сознание в своих понятиях верно определяет мир таким, какой он есть или нет?

1) Гностицизм, рационализм (рацио – разум) философское учение, признающее познаваемость мира. Это вера человека в свои силы, разум перед природой. При этом, процесс познания является исторически длительным и даже бесконечным. Внутренне он противоречив. Сознание (интеллект) является общественным продуктом. Язык – это материализованный интеллект.

2) Агностицизм – «незнание». Учение, отрицающее познаваемость мира. Причины агностицизма в сложностях познания:

А) Мир бесконечен, а человек конечен.

Б) Имеет социальные корни (Социальное неравенство, религия)

 

Несмотря на прогресс, человек не может разобраться ни в окружающем мире, ни в себе.

 

РЕЛИГИЯ – сердце бессердечного мира, это стон дрожащей твари, вопль страха и одиночества, это пустота и тоска человечества по бессмертию, это "опиум для народа" (Маркс). Она упорядочивает, придает смысл человеческой жизни. Регламентирует жизнь, утешает.

 

Из решения второй стороны вопроса философии развертывается: учение о человеческом познании (ГНОСЕОЛОГИЯ).

Различают источники и формы познания, верное и неверное, истина - заблуждение.

Виды познания: искусство, мистика. Между научным и ненаучным познанием тонкая грань.

Религия – это специфическая форма признания непознаваемости мира человека. Исторически, религия – это первая форма познания. Религия предшествует философии. Религия порождает мировоззренческую проблематику – проблематику социальной и человеческой жизни. Религия порождает трансцедентальные вопросы бытия:

· О сущности Бога;

· О бессмертии души;

· О потустороннем мире;

· О смысле человеческой жизни.

В последствии эта проблематика переходит в философию. Отличие философии в методах познания: религия - слепая вера, философия – познание, опирающееся на науку. Таким образом, основной вопрос философии детерминирует два важнейших раздела философского знания:

· Онтологию (о бытии);

· Гносеологию (теорию познания).

Рассматривая бытие и познание, философия обнаруживает закономерности их развития, таким образом, философия переходит в 3 раздел – Диалектику – учение о всеобщих законах бытия, законах развития. Диалектика является общим методом познания. Диалектике исторически предшествует МЕТАФИЗИКА.

Согласно МЕТАФИЗИКЕ:

· источник движения – бог (что-то вне материи - природы);

· нет никакого качественного развития;

· мир идентичен во времени и пространстве;

· движение и развитие мира понимается так: ­ или ¯, или - по кругу.

Диалектика развивает два основных принципа и три основных закона.

ПРИНЦИПЫ:

1. Принцип всеобщей взаимосвязи явлений. (Принцип причинно-следственной связи). Статистические, вероятностные взаимосвязи. Любое явление окружающего мира связано с другими явлениями.

· Прямые связи

· Опосредованные, сложные связи и явления.

Из этого вытекают принципы научного познания:

· Принцип объективности

· Принцип всесторонности

· Принцип конкретности

· Принцип историзма

Главный принцип – Принцип причинности (Детерминизм).

 

2. Принцип развития.

Суть: ученые, философы убеждены что мир, в котором мы живем, это движение, изменение и развитие (от простого к сложному, от хаоса к порядку). При этом само развитие является сложным, но закономерным процессом.

 

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ:

1. Закон единства и борьбы противоположности – это источник развития, законности борьбы противоположностей.

Др. Китай: «Нет лотоса без стебля, нет счастья без обмана, нет любви без горечи».

Эти противоположности находятся:

· в единстве;

· в борьбе.

Это приводит к временной устойчивости. Борьба противоположностей является абсолютной. Диалектика бытия отражается в мышлении, языке. В любом тождестве внутренне содержится различие

ЖИЗНЬ – ЭТО БОРЬБА!

2. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Количество – это безразличное к качеству самого предмета (цвет, объем).

Качество – это то, что делает данный предмет самим собой. Совокупность основных свойств данного предмета определяется внутренней структурой.

Закон говорит, что постепенные количественные изменения приводят к резким качественным изменениям предмета. Развитие непрерывно, преемственно, постепенно и резкие скачки одновременно.

Важнейшее понятие – МЕРА. Это единство количественной и качественной стороны предмета. Мера – область количественных изменений, в пределах которой количество остается неизменным (вода от 00 до 1000).

 

3. Закон отрицания отрицания.

Отрицание – есть разрушение старого. Раскрывает направление и форму развития. В диалектике отрицать – не значит просто сказать нет, объявить вещь несуществующей или разрушить ее полностью. Диалектическое отрицание - это творческое отрицание, когда нечто не просто отбрасывается или отрицается, а «снимается» сохранение старого, положительного на новой основе, в новом.

Ступень второго отрицания восстанавливает некоторые черты исходного состояния.

Сам ГЕГЕЛЬ объяснял этот закон с помощью ТРИАДЫ:

1 ступень – ТЕЗИС (первое отрицание)

2 ступень – АНТИТЕЗИС (второе отрицание)

3 ступень – СИНТЕЗ (первое плюс второе отрицание)

Этот закон дает спираль развития, раскрывает спиралевидную форму развития.

 

Существуют парные категории диалектики. Это понятия, в которых фиксируется определенные противоположности:

· единичное и всеобщее;

· явление и сущность;

· форма и содержание;

· причина и следствие;

· случайное и необходимое.

Все парные категории подчиняются всем трем законам.

Теоретическая философия (онтология, гносеология и диалектика) тесно связаны с практической философией. Между теоретической и практической философии существует единство, логическая целостность, взаимосвязи. В каждой предметной области философии мы решаем основные вопросы философии на конкретном материале.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.